Файл: Административные правонарушения в сфере коммерческой деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
деньги, построенные на взаимной выгоде заинтересованных лиц и организаций.

Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность предусмотренных административно-правовой нормой признаков, характеризующих его внешнее проявление.

Объективную сторону составляют внешние признаки и обстоятельства поведения нарушителя. Факультативными (дополнительными) признаками объективной стороны являются обстановка, время, место, орудие и способ совершения административного правонарушения.

Признаки объективной стороны административных правонарушений в сфере коммерческой деятельности указываются в статьях КоАП РФ и в статьях законов субъектов РФ об административных правонарушениях, иногда в некоторых подзаконных нормативных правовых актах (например, в Правилах дорожного движения, Правилах торговли и т.п.).

Субъективную сторону административного правонарушения для физического лица составляет психическое отношение лица к совершенному им деянию и его последствиям в момент совершения административного правонарушения. Ее образует вина нарушителя.

Факультативными признаками субъективной стороны являются цель и мотив совершенного деяния.

Вина физического лица выражается в форме умысла (прямого или косвенного) либо в форме неосторожности (легкомыслия или небрежности).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

Субъективную сторону административного правонарушения для юридического лица составляют условия его виновности:

  • наличие обстоятельств, подтверждающих непринятие юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;

  • наличие у юридического лица возможности принятия таких мер (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).


При этом КоАП РФ подчеркивает, что привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за совершенное административное правонарушение юридическое лицо. И наоборот, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административные правонарушения в сфере коммерческой деятельности можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от источника, устанавливающего состав административного правонарушения, можно выделить административные правонарушения, установленные КоАП РФ, и административные правонарушения, установленные законами субъектов РФ.

В зависимости от объекта можно выделить следующие административные правонарушения:

  • посягающие на экономические права граждан;

  • связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность в сфере коммерческой деятельности;

  • посягающие на право собственности;

  • в области охраны окружающей природной среды и природопользования, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью;

  • в области промышленности, строительства и энергетики, связанные с предпринимательской и другой экономической деятельностью;

  • в области сельского хозяйства, ветеринарии, мелиорации земель, связанные с предпринимательской и другой экономической деятельностью;

  • в области дорожного движения, связанные с предпринимательской и другой экономической деятельностью;

  • в области связи и информации, связанные предпринимательской и иной экономической деятельностью;

  • посягающие на законные интересы индивидуальных предпринимателей;

  • в области финансовналогов и сборов, рынка ценных бумаг, связанные с предпринимательской и другой экономической деятельностью;

  • в области таможенного дела, связанные с предпринимательской и другой экономической деятельностью.

2. По степени общественной опасности среди административных правонарушений в сфере коммерческой деятельности выделяют административные правонарушения с основным (простым) составом и административные правонарушения с квалифицированным составом.



Административные правонарушения с основным (простым) составом содержат признаки, смягчающие и отягчающие общественную опасность деяния.

В административных правонарушениях с квалифицированным составом указываются признаки, повышающие общественную опасность деяния.

3. В зависимости от субъекта административного правонарушения в сфере коммерческой деятельности можно назвать административные правонарушения с общим субъектом, административные правонарушения со специальным субъектом, административные правонарушения, совершенные юридическим лицом, административные правонарушения, совершенные физическим лицом.

4. В зависимости от характера субъективной стороны административные правонарушения в сфере коммерческой деятельности подразделяются на правонарушения с умышленной формой вины и правонарушения с неосторожной формой вины.

5. В зависимости от характера причиненного вреда административные правонарушения в сфере коммерческой деятельности подразделяются на правонарушения с формальным составом и правонарушения с материальным составом.

Административные правонарушения с материальным составом — это административные правонарушения, которые причиняют реальный, действительный вред, имеющий имущественный характер (порча, уничтожение, хищение материальных ценностей), либо физический вред (например, причинение телесных повреждений). Они влекут наступление административной ответственности. Для административных правонарушений с материальным составом характерно наличие прямой причинно-следственной связи между причиняемым действительным вредом и совершенным деянием.

Административное правонарушение с формальным составом реальных вредных последствий не причиняет. Оно связано с созданием факторов и условий, которые способны причинить материальный или физический вред и которые влекут наступление административной ответственности. К примеру, административным правонарушением с формальным составом является нарушение правил до427 рожного движения, нарушение санитарных норм, не связанные с причинением материального или физического вреда.

6. В зависимости от содержания объективной стороны административные правонарушения подразделяются на длящиеся административные правонарушения и продолжаемые административные правонарушения, а также административные правонарушения, совершенные повторно и неоднократно.


Длящееся административное правонарушение — действие или бездействие, сопряженное с длительным невыполнением обязанностей, возложенных законом на физическое или юридическое лицо под угрозой административной ответственности. Продолжаемое административное правонарушение представляет собой совокупность нескольких тождественных деяний, за каждое из которых лицо подлежит административной ответственности. Говоря иначе, продолжаемое административное правонарушение — это несколько действий, каждое из которых является административным правонарушением.

Повторное административное правонарушение — это деяние, совершенное одним и тем же лицом в течение срока погашения административной ответственности, за которое данное лицо уже подвергалось административному наказанию.

Неоднократное административное правонарушение — это совершенная одним и тем же лицом совокупность однородных административных правонарушений, предусмотренных одной статьей или частью статьи КоАП РФ.

Административное судопроизводство по делам об административных правонарушениях в сфере коммерческой деятельности

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции:

  1. судьями (мировыми судьями);

  2. федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Судьи арбитражных судов рассматривают дела в сфере коммерческой деятельности об административных правонарушениях, которые совершены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской, а также иной экономической деятельности и которые отнесены к подведомственности арбитражного суда.

Перечень дел об административных правонарушениях, подведомственных арбитражному суду, определен КоАП РФ.

Согласно КоАП РФ арбитражному суду подведомственны дела о следующих административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями:

  • производство или оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст. 6.14);

  • нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24);

  • осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения — лицензии (ст. 14.1);

  • незаконное использование товарного знака (ст. 14.10);

  • незаконное получение кредита (ст. 14.11);

  • фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

  • неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

  • воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации (ст. 14.14);

  • розничная продажа этилового спирта, в том числе питьевого спирта (за исключением продажи в районе Крайнего Севера и приравненных к нему местностях), спиртосодержащей продукции (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных добавок или виноматериалов (ч. 1 ст. 14.16);

  • поставка или розничная продажа алкогольной или спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию), либо без справки товаротранспортной накладной (на отечественную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям (ч. 2 ст. 14.16);

  • промышленное производство этилового спирта в объемах, превышающих квоты (ч. 1 ст. 14.17);

  • закупка этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или объемах, превышающих квоты (ч. 3 ст. 14.17);

  • промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. 4 ст. 14.17);

  • использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18);

  • осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23);

  • нарушение законодательства о лотереях (ст. 14.27);

  • злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31);

  • заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32);

  • недобросовестная конкуренция (ст. 14.33);

  • неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10);

  • нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже) и использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора за исключением следующих случаев нарушения: требований государственных стандартов к производству либо обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; нормативов государственных стандартов к содержанию загрязняющих веществ в выбросах либо уровню шума, производимых при эксплуатации механических транспортных средств, воздушных судов или судов водного плавания; требований государственных стандартов к проектированию, строительству, установке, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств; требований стандартов, регулирующих допустимые уровни индустриальных радиопомех; требований стандартов, регулирующих продажу товаров, выполнение работ или оказание населению услуг; нарушение требований стандартов пожарной безопасности (ч. 1 ст. 19.19);

  • нарушение правил обязательной сертификации, за исключением следующих случаев: использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи; использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную 
    1   2   3   4

тайну; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг без сертификата соответствия, удостоверяющего безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей; поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификата соответствия; нарушение правил обязательной сертификации в области пожарной безопасности; нарушение правил сертификации при производстве и обороте оружия и патронов к нему (ч. 2 ст. 19.19).

Дела о перечисленных выше административных правонарушениях рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ с особенностями, установленными КоАП РФ (ч. 1 ст. 202 АПК РФ).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляется арбитражным судом в форме производства по делам о привлечении к административной ответственности (ст. 202 АПК РФ) или в форме производства по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ст. 207 АПК).

Производство арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности и производство арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, согласно ст. 29 АПК РФ, являются разновидностями арбитражного судопроизводства.

В соответствии со ст. 205 АПК РФ арбитражное судопроизводство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается арбитражным судом на основании заявления о привлечении к административной ответственности и осуществляется в порядке, установленном ст. 202—206 АПК РФ, а также нормами АПК РФ, регулирующими исковое производство с учетом особенностей производства по делам об административных правонарушениях, установленными КоАП РФ.

Арбитражное судопроизводство по делам о привлечении к административной ответственности представляет собой ряд последовательно совершаемых арбитражным судьей процессуальных действий:

  • принятие заявления о привлечении к административной ответственности к производству арбитражного суда;

  • подготовка дела о привлечении к административной ответственности к судебному разбирательству;

  • рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности в судебном заседании;

  • принятие решения по делу о привлечении к административной ответственности.