Файл: Основные понятия Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термином личность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которыми занимается человек. Было установлено, что активная умственная деятельность человека при усвоении знаний или при выполнении профессиональной деятельности играет существенную роль в развитии внимания.

МЫШЛЕНИЕ

У большинства людей при достижении возраста ранней взрослости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов. Л.С. Выготский отмечал, что внутри единого мыслительного акта взрослого человека постоянно происходят переходы от образного мышления к логическому и обратно.

Одной из основных характеристик мышления взрослых людей в период 20-40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. По мнению Б.Г. Ананьева, мышление взрослого человека — это сплав чувственного (наглядно-образного) и теоретического (логического) мышления.

На протяжении периода ранней взрослости (от 18 до 40 лет) наблюдается неравномерность в развитии конкретных видов мышления. Практическое (наглядно-действенное) мышление имеет самые высокие показатели развития (оптимумы) в возрасте 31-32и 34-35 лет.Оптимумы в развитии теоретического мышленияприходятся на возраст 20, 23, 25 и 32 года.Оптимумы в развитии наглядно-образного мышленияобнаружены в возрасте 20, 23, 25, 32, 35 и39 лет.

Для мышления как и для других высших психических процессов деятельность, которой занимается индивид, имеет существенное значение в особенностях развития мыслительных операций и видов мышления

РЕЧЬ

Наиболее существенные различия в развитии речи людей, достигших возраста ранней взрослости, по сравнению с детским, подростковым и юношеским возрастами, проявляются в изменении качественных параметров речи.

Исследования Е. Харке (1966) свидетельствуют о том, что у человека, достигшего взрослости, происходит преобразование самой структуры речи, изменяется ее лексический и грамматический состав. Одно из проявлений этого процесса — переход от простого предложения к сложно-распространенному с двумя, тремя и четырьмя членами. Таким образом, Е. Харке делает вывод о возросших возможностях рече-мыслительной деятельности человека в зрелом возрасте.

Б.А. Греков осуществил сопоставление речи людей, достигших периода ранней взрослости (25-33 года), с речью людей в возрасте свыше 
70 лет. Сопоставление осуществлялось по весьма значимому показателю — подвижности и пластичности (образованию и переделке) речевого стереотипа. По его данным, у более молодых людей такой стереотип образуется самопроизвольно в 43% случаев, у стариков же — только в 8%. У старых людей часто стереотип образовывался некоторое время спустя (в 48% случаев), что у молодых встречалось лишь в 28,5% случаев. Переделка речевых стереотипов не встречала затруднений у лиц, достигших возраста ранней взрослости, в то время как для пожилых и старых переделка словесных реакций как на положительные, так и на тормозные сигналы была затруднительной.

Общие закономерности развития речи как вербальной функции интеллекта исследовала Д.Б. Бромлей. Был обнаружен противоположный ход развития некоторых вербальных (информированность, определение слов) и невербальных функций (кодирование цифр геометрическими фигурами, практический интеллект).

Так, уже в 30—35 лет отмечается постепенная стабилизация, а затем снижение уровня развития невербальных функций, которые становятся резко выраженными к 40годам жизни. Между тем вербальные функции именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет. Следовательно, с развитием вербальных функций интеллекта в возрасте от 20 до 45 лет продолжается развитие и вербально(словесно)-логического, или понятийного, мышления. Этим объясняется тот факт, что, как правило, именно на рубеже 40-45 лет человек начинает существенно больше внимания уделять философским вопросам.

Важно отметить, что, по мнению Б.Г. Ананьева, рече-мыслительные, второсигнальные функции в целом противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций. Эти важнейшие приобретения исторической природы человека становятся решающим фактором его онтогенетической эволюции

30 слайд - Акмеологической (от греч. akme - вершина) основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование - явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.



31 слайд - С.Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь не только как движение человека вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, завершение жизни - достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.

Самосовершенствование - это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

32 слайд - В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности.

Если источник самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса - внутри личности в виде мотивов личностного развития. Отсюда и прикладной вывод: чтобы успешно управлять процессом самосовершенствования, необходимо решать двуединую задачу - создавать соответствующие условия и формировать соответствующие потребности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она постоянно ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Не всякая деятельность есть деятельность по самосовершенствованию. В любой деятельности можно вычленить две стороны - адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

  • самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

  • самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

  • программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

  • самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).


На всех этапах совершенствования своей личности важно поддерживать устойчивую положительную мотивацию и постараться избавится от когнитивных ограничений в отношении своих личностных возможностей.

Самоактуализация - процесс реализации человеком своих потенциальных возможностей в различных формах деятельности и поведения. Он включает в себя и стремление личности к самосовершенствованию, и развитие способностей и задатков, и процесс использования уже полученных знаний, навыков и умений. Самоактуализация по сути способствует человеку стать тем, кем он может и должен быть в этой жизни. Самоактуализирующаяся личность живет полной жизнью, умеет воплощать свои задумки и умения, свой внутренний потенциал в продукт деятельности. Она развивает свои достоинства и устраняет недостатки, стремится жить в гармонии со своими убеждениями. Самоактуализация есть проявление глубинной, естественной нравственности "образа Божия" в человеке. Успешность и полнота самоактуализации зависит от развития самосознания, эмпатии человека, рефлексии и мировоззрения.

35 слайд –

Профессиональное развитие личности - сложный, многоплановый процесс, требующий от личности не только развития профессиональных способностей, знаний, но и формирования мотивов профессиональной деятельности, которые представляют собой систему внутренних побуждений, вызывающих профессиональную активность человека, стремление к раскрытию профессионального "акме".

Профессиональное "акме" ( "акме" в профессиональном развитии) будет пониматься как психическое состояние, означающее высший для данной личности уровень ее профессионального развития, который приходится на конкретный отрезок времени.

Профессиональное "акме" - это психическое состояние, при котором личность реализует свои профессиональные способности, профессионально мобильна, это оптимум в профессиональном развитии человека.

Следует заметить, что "акме" в развитии личности может не совпадать со временем развития профессионального "акме".

Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев отмечали, что вершины развития личности могут являться источником для проявления "акме" в других сферах деятельности человека.

Профессиональное "акме" необходимо рассматривать как высокий уровень профессионализма, профессиональных достижений, которые достигает человек, это профессиональные результаты, воспринимаются и признаются профессиональным сообществом. Данные результаты проявляются не только в качественном профессиональных обязанностей, но и включением в свою деятельность специалистом новых задач, технологий, перевод опыта на научную основу (научные находки, открытия, концепции). Профессиональные достижения способствуют профессиональной мобилизации личности, развитию ее волевых качеств, мотивации на победу, стремление к дальнейшей профессиональной реализации.


Выделяют виды "профессиональных акме":

- большие "акме"- главное профессиональное профессиональный результат человека, который отличается от ранее достигнутых профессиональных показателей;

- малые "акме" - неоднократные профессиональные достижения человека.

А.А.Бодалев, А.К.Маркова рассматривают следующие особенности профессиональных "акме" - они могут отличаться:

- по охвату и длительности;

- по масштабам профессиональной и социальной деятельности человека.

Различают роль и место "профессионального акме" в процессе профессионального развития личности:

- "профессиональные акме" могут следовать за периодом "затишья",

спада в профессиональной деятельности или за периодом профессиональной

стабильности;

- "профессиональные акме" могут провоцировать профессиональные

спады, кризисы;

- "профессиональные акме" могут служить основой для дальнейших

профессиональных подъемов, инноваций.

Профессионализм личности может быть достигнут и реализован за счет высокого уровня развития у человека профессиональной деятельности, профессионального общения профессиональное "акме" является показателем профессионализма личности.

Следует отметить, что профессионального "акме" являются: мотивация достижения, видение своего профессионального пути, стремление человека достичь вершины в профессии, высокий уровень профессиональных притязаний. Рассмотрев проблему профессионального "акме" можно прийти к выводу, что данный феномен является показателем профессиональной

компетентности личности.

37 слайд - Психическое развитие есть всегда единство прогрессивных и регрессивных преобразований, но соотношение этих разнонаправленных процессов на различных этапах жизненного пути индивида существенно меняется. Прогрессивное развитие, являясь переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, включает и некоторые элементы регрессии: качественная направленность развития, актуализируя и создавая широкий спектр потенций психологического развития личности, в то же время ограничивает возможности ее становления в иных направлениях.

Развитие личности в своем результативном выражении выступает как ее качественное преобразование, оно связано с повышением уровня организации, с возрастанием способности осуществлять себя в более сложной системе жизненных отношений и воспринимать по-новому мир: более структурированным, интегрированным и содержательным. Расширяются горизонты сознания, возрастает уровень самосознания, становятся доступными более сложные способы функционирования. Личность становится более автономной по отношению к включающим ее социальным структурам. Наличие подобных изменений является одним из критериев поступательного развития личности (Л.И. Анцыферова, 1981; К. Левин, 2001).