Файл: 1. Теоретикоправовые аспекты анализа реализации демографической политики в кнр и рф 7.doc
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4) федеральные инструменты сбалансированности миграционных процессов направлены в первую очередь на граждан РФ, отнесенных к коренным малочисленным народам РФ, по ним разработана достаточно качественная и разносторонняя правовая база, учитывающая специфику и традиции в их жизнедеятельности, которая регламентирует: финансово-экономические инструменты (выплаты государственных пособий, применение налоговых льгот, жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья и компенсаций транспортных расходов на переезд), организационные инструменты (регистрационный учет, содействие в трудоустройстве и занятости), хозяйственные инструменты (предоставление бесплатных земельных участков, применение льготной ставки для покупки или строительства жилья, использование лесных ресурсов и водных объектов), информационно-мотивационные инструменты (оплачиваемый отпуск, бесплатную консультативную помощь), нормативно-правовые инструменты (замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, охрану окружающей среды и объектов историко-культурного наследия);
5) среди федеральных инструментов стимулирования рождаемости и сбалансированности миграционных процессов преобладают финансово-экономические инструменты (государственные пособия, материнский капитал, налоговые льготы, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, жилищные субсидии на приобретение или строительство жилья, компенсации транспортных расходов на переезд), а среди федеральных инструментов стимулирования здоровья граждан преобладают организационные инструменты (организация предоставления бесплатного питания и проезда, организация бесплатной медицинской и лекарственной помощи, организация прививок и медицинских осмотров, осуществление различных профилактических мероприятий, реализация запретительных мероприятий с целью охраны здоровья) и хозяйственные инструменты (обеспечение техническими и иными средствами реабилитации, социальное обслуживание на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме, предоставление лекарственных препаратов и медицинских изделий, санаторно-курортное лечение, предоставление жилых помещений).
Китай также внес изменения для улучшения ситуации с населением с 1978 года и сейчас:
1978 После провала политики Коммунистической партии «Культурная революция» и «Большой скачок вперед» Китай ищет способы замедлить рост своего населения. В то время население самой густонаселенной страны мира приближалось к 1 миллиарду. Центральное правительство одобрило предложение о том, чтобы управление планирования семьи поощряло пары иметь только одного ребенка или максимум двух. Некоторые области находятся на шаг впереди и начали внедрять правило «одного ребенка».
В 1979 году национальное собрание должностных лиц по планированию семьи выдвинуло предложение ограничить пары от рождения одного ребенка, и государственные средства массовой информации поддержали это предложение. Китайские провинции пробуют меры по сдерживанию роста населения, в том числе дополнительные продовольственные пайки для пар в провинции Сычуань, которые обещают иметь только одного ребенка. (В зависимости от региона, если вы нарушите правила, вы можете быть наказаны: штрафы или потеря работы и т. д.; люди, которые соблюдают правила, могут быть вознаграждены правительством)
В 1980 году Коммунистическая партия приказала своим 38 миллионам членов партии иметь только одного ребенка, что стало одной из серии постепенно расширяющихся мер, направленных на удержание населения на нулевом уровне роста к 2000 году. Эта политика начала осуществляться по всей стране, за некоторыми исключениями. для этнических меньшинств и сельских семей. (исключая другие 55 этнических групп, кроме ханьцев)
В 2014 году китайское правительство смягчило свою политику в отношении одного ребенка, разрешив парам по всей стране иметь двоих детей, если один из них единственный ребенок.
Китай отменил свою политику одного ребенка в 2015 году, объявив, что он позволит всем супружеским парам иметь двоих детей, чтобы обратить вспять быстро стареющую рабочую силу.
В 2020 году китайские демографы предупредили руководство страны, что многолетние меры по планированию семьи привели к резкому падению прироста населения, что подготовило почву для потенциальных демографических, экономических и даже политических кризисов в ближайшем будущем.
Падение рождаемости и рост ожидаемой продолжительности жизни означают, что вскоре возникнет нехватка рабочих рук, чтобы прокормить большое стареющее население, предупреждают исследователи.
Анализ демографической политики Китая позволяет сделать следующие выводы:
До 1970 года: демографический бум. В 1953 г. по предложению демографа Ма Иньчу и др. китайское правительство провело первую общенациональную перепись населения, окончательный результат которой на 1 июля показал, что общая численность населения Китая превысила 600 млн человек, увеличившись более чем на 100 млн по сравнению с 1949 г. темпы роста населения превышают 20%. В июле 1957 года Ма Иньчу опубликовал «Новую теорию народонаселения», выступая за контроль над численностью населения.
В 1958 г. Мао Цзэдун и другие начали «Большой скачок вперед» (политическое и общественное движение, имевшее место в КНР с конца 1957 г. до начала 1960-х гг. Результатом этого движения стало то, что квалифицированный курс стали и железа было мало, и большое количество ресурсов было чрезмерно использовано. Серьезный ущерб и отходы, ухудшение экологической среды, большое количество рабочих было переведено на крупномасштабное производство стали, что привело к недостаточному сельскохозяйственному производству, внезапно весь Китай попал в очень плохую атмосферу, народные коммуны взорвал «коммунистический ветер», высокие показатели вызвали «преувеличенный ветер», привели к коррупции, обману чиновников, большое количество людей умерло от голода и ненормальной смерти. «Большой скачок» в конечном итоге привел к Великому голоду с 1958 по 1962 год, от которого, по разным оценкам, умерло от 15 до 55 миллионов человек).
Взглядам Ма Иньчу резко противостояли Мао Цзэдун, Кан Шэн, Чэнь Бода и другие. В 1950-х годах общий коэффициент рождаемости в материковом Китае достигал 5,9.
«Большой скачок» непосредственно обусловил трехлетний тяжелый период, из-за которого, по разным оценкам, аномально погибли десятки миллионов людей, в 1960 г. впервые произошел аномально отрицательный прирост населения и отложено планирование семьи. После трехлетнего тяжелого периода в Китае в 1962 г. произошел компенсационный демографический бум (бэби-бум). В декабре 1962 г. ЦК КПК и Госсовет немедленно издали «Инструкцию о серьезном содействии планированию семьи». , предложив «в городах и густонаселенных сельских районах содействовать контролю над рождаемостью». Однако до 1970 года планирование семьи в Китае не продвигалось эффективно.По состоянию на 1964 год вторая национальная перепись населения Китая показала, что общая численность населения Китая достигла 723 миллионов человек, а по состоянию на 1969 год общая численность населения Китая превысила 800 миллионов человек.
Важнейшим инструментом демографической политики в четвертой пятилетке Китая является комплекс административных, моральных и экономических мер, которые поощряют однодетные семьи и наказывают многодетные семьи, за которыми следуют двухдетные семьи. Так, в марте 1979 г. власти провинции Сычуань, где проживало 90 млн. человек, объявили, что в порядке эксперимента решено выдавать ежемесячно премию в размере 5 юаней (что было равно примерно 10% среднемесячной зарплаты рабочего) тем семьям, которые намерены иметь не более одного ребенка. Эти семьи будут иметь право на такую же жилую площадь, как и семьи из четырех человек. Кроме того, единственному ребенку в семье будет отдаваться предпочтение при принятии в школу и при предоставлении работы. Аналогичные меры были опробованы и в провинции Гуандун. В частности, в «Положении об осуществлении плановой рождаемости в провинции Гуандун» был дан перечень таких поощрений: бесплатное содержание ребенка в дошкольном учреждении, бесплатное лечение до 14 лет, бесплатное обучение в школе, и т.д.
В настоящее время подобная система материального и морального стимулирования не имеет прецедента в мировой демографической политике. Одновременно новая кампания подкрепляется санкциями за рождение «внеплановых детей».
Перечень демографических инструментов, применяемых в РФ, достаточно обширен, тогда как демографическая политика КНР применяет достаточно малое количество «поощрений» за рождение детей. Ли Хунгуэй полагает, что демографическая политика Китая после 2040 года должна строиться таким образом, чтобы не допустить резкого снижения численности. По его словам, важные изменения в политике необходимо принять еще до этого момента».
1.3. Правовые аспекты КНР и РФ в сфере демографической политики
Перечень действующих нормативно-правовых документов в сфере демографической политики РФ:
1) Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (последняя редакция). Согласно Статье 3 «Право на дополнительные меры государственной поддержки» Настоящего Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года;
6) мужчин, воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных начиная с 1 января 2007 года, и являющихся их отцами (усыновителями), в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанных детей, либо объявления ее умершей;
7) мужчин, воспитывающих первого ребенка, рожденного начиная с 1 января 2020 года, и являющихся отцами (усыновителями) указанного ребенка, в случае смерти женщины, не имевшей гражданства Российской Федерации, родившей указанного ребенка, либо объявления ее умершей.
Согласно Статье 10 «Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:
а) на приобретение (строительство) жилого помещения;
б) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства;
в) на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.
2) Федеральный закон «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»» от 03.07.2019 N 157-ФЗ (последняя редакция). Согласно данному документу, право на меры государственной поддержки имеет гражданин Российской Федерации - мать или отец, у которых в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года родились третий ребенок или последующие дети и которые являются заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу).
3) Концепция демографического развития РФ на период до 2025 года. Согласно данной Концепции, демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.
Демографическое развитие КНР регулируется Законом КНР «О народонаселении и планировании рождаемости» (в ред. от 2021 г.). Согласно Главе 2 «Разработка и реализация плана развития народонаселения