Файл: тольятинский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

«ТОЛЬЯТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

_______________________________________________

(институт)

Психология и педагогика начального образования _________________________________________

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Психология детства»

Студент

Светлана Михайловна Масюк

(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбдо-1902а

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

Некрасова Екатерина Владимировна

Козлова Анна Юрьевна

(И.О. Фамилия)




Тольятти 2021

Оглавление


Введение

Память – это основа способностей человека, без нее невозможно приобретение знаний, формирование умений и навыков. Память можно определить как совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения информации, полученной индивидом на протяжении его развития. 

Память – основная черта психической жизни. Потому, проблема памяти обращает внимание специалистов по психологии. Присутствует достаточно много работ, направленных на изучение процессов памяти. Изучением памяти в наше время заняты представители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В любой из данных наук существуют собственные теории памяти: психологические (Г. Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические (И.П. Павлов, И.М. Сеченов), физиологические (Л.С. Выготский).

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.


Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраста, так как память есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. У дошкольников происходит активное развитие процессов памяти. Задача взрослого, помочь этому развитию, поскольку происходящие в этом возрасте преобразования, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.

Существует довольно много подходов к изучению процессов памяти, все они основываются на различные теории памяти и изучают эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном, а также на биохимическом уровне.

Объект исследования: память детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: изучение особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста, существуют определенные характерные особенности развития памяти.

Задачи исследования:

1) рассмотреть общую характеристику памяти в трудах отечественных и зарубежных исследователей;

2) изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;

3)проанализировать особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста;

4) исследование памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические: тестирование (методики Р.С. Немова «Запомни рисунки», «Диагностика опосредствованной памяти», «Запомни цифры»); 
Методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. Текст работы изложен на _ страницах печатного текста. Список литературы включает в себя _ источников

Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Общая характеристика памяти в трудах отечественных и зарубежных исследователей


В психологических источниках можно выделить определение памяти – память характеризуется как способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем, для того чтобы можно было жить в будущем. Памятью называют процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого.

По мнению С.Н. Бондар: «память есть форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая вероятным его повторное применение в деятельности либо возвращение в сферу сознания. Память – основа психической деятельности» [3, с. 32].

Р.С. Немов, характеризуя память как психический процесс. Исследователь установил, что впечатления, которое человек получает об окружающем мире, оставляет определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Собственно, эти процессы и называются памятью [16]. Значимый интерес представляют высказывания о памяти Г.В. Бороздина. В своих работах она писала о роли осмысливания, понимания того, что заучивается ребенком [2].

А.С. Выготский говорит, что «память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении; с этой точки зрения память в моменты закрепления реакции и ее воспроизведения представляет собой деятельность в точном смысле этого слова [8].

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: психологии, медицины, биологии, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук имеются свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, собственная система понятий и, соответствующие, свои теории памяти. Собственно, психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения на сегодняшний день, была ассоциативная теория. Она появилась в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, сохраняют определенный след, закрепляются, а при надобности и возможности – воспроизводятся. Данные процессы в совокупности и называются памятью.

Более строго и точно память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, которые выполняют в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.


Память – это важнейшее психическое свойство человека, которое в значительной степени определяет развитие его личностных особенностей.

Собственно, понятие «память» подразумевает множество толкований:

– это способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации;

– психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала;

– способность связывать отдельные переживания из прошлого с конкретным временем и пространством;

– совокупность процессов и функций, расширяющих познавательные возможности человека;

– сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека.

Память подразделяется на виды, которые представлены на рисунке 1.

В соответствии с этим различают следующие виды памяти: двигательную память, проявляющуюся в навыках и привычках, образную память (слуховую, зрительную, осязательную и т.д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).



Рисунок 1 – Основная классификация видов памяти [6].
Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как производится запоминание. В зависимости от характера деятельности, в процессе которой происходит запоминание, распознаются непроизвольное и произвольное запоминание.

В зависимости от способа запоминания в этом плане отличаются смысловое и механическое запоминание. Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение разных движений и их систем. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз заново учиться исполнять соответствующие движения. Немалое значение этого вида памяти заключается в том, что она служит базой для формирования разных трудовых и практических навыков, равно как навыков ходьбы, письма и т. д.

Эмоциональная память – это память на чувства. Впечатления практически постоянно говорят о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Чувственная память имеет потому чрезвычайно весомое значение в жизни и работы каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, или побуждающие к действию, или удерживающие от поступков, вызвавших в минувшем негативные треволнения. Человек способен краснеть или бледнеть при одном воспоминании об увиденном, он боится думать о давно пережитом несчастье, соответственно есть память на чувствования или - эмоциональная.


Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на запахи, звуки, вкусы. Она является зрительной, слуховой, вкусовой.

Зрительная память соединена с сохранением и воспроизведением образов. Она базируется на раздражении визуальных чувств и восприятии человека, что воспринимают находящуюся вокруг реальность. Визуальные анализаторы предназначаются для ориентирования в месте, с их поддержкой у него есть возможность читать, писать, смотреть за перемещением, созидать цветовую палитру, солнечный свет, форму предметов. Является чрезвычайно важной для людей любых профессий, но особенно художников. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков, восприятие слуховых чувств. Слух содействует контролю над собственной речью и может помочь улавливать чужую речь, музыку, шелест листьев, грохот ливня. Она нужна филологам, музыкантам, людям, изучающим иностранные языки.

Обонятельную, осязательную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти – они усиленно развиваются в связи со специфическими видами деятельности.

Словесно-логическую память можно охарактеризовать тем, что человек, который обладает ею, точно и быстро запоминает смысл событий, логику какого-нибудь доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Данный смысл он может точно изобразить своими словами, часто совершенно не помня деталей исходного материала. Она считается специфической человеческой памятью в отличие от двигательной, чувственной и образной, что в собственных обычных формах свойственны и животным. Делая упор на становление иных видов памяти, словесно-логическая память становится основной по отношению к ним, и от ее становления находится в зависимости становление всех других видов памяти. Таким типом памяти обладают научные работники, преподаватели учебных заведений, юристы, т.е. люди, которые занимаются интеллектуальным трудом.

По характеру целей деятельности – произвольная и непроизвольная. Непроизвольная – это когда запоминание происходит автоматически, без специальных усилий со стороны человека, без постановки им перед собой задачи запомнить. Произвольная, в свою очередь – это когда процесс запоминания или воспроизведения требует от человека усилий воли. Самый простой пример проявления произвольной памяти – обстановка, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником [13].