Файл: тольятинский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что к окончанию дошкольного возраста дети показывают хорошие результаты в овладении произвольным запоминанием, но все же основным видом памяти у них остается память непроизвольная.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования новых психических качеств, существенной перестройки познавательных процессов.



Глава 2. Экспериментальное изучение развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Организация и методики исследования
Экспериментальное исследование было направленно на выявление особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад, общеразвивающего вида № 24. В эксперименте принимали участие 2 группы детей: 10 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) (экспериментальная группа). Вторая группа – 10 детей младшего школьного возраста (8-9 лет).

Цель исследования: исследовать особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи экспериментального исследования:

1) выбрать и описать методы исследования уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста;

2) с помощью выбранных диагностических методов исследовать уровень развития памяти;

3) сделать выводы по окончанию экспериментального исследования.

В исследование использовались методики:

1) «Запомни рисунок» (автор Д. Векслер);

2) «Вспомни картинки» (автор Г.А. Урунтаева);

3) методика Л.А. Ясюковой «Кратковременная речевая память».

Далее идет описание методик.

1. Методика «Запомни рисунок».

Цель: выявить уровень развития памяти у детей 6 – 7 лет с нарушением зрения.

Описание методики (см. Приложение 1).

2. Методика «Вспомни картинки».

Цель: выявить уровень развития памяти у детей 6 – 7 лет с нарушением зрения.

Описание методики (см. Приложение 2).

3. Методика Л.А. Ясюковой «Кратковременная речевая память».

Цель: изучение особенностей кратковременной речевой памяти.

Описание методики (см. Приложение 3).

Таким образом, весь комплекс подобранных методик можно считать вполне обоснованным и предоставляющим возможность получить достоверные и надежные результаты об особенностях развития памяти детей старшего дошкольного возраста.

2.2 Анализ результатов исследования
Экспериментальное исследование начали в экспериментальной группе с методики «Запомни рисунок». Данные полученные в процессе диагностики по данной методики представлены на рисунке 2, в процентном соотношении.




Рисунок 2– Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням развития кратковременной зрительной памяти, в %

На основе диагностического обследования по данной методике были получены следующие результаты:

– высокий уровень был выявлен у 2 детей (20%), получили наивысший балл – 10, точно описали рисунки, не допуская ошибок, не обращаясь за помощью к взрослому;

– средний уровень был выявлен у 3 детей (30%), в суммовом выражении дети при выполнении задания набрали от 6 до 9 балов, баллы распределились следующем образом: Игорь С. набрал 7 баллов смог воспроизвести три рисунка, за помощью не обращался, линии в рисунках были непропорциональны. Май Ф. также изобразили три рисунка из четырех, однако с заданием справилась с помощью педагога, не точно располагала точки в рисунке. Кирилл О. смог нарисовать только два рисунка, но при этом они были более точные, чем у других детей данного уровня. Средний уровень характеризуется тем, что дети из четырех рисунков, смогли нарисовать только три, один не смогли изобразить совсем, в тех рисунках, которые они смогли нарисовать допускались ошибки, пропорции не выдержаны, не точное расположение фрагментов рисунка, с периодичностью обращались за помощью к педагогу;

– низкий уровень был диагностирован у 5 детей (50%). Ника Ф. набрала 3 балла, Эля Ч.– набрала 5 баллов, Нина С. – 2 балла, Дима И. – 0 баллов, единственный ребенок, который не смог воспроизвести абсолютно ничего, не шел на контакт при обследовании, Инна В. – набрала 4 балла. Низкий уровень выявлен у основной части группы, дети не справились с заданием, самостоятельно не смогли изобразить не одного рисунка, при помощи педагога частично изобразили 2 рисунка, но при этом допускали ошибки, неточности, не соблюдали пропорциональность.

Таким образом на основе данной методики, можно констатировать, что у основной части группы, память фрагментарна, кратковременна, не точна.

Далее данная методика было проведена в контрольной группе. Полученные результаты представлены на рисунке 3.



Рисунок 3 – Распределение детей младшего школьного возраста по уровням развития кратковременной зрительной памяти, в %

На основе проведенного обследования были получены следующие результаты в контрольной группе:

– при диагностическом обследовании было выявлено, что основная часть группы набрала от 6 до 7 баллов, которые соответствуют среднему уровню развития – 6 (60%) детей. В целом дети данной
подгруппы справились с предложенными заданиями, однако при этом допускали ряд ошибок: не точно воспроизводили размер изображения, искажали предметы, с одним рисунком не смогли справится;

– низкий уровень был выявлен у 2 (20%) испытуемых. Предложенные задания вызывали трудности, в результате чего, дети обращались за помощью к взрослому. Из двух рисунков с ошибками смогли воспроизвести только два;

– дети которые смогли набрать 10 баллов, относятся к высокому уровню развития – 2 (20%) испытуемых. Смогли правильно воссоздать 4 рисунка, без помощи взрослого, с незначительными погрешностями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей младшего школьного возраста преобладает средний уровень развития памяти, который характеризуется целостностью запоминания образа, запоминанием незначительных деталей.

Далее проведем сравнительный анализ среди двух групп, при помощи критерия Т-Стьюдента по методике «Запомни рисунок». Матрица первичных данных (см. Приложение 4). Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Эмпирические значения критерия Т-Стьюдента по методике «Запомни рисунок»

Названия шкал

Среднее значение в группе «экспериментальная группа»

Среднее значение в группе «контрольная группа»

Эмпирическое значение критерия

Уровень значимости

Высокий уровень

2±4.216

2±4.216

0

1

Средний уровень

3.9±3.381

1.9±3.071

1,385

0.183

Низкий уровень

0.6±1.265

1.2±1.317

-1,039

0.312


Согласно данным, представленным в таблице 1, можно сделать следующие выводы:

– различия по шкале «Высокий уровень» между группой «экспериментальная группа» и группой «контрольная группа» не значимы. В группе «экспериментальная группа» среднее значение равно 2, что равно среднему значению в группе «контрольная группа» (2);

– различия по шкале «Средний уровень» между группой «экспериментальная группа» и группой «контрольная группа» не значимы. В группе «экспериментальная группа» среднее значение равно 3.9, это больше среднего значения группы «контрольная группа» равного 1.9;


– различия по шкале «Низкий уровень» между группой «экспериментальная группа» и группой «контрольная группа» не значимы. В группе «экспериментальная группа» среднее значение равно 0.6, это меньше среднего значения группы «контрольная группа» равного 1.2.

Таким образом, сравнительный анализ между двумя группами, позволяет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста уровень развития памяти ниже, чем в группе детей с младшего школьного возраста, значимые отличия проявляются по шкале «низкий уровень».

Следующим этапом диагностического обследования стало проведение методики «Вспомни картинки» в экспериментальной группе. Данные исследования представлены на рисунке 4.


Рисунок 4 – Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням развития объема кратковременной зрительной памяти, в %

На основе данных представленных на рисунке 4, можем сделать следующие выводы:

– высокий уровень был выявлен у 1(10%) ребенка, из 10 предъявляемых картинок, назвал по памяти все 10 картинок, работал самостоятельно за помощью к педагогу не обращался, набрал 10 баллов это максимальное количество баллов по данной методики;

– средний уровень был выявлен у 4(40%) детей, из 10 картинок смогли назвать только половину, задания частично выполняли при помощи педагога;

– низкий уровень диагностирован у основной части группы, как и при исследовании по первой методики – 5(50%) детей, не смогли из 10 картинок назвать не одну, даже при помощи педагога.

Обследование по данной методики показало, что у детей старшего дошкольного возраста проявляется, неточность памяти, ее кратковременность, маленький объем запоминаемого материала.

Далее, методика была проведена в контрольной группе. Согласно проведенному обследованию было выделено три уровня развития памяти. Полученные результаты представлены на рисунке 5.



Рисунок 5 – Распределение детей младшего школьного возраста по уровням развития объема кратковременной зрительной памяти, в %
Результаты, представленные на рисунке 5, позволяют сделать следующие выводы об уровне развития памяти у детей в контрольной группе:

– доминирующим в группе является средний уровень развития, выявлен у 7 (70%) испытуемых. Дети справились с предложенным заданием, при перечислении картинок допускали ошибки, в результате чего набрали от 5 до 6 баллов;