Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– высокий уровень был диагностирован у 3 (30%) детей. Перечислили все картинки, без помощи взрослого, не допуская ошибок. В результате смогли набрать наивысшие баллы по методики 9-10 баллов;
– низкий уровень развития памяти в группе не был выявлен.
Таким образом, обследование по данной методики показало, что в контрольной группе доминирует средний уровень развития, который соответствует возрастной норме.
Далее проведем сравнительный анализ среди двух групп, при помощи критерия Т-Стьюдента по методике «Вспомни картинки». Матрица первичных данных (см. Приложение 5). Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Эмпирические значения критерия Т-Стьюдента по методике «Вспомни картинки»
Названия шкал | Среднее значение в группе «экспериментальная группа» | Среднее значение в группе «контрольная группа» | Эмпирическое значение критерия | Уровень значимости |
Высокий уровень | 3±4.83 | 1±3.162 | 1,095 | 0.29 |
Средний уровень | 4±2.789 | 2±2.582 | 1,664 | 0.114 |
Низкий уровень | 0.1±0.316 | 0.5±0.527 | -2,058 | 0.058 |
Согласно данным, представленным в таблице 2, можно сделать следующие выводы:
– различия по шкале «Высокий уровень» между группой «экспериментальная группа» и группой «контрольная группа» значимы. Среднее значение в группе «экспериментальная группа» больше среднего значения группы «контрольная группа» (X1 =3, X2 =1);
– различия по шкале «Средний уровень» между группой «экспериментальная группа» и группой «контрольная группа» не значимы. Среднее значение в группе «экспериментальная группа» больше среднего значения группы «контрольная группа» (X1 =4, X2 =2);
– различия по шкале «Низкий уровень» между группой «экспериментальная группа» и группой «контрольная группа» значимы. Среднее значение в группе «экспериментальная группа» меньше среднего значения группы «контрольная группа» (X1 =0.1, X2 =0.5).
Данные представленные в таблице 2, позволяют сделать следующие выводы: были выявлены значимые различия между экспериментальной группой и контрольной группой по шкале «Высокий уровень» и «Низкий уровень».
Завершающим этапом диагностического обследования стало проведение методики Л.А. Ясюковой «Кратковременная речевая память». Полученные данные представлены на рисунке 6.
Рисунок 6– Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням развития кратковременной речевой памяти, в %
Анализ представленных данных на рисунке 6, позволяет сделать выводы об уровне развития памяти у детей старшего дошкольного возраста:
– в группе был диагностирован ребенок, у которых преобладает хороший уровень развития речевой памяти – 1 (10%) ребенок. Испытуемый из 9 слов, правильно назвал 5, в том же порядке, в котором они давались экспериментатором, не допуская при этом неточностей;
– в группе выявлен средний уровень развития – 3 (30%) детей. Дети смогли воспроизвести 3 слова. Слова назывались непоследовательно имелись некоторые неточности при их произнесении;
– третья категория испытуемых в группе − это дети, у которых преобладает слабый уровень развития речевой памяти – 5 (50 %) детей. Дети данной категории смогли воспроизвести только 2 слова, при этом подбирая к ним синонимы, а не те слова, которые были озвучены педагогом;
– в группе был выявлен 1 ребенок у которого был диагностирован патологический уровень развития кратковременной памяти. Ребенок не смог воспроизвести ни одного слова, которые называл педагог.
Таким образом, основная часть экспериментальной группы детей имеет низкий уровень развития кратковременной речевой памяти. Далее данная методика было проведена в контрольной группе. Полученные результаты представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Распределение детей младшего школьного возраста по уровням развития кратковременной речевой памяти, в %
Результаты полученные в процессе обследования детей в контрольной группе, позволяет сделать следующие выводы об уровне развития кратковременной речевой памяти: у детей преобладает хороший уровень развития – 6 (60%) испытуемых. Дети хорошо запоминают перечисленные слова, из 9 слов смогли воспроизвести 6, без ошибок. В группе не выявлено уровня патологии. Только у 2 (20%) детей выявлен слабый уровень развития.
Далее проведем сравнительный анализ среди двух групп, при помощи критерия Т-Стьюдента по методике «Кратковременная речевая память». Матрица первичных данных (см. Приложение 6). Данные представлены в таблицы 3.
Таблица 3 – Эмпирические значения критерия Т-Стьюдента по методике «Кратковременная речевая память»
Названия шкал | Среднее значение в группе «экспериментальная группа» | Среднее значение в группе «контрольная группа» | Эмпирическое значение критерия | Уровень значим |
Высокий уровень | 0.9±2.846 | 0.1±0.316 | 0,883 | 0.399 |
Хороший уровень | 3.6±3.098 | 0.5±1.581 | 2,818 | 0.014* |
Средняя норма | 0.4±1.265 | 0.9±1.449 | -0,822 | 0.422 |
Слабый, субнорма | 0.4±0.843 | 1±1.054 | -1,406 | 0.178 |
Уровень патологии | 0.1±0.316 | 0.1±0.316 | 0 | 1 |
Данные представленные в таблице 3, позволяют сделать следующие выводы:
– различия по шкале «Высокий уровень» между группой «экспериментальная группа» и группой «контрольная группа» не значимы. Среднее значение в группе «экспериментальная группа» больше среднего значения группы «контрольная группа» (X1 =0.9, X2 =0.1);
– были выявлены значимые различия между группой «экспериментальная группа» и группой «контрольная группа» по шкале «Хороший уровень» (T=2.818, p<0,05). В группе «экспериментальная группа» среднее значение равно 3.6, это больше среднего значения группы «контрольная группа» равного 0.5;
– различия по шкале «Средняя норма» между группой «экспериментальная группа» и группой «контрольная группа» не значимы. Среднее значение в группе «экспериментальная группа» меньше среднего значения группы «контрольная группа» (X1 =0.4, X2 =0.9);
– различия по шкале «Слабый, субнорма» между группой «экспериментальная группа» и группой «контрольная группа» не значимы. В группе «экспериментальная группа» среднее значение равно 0.4, это меньше среднего значения группы «контрольная группа» равного 1;
– различия по шкале «Уровень патологии» между группой «экспериментальная группа» и группой «контрольная группа» не значимы. Среднее значение в группе «экспериментальная группа» равно среднему значению в группе «контрольная группа» (X1 =0.1, X2 =0.1).
Таким образом, сравнительный анализ данных позволяет сделать следующие выводы, что существуют значимые отличия по шкале «Хороший уровень», что свидетельствует о том, что у детей старшего дошкольного возраста уровень развития кратковременной речевой памяти ниже, чем у детей младшего школьного возраста.
На основе проведенного обследования на выявления уровня развития памяти детей, можем выявить общий уровень развития памяти в обеих группах. Данные представлены на рисунке 8.
Рисунок 8 – Распределение детей по уровням развития памяти в экспериментальной и контрольной группе, в %
На основе проведенного обследования можем сделать следующие выводы: уровень развития памяти в экспериментальной и контрольной группе индивидуален. Однако данные представленные на рисунке 8, свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста уровень развития памяти ниже, чем у детей младшего школьного возраста. Доминирующим уровнем в экспериментальной группе является низкий – 5 (50%) детей, данный уровень характеризуется: плохим развитием кратковременной речевой памяти, неточностью запоминаемых образов, фрагментарностью, низким объемом памяти. Основная часть детей экспериментальной группы практически не справились с заданиями, даже частичное из выполнения, происходило только посредствам взаимодействия с педагогом.
Вывод по второй главе
Таким образом, экспериментальное исследование, направленное на выявление развития памяти у детей старшего дошкольного возраста, проводилось на на базе МДОУ «Детский сад, общеразвивающего вида № 24, экспериментальную группу составили – дети старшего дошкольного возраста, в количестве 10 детей; контрольную группу – дети младшего школьного возраста, в количестве 10 человек.
На основе диагностического обследования были выявлены следующие результаты:
– уровень развития памяти в группе детей старшего дошкольного возраста, ниже чем в группе детей младшего школьного возраста;
– у детей старшего дошкольного возраста выявлены следующие особенности развития памяти: память не точна; преобладает фрагментарность; память кратковременна; не способны быстро извлекать информацию из памяти, плохо развита кратковременная речевая память;
– согласно проведенному сравнительному анализу с помощью критерия Т-Стьюдента, были выявлены значимые отличия между уровнем развития у детей старшего дошкольного возраста и детей младшего школьного возраста.
На основании диагностического сформирован вывод, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает образная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и индивидуальных особенностей развития у ребенка приемов запоминания.
Заключение
На основе проведенного исследования в соответствии с выделенными задачами, были получены следующие выводы:
1. На основе анализа научной литературы по теме исследования была изучена общая характеристика памяти в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который содержится в закреплении, сохранении и дальнейшем воссоздании человеком собственного опыта. В структуре памяти различают последующие ключевые процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление.
2. Была рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. В результате анализа было выявлено, что старший дошкольный возраст, как период интенсивного формирования новых психических качеств, значительной перестройки познавательных процессов. Этот период дошкольного детства характеризуется характерными ему особенностями психофизиологического развития. Знание возрастных и индивидуальных особенностей в свою очередь помогают успешно обучать и развивать детей.
3. Проанализировав особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста, пришли к выводам: преобладает непроизвольная образная память; память приобретает интеллектуальный характер; складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
4. Для выявления уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста было организовано экспериментальное исследование.
В процессе диагностического обследования были выявлены следующие особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста: память не точна; преобладает фрагментарность; память кратковременна; не способны быстро извлекать информацию из памяти, плохо развита кратковременная речевая память. преобладает образная память является преобладающим видом памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и индивидуальных особенностей развития у ребенка приемов запоминания.