Файл: тольятинский государственный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как позволяет специалистам эффективнее осуществлять работу по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста.

Список используемой литературы


  1. Акаемова, Ю.А. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Акаемова // Сборник статей V Международной научной конференции: «Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение». – 2016. – С. 791-794.

  2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] / Г.В. Бороздина. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.

  3. Боднар, С.Н. Психология памяти. Курс лекций [Текст] / С.Н. Боднар. – М.: Флинта, 2018. – 328 c.

  4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Божович Л.И.. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 212 с.

  5. Булгаков, О.А. Память человека и возможность ее улучшения [Текст] / О.А. Булгаков // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Естеств. и техн. науки. – 2014. – Т. 19. – № 1. – С. 90–93.

  6. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций [Текст] / М.Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: Юрайт, 2013. –- 197 c.

  7. Величковский, Б.Б. Рабочая память человека: фундаментальные исследования и практические приложения [Текст] / Б.Б. Величковский, С.А. Козловский // Интеграл. – 2012. – № 6. – С. 14–17.

  8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – 671 с.

  9. Дорощук, С.В. Развитие памяти у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Дорощук, А.Г. Нестерова // Сборник статей: «Модели участия граждан в социально-экономической жизни Российского общества». – 2016. – С.21-25.

  10. Земцова, О.Н. Тесты для детей 5-6 лет [Текст] / О.Н.Земцова // М.: «Азбука- Аттикус». – 2013. – С. 115.

  11. Карих, В.В. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста [Текст] / В.В.Карих, В.А. Иванова // Сборник статей Международной научной конференции: педагогика, психология, общество. – 2017. - №2. – С. 176-180.

  12. Крайг, Г. Психология развития [Текст]/ Г. Крайг. – СПб: Питер, 2001. – 992 с.

  13. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций [Текст] / И.В. Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – 182 c.

  14. Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник [Текст] / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. – М.: Проспект, 2013. – 464 c.

  15. Михайлова, Г.А. Приемы педагогической техники, способствующие развитию памяти детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Михайлова, Г.Х.Кафиятуллова, Л.Д.Сирачёва // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №1. – С. 269-272.

  16. Немов, Р.С. Общие основы психологии [Текст] / Р.С.Немов. – М.: Просвещение, 2004. – 184 с.

  17. Полтавская, Е.А. Моделирование процессов развития произвольной памяти у детей старшего школьного возраста [Текст] / Е.А.Полтавская // Концепт. – 2015. – №1. – С. 2-3.

  18. Тимошенко, Т.В. Роль памяти в развитии детей [Текст] / Т.В. Тимошенко, С.Ю. Васильева, Н.А. Алифанова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы III Международной научно – практической конференции. – 2015. – С. 240-242.

  19. Файзуллина, М.Р. Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.Р.Файзуллина // Сборник статей Международной научно-практической конференции: «Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения». – 2016. – С.282-284.

  20. Яковлева, Н.Н. Развитие памяти у детей дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц математического содержания [Текст] / Н.Н. Яковлева // Дошк. педагогика. – 2013. – № 2. – С. 17–19.


Приложение 1


Диагностические методики в порядке их предъявления
1. Методика «Запомни рисунок»
Цель: выявить уровень развития памяти у детей 6 – 7 лет с нарушением зрения.

Инструкция: Экспериментатор располагает четыре рисунка перед ребенком. Период, в течение которого можно смотреть на рисунки, четко ограничен и составляет не более десяти секунд. Затем, задача ребенка, нарисовать на листе то, что ему запомнилось.

Критерии оценивания:

Низкий уровень (0-5 баллов) – самостоятельно не смогли воспроизвести рисунок 2,4; не были соблюдены пропорции в 1 рисунке; в 3 – отобразили рисунок при помощи дополнительных вопросов экспериментатора.

Средний уровень (6-9 баллов) – не точно расположенные в нужных местах флажки; неверно указанные в нужных местах четыре точки; не точно выдержаны пропорции; непропорционально воспроизведен прямоугольник маленького размера в большом; с четвертым рисунком не справились.

Высокий уровень (10 и выше баллов) – правильно воспроизведенные рисунки, а именно: две пересекающиеся линии и два флажка; изображенный большой квадрат, который разделен линиями на четыре части; точно выдержанные пропорции; верно указанные соединения вершин внутреннего прямоугольника с вершинами внешнего; верно указаны левая, правая и центральная стороны картинки.
Приложение 2
2. Методика «Вспомни картинки»
Цель: выявить уровень развития памяти у детей 6 – 7 лет с нарушением зрения.

Инструкция: Экспериментатор, показывает изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. Не ставят задачу запомнить, говорит: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».

Критерии оценивания:

Низкий уровень (0-3 балла) – ребенок не справился с заданием. Не смог назвать и десяти картинок из предложенных.

Средний уровень (4-7 баллов) – ребенок справился с заданием частично, сделав при этом более пяти ошибок.

Высокий уровень (8-10 баллов) – ребенок справился с заданием самостоятельно, не прибегая к помощи взрослого, назвав при этом все картинки, которые были предложены.


Приложение 3
3. Методика Л.А. Ясюковой «Кратковременная речевая память»
Цель: изучение особенностей кратковременной речевой памяти.

Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу запиши все, что запомнилось, в любом порядке.

Слова:

1 вариант: куст, зонт, лук, шелк, гром, нос, лес, мак, стул.

2 вариант: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, мёд.

Слова произносятся четко с интервалом в полсекунды, по окончании ребенку тихо произносится «Говори».

Слова для запоминания предъявляются только один раз. Если с первого предъявления ребенок ничего не запомнил, можно повторить слова еще раз. Однако при интерпретации будет учитываться первый "нулевой" вариант.

Интерпретация: обработка осуществляется посредством сравнения слов, воспроизведенных ребенком с первого предъявления, с теми словами, которые ему были зачитаны (1 вариант, 2 вариант дается, если возникли помехи). За каждое правильное слово дается 1 балл.

Высокий уровень – 7-9 баллов;

Хороший уровень – 5-6 баллов;

Средняя норма – 3-4 балла;

Слабый, субнорма – 2 балла;

Уровень патологии – 0-1 балл.

Приложение 4

Сводные таблицы данных

Матрица первичных данных по методики «Запомни рисунок»



Группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

экспериментальная группа

10

0

0

экспериментальная группа

10

0

0

экспериментальная группа

0

6

0

экспериментальная группа

0

6

0

экспериментальная группа

0

7

0

экспериментальная группа

0

0

2

экспериментальная группа

0

0

3

экспериментальная группа

0

0

2

экспериментальная группа

0

0

2

экспериментальная группа

0

0

3

контрольная группа

10

0

0

контрольная группа

10

0

0

контрольная группа

0

6

0

контрольная группа

0

6

0

контрольная группа

0

7

0

контрольная группа

0

7

0

контрольная группа

0

6

0

контрольная группа

0

7

0

контрольная группа

0

0

3

контрольная группа

0

0

3




Приложение 5

Матрица первичных данных по методики «Вспомни картинки»



Группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

экспериментальная группа

10

0

0

экспериментальная группа

0

5

0

экспериментальная группа

0

5

0

экспериментальная группа

0

5

0

экспериментальная группа

0

5

0

экспериментальная группа

0

0

1

экспериментальная группа

0

0

1

экспериментальная группа

0

0

1

экспериментальная группа

0

0

1

экспериментальная группа

0

0

1

контрольная группа

10

0

0

контрольная группа

10

0

0

контрольная группа

10

0

0

контрольная группа

0

5

0

контрольная группа

0

5

0

контрольная группа

0

6

0

контрольная группа

0

6

0

контрольная группа

0

6

0

контрольная группа

0

6

0

контрольная группа

0

6

1