Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По продолжительности закрепления и сохранения материала существует память кратковременная, долговременная и оперативная. Еще одним видом памяти является генетическая память – информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Ключевым биологическим приспособлением запоминания информации в такой памяти считаются, мутации и связанные с ними перемены генных текстур. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не имеем возможности оказывать действие через изучение и образование.
Таким образом, память – это когнитивный процесс, который в свою очередь состоит из запоминания, сохранения, восстановления и забывания приобретенного опыта. Все виды памяти необходимы и взаимосвязаны.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является последним из периодов дошкольного возраста, в нем в психике ребенка возникают новые образования. Это произвольность психических процессов – памяти, внимания, восприятия и др. и вытекающая отсюда способность управлять собственным поведением. По сопоставлению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6-7 лет несколько уменьшается, вместе с тем прочность запоминания повышается. Таким образом, одним из главных достижений старшего дошкольника можно считать развитие произвольного запоминания. Во многом этому содействует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает значительные трансформации, которые связаны со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания [13].
Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее производительной, хотя в целом она сохраняет доминирующее положение. Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти наблюдается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является присутствие замещающей деятельности и предметов-заместителей. У дошкольника остается зависимость запоминания материала от таких его отличительных черт, как чувственная соблазнительность, яркость, озвученность, прерывистость деяния, перемещение, контраст и пр. Непосредственно потому дети длительное время не забывают персонажей, которых педагоги включают в сюрпризные факторы. Неожиданность выхода в свет и новизна игрушки в совокупности с эмоциональностью педагога оставляют основательный отпечаток в памяти малыша [15].
Развитие воображения находится в прямой зависимости от развития речи ребенка. Воображение в рассматриваемом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, содействует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Воображение старших дошкольников вполне возможно поделить на 2 категории: познавательное и аффективное. Аффективное фантазия развивается вследствие осознания собственного личного «Я». Главная проблема познавательного воображения воссоздание беспристрастной действительности, достраивание целостной картины мира, получение новых эмоций. С поддержкой воображения дети могут овладевать схемами и смыслами человеческих поступков, возводить целостный образ определенного действия.
Развитие пространственных представлений дошкольника к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста присущи попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда являются удачными, анализ деятельности детей свидетельствует о расчлененности образа пространства с отражением не только лишь предметов, но и их взаимного расположения [16].
Дошкольный возраст представляет наиболее подходящие возможности для формирования разных форм образного мышления. К 6 годам начинают исчезать такие характеристики детей, как ригидность и необратимость. Первоклассники уже готовы устанавливать простые причинно-следственные взаимосвязи, особо при применении приятного материала.
Так, наглядно-образное мышление пребывает как и прежде на невысоком уровне становления, преобладающим остается наглядно-действенное мышление. Значит, в работе с детьми необходимо опираться на практическую деятельность. У детей еще не сформированы умения простого анализа, поэтому та информация, которая может показаться на первый взгляд взрослым неоспоримой и вытекающей из уже имеющейся, может решительно не являться таковой для детей. Старшие дошкольники уже могут обобщать, но часто делают это по несущественным, ситуативным показателям.
Развитие мышления оказывает положительное действие на становление смысловой стороны речевой работы дошкольника. Речевая работа улучшается в количественном и высококачественном отношении.
Дошкольное детство – это период, когда чувства, эмоции доминируют над всеми другими сторонами жизни ребенка
, придавая им специфическую выразительность и окраску. Дошкольники различаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций, непосредственностью в проявлении собственных чувств, быстрой сменой настроения [12].
Тем не менее, к концу дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка меняется – чувства становятся более осознанными, обобщенными, рациональными, произвольными, внеситуативными; появляются высшие чувства – интеллектуальные, нравственные, эстетические, которые у детей часто становятся мотивом поведения. Дошкольный период считается сенситивным для становления возможности детей к произвольной регуляции чувств. Для этого ребенку необходимо научится произвольно обращать свое внимание на чувственные ощущения; отличать и сопоставлять чувственные ощущения; воспроизводить впечатления по установленному образцу или же произвольно; применять паралингвистические средства для активации впечатлений.
Таким образом, старший дошкольный возраст можно охарактеризовать, как период интенсивного формирования новых психических качеств, значительной перестройки познавательных процессов. Этот период дошкольного детства характеризуется характерными ему особенностями психофизиологического развития. Знание возрастных и индивидуальных особенностей в свою очередь помогают успешно обучать и развивать детей.
1.3 Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает значительные перемены, но неправильно считать, что дошкольникам свойственно только механическое запоминание. Напротив, для них свойственно отличительное разумное запоминание: до того, как что-то запомнить, дети стараются понять, что от них требуется. К механическому они прибегают исключительно в тех случаях, когда затрудняются понять и осмыслить материал. Связанно это с тем, что словесно–логическая память развита еще слабо, главное значение имеет наглядно - образная и чувственная память.
В взаимосвязи с подготовкой к поступлению в школу наблюдается существенная перестройка и развитие памяти. Память равномерно становится все более организованной, постепенно приобретает черты произвольности, становясь осознанно регулируемой и опосредствованной. Постепенно развиваются и улучшаются словесно-логическая память, хотя наглядно - образная память еще играет большое значение .
В дошкольном возрасте основным видом памяти является образная, она, еще носит непроизвольный характер, но это не означает ее механичности. Ее становление и перестройка соединены с переменами, происходящими в различных сферах психической жизни ребенка, и для начала в познавательных процессах – восприятии и мышлении. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все таки сохраняет глобальность. Так, ребенок предпочтительно выделяет более явные признаки предмета, не подмечая другие, часто более актуальные. Поэтому представления, которые оформляют основное содержание памяти дошкольника, часто отрывочны [14].
Двигательная память. Ее работа в дошкольном возрасте становится все более сложной. Для занятий спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах необходимы такие умения ребенка, как запоминать,сохранять и воспроизводить в конкретном порядке все более трудоемкие движения.
Улучшение действий с предметами, их автоматизация и выполнение с опорой на образец – образ памяти – позволяют ребенку приобщиться к сложным видам трудовой деятельности, такой как труд в природе и ручной труд.
Для запоминания материала, требуется не просто повторение, а своеобразная работа над материалом. Помимо понимания материала, выделяют еще несколько элементов особенно характерных и важных для детей старшего дошкольного возраста.
На первом месте стоит деятельность по овладению речью, в овладение новыми формами слов и словосочетаний включается процесс запоминания, а позже и воспроизведения, благодаря чему ребенок должен заметить в словах основу запоминания их звуковую сторону [17].
У детей нет специальных приемов запоминания, перед ними еще не стоит такой задачи, их успешность определяется местом в структуре другой деятельности и отношением ребенка к ней. Особенно заметна непроизвольность памяти в поведении детей дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст и последующий за ним младший школьный сенситивен для развития высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической работой считается в данный период более успешной. Существенным ее условием считается учет личных данных памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т. п. Однако, независимо от этого каждый ребенок должен усвоить главное правило действенного запоминания: чтобы понять материал необходимо с ним активно работать и структурировать определенным образом.
Два этапа перехода непроизвольной памяти к произвольной выделил Р.С. Немов:
1) на первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить;
2) на втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции [16].
Итак, выделим особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте:
а) преобладает непроизвольная образная память;
б) память, все большое объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
в) словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
г) складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
д) формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
ж) по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка с взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
По окончанию дошкольного возраста дети показывают хорошие результаты в овладении произвольным запоминанием, но все же основным видом памяти у них остается память непроизвольная. Непроизвольное запоминание для детей является более продуктивным, так как требует от детей более активной умственной работы над материалом. Сами дети редко обращаются к произвольному запоминанию, в основном лишь тогда, когда этого требуют взрослые.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главным видом памяти является образная, она еще носит непроизвольный характер, но это не означает ее механичности.
Выводы по главе
Таким образом, можно представить память, как когнитивный процесс, который включает в себя запоминание, сохранение, восстановление и забывание приобретенного опыта. Анализ специальной научной литературы по изучаемой проблеме показал, что память – это важнейшая, познавательная функция. Она основывает возможность для развития и обучения.
Память лежит в основе развития речи, эмоциональных реакций, мышления, двигательных навыков, творческих процессов. Память не представляет собой чего-либо однородного: она содержит в себе ряд сложных процессов. Это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.