Файл: Руководство по практическому применению За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

134
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
но и формированию у него этических потребностей, развитию позитивных качеств человеческого характера. Это учитывает ст. 45 ДУ ВС РФ, в соответствии с которой
«одновременно с объявлением приказа о поощрении военнослужащим, как правило,
вручаются грамоты, ценные подарки или деньги, личные фотографии военнослужа- щих, снятых при развернутом Боевом знамени воинской части, нагрудные знаки от- личника, а также зачитывается текст сообщения на родину (по месту жительства родителей военнослужащего или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (учебы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга».
Важно, что, помимо названных видов поощрений, в поощрительной деятельнос- ти командиров (начальников) военнослужащие одобряют применение к ним нефор- мальных методов (послабления по службе, похвала, высказанная в личной беседе,
похвала публичная, помощь командования в улучшении жилищных условий и др.),
которые не предусмотрены юридическими нормами, но, тем не менее, их не следует недооценивать.
Публичная устная похвала командира (начальника) часто может оказать на воен- нослужащего значительно большее стимулирующее воздействие, чем даже матери- альное поощрение, при этом хвалить следует конкретно, не ограничиваясь общими добрыми словами и указывая, какие именно действия военнослужащего заслужили одобрение и почему.
Как показывает практика, наиболее эффективным условием реализации поощри- тельно-правовой политики будет являться единство и сочетание материальных и моральных форм поощрения, т. е. их сбалансированность.
12. Принцип назначения на высшие воинские должности в порядке продвижения по службе, так как государство гарантирует военнослужащим, проходящим воен- ную службу по контракту, назначение на высшие воинские должности с учетом усло- вий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, до- стигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе
8
В случае необходимости могут быть проведены занятия, служебные совещания с должностными лицами, осуществляющими дисциплинарную практику по примене- нию поощрений, для оказания им помощи в устранении недостатков в дисциплинар- ной практике по мере их выявления, а также для распространения передового опыта командиров (начальников).
§ 8. Обжалование неправомерных действий (бездействия) органов военного
управления и воинских должностных лиц в сфере поощрения военнослужащих
Военнослужащий субъективного права на применение к нему различных мер по- ощрения за заслуги или другие положительные результаты в военно-служебной дея- тельности не имеет, т. е. он не может требовать от поощряющего субъекта власти
(командира, начальника) применить к нему поощрение. В этой сфере деятельности должностные лица наделены широкими дискреционными полномочиями (свободой усмотрения) по отношению к своим подчиненным, что приводит на практике к неравнозначному награждению военнослужащих за равноценные деяния (не столь- ко по заслугам, сколько по должностям, и особенно к какому-либо празднику, тор- жеству или юбилею), что абсолютно недопустимо, поскольку подрывает авторитет как должностного лица (государственного органа), оценивающего заслугу, так и самого незаслуженно поощренного военнослужащего. Тем самым дискредитируется такой немаловажный принцип права, как равенство.
В то же время ДУ ВС РФ предусматривает необходимость должного поведения командира (начальника) по поощрению как отдельного военнослужащего, так и всего личного состава воинской части (подразделения), что является его юридической обя- занностью. Таким образом, у подчиненных военнослужащих возникает законный интерес в применении того или иного поощрения, которое влечет приобретение ка- ких-либо благ, а также право на обжалование неправомерных действий (бездейст- вия) органов военного управления и воинских должностных лиц в сфере поощрения.
8
Абзац 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих».


135
Глава IV. Отдельные практические вопросы применения поощрений к военнослужащим
Обеспечение защиты прав и свобод военнослужащих является важной конститу- ционной гарантией и возложено на все органы государственной власти и управле- ния в пределах их компетенции. Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды об- щей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников); кроме того, реализации прав военнослужащих могут содействовать общественные объединения.
Таким образом, система государственных органов, осуществляющих деятельность по защите и восстановлению нарушенных прав военнослужащих, является достаточ- но развернутой. Для одних органов защита прав военнослужащих – основная функ- ция (например, военные суды, органы военной прокуратуры), для других – это одно из важнейших направлений их деятельности
9
Далее рассмотрим возможные пути обжалования военнослужащими неправомер- ных, на их взгляд, действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц в сфере поощрения.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обра- щений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные об- ращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должност- ным лицам. Одной из разновидностей обращений граждан указанный Федеральный закон признает жалобу – просьбу гражданина о восстановлении или защите его на- рушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Военнослужащий, как и любой гражданин, может использовать свое право на защиту путем обращения с жалобой в различные государственные органы.
Высшим законодательным органом Российской Федерации является Федераль- ное Собрание Российской Федерации. Депутатами Государственной Думы и члена- ми Совета Федерации, их помощниками, руководителями комитетов и комиссий,
сотрудниками аппаратов постоянно ведется прием граждан как в центре, так и на местах. По результатам рассмотрения поступивших предложений, заявлений и жа- лоб депутаты обязаны принимать меры, предусмотренные федеральным законода- тельством о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. На- пример, в случае обнаружившихся нарушений прав граждан депутаты вправе обра- титься к соответствующим должностным лицам с требованием о принятии мер по немедленному пресечению выявленных нарушений.
Основные направления деятельности высшего органа исполнительной власти
Российской Федерации в сфере охраны прав и свобод человека определяет Феде- ральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от
4 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ. В соответствии со ст. 1 указанного Закона Правительст- во Российской Федерации реализует конституционные права граждан в области со- циального обеспечения, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, прав граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду; осуществляет меры по обеспечению безопасности личности, по обеспечению законности, прав и свобод граждан; по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью.
Структура федеральных органов исполнительной власти представлена министер- ствами, федеральными службами и агентствами, куда также вправе обратиться с жалобой военнослужащий в установленном порядке.
Так, военное законодательство закрепляет за военнослужащими право на адми- нистративный порядок обжалования неправомерных действий (бездействия) орга- нов военного управления и их должностных лиц, в том числе командиров (началь- ников) (гл. 6 ДУ ВС РФ; приказ министра обороны Российской Федерации «Об ут- верждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах
Российской Федерации» от 28 декабря 2006 г. № 500).
9
Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих. М., 1998. С. 283.


136
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
На основании ст. 119 ДУ ВС РФ обращения (предложения, заявления или жалобы),
поступившие в воинскую часть, в срок не более трех суток должны быть зарегистриро- ваны в Книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) во- инской части (приложение 5 к настоящему изданию) и в обязательном порядке докла- дываться командиру воинской части и (или) соответствующему должностному лицу.
При личном же приеме содержание устного обращения (предложения, заявления или жалобы) заносится в карточку личного приема (приложение 6 к настоящему из- данию), а письменное обращение (предложение, заявление или жалоба) регистриру- ется в установленном порядке.
Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) и кар- точка личного приема ведутся и хранятся в штабе воинской части (органе военного управления).
Однако в административном порядке жалобы рассматриваются, как правило, в пре- делах одного ведомства, т. е. заинтересованными лицами и органами, не публично, в отсутствие заинтересованных лиц, чаще всего лицами, не имеющими правовой подго- товки. В связи с этим, как справедливо указывается в научной литературе, решения по жалобам принимаются зачастую без должной компетенции, что порождает новые жа- лобы, недоверие к государственному аппарату и воинским должностным лицам
10
Законодатель наделяет военнослужащих правом на оспаривание неправомерных действий, которое они могут реализовать путем обращения в суд (ст. 21 Федераль- ного закона «О статусе военнослужащих»).
В связи с вышесказанным будет уместным предложить один из вариантов обра- щения в суд в зависимости от вида производства: возникающего из публичных пра- воотношений и искового производства
11
Различие указанных производств заключается в следующем.
Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи за- явления в суд (ч. 2 ст. 247 ГПК РФ). Это означает, что, в отличие от искового произ- водства, невозможно установление никаких предварительных обязательных досу- дебных процедур. Военнослужащий может обратиться в суд сразу, причем ничто не ограничивает его право обратиться с жалобой и в вышестоящий орган военного управления или к вышестоящему должностному лицу (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).
В указанных делах не применяются правила заочного производства, причем суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа госу- дарственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 1 000 руб.
(чч. 2 и 4 ст. 246 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 11 июня 2008 г.
№ 85-ФЗ). Это означает, что, в отличие от искового производства, закон предусмат- ривает обязательность явки в судебное заседание, но только для воинского должно- стного лица или представителя органа военного управления, а не для военнослужа- щего (он, например, может ходатайствовать о рассмотрении дела в его отсутствие).
В отличие от общих правил территориальной подсудности, предусматривающих предъявление иска по месту жительства (месту нахождения) ответчика, нормы гл. 25
ГПК РФ предусматривают возможность подачи заявления как по месту жительства заявителя, так и по месту нахождения органа власти (ч. 2 ст. 254).
Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Это означает,
что, в отличие от искового производства, суд имеет возможность самостоятельно формулировать фактические и правовые основания требования, помимо тех, кото- рые указал в заявлении военнослужащий. Законодатель в данном случае посчитал,
что такие исключения из действия принципов состязательности, диспозитивности,
равноправия сторон, равенства граждан (и организаций) перед законом и судом до- пустимы, поскольку предметом рассмотрения дела являются публичные правоотно- шения, которые могут иметь значение не только для конкретных сторон публично- правового спора, но и для государства и общества в целом.
10
Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих: дис. … докт. юрид.
наук. М., 1999. С. 312.
11
См. подробнее:
Воронов А.Ф. Вид производства в гражданском процессе и гарантии за- щиты прав военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 7.


137
Глава IV. Отдельные практические вопросы применения поощрений к военнослужащим
Такими же соображениями законодатель руководствовался и при установлении следующей особенности производства по делам, возникающим из публичных пра- воотношений. По общим правилам искового производства каждая сторона обяза- на доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии с положениями ст. 249 ГПК РФ обязан- ности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нор- мативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых ре- шений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, ко- торые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия
(бездействие). Это означает, что не военнослужащий обязан доказать незаконность действий, бездействия, решений и нормативных правовых актов органов военного управления и воинских должностных лиц, а указанные органы и должностные лица должны доказать законность и обоснованность указанных действий, актов и реше- ний.
Более того, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о предоставлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 1 000 руб. Изве- стно, что военнослужащему нередко достаточно сложно собирать доказательства,
поскольку они, как правило, находятся у того органа или должностного лица, дейст- вия или решения которого он оспаривает. Такое полномочие суда, которого нет в исковом производстве, является дополнительной гарантией защиты прав военно- служащего.
Государственная пошлина. При подаче иска имущественного характера уплачи- вается пропорциональная пошлина, зависящая от цены иска. Статьей 333 19
НК РФ
установлены следующие ее размеры: при цене иска до 20 000 руб. – 4 % цены иска, но не менее 400 руб.; от 20 001 руб. до 100 000 руб. – 800 руб. плюс 3 % суммы, превыша- ющей 20 000 руб.; от 100 001 руб. до 100 000 руб. – 3 200 руб. плюс 2 % суммы,
превышающей 100 000 руб. и т. д.
Указанной статьей НК РФ установлены следующие ставки государственной по- шлины: при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) норматив- ных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправле- ния или должностных лиц: для физических лиц – 200 руб., для организаций – 3 000 руб.;
при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, го- сударственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граж- дан или организаций, – 200 руб.
Другими словами, если военнослужащий будет взыскивать сумму невыплаченно- го денежного довольствия (например, ежемесячной поощрительной надбавки за осо- бые достижения в службе) в порядке искового производства, государственная пош- лина будет рассчитываться по первому варианту, если же он подает заявление об оспаривании бездействия должностных лиц по выплате – по второму варианту.
Базовые сроки рассмотрения дел в порядке искового производства – два месяца со дня поступления заявления в суд и один месяц со дня принятия заявления – в ми- ровом суде. Заявление об оспаривании действий и решений органов власти рассмат- ривается в течение 10 дней (в Верховном Суде Российской Федерации – в течение двух месяцев) (ч. 1 ст. 257 ГПК РФ), заявление об оспаривании нормативных право- вых актов – в течение месяца (в Верховном Суде Российской Федерации – в течение трех месяцев) (ч. 2 ст. 252 ГПК РФ). Очевидно, что указанные сокращенные сроки рассмотрения установлены, прежде всего, в интересах заявителя, в том числе и воен- нослужащего.
В итоге можно констатировать, что дела о защите прав военнослужащих в поряд- ке искового производства не в интересах военнослужащих, так как указанный поря- док защиты более сложен, затратен, длителен и имеет меньше реальных гарантий защиты прав.
Бывают ситуации, когда при соблюдении определенных условий для награжде- ния военнослужащего, имеющего заслуги, ведомственным знаком отличия, не оформ-


138
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
ляется наградной материал по причине бездействия командования, а также суды при этом не выносят положительного решения по причине пропуска заявителем трехме- сячного срока обращения в суд. Приведенный ниже пример это ярко иллюстрирует.
Военный пенсионер. Выслуга – 13 календарных лет, уволена по организационно- штатным мероприятиям в 1998 г. Медаль за 10 лет не получала. При наличии этой медали получила бы звание ветерана труда, а также льготы по оплате коммуналь- ных услуг. Имеется ли возможность получить указанную медаль сейчас, если да, то куда обращаться?
Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить следующее
Так, в соответствии с действовавшим в тот период Положением о медали Мини- стерства обороны Российской Федерации «За отличие в военной службе» (приложе- ние № 3 к приказу министра обороны Российской Федерации от 27 марта 1995 г.
№ 123) медалью Министерства обороны Российской Федерации «За отличие в воен- ной службе» награждались военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федера- ции за добросовестную службу и имеющие соответствующую выслугу лет в кален- дарном исчислении.
Медаль состояла из трех степеней:
– I степени – для награждения военнослужащих, проходящих военную службу не менее 20 лет;
– II степени – для награждения военнослужащих, проходящих военную службу не менее 15 лет;
– III степени – для награждения военнослужащих, проходящих военную службу не менее 10 лет.
Одновременно в соответствии с действовавшими в рассматриваемый период Пра- вилами представления к награждению медалью Министерства обороны Российской
Федерации «За отличие в военной службе» (приложение № 6 к приказу министра обороны Российской Федерации от 27 марта 1995 г. № 123) к награждению медалью
Министерства обороны Российской Федерации «За отличие в военной службе» пред- ставлялись военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, положитель- но характеризуемые по службе и не имеющие дисциплинарных взысканий.
Оценка служебной деятельности военнослужащих и возбуждение ходатайства о награждении их медалью осуществлялись начальниками от командира полка, ко- мандира корабля 1 ранга, им равных и выше, командирами отдельных батальонов
(кораблей 2 ранга), а также командирами отдельных воинских частей, пользующих- ся в соответствии со ст. 11 ДУ ВС РФ дисциплинарной властью командира батальо- на (корабля 3 ранга), с учетом мнения аттестационной комиссии воинской части.
При представлении к награждению медалью выслуга лет военнослужащих опре- делялась в календарном исчислении по состоянию на 1 января года, в котором про- изводится награждение.
Таким образом, при соблюдении указанных условий имелась возможность для награждения медалью Министерства обороны Российской Федерации «За отличие в военной службе» (III степени). В том случае, если гражданин считает, что его права нарушены, он имеет право в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, оспорить бездействие командования. Однако в силу ст. 256 ГПК РФ оспаривание бездействия,
связанного с ненаграждением указанной выше медалью, бесперспективно, посколь- ку пропущен установленный указанной статьей ГПК РФ трехмесячный срок оспа- ривания бездействия (действия, решения).
Так, в соответствии с указанной статьей ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о наруше- нии его прав и свобод. При этом, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. При- чины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судеб- ном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Помимо вышеуказанных форм защиты, военнослужащий может обратиться в го- сударственные органы с «особым статусом»
12
, которые по своему назначению, прин- ципам организации и деятельности, формам и методам работы занимают в системе
12
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. М., 2004. С. 539.