Файл: Руководство по практическому применению За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 368
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
148
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
В то же время кодификация – это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых пред- писаний новыми. Кодификация – это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт ста- бильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действо- вавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обнов- ления законодательства как свойство кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.
Так как кодификационные акты по своему содержанию могут выражаться в виде основ законодательства, кодекса или устава, то считаем оптимальным решением для достижения цели систематизации законодательства о поощрении военнослужащих рекомендовать переработку и дополнение действующего ДУ ВС РФ, а именно главу
«Поощрения», что позволит упорядочить нормативный материал о поощрении воен- нослужащих, повысить его технико-юридический уровень. В этой связи эффективнос- ти реализации и применения поощрений к военнослужащим будет способствовать со- здание конкретной, ясной, четкой, понятной и доступной каждому военнослужащему,
командиру (начальнику) кодифицированной системы поощрения, нацеленной на сме- щение правового интереса в сторону позитивных методов руководства.
Полагаем, что в ДУ ВС РФ необходимо отразить: понятия «поощрение военно- служащих» и «заслуга», единые принципы применения поощрений.
Принципы поощрения военнослужащих являются своеобразным «стержнем» его применения. Аксиология (ценность) принципов заключается в том, что они выража- ют специфические свойства, присущие правовому поощрению военнослужащих.
Приоритетность изложения положений о поощрениях, а затем об ответственнос- ти, в том числе дисциплинарной, обусловлена тем, что поощрения, с одной стороны,
являются средством воспитания военнослужащих, а с другой – средством укрепле- ния воинской дисциплины на основе положительных примеров. Поощрение укреп- ляет моральный дух воинов, развивает у них положительные качества – патриотизм,
исполнительность, добросовестность, человечность, стойкость, инициативу и т. п.
Поощрения морально поднимают не только того, кого поощряют, но и все подраз- деление в целом.
Уместным будет отдельной статьей в ДУ ВС РФ отразить норму о том, что по- ощрения осужденных военнослужащих в зависимости от специального вида наказа- ния (при ограничении по военной службе, при аресте с отбыванием на гауптвахте,
при содержании в дисциплинарной воинской части) применяются в порядке, опреде- ляемом УИК РФ, названным Уставом, Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими. Это как раз тот характерный случай, когда, по нашему мнению, можно использовать вариант адресных бланкетных ссылок на нор- мативные правовые акты в необходимой их части, которые действительно отража- ют логику законодательной техники. Бланкетные ссылки применялись и в советском законодательстве, например, в Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности»
устанавливалось, что за нарушение дисциплины и общественного порядка военно- служащие и призванные на сборы военнообязанные несут ответственность в поряд- ке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР
9
. По ана- логии можно сделать оговорку в отношении регламентации вопросов поощрения военнослужащих в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» или в проекте федерального закона «О военной службе Российской Федерации».
ДУ ВС РФ, таким образом, должен быть основным нормативным правовым ак- том, регулирующим вопросы поощрения военнослужащих.
Для ликвидации повторений (дублирований) в нормативных правовых актах та- кие виды поощрений, как досрочное присвоение очередного воинского звания, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, и присвоение очередного воинского звания на одну ступень выше воин- ского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, сле-
9
Вопросы теории военного законодательства и практики его применения: сб. науч. ст. № 2 /
под общ. ред. Е.В. Прокоповича. М., 1974. С. 110.
149
Глава V. Проблемные вопросы дисциплинарной практики
дует исключить из ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и пп. 10 – 12 ст. 22 Положения о порядке прохождения военной службы,
сделав ссылку на то, что указанные виды поощрений применяются в соответствии с ДУ ВС РФ.
В связи с тем что в системе поощрений военнослужащих значительное место за- нимает «большой массив» ведомственных знаков отличия, которые не относятся к государственным наградам, так как они не предусмотрены Указом Президента Рос- сийской Федерации «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» от 7 сентября 2010 г. № 1099, но на практике весьма часто применяются к военнослужащим, соответственно существует настоятельная необходимость в их систематизации путем сведения в единый перечень всех ведомст- венных знаков отличия приказом министра обороны Российской Федерации с до- бавлением мер материального стимулирования, куда необходимо включить также знаки отличия видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, войск,
не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, по ана- логии с данным Указом Президента Российской Федерации. В этом нормативном правовом акте можно было бы отразить:
а) Положение о ведомственных знаках отличия Министерства обороны Россий- ской Федерации;
б) положения о медалях Министерства обороны Российской Федерации; наград- ных знаках; квалификационных знаках; знаках воинской доблести Министерства обороны Российской Федерации, о грамотах Министерства обороны Российской
Федерации;
в) формы наградных документов для представления к награждению ведомствен- ными знаками отличия Министерства обороны Российской Федерации;
г) образцы бланков удостоверений к ведомственным знакам отличия, бланков грамот Министерства обороны Российской Федерации;
д) рисунки ведомственных знаков отличия и их описание.
Следующим вариантом систематизации поощрительного законодательства мо- жет стать его консолидация, например, в отдельном разделе проекта федерального закона «О военной службе Российской Федерации» путем объединения норм разроз- ненных актов, изданных по вопросам поощрения военнослужащих.
3. Совершенствование процессуальной упорядоченности применения команди- рами (начальниками) видов поощрений способствует уменьшению влияния субъек- тивного фактора (дискреции) в их использовании.
В ДУ ВС РФ необходимо закрепить стадии поощрительного производства процес- суальных действий воинскими должностными лицами в отношении подчиненных во- еннослужащих (воинских коллективов), т. е. стадия установления фактической осно- вы; стадия юридической квалификации; стадия принятия поощрительного правопри- менительного акта (указ, приказ и др.); стадия исполнения принятого индивидуально- го поощрительного акта (более подробно об этом говорилось в § 1 гл. III).
При этом, необходимо предусмотреть закрепление юридического состава заслу- женного поступка (т. е. субъект заслуги, субъективная сторона заслуги, объективная сторона заслуги, объект заслуги).
4. В ДУ ВС РФ следует закрепить отдельно права, обязанности и ответственность субъектов поощрительных правоотношений, т. е. военнослужащего, представляемого к поощрению (особенно важно установить право на справедливое поощрение), а так- же командиров (начальников), применяющих поощрения (отразить обязанность при- менения поощрения при наличии в действиях военнослужащего состава заслуги).
Военно-служебная деятельность военнослужащего, превосходящая по своим ка- чественным и количественным характеристикам обычные требования, должна обя- зательно поощряться. Отдельные командиры (начальники) не учитывают это поло- жение, что в известной степени объясняет недостаточную социальную активность военнослужащих, нередко приводит к недовольству и конфликтным ситуациям в армейской среде.
Четкое определение компетенции поощрителей и поощряемых будет способство- вать устранению условий для субъективизма, различных злоупотреблений, а иногда и произвола в действиях воинских должностных лиц
150
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
Следуя логике ст. 17 ДУ ВС РФ, полагаем, что в ст. 34 данного Устава необходи- мо внести изменения, изложив ее в следующей редакции:
«Командиры (начальники) обязаны применять поощрения за заслуженное пове- дение как в отношении отдельного военнослужащего, так и в отношении всего лич- ного состава воинской части (подразделения).
За одно отличие военнослужащий имеет право на справедливое поощрение, ко- торое должно применяться только один раз, а также на судебную защиту этого пра- ва в случае его несогласия.
При определении вида поощрения принимаются во внимание характер заслуг, усер- дие и отличия военнослужащего, а также прежнее отношение его к военной службе».
Таким образом, субъективному праву военнослужащего на справедливое поощ- рение за заслуженный поступок будет корреспондировать юридическая обязанность командира (начальника) осуществить его.
В ДУ ВС РФ необходимо официальное закрепление норм, устанавливающих от- ветственность должностных лиц (командиров, начальников), допустивших ошибоч- ное, необоснованное, несвоевременное поощрение, несоблюдение сроков в примене- нии поощрений, немотивированный отказ в поощрении, нарушивших процессуаль- ный порядок поощрения и принципы поощрения, а также военнослужащих, совер- шивших умышленные действия за незаконное получение поощрения.
Соответственно следует ввести правила отмены поощрительного акта в случае его недостоверности (представление заведомо ложных сведений) или необоснован- ности выводов, содержащихся в поощрительных материалах.
В связи с вышесказанным необходимо отразить в ДУ ВС РФ дисциплинарную ответственность и соответствующих должностных лиц за необоснованную задержку материалов о награждении военнослужащих государственными наградами или ве- домственными знаками отличия, которая приводит к несвоевременному их исполне- нию. Данный способ юридического воздействия позволил бы создать дополнитель- ные правовые гарантии защиты субъективного права на поощрение.
5. Наиболее эффективными являются поощрения, которые объявляются и реали- зуются непосредственно за проявлением поощрительного поступка. Несвоевремен- ное исполнение объявленного поощрения может свести на нет его стимулирующее значение.
В то же время действующим законодательством исполнение поощрений не огра- ничивается каким-либо сроком. Установление в законодательстве обязательных сро- ков реализации поощрений, безусловно, способствовало бы повышению их дейст- венности.
К примеру, в соответствии со ст. 83 ДУ ВС РФ «применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, произ- водится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разби- рательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в команди- ровке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности»,
а согласно ст. 90 ДУ ВС РФ «дисциплинарное взыскание исполняется, как правило,
немедленно, а в исключительных случаях – не позднее истечения срока давности при- влечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. По истечении срока давности взыскание не исполняется, но запись о нем в служебной карточке сохраня- ется. В последнем случае лицо, по вине которого не было исполнено примененное взыскание, несет дисциплинарную ответственность».
На основании изложенного предлагается в ст. 17 ДУ ВС РФ включить положе- ние, согласно которому применение поощрения к военнослужащему должно произ- водиться в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном поощрительном поступке, и должно быть обязательно исполнено.
6. Требует специального правового регулирования применение такого поощре- ния, как снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания. За исключением отдельных случаев, указанных в ст. 36 ДУ ВС РФ (например, снятие таких дисцип- линарных взысканий как дисциплинарный арест, снижение в воинском звании (долж-
151
Глава V. Проблемные вопросы дисциплинарной практики
ности), снижение в воинской должности и предупреждение о неполном служебном соответствии), законодательством не установлено, через какое время после наложе- ния взыскания соответствующий начальник может в порядке поощрения его снять.
Указаны только расплывчатые, ни к чему не обязывающие должностных лиц фор- мулировки, имеющие коррупционные риски: 1) примененное дисциплинарное взыс- кание должно сыграть свою воспитательную роль; 2) военнослужащий должен ис- править свое поведение образцовым выполнением воинского долга. Эти сроки сле- довало бы установить в ДУ ВС РФ в зависимости от вида взыскания (выговор, стро- гий выговор и др.) и принадлежности военнослужащего к определенной категории.
Ясно, что чем более тяжелым было взыскание, тем через более длительное время оно должно быть снято. Представляется, что с учетом сроков прохождения военной служ- бы также время должно быть меньшим при одинаковых взысканиях для военнослу- жащих, проходящих военную службу по призыву, чем для других категорий военно- служащих – офицеров, солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих воен- ную службу по контракту.
Важно отметить, что возникают случаи, когда прямые начальники поощряют под- чиненных им военнослужащих, не зная о том, что данные военнослужащие имеют ра- нее примененные взыскания. Поскольку при определении вида поощрения должно учитываться прежнее отношение военнослужащего к службе, постольку прямые началь- ники обязаны учитывать информацию о ранее примененном взыскании в отношении конкретного военнослужащего и не использовать иные виды поощрения, кроме снятия ранее примененного взыскания, что следует отразить в ст. 35 ДУ ВС РФ (с заменой кор- рупциогенного фактора «может быть» на формулировку «должен быть»).
На наш взгляд, можно порекомендовать предоставление права командиру (на- чальнику) в отношении военнослужащих, проявивших выдающееся отличие по служ- бе, поощрение «снятие ранее примененного дисциплинарного взыскания» применять с одновременным объявлением иного поощрения, чем будет соблюден фактор со- размерности поощрения в зависимости от заслуги, а также права досрочного снятия дисциплинарных взысканий, указанных в ст. 36 ДУ ВС РФ (дисциплинарный арест,
снижение в воинском звании (должности), снижение в воинской должности и преду- преждение о неполном служебном соответствии).
7. Система мер поощрения для различных категорий военнослужащих должна быть такой, чтобы командир (начальник) мог избрать поощрения, соответствую- щие степени заслуг подчиненного. Поэтому существует необходимость в усовершен- ствовании правовой регламентации критериев поощрения (оснований), поскольку выбор определенной меры поощрения зависит от конкретных достижений. Соответ- ственно установление более конкретного перечня заслуг военнослужащих в опреде- ленной мере ограничивает проявление необъективности со стороны правопримени- теля при выборе того или иного вида поощрения.
На основании изложенных аргументов считаем, что в ДУ ВС РФ необходимо предусмотреть классификацию заслуг, исходя из деления их следующим образом:
особые личные, исключительные, значительные, особо выдающиеся, выдающиеся,
особые заслуги, личные, собственно заслуги и др.
Между тем перечень указанных заслуг и их критериев не должен являться исчер- пывающим, а периодически корректироваться и дополняться.
Представляется целесообразным разработать и включить в ДУ ВС РФ перечень оснований поощрения за участие в боевых действиях в военное время (в районах вооруженных конфликтов), при выполнении антитеррористических операций.
8. Немаловажным направлением следует считать, на наш взгляд, обновление ви- дов поощрений, с учетом комплексного подхода, включающего в себя и моральные,
и материальные элементы.
В современных условиях совершенствование материального поощрения военно- служащих по результатам их служебной деятельности предполагает поиск новых форм и содержания морального стимулирования, который должен ставить перед собой цель рационального применения поощрений, что в конечном итоге будет вес- ти к качественному повышению воинской дисциплины и значимости воинского тру- да в целом. Однако военная мощь Российской армии есть совокупность не только материальных, но и духовных (моральных) сил.
152
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
9. Расширение мер поощрения. На наш взгляд, для расширения мер поощрения следует установить специальные награды для военнослужащих, безупречно прослу- живших 25 и более лет в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящее время награждаются военнослужащие, прослужившие 10, 15, 20 лет и не отмечаются наградами те, которые прослужили в армии или на флоте больший срок.
10. Отдельно следует остановиться на пробельности законодательства по вопро- сам награждения военнослужащих государственными наградами в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию государ- ственной наградной системы Российской Федерации» от 7 сентября 2010 г. № 1099
(далее – Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099).
По решению Президента Российской Федерации повторное награждение лица государственной наградой может быть произведено (т. е. по усмотрению. –
О. З.
) до истечения пятилетнего срока (до этого повторное награждение государственной на- градой за новые заслуги возможно было не ранее чем через три года после предыду- щего награждения государственной наградой, за исключением награждения за со- вершение геройского подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу).
Введение и юридическое закрепление такого новшества предполагает обеспече- ние определенной умеренности в наградном деле. В то же время возможность в ис- ключительных случаях производить награждение ранее пятилетнего срока вносит элементы некоторой неопределенности, недостаточной стабильности, создает воз- можность для субъективного подхода при оценке заслуг вторично награждаемых.
Не приведет ли это снова к многократным награждениям, как уже было ранее, од- них и тех же лиц? Целесообразнее было бы установить требование к периодичности,
например, один раз в 4 – 5 лет, чтобы для дальнейшего усовершенствования порядка награждения устранить наличие неконкретных правовых формулировок («может быть», «могут принять», «не ранее» и т. д.). Ведь не обязательно награждать орде- ном, знаком отличия, медалью или почетным званием до истечения пятилетнего срока со времени предыдущего награждения, тем более что в Вооруженных Силах Россий- ской Федерации, в частности, установлена, кроме всего, довольно широкая система морального и материального стимулирования.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г.
№ 1099 решение о награждении государственной наградой принимается Президен- том Российской Федерации на основании представления, внесенного Президенту
Российской Федерации по результатам рассмотрения ходатайства о награждении государственными наградами, и предложения Комиссии при Президенте Российской
Федерации по государственным наградам (далее – Комиссия). Этот коллегиальный орган до внесения представления о награждении государственными наградами Пре- зиденту Российской Федерации, может принять решения:
– о поддержке представления о награждении государственной наградой;
– об изменении вида или степени государственной награды, к награждению кото- рой представлено лицо;
– о нецелесообразности награждения лица государственной наградой;
– иные решения.
Повторное представление к награждению государственной наградой лица, в от- ношении которого Комиссия приняла решение о нецелесообразности награждения государственной наградой, возможно не ранее чем через год со дня принятия Комис- сией указанного решения.
Как видно, Комиссии отводится одна из ведущих ролей с соответствующими пол- номочиями по вопросам награждения государственными наградами. Однако нет яс- ности в том, по каким критериям принимаются вышеуказанные решения и Комиссией устанавливается годичный срок повторного представления к награждению государст- венной наградой, что составляет коррупционные риски и в конечном итоге не способ- ствует развитию демократических начал в деле государственного поощрения.
Представляется важным отразить правовую норму о том, что в случае отклонения представления о награждении причины такого заключения должны разъясняться Ко- миссией в мотивированном ответе представляемому претенденту, что положительно влияло бы на справедливость и гласность процедурно-юридической стороны государ- ственного награждения и было бы важным условием повышения его эффективности.