Файл: Руководство по практическому применению За права военнослужащих.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 369
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
153
Глава V. Проблемные вопросы дисциплинарной практики
Заслуги, за которые происходит награждение государственными наградами,
могут быть следующими: исключительные (статут ордена Святого апостола Ан- дрея Первозванного), особо выдающиеся (статут ордена «За заслуги перед Оте- чеством»), особые личные заслуги (статут ордена Александра Невского), особые заслуги (Положение о медали ордена «За заслуги перед Отечеством»), личные заслуги (Положение о почетном звании «Заслуженный военный специалист Рос- сийской Федерации»), заслуги (статут ордена «За военные заслуги»). Считаем,
что этот вопрос недостаточно урегулирован, так как понятия «заслуги» и их кри- терии не определены и у правоприменителя имеются большие возможности для усмотрения при поощрительной деятельности, что несомненно является корруп- циогенным фактором. Установление более конкретных перечней заслуг военно- служащих в определенной мере ограничивает проявление необъективности со стороны правоприменителя при выборе того или иного вида поощрения. Поэто- му положения статута должны быть строги, не содержать «размытых» терминов,
двусмысленности толкований.
Немаловажное значение в Указе Президента Российской Федерации от 7 сен- тября 2010 г. № 1099 имеет формулировка п. 9: «награжденный может быть ли- шен государственной награды только вступившим в законную силу приговором суда при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления»,
которая согласуется с нормой ст. 48 УК РФ о том, что только суд может лишить государственных наград за вышеназванные преступления, учитывая личность виновного военнослужащего.
Мы согласны с мнением В.А. Винокурова о введении запрета на лишение на- град государства
10
, поскольку лишить военнослужащего заслуги, за которую он был удостоен награды, невозможно даже решением суда (вспомним резонансный в обществе показательный процесс по делу полковника Ю. Буданова
11
). Предпо- ложим, офицер был награжден орденом Мужества за смелые и решительные дей- ствия при исполнении воинского долга в ходе миротворческой операции по при- нуждению Грузии к миру в 2008 г. А через какое-то время совершил преступление и осужден за тяжкое преступление коррупционной направленности (например,
за присвоение или растрату чужого имущества, вверенного виновному, в особо крупном размере, за которое предусматривается основное наказание в виде ли- шения свободы на срок от 5 до 10 лет). Может ли виновность в совершении пре- ступления перечеркнуть содеянное данным военнослужащим ранее, аргументи- рованное как заслуга перед государством? Считаем, что не может. Поэтому пред- лагаем п. 9 нового Положения о государственных наградах дополнить нормой, в соответствии с которой лишение государственных наград не допускается.
Как известно, военная служба – особый вид государственной службы. Соот- ветственно одних заслуг военнослужащего для награждения государственными наградами недостаточно. Необходимым условием представления к награде явля- ется наличие выслуги лет и, в некоторых случаях, награждение медалью Россий- ской Федерации или почетным званием или наградами федеральных государст- венных органов, а также ведомственными наградами (поощрениями) федераль- ного органа государственной власти (например, Министерства обороны Россий- ской Федерации).
Например, помимо заслуг, награждение офицеров орденом «За военные за- слуги» производится при условии добросовестной службы не менее 20 календар- ных лет (прежде было не менее 10 календарных лет), а также наличия у представ- ляемого к ордену медали Российской Федерации или почетного звания «Заслу- женный военный специалист Российской Федерации».
Положением о знаке отличия «За безупречную службу» определены следую- щие условия для награждения: наличие заслуг у военнослужащего, безупречная служба в течение 15 или 20 лет и награждение двумя и более наградами федераль- ных органов.
10
Винокуров В.А. Наградной процесс // Юрид. мысль. 2006. № 6 (37). С. 60 – 74.
11
URL: http://www.newsru.com/russia/25ju/2003/prigovor.htm/
154
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
В свою очередь, звание «Заслуженный военный специалист Российской Феде- рации» присваивается военнослужащим не ранее чем через 20 лет с начала воен- ной службы и при наличии у представляемого к награде лица ведомственных на- град (поощрений) федерального органа государственной власти.
С таким подходом, как наличие условий для награждения, следует согласить- ся, так как выслуга лет является одним из наиболее весомых факторов.
Однако следует отметить, что вышеназванные условия сформулированы по-раз- ному, что вносит некоторую путаницу. Речь идет о том, какая именно выслуга лет должна приниматься в расчет для определения необходимой продолжительности военной службы (в календарном или льготном исчислении), которая дает право на награду. Думается, что следует принимать в расчет исключительно выслугу лет в календарном исчислении, а сама выслуга должна определяться из суммарной выслу- ги военнослужащего, так как возможны случаи, когда в службе военнослужащего могут быть перерывы, особенно в настоящее время, когда с формированием нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации многие категории военнослужа- щих подпадают под сокращение, а затем вновь призываются.
Удачно в этом плане сформулированы условия для награждения в п. 2 статута ордена «За военные заслуги»: награждение граждан орденом «За военные заслуги»
производится при условии добросовестной службы не менее 20 календарных лет, а также наличия у лица, представленного к ордену, медали Российской Федерации или почетного звания «Заслуженный военный специалист Российской Федерации».
11. Как показывает практика, многие военнослужащие и воинские должностные лица слабо ориентируются в вопросах применения и реализации поощрений. Поэто- му можно предложить включение в учебные планы занятий военно-учебных заведе- ний Министерства обороны Российской Федерации и военных кафедр, факультетов военного обучения и учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, осуществ- ляющих подготовку офицеров запаса, и в планы занятий по командирской подго- товке специальную тему «Поощрения военнослужащих», предусматривающую изу- чение следующих вопросов: поощрение военнослужащих (понятие, принципы, виды,
классификация, функции, цели, задачи); заслуги военнослужащих, являющиеся ос- нованием для поощрения (понятия, юридический состав заслуг, а именно: субъект,
объект, субъективная сторона заслуги, поощрительное производство, классифика- ция стадий); права, обязанности и ответственность субъектов поощрительных пра- воотношений, учет видов поощрений военнослужащих.
Следовало бы, на наш взгляд, издать методические пособия для различных категорий военнослужащих, касающиеся применения командирами (начальни- ками), воинскими коллективами и правоохранительными органами к военнослу- жащим правовых средств укрепления воинской дисциплины (меры поощрения,
дисциплинарные взыскания, уставные меры пресечения нарушений воинской дис- циплины (их профилактики) и общественного порядка, юридическая ответствен- ность, меры общественного воздействия (рассмотрение проступков на общест- венно-дисциплинарных комиссиях
12
, в воинских коллективах, например на об- щих собраниях офицеров
13
и т. п.).
Таким образом, проведенный анализ правового регулирования реализации и применения поощрений к военнослужащим показывает, что целый ряд связан- ных с ними вопросов нуждается в дополнительной проработке и упорядочении применительно к современным условиям строительства Вооруженных Сил Рос- сийской Федерации. Решение данных вопросов возможно только в рамках про- думанной и взвешенной государственной поощрительной правовой политики.
12
Приказ министра обороны Российской Федерации «О мерах по профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими Вооруженных Сил Российской
Федерации» от 29 января 2007 г. № 40; указание статс-секретаря – заместителя министра оборо- ны Российской Федерации от 10 марта 2007 г. № 172/1/1777 (об общественно-дисциплинарных комиссиях).
13
См., напр., приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положе- ния об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 23 декабря
2004 г. № 435.
155
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 ... 25
Заключение
В условиях позитивных перемен как в российском обществе в целом, так и в Во- оруженных Силах Российской Федерации в частности проблема поощрения в праве обрела особую актуальность в силу своей значимости. Однако этот правовой инст- румент еще не стал действенным и эффективным, так как в течение долгого времени вопросу поощрения военнослужащих оказывалось недостаточно внимания, а уделя- лось оно в основном комплексу правовых ограничений императивного характера в сфере военно-служебных отношений. Следовательно, только под воздействием пра- вового принуждения невозможно формирование свободной, юридически активной личности. Чрезмерное расширение сферы принуждения может привести к приниже- нию роли права. Оптимальное же сочетание стимулирующих поощрительных и при- нудительных мер обеспечивает стабильность нашего жизнеустройства.
Ценность поощрительных норм права сводится к тому, что посредством стиму- лирующего механизма их действия обеспечивается правомерное поведение военно- служащих средствами, исключающими государственно-властное принуждение, раз- вивается разумная инициатива, ответственность за выполнение поставленных задач,
соответственно данные нормы заинтересовывают военнослужащих созданием бла- гоприятных условий для удовлетворения собственных интересов.
Повседневная жизнь выдвигает немало требований, связанных с поиском и пра- вильным использованием правовых установлений, поэтому усилия отечественной науки способствуют решению этих проблем и тем самым позволяют повышать эф- фективность поощрительного законодательства, связанного с совершенствованием его содержания, правоприменительной практики, с надлежащей систематизацией имеющегося нормативного материала в отношении военнослужащих.
Настоящее издание имеет практическую направленность. Отдельные приведен- ные в нем выводы будут иметь значение не только для военной службы, но и для всей системы государственно-служебных отношений.
Безусловно, предлагаемая вниманию читателей книга не претендует на исчерпы- вающее освещение всех вопросов правового поощрения, некоторые ее положения требуют дальнейшего изучения, обсуждения и доказывания.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
157
Приложение 1
Приложение 1
Судебная практика по применению поощрений
1. Согласно судебной практике при наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии военнослужащему до увольне- ния с военной службы или снижения в занимаемой должности предоставляются время и возможность для исправления своего отношения к служебным обязанностям.
Так, военнослужащий М. обратился в Читинский гарнизонный военный суд с жалобой на действия командующего войсками округа, связанные с увольнением за- явителя с военной службы по подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» – в связи с невыполнением условий контракта, и просил признать данный приказ незаконным и обязать указанное должностное лицо восстановить его на военной службе.
Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения
Восточно-
Сибирским окружным военным судом, в удовлетворении жалобы было отказано.
Военная коллегия, рассмотрев указанное дело в порядке надзора, отменила выне- сенные по делу судебные постановления в связи с неправильным применением и тол- кованием норм материального права, повлекшими вынесение незаконного решения,
и вынесла новое решение – об удовлетворении жалобы заявителя по следующим ос- нованиям.
Военнослужащий М. был уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта. Согласно представлению основанием для досрочного увольнения
М. с военной службы, наряду с иным, послужило недобросовестное исполнение им служебных обязанностей, за что заявитель был наказан в дисциплинарном порядке.
Между тем из материалов дела усматривается, что хотя М. и принял должность, с которой в дальнейшем был уволен, фактически обязанностей по указанной должно- сти в связи с убытием в отпуск не исполнял.
При этом, вопрос об увольнении заявителя с военной службы был решен именно во время его нахождения в отпуске.
По предыдущему месту военной службы, где М. характеризовался с отрицатель- ной стороны, на что также была сделана ссылка в представлении к увольнению, он также прослужил короткий срок – менее 10 дней.
Из служебной карточки М. видно, что за бесконтрольность и отсутствие учета,
приведшие к материальному ущербу, на заявителя наложено дисциплинарное взыс- кание «предупреждение о неполном служебном соответствии».
В тот же день, рассматривая вопрос о досрочном увольнении М. с военной служ- бы, аттестационная комиссия части пришла к выводу о его несоответствии по уров- ню профессиональной подготовки и морально-деловым качествам требованиям ст. 33 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ходатай- ствовала о досрочном увольнении офицера по подп. «в» п. 2 ст. 51 указанного Феде- рального закона.
Через четыре дня М. был представлен к досрочному увольнению с военной служ- бы по предложенному основанию.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 102 ДУ ВС РФ дисциплинарное взыскание
«предупреждение о неполном служебном соответствии» применяется один раз за время пребывания прапорщика (мичмана) или офицера в занимаемой штатной долж- ности.
Если в течение года после наложения указанного взыскания прапорщик (мичман)
или офицер не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, он представляется в установ- ленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы в запас.
Из вышесказанного следует, что при наложении дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии военнослужащему до
158
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
увольнения с военной службы или снижения в занимаемой должности предоставля- ется время и возможность для исправления своего отношения к исполнению служеб- ных обязанностей. Этого в отношении М. фактически сделано не было.
Таким образом, вывод командования о том, что наложенное на М. взыскание в виде неполного служебного соответствия не сыграло своей воспитательной роли и он подлежит досрочному увольнению в запас, не может быть признан обоснован- ным, поскольку из материалов дела усматривается, что он сделан должностным ли- цом через четыре дня после его наложения, в период нахождения офицера в отпуске,
когда он обязанностей по военной службе не исполнял, дисциплинарных проступ- ков не совершал и каким-либо образом себя не проявил.
Снятие дисциплинарного взыскания «снижение в воинском звании (снижение в должности)» не может применяться ранее сроков, указанных в ст. 36 ДУ ВС РФ.
2. Снижение в должности является дисциплинарным взысканием и применяется в соответствии с гл. 4 ДУ ВС РФ ко всем категориям военнослужащих.
При применении данного вида дисциплинарного взыскания необходимо соблю- дение следующих правил:
– применение взыскания к подчиненным в пределах дисциплинарных прав, пре- доставленных ДУ ВС РФ должностному лицу;
– соблюдение порядка применения дисциплинарного взыскания, изложенного в ст.ст. 80 – 89 ДУ ВС РФ;
– соблюдение порядка исполнения дисциплинарного взыскания в соответствии со ст.ст. 90, 96, 97 ДУ ВС РФ.
В практике встречаются случаи, когда в ходе проведения организационно-штат- ных мероприятий военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, на- значаются на должности, которым соответствует воинское звание ниже, чем по той должности, которую они занимали, либо назначаются на должности, хотя и равные по воинскому званию, но по которым должностной оклад ниже, чем должностной оклад по предыдущей должности.
Для назначения на указанные должности военнослужащие должны изъявить же- лание (подать установленным порядком рапорт), в противном случае их назначение на должности с понижением следует рассматривать как дисциплинарное взыскание
(снижение в должности) и ущемление прав военнослужащего.
Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации было принято реше- ние о том, что «при сокращении воинской должности военнослужащий может быть переведен на равную должность, но с изменением ВУСа, только с его согласия»
1
Так, военнослужащий П. проходил военную службу по контракту во второй авиа- ционной эскадрилье на воинской должности старшего техника группы обслужива- ния. Приказом командира воинской части в связи с сокращением занимаемой им воинской должности он был назначен на равную воинскую должность в первую авиа- ционную эскадрилью той же части.
Считая, что его перевод по военной службе был незаконным, а он имеет право на досрочное увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными меро- приятиями (далее – ОШМ), П. обратился с этой просьбой к командованию части.
Получив отказ, он обратился с заявлением в суд.
Решением Брянского гарнизонного военного суда от 24 сентября 2004 г. требова- ния П. удовлетворены полностью.
23 ноября 2004 г. определением судебной коллегии по гражданским делам Мос- ковского окружного военного суда № КГ-1440 данное решение отменено и по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении требований П.
1
Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля
2006 г. № 1п-203/05 (данное решение опубликовано не было) (Комментарий к Дисциплинарно- му уставу Вооруженных Сил Российской Федерации / под общ. ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фа- теева. М., 2009. С. 103).