Файл: Руководство по практическому применению За права военнослужащих.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

159
Приложение 1
Постановлением президиума Московского окружного военного суда от 19 октя- бря 2005 г. определение судебной коллегии по гражданским делам Московского ок- ружного военного суда от 23 ноября 2004 г. оставлено без изменения,
а надзорная жалоба заявителя – без удовлетворения.
Военная коллегия нашла, что определение судебной коллегии по гражданским делам и постановление президиума Московского окружного военного суда подле- жат отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на основании директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 20 марта 2004 г. и Главного штаба
Военно-Воздушных Сил от 26 марта 2004 г. воинская должность, которую занимал
П., сокращена. Приказом командира воинской части от 21 апреля 2004 г. заявитель был освобожден от ранее занимаемой воинской должности и назначен старшим тех- ником группы обслуживания (радиосвязного комплекса) другой эскадрильи.
Из справки воинской части усматривается, что военно-учетная специальность воинской должности заявителя изменилась. Поменялась специализация: с «эксплуа- тации и ремонта бортовой аппаратуры радиосвязи» на «эксплуатацию и ремонт бор- товой аппаратуры засекречивания связи».
В соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязан- ности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ.
Порядок увольнения по данному основанию изложен в подп. «а» п. 4 ст. 34 Поло- жения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение), утвержденного
Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, в соответ- ствии с которым военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ при изменении военно-учетной специальности, соответствующей за- нимаемой им воинской должности, и нежелании продолжить службу на этой или любой иной должности.
Факт сокращения воинской должности П. во второй авиационной эскадрилье ус- тановлен в суде. Свое нежелание проходить дальнейшую военную службу заявитель подтвердил рапортом от 28 июля 2004 г. Следовательно, все условия, перечисленные в подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения, имеют место и сторонами не оспариваются.
Кроме того, приказ об освобождении П. от занимаемой воинской должности во второй авиационной эскадрилье и назначении в первую авиационную эскадрилью был издан уже после сокращения воинской должности П.
Вывод суда первой инстанции о том, что в указанной ситуации именно волеизъ- явление военнослужащего является определяющим в решении вопроса о досрочном увольнении его с военной службы в связи с ОШМ либо о продолжении военной служ- бы, в том числе на равной ранее занимаемой должности, полностью соответствует вышеуказанным положениям названных нормативных правовых актов.
Ссылка судов кассационной и надзорной инстанций в своих постановлениях на то, что в соответствии с подп. «б» п. 15 ст. 11 Положения назначение военнослужа- щего на другую равную воинскую должность в связи с OШM осуществляется без его согласия, не основано на нормах материального права, поскольку данная норма
Положения регулирует иные отношения, связанные с назначением военнослужащих на воинские должности, а ст. 34 Положения регулирует отношения, связанные с уволь- нением военнослужащих с военной службы. Поэтому в данном конкретном случае подлежали применению нормы ст. 34 Положения, что обоснованно было сделано
Брянским гарнизонным военным судом.
С учетом изложенного, принимая во внимание то, что все обстоятельства, имею- щие значение для дела, установлены на основании представленных сторонами дока- зательств, однако судами кассационной и надзорной инстанций неправильно при- менены нормы материального права, Военная коллегия нашла надзорную жалобу
П. подлежащей удовлетворению.
Определение судебной коллегии по гражданским делам и постановление прези- диума Московского окружного военного суда отменены.


160
Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
Решение Брянского гарнизонного военного суда от 24 сентября 2004 г. оставлено в силе.
3. Снятие дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии» осуществляется не ранее чем через год со дня его применения.
При этом, согласно ст. 96 ДУ ВС РФ если по истечении года после применения дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии»
военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, не исправил свое по- ведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, командир (начальник) в установленном порядке в срок до
30 суток принимает решение (ходатайствует) о снижении этого военнослужащего в воинской должности (подп. «д» п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения воен- ной службы) или о досрочном увольнении с военной службы (подп. «в» п. 2 ст. 51
Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 30 мар- та 2005 г. № ВКПИ 05-17 по заявлению X. определено, что «военнослужащий, преду- прежденный о неполном служебном соответствии и не доказавший в течение года своего исправления, подлежит снижению в должности»
2
X. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает законность подп. «д» п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения во- енной службы.
Данная норма устанавливает, что назначение военнослужащего на низшую воин- скую должность производится в порядке реализации дисциплинарного взыскания
«снижение в должности» или «снижение в воинском звании на одну ступень с пере- водом на низшую должность», а также в случае если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания «предупреждение о неполном служебном соответствии»
прапорщик (мичман) или офицер не исправил своего поведения образцовым выпол- нением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.
Обосновывая свои требования, заявитель утверждал, что военнослужащий, на которого наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, может быть назначен на низшую должность не в течение года, а и в последующем в любое время, поскольку не установлены конкретные сро- ки, по окончании которых данное наказание не приводится в исполнение.
В частности, на заявителя приказом командира воинской части от 30 сентября
2002 г. было наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о непол- ном служебном соответствии.
Спустя свыше года, 11 февраля 2004 г., приказом командира вышестоящей воин- ской части X. был освобожден от занимаемой должности, для которой штатом пре- дусмотрено воинское звание «майор», и назначен на другую должность, по которой предусмотрено воинское звание «капитан». Основанием для такого назначения в представлении указан подп. «д» п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения воен- ной службы.
Следовательно, как считает X., сроки снятия данного взыскания нормативными документами не определены и в случае назначения военнослужащего на низшую во- инскую должность это взыскание в соответствии с подп. «д» п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы является «пожизненным».
По мнению X., данная правовая норма в указанной части ущемляет права воен- нослужащих и противоречит ст.ст. 95 и 102 ДУ ВС РФ.
Верховный Суд Российской Федерации, исследовав материалы дела, нашел, что требования X. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы, согласно ст. 3 Феде- рального закона «О воинской обязанности и военной службе», являются Конституция
Российской Федерации, этот и другие федеральные законы и иные нормативные право- вые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
2
Право в Вооруженных Силах. 2005. № 8.


161
Приложение 1
Статьями 36 и 43 названного Федерального закона установлено, что порядок про- хождения военной службы определяется этим Федеральным законом, другими феде- ральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а назначение на воин- ские должности военнослужащих производится в соответствии с Положением о по- рядке прохождения военной службы.
Согласно пп. 1, 2 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» воен- нослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественно- го порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основани- ям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Согласно пп. «в» и «г» ст. 69 ДУ ВС РФ 1993 г. к дисциплинарным взысканиям,
налагаемым на офицеров, относится и предупреждение о неполном служебном соот- ветствии, и снижение в должности.
Как следует из ст. 102 ДУ ВС РФ 1993 г., дисциплинарное взыскание «предупреж- дение о неполном служебном соответствии» применяется один раз за время пребы- вания прапорщика или офицера на занимаемой штатной должности. Если в течение года после наложения этого взыскания прапорщик или офицер не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, то он представляется в установленном порядке к снижению в должности или к досрочному увольнению с военной службы в запас.
В подп. «д» п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы также установлено, что назначение военнослужащего на низшую воинскую должность про- изводится в порядке реализации дисциплинарного взыскания «снижение в должнос- ти» или «снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую долж- ность», а также в случае если в течение одного года после наложения дисциплинар- ного взыскания о неполном служебном соответствии прапорщик (мичман) или офи- цер не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взы- скание не сыграло своей воспитательной роли.
Следовательно, данная норма вышеназванного Положения определяет лишь по- вод, а не порядок назначения военнослужащего на низшую воинскую должность.
Анализ оспариваемой правовой нормы и ст. 102 ДУ ВС РФ 1993 г., на которую ссылался заявитель, позволяет сделать вывод о том, что назначение военнослужаще- го на низшую должность может быть реализовано по истечении года после наложе- ния на него дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служеб- ном соответствии, поскольку указание годичного срока относится исключительно к периоду, в течение которого подлежит оценке исполнение военнослужащим своих служебных обязанностей, в ходе чего он должен исправить поведение образцовым выполнением воинского долга, а указанное дисциплинарное взыскание должно сыг- рать свою воспитательную роль. На основании этой оценки командир должен при- нять решение о снятии взыскания либо о представлении военнослужащего к сниже- нию в должности.
Таким образом, законодательством четко определено, что неблагоприятные по- следствия применения взыскания «предупреждение о неполном служебном соответ- ствии» наступают для виновного по истечении года после его наложения. При этом,
в сравнении с дисциплинарным взысканием «снижение в должности» или «досроч- ное увольнение в запас» предупреждение о неполном служебном соответствии явля- ется наказанием, предоставляющим возможность военнослужащему своим добросо- вестным отношением к службе избежать применения к нему упомянутых санкций по истечении года.
К тому же право военнослужащего, сниженного в дисциплинарном порядке в долж- ности, на назначение на вышестоящую должность, вопреки утверждению заявителя,


162
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   25

Поощрение военнослужащих: руководство по практическому применению
не ограничивается. В соответствии с п. 18 ст. 11 вышеназванного Положения после снятия этого взыскания военнослужащий может быть назначен на высшую воин- скую должность.
Довод заявителя о том, что отсутствие в Положении о порядке прохождения во- енной службы конкретных сроков для представления к назначению на низшую долж- ность по истечении года военнослужащего, имеющего взыскание «предупреждение о неполном служебном соответствии», якобы дает возможность командованию ре- шать вопрос о применении этого наказания в любой момент прохождения военной службы, является надуманным и несостоятельным.
Сроки наложения и порядок приведения в исполнение дисциплинарных взыска- ний указаны в ст.ст. 88 и 95 ДУ ВС РФ 1993 г. Несоблюдение этих сроков командова- нием при привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности, так же как и обоснованность решения оснижении в должности, является поводом для обра- щения в суд для восстановления нарушенного права и не может являться предметом данного спора.
Следовательно, Президент Российской Федерации, утверждая Положение о по- рядке прохождения военной службы и устанавливая в нем соответствующие право- вые нормы, определяющие порядок назначения военнослужащего на низшую воин- скую должность, действовал в рамках предоставленных ему полномочий в соответ- ствии с Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами в области статуса военнослужащих и военной службы.
Оспариваемый X. подп. «д» п. 17 ст. 11 Положения о порядке прохождения воен- ной службы не противоречит ни нормам ДУ ВС РФ 1993 г., ни каким-либо иным нормам действующего законодательства и не может рассматриваться как нарушаю- щий его конституционные права.
4. Разбирательство дисциплинарного проступка, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (на- чальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2008 г.
№ 385-0-0 по делу М.Ю. Атланова говорится, что ст. 193 ТК РФ, устанавливающая положение о проведении письменного разбирательства, включающего обязательное истребование письменных объяснений привлекаемого к дисциплинарной ответствен- ности, а также об объявлении приказа о наложении дисциплинарного взыскания в течение трех рабочих дней под роспись, не может применяться в условиях военной службы, так как Федеральный закон «О статусе военнослужащих», закрепляя необхо- димость беспрекословного выполнения военнослужащими поставленных задач в лю- бых условиях, предусматривает, что существо воинского долга обязывает военнослу- жащих, в частности, быть дисциплинированными, строго соблюдать Конституцию