Файл: Выпускной квалификационной работы Проблема совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49 современном этапе: Материалы третьей международной научно-практической конференции (8-9 апреля 2009 г.). Нежин. 2010. С.182-189.
43. Махмудов, Ш. А. Письменная речь как форма речетворческой деятельности / Ш. А. Махмудов, Т. Г. Никулина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 14. - 2012. - № 2 (6). - С. 1408 -
1411.
44. Месеняшина, Л. А. Письменная речь: обучение или освоение? / Л. А.
Месеняшина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. -
№ 22. - С. 83 - 89.
45. Панова, Р.С. Роль диалогов с культурологической доминантой в онтогенезе письменной речи : Р.С. Панова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 13. - С. 96 - 99.
46. Пережогина, Т.А. Аспекты изучения проблемы соотношения устной и письменной речи / Т.А. Пережогина // Вестник ВолГУ. Сер. 2. Вып. 4. - 2005. -
С. 29-32.
45. Полякова, А. В. Русский язык: рабочие программы. 1–4 классы.
Предметная линия учебников А. В. Поляковой / А. В. Полякова, Н.А. Песняева.
- Москва: Просвещение, 2014. – 208 с. -
ISBN 978-5-09-020174-2.
46. Скрябина, О.А. Письменная речь как когнитивно-коммуникативная деятельность : О.А. Скрябина // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2007. - № 4/17. - С. 118-131.

50
1   2   3   4   5

Приложение А
(обязательное)
Критерии и показатели уровня развития письменной речи
Таблица 1
Критерии
Показатели
Уровни
1
Умение понять, осмыслить тему изложения
Ученик умеет осмысливать и понимает тему изложения, не допускает искажения темы
Высокий,
3 балла
Ученик частично осмысливает и понимает тему изложения, допускает незначительные искажения в понимании темы
Средний,
2 балла
Ученик не осмысливает и не понимает тему изложения или допускает значительные искажения темы
Низкий,
1 балл
2 Умение достаточно полно раскрывать тему и основную мысль излагаемого текста
Ученик может достаточно полно раскрыть тему и основную мысль излагаемого текста
Высокий,
3 балла
Ученик недостаточно полно
(частично) раскрывает тему и основную мысль излагаемого текста.
Средний,
2 балла
Ученик не раскрывает тему и основную мысль излагаемого текста
Низкий,
1 балл
3
Умение излагать содержание текста в определенной последовательности в соответствии с планом
Ученик умеет излагать содержание текста в определенной последовательности в соответствии с планом, не допускает логических ошибок, правильно выделяет абзацы
Высокий,
3 балла
Ученик частично умеет излагать содержание текста в определенной последовательности в соответствии с планом, допускает
1-2 логические ошибки, допускает
1-2 ошибки в выделении абзацев
Средний,
2 балла
Ученик не умеет излагать содержание текста в определенной последовательности в соответствии с планом, допускает
Низкий,
1 балл

51 более 2 логических ошибок, допускает более 2 ошибок в выделении абзацев
4
Умение строить предложения с соблюдением речевых норм
Речевых ошибок нет или допущена 1 ошибка
Высокий,
3 балла
Допущено 2-3 ошибки
Средний,
2 балла
Допущено более 3 ошибок
Низкий,
1 балл
5
Фактическая точность письменной речи
(достоверность излагаемого материала)
Фактических ошибок в изложении материала нет
Высокий,
3 балла
Допущена 1 ошибка в изложении материала
Средний,
2 балла
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала
Низкий,
1 балл
6
Умение совершенствовать текст
Ученик умеет исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее
Высокий,
3 балла
Ученик частично умеет исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее
Средний,
2 балла
Ученик не владеет навыками исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее
Низкий,
1 балл


52
Приложение Б
(обязательное)
Анализ уровня развития письменной речи
(входная диагностика)
Таблица 2
Критерии
Показатели
Уровни развития
Кол-во человек
1
Умение понять, осмыслить тему изложения
Ученик умеет осмысливать и понимает тему изложения, не допускает искажения темы.
Высокий
8
Ученик частично осмысливает и понимает тему изложения, допускает незначительные искажения в понимании темы.
Средний
0
Ученик не осмысливает и не понимает тему изложения или допускает значительные искажения темы.
Низкий
0 2 Умение достаточно полно раскрывать тему и основную мысль излагаемого текста
Ученик может достаточно полно раскрыть тему и основную мысль излагаемого текста
Высокий
1
Ученик недостаточно полно
(частично) раскрывает тему и основную мысль излагаемого текста.
Средний
4
Ученик не раскрывает тему и основную мысль излагаемого текста
Низкий
3

53 3 Умение излагать содержание текста в определенной последовательности в соответствии с планом
Ученик умеет излагать содержание текста в определенной последовательности в соответствии с планом, не допускает логических ошибок, правильно выделяет абзацы
Высокий
2
Частично умеет излагать содержание текста последовательно в соответствии с планом, допускает 1-
2 логические ошибки, 1-2 ошибки в выделении абзацев
Средний
2
Не умеет излагать содержание текста последовательно в соответствии с планом, допускает более 2 логических ошибок и более 2 - в выделении абзацев
Низкий
4 4 Умение строить предложения с соблюдением речевых норм
Речевых ошибок нет или допущена
1 ошибка
Высокий
1
Допущено
2-3 ошибки
Средний
4
Допущено более 3 ошибок
Низкий
3 5
Фактическая точность письменной речи
(достоверность излагаемого материала)
Фактических ошибок в изложении материала нет
Высокий
1
Допущена 1 ошибка в изложении материала
Средний
3
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала
Низкий
4 6
Умение Ученик умеет
Высокий
2

54 совершенствовать текст исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее
Ученик частично умеет исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее
Средний
2
Ученик не владеет навыками исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее
Низкий
4


55
Приложение В
(справочное)
Фрагмент проекта урока русского языка по теме «Сочинение заметки»
1 Создание речевой ситуации.
- Помните, на прошлой неделе у вас была викторина по русскому языку?
Вам понравилась игра? Что вам особенно запомнилось? Вы хоте ли бы, чтобы об игре узнали и другие ребята, которые там не были?
- Как это сделать? (рассказать, написать заметку).
2 Сообщение темы.
- Вот сегодня мы и поучимся сочинять заметку.
3 Подготовительная работа.
Заметка – это текст. Назовите признаки текста. Эти требования вы должны предъявлять и к своим сочинениям. Сколько частей будет в тексте?
(три части).
- Как вы думаете, с чего надо начать? (какое событие произошло, когда, где).
- Чему будет посвящена основная часть текста заметки? (расскажем о содержании игры, об участниках, жюри, болельщиках).
- В конце? (итог, мнение, отношение).
4 Коллективное сочинение по словам-опорам.
1 часть: в прошлую среду, 7 февраля, на прошлой неделе, игра-викторина, в нашей школе
- Составьте предложения, используя слова-опоры. Вариантов может быть много. Запишите свой вариант.
2 часть: команды, капитаны, зрители, болельщики, жюри, дети отвечали на вопросы, соревновались, показывали сценки, играли, пели, разгадывали загадки. Жюри оценивало, подсчитывало, наблюдало …
- Допишите свои опорные слова, используя словари синонимов, антонимов. Расскажите по опорным словам содержание второй части.
Вариант этой части текста. В игре участвовали четыре команды. Ребята отвечали на каверзные вопросы, пели, вместе обсуждали задания. Зрители поддерживали своих одноклассников. Состоялся и конкурс капитанов. Жюри строго, но справедливо оценивало результаты игры. Ребята нашего класса показывали сценку. Было очень весело.
3 часть: - Какое пожелание можно высказать в конце заметки? (Нам хотелось бы почаще участвовать в таких играх-соревнованиях).
Запись 2 и 3 частей.

56
Приложение Г
(справочное)
Схема написания письма близким
Схема текста письма
Содержание письма
Обращение.
Начальная фраза о состоянии переписки.
Дорогие мама и папа!
Дорогая бабуля!
Получил(а) ваше письмо…
Давно не было писем…
Очень захотелось побыстрее написать вам…
Основное содержание письма, сообщение о новостях
Расскажу о нашей жизни в …
Вопросы родным и близким
Как здоровье дедушки?
Какие у вас новости?
Получили ли вы мою фотографию?
Слова благодарности
Спасибо за письмо.
Спасибо за подарки.
Просьбы.
Пишите мне чаще.
Жду ответа.
Приветы
Передайте привет дяде Володе.
Прощание.
До свидания!
До скорой встречи!
Концовка, подпись.
Целую много-много раз.
Обнимаю и целую.
Дата и место написания (если их нет в начале письма).
12 мая 2019 года.


57
Приложение Д
(справочное)
Образцы карточек с заданием
В карточках представлены тексты по истории родного края, которые можно включать в урок в соответствии с его темой.
Карточка № 1
Задания.
1 Прочитайте текст и озаглавьте его.
2 Во 2 предложении подчеркните главные члены.
В послевоенные годы библиотека в селе Увальная Бития размещалась в деревянном доме, где постоянно было холодно. Читатели занимались только в одежде. Рядом с библиотекой стоял клуб, состоящий из одного помещения с небольшим помостом вместо сцены. В несколько рядов стояли скамьи.
Обогревался клуб печкой-голландкой. Заведующего клубом не было, работу эту выполняла библиотекарь.
Карточка № 2
Задания.
1 Прочитай текст. Спишите его. Определите главную мысль. Дополните его 2-3 предложениями.
2 Обозначь число существительных.
Нет в Саргатском районе места красивее, чем наше село. Чудесная картина открывается проезжающим: берёзовые леса подступают к дороге слева, а с противоположной стороны, внизу, широкой лентой стелются луга. Тут и там синеют озёра и старицы. Село Увальная Бития расположено на высоком берегу залива могучего Иртыша.
Карточка № 3
Задание творческого характера:
1
Составьте предложения, используя данные слова: школа, краеведческий, история, культура, наследие, мастерицы, ремесло, предметы быта.
2 Расположите предложения так, чтобы получился рассказ. Дайте ему название.