Файл: Выпускной квалификационной работы Проблема совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
- апробировать комплекс упражнений, направленный на совершенствование норм письменной речи младших школьников посредством воспитания любви к русскому языку.
Методы исследования: теоретические – изучение научной и методической литературы по теме исследования, анализ материалов из опыта работы; эмпирические – исследование обучающихся на уровне начального общего образования с помощью специальных диагностических методик; анализ деятельности по проблеме исследования; наблюдение.

9
1
Теоретические
основы
совершенствования
норм
письменной речи обучающихся на уровне начального общего
образования
посредством воспитания любви к русскому языку
1.1 Общие понятия о письменной речи и речевой деятельности
обучающихся на уровне начального общего образования
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании. Она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Важнейшим показателем уровня культуры человека, его мышления и интеллекта является речь.
Термин речь имеет несколько значений: во-первых, это процесс, деятельность человека; во-вторых, это результат, продукт речевой деятельности; в-третьих, это жанр устного и письменного выступления. В зависимости от целей высказывания или от содержания высказывания еще со времен развития античной риторики стали разграничивать повествование, описание и рассуждение. В наши же дни введено понятие смешанного
(контаминированного) текста.
В начальной школе предпринимаются шаги с позиции дифференциации текстов. Уже в первом классе у детей формируют представление о том, что домашняя манера говорить, диалектные и просторечные слова в школе звучать не должны. У обучающихся начальной школы формируется умение различать разговорно-бытовую речь от литературной. В детских письменных работах, изложениях и сочинениях школьников учат дифференциации стилевым разновидностям текстов. Тем самым формируются умения коммуникативного выбора синонимических средств языка [9].
Психолог Н.И. Жинкин показал механизм усвоения языка ребенка, доказав, что данная модель подходит и взрослым: «При передаче сообщения вводится два вида информации – а) о предметах и явлениях действительности и б) о правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится … Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, т.е. через речь» [10].
При общении на языке происходит «обмен текстами». В устной и письменной речи при обмене текстами происходит акт говорения, т.е. процесс
«порождения» текста, и акт понимания, или восприятия текста. Акты говорения и акты понимания называют иначе речевыми действиями. Система речевых действий есть речевая деятельность [11].
Известные ученые-лингвисты: Ф.И. Буслаев, М.В. Ломоносов, А.М.
Пешковский, Л.В. Щерба и другие в своих работах отмечали, что речь – школа


10 социальной жизни, которая постоянно включает любого человека в систему отношений между людьми, в познание и разнообразие жизни [12].
Лингвистический энциклопедический словарь дает определение понятию
«речь» - это конкретное говорение, облаченное в звуковую или письменную форму, которое протекает во времени [13].
Словарь С.И. Ожегова дается несколько значений понятия «речь»:
1) речь - это способность говорить;
2) речь - это разновидность, стиль языка;
3) речь - это звучащий язык;
4) речь - это публичное выступление [14].
В процессе взросления личности речь звучит в виде отдельных слов, не имеет четкого грамматического оформления, и постепенно усложняется, обогащается. Ребенок в процессе становления собственной речевой деятельности постепенно овладевает фонетическим строем и лексикой, усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями. У ребенка развиваются меткость и выразительность речи.
Богатство речи ребенка зависит от обогащения его новыми представлениями и понятиями. Известно, что дети, у которых хорошо развита речь во многом успешнее учатся и справляются со всеми школьным предметам [15].
Известно, что в процессе общения реализуются несколько функций речи: коммуникативная, информативная или познавательная функции. Помимо сообщения о событиях ил явлениях действительности, речь может быть направлена на побуждение собеседника к действиям, поступкам. Речь способна вызвать у человека определенные мысли, чувства или желания. Эту функцию речи назвали побудительной, волеизъявительной или волюнтативной.
Усваивая язык, человек осваивает операции мыслительной деятельности и связанные с ней логические формы. Речь в данном случае выполняет функцию обобщения и становится средством анализа, синтеза, сравнения и обобщения предметов, явлений действительности [16].
По мнению Е.И. Литневской, речь – это процесс говорения, который человек осуществляет в устной или письменной форме. В этом определении деятельность является главным словом, а результатом этой деятельности является речевое произведение или текст. Под понятием текст подразумевают группу предложений, объединенных в единое целое темой и основной мыслью
[17].
В педагогической психологии И.А. Зимняя трактует «речевую деятельность» как процесс целенаправленного, активного опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения, прием речевого сообщения во взаимодействии людей

18

По мнению Марины Сергеевны Соловейчик, речевая деятельность является целенаправленным процессом создания и восприятия высказывания с


11 помощью языковых средств в процессе взаимодействия людей в различных ситуациях общения

19

Построение текстов в соответствии с речевыми задачами участников общения, позволяет развивать связную речь. Методист М.Р. Львов под связной речью понимает такую «речь, которая организована по законам логики, по правилам грамматики, оформлена композиционно, имеет единое целое, единую тематику, выполняет одну из функций (как правило коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью, законченностью, состоящую из структурных компонентов

20

. Начиная писать предложение важно, чтобы обучающийся сначала подготовил его целиком в уме, знал как его закончит, тем самым умел переводить внутреннюю речь во внешний план речевой деятельности.
Письменному выражению собственных мыслей в контексте школьной программы обучают через написание творческих работ обучающихся – сочинения, изложения, эссе и др. Следовательно, письменная речь контекстна, т.е. вся необходимая информация для передачи мыслей заключена только в этом тексте. Письменная речь часто обращена к читателю, который адресату или читателю неизвестен. В этом случае на дополнительное, детализированное содержание не приходится рассчитывать, как это бывает при непосредственном контакте при устно-звучащей речи.
У человека пишущего, в отличие от человека говорящего, нет возможности воздействовать на адресата, поэтому выразительность письменного текста обеспечивается постановкой письменных знаков, применение абзацев и др. К речи письменной предъявляются конкретные правила орфографии, синтаксиса, пунктуации, каллиграфии, соблюдение стилистической характеристики текста.
Ответственность за создание письменного текста полностью ложится на автора, поэтому неумение высказывать письменно свои мысли, желание изложить все и сразу, нерасчлененность на абзацы, неоправданный повтор слов, нарушения логического ударения приводит к заметным ошибкам и искажению информации

1

История становления и развития письма показывает, что письменная речь
- это специфическая «искусственная память человека», состоящая из мнемонических знаков. В какой-то период истории человечества люди заметили, что стали записывать информацию, фиксировать мысли некоторым постоянным способом. Со временем способы передачи мысли менялись, а цель
(сохранение или фиксация информации, передача ее другим людям в условиях, когда речевая коммуникация посредством «живого» речевого общения невозможна) оставалась неизменной.
Письменная речь сопровождается знаками, зафиксированными графическими элементами. Поэтому письменная речь формируется только в условиях приобретения навыка письма, который начинает закладываться в период обучения грамоте и совершенствуется в процессе дальнейшего обучения личности. Важным условием совершенствования письменной речи


12 является совмещение процессов чтения и написания. Современное поколение детей предпочитают больше времени проводить за Интернетом, телевизором, социальных сетях и мало времени тратят на прочтение книг. Такое противоречие ведет к появлению поколения людей, не способных грамотно выразить собственные мысли, наделенных малым словарным запасом, в их речи преобладают просторечия, жаргонные слова.
Несмотря на то, что письменная речь возникла и развивалась как специфическая форма отображения содержания устной речи (при помощи специально созданных для этого графических знаков), на современном этапе общественно-исторического развития она превратилась в самостоятельный и во многом «самодостаточный» вид речевой деятельности человека. Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли в форме рассуждения и т. д.
Это речь без собеседника, значит ее мотив и замысел полностью определяются ее автором: если мотив письменной речи - социальный контакт, желание, требование, то автор письменной речи должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение. Таким образом, весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах интеллектуально-речевой деятельности пишущего, без корректировки письма или чтения со стороны адресата.
Но в тех случаях, когда письменная речь направлена на уточнение какого- либо понятия, то она не имеет никакого собеседника, человек пишет только для того, чтобы уяснить мысль, чтобы перевести ее в речевую форму.
Как указывал А.Р. Лурия, «письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения» [24].
В рамках нашего исследования важно рассмотреть письменную речь как речь подготовленную, поддающуюся исправлению, совершенствованию, развитие норм письменной речи будут способствовать повышению общей языковой и речевой культуры обучающихся, воспитывать бережное отношение и любовь к родному языку. Как утверждает Р.М. Фрумкина: «Речь оформляет знание, во многом она его и обеспечивает, а не только фиксирует и транслирует» [22].
С точки зрения психолингвистики письменная речь как форма речевой деятельности способствует формированию психических процессов.
Обучающиеся младшего школьного возраста учатся распределять языковое внимание сразу в нескольких направлениях: следят за написанием слова, за содержанием и последовательностью передачи мыслей, за построением словосочетаний и предложений.
Принцип системности обучения способствует тому, что каждый новый вид учебной деятельности помогает сделать шаг вперед, от усвоенных знаний к новым, опираясь на предыдущий опыт, от простого к более сложному, от известного к неизвестному. Таков сложный путь формирования умений, в том числе речевых письменных.


13
Приобретенные нормы письменной речи дают обучающимся возможность фиксировать, сохранять собственные наблюдения и размышления, более тщательно и рационально готовить собственные высказывания, возникает возможность контролировать собственную речь, думать над написанным, критично оценивать подготовленный текст, улучшать и совершенствовать высказывание.
Приобретенное со временем умение оценивать качество подготовленного письменного текста в определенной степени заменяет формы обратной связи, на которые опирается учащийся в устной речи [23].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и школьная программа по русскому языку направлены на совершенствование разных видов речевой деятельности.
Речевая деятельность включается в более широкую систему деятельности как необходимый компонент, без которого процессы обучения, воспитания и развития невозможны.
Рассмотрим в общих чертах структуру речевой деятельности. К основным видам речевой деятельности относят:
- говорение (устное выражение мысли);
- слушание (восприятие речи на слух и ее понимание);
- письмо (графическое, письменное выражение мысли);
- чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи);
- чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя [25].
В основе процесса речевой коммуникации лежат вышеперечисленные виды речевой деятельности. В зависимости от того, насколько у человека сформированы навыки этих видов, зависит эффективность и успешность речевого общения.
С позиции психолингвистики собственно письмо включает ряд специальных технических операций:
1) анализ звукового состава слова, подлежащего записи: определение последовательности звуков в слове; уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки – фонемы. Поначалу оба эти процесса протекают полностью осознанно, в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции;
2) перевод фонем - слышимых звуков - в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения их элементов;
3) «перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи.
В соответствии с этими операциями при формировании навыка письма на первых этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова или на поиски нужной графемы. Когда навык письма сложится эти моменты отступают на второй план.