Файл: Выпускной квалификационной работы Проблема совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3 Методические рекомендации педагогам по совершенствования
норм письменной речи младших школьников посредством воспитания
любви к русскому языку
На уроках русского языка педагог может использовать разнообразные задания и упражнения, способствующие общему речевому развитию обучающихся на уровне начального общего образования, которые будут способствовать обогащению словарного запаса, совершенствовать письменный и устный строй речи.
Развитие письменной речи позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Письменное речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в младшем школьном возрасте.
Доказано, что речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств.
Речь развивается поэтапно в процессе онтогенеза. Сензитивным периодом устной речи является дошкольный возраст, а в младшем школьном возрасте ребенок обогащает свой словарный запас и начинает освоение письменной речи и чтения, как разновидности письменной речи.
42
От успешности освоения письменной речью и чтением зависит успешность учебной деятельности ребенка в целом. Поэтому учитель начальных классов должен уделять развитию речи ребенка огромное внимание, использовать различные методы и приемы диагностики развития и коррекции речевой сферы.
При работе над совершенствованием норм письменной речи можно использовать следующие виды работ: восстановление деформированного текста, озаглавливание текстов, составление плана к тексту, определение типа текста с опорой на существенные признаки, составление опорной таблицы-схемы строения текста-описания, наблюдение за языковыми средствами в готовом тексте, определение жанра текста-образца.
При анализе текстов-образцов акцент делался на эмоциональность и образность языка, выразительность текста.
Чтобы учащиеся приобрели необходимые умения для написания сочинений различных видов и жанров, нужна система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:
- упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием;
- упражнения, направленные на работу над предложением и текстом.
Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием:
1) выбор наиболее точного слова или словосочетания из числа данных;
2) анализ образцовых текстов, составление образных выражений по аналогии с помощью опорных слов, предметов, картинок;
3) упражнения, направленные на разъяснение лексического значения слова, словосочетания (употребление слова в прямом и переносном значении);
4) упражнения, рассчитанные на понимание детьми многозначности слова;
5) упражнения, направленные на уточнение оттенков синонимов и антонимов, на употребление их в речи, в коротких рассказах-миниатюрах;
6) работа с омонимами;
7) работа с эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями;
8) наблюдение над устойчивыми словосочетаниями и их употреблением в речи.
Упражнения, направленные на работу над предложением и текстом:
1) ответы на простые вопросы;
2) упражнения по озаглавливанию текста, определение темы текста;
3) составление предложений, объединенных одной темой по сюжетным картинкам, по опорным словам;
4) исправление деформированного плана текста;
5) работа с пословицами;
6) стилистический анализ (выбор текста заданного стиля; сравнение нескольких предложенных текстов по их стилистической принадлежности);
7) выбор подходящего вступления или заключения сочинения;
43 8) стилистическое редактирование текста (обнаружение, объяснение и исправление стилистических ошибок в тексте);
9) восстановление деформированных текстов (по началу, основной части, заключению);
10) лингвистический эксперимент;
11) различные виды сочинений.
Немаловажно влияние словарной работы на развитие связной речи младших школьников. Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой целого высказывания.
Для совершенствование письменной речи определяющее значение имеет обучение правильности речи. Различают правильность орфографическую, грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм) и пунктуационную. Младший школьник овладевая письмом, овладевает письменной речью. Учитель должен использовать развивающий потенциал на каждом уроке.
44
Заключение
В выпускной квалификационной работе мы рассмотрели, что письменная речь является важной формой существования языка, и тесно связана с устной речью. Письменная речь способствует передаче и обработке информации с целью реализации коммуникации.
Все формы речи не являются врожденной способностью человека, они формируются постепенно, вместе с развитием человека.
Обучение младших школьников письменной речи и совершенствование ее норм способствует развитию логического мышления, способности к обобщению, абстрагированию; развитию личностных, духовно-нравственных и интеллектуальных качеств.
Гипотеза исследования, выдвинутая нами, заключалась в том, что процесс совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования будет эффективным, если на уроках русского языка использовать упражнения, направленные на воспитания любви к русскому языку. Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы, мы сформулировали ряд задачи, которые были решены.
Во-первых, нами была изучена проблема совершенствования норм письменной речи младших школьников посредством воспитания любви к русскому языку. Анализ учебно-методических комплексов показал, что выполнение письменных упражнений на уроках русского языка носят механический характер. Обучающиеся мало упражняются в выполнении упражнений творческого характера. Некоторые педагоги во избежание ошибок и трудностей творческие работы подменяют контрольными диктантами, мало пишут сочинения, изложения. В результате продуктивная письменная речь уходит на второй план.
Нами были рассмотрены общепризнанные классификации ошибок, которые допускают учащиеся начальной школы в процессе создания письменного текста. В то же время анализ школьной практики показал, что сами педагоги, осуществляя работу по совершенствованию норм письменной речи нередко испытывают трудности в области обучения обучающихся поиску, анализу, исправлению речевых ошибок и совершенствованию норм письменной речи.
Таким образом, организуя работу по совершенствованию норм письменной речи, учителю необходимо специально организовывать
«знакомство» учащихся с речевыми ошибками и совместно с ними открывать способы их исправления.
При определении уровня письменной речи обучающихся 3-го класса
МАОУ Богдановская СОШ на основе методики Глухова В.П. было установлено, что необходима целенаправленная работа по формированию у обучающихся таких умений, как умения строить предложения с соблюдением речевых норм языка и фактической точностью письменной речи, умений
45 совершенствовать текст, а также умений и навыков, связанных с анализом и переработкой готового текста.
Спланированная работа по совершенствованию норм письменной речи обучающихся и разработанный комплекс упражнений, направленных на ликвидацию выявленных проблем, способствовали воспитанию любви к русскому языку.
Комплекс был составлен на основе типичных ошибок, выявленных при проведении контрольного среза входной диагностики, а также был дополнен другими упражнениями, способствующими совершенствованию норм письменной речи и воспитанию любви к русскому языку.
В процессе сравнительного анализа по уровням развития умений в области письменной речи выяснилось, что у всех обучающихся наблюдалась положительная динамика уровня развития письменной речи учеников 3 класса.
В данной работе нами был апробирован комплекс упражнений, направленный на совершенствование норм письменной речи младших школьников посредством воспитания любви к русскому языку.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
46
Список использованных источников
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва :
Лабиринт, 1996. – 415 с. -
ISBN 978-5-4454-0723-2.
2. Выготский, Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития: Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 114-123.
3. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования
Электронный ресурс
-
Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B-jkTS94szwbmRFNk1tTmk5U00/view.
– дата
22.10.2018.
4. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А.
Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. - ISBN 5-7695-0347-1.
5. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся
[Электронный ресурс] : под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – Москва:
ИНТОР, 1998. – 112 с. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Eru-
001/Eru001.htm#hid2
. – дата
02.11.2018.
6. Львов, М.Р. Методы развития речи учащихся / М.Р. Львов // Русский язык: научно-педагогический журнал. - 2011. - № 4. - С. 24-28.
7. Мацкявичене Ю. А. Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры учащихся // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). - Самара:
ООО "Издательство АСГАРД", 2015. - С. 84-87. -
Режим доступа https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8597/
. – дата 26.11.2018.
8. Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 101-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». -
Режим доступа https: www.pravo.gov.ru
. – дата
26.11.2018.
9. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р.
Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 7-е изд. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с. - ISBN 978-5-7695-9169-3.
10. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. -
Москва: Просвещение, 1982. - 198 с. - ISBN 5-94457-174-8.
11. Касевич, В.Б. Введение в языкознание : учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / В.Б. Касевич. – 3-е изд. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с. - ISBN 978-5-7695-9013-9.
12. Рыбникова, М. А. Избранные труды / М. А. Рыбникова. – М. :
Академия пед. наук РСФСР, 1958. - 609 с.
13. Лингвистический энциклопедический словарь / под. ред. В. Н.
Ярцевой. : Ин-т языкознания АН СССР. - Москва : Сов. энцикл., 1990. - 682 с. -
ISBN 978-5-94865-189-7.
47 14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.
Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
-
ISBN: 978-
5-17-083623-9.
15. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь. Учебно- практическое пособие / сост. А. И. Дунев [и др.]. - Москва : Юрайт, 2014. - 526 с. - ISBN 978-5-9916-5245-2.
16. Звегинцев, В. А. Предложение и его отношение к языку и речи / В. А.
Звегинцев. - Москва : Ком Книга, 2007. - 312 с. -
ISBN 978-5-484-00699-1.
17. Лобчук, Е.И. Устное и письменное изложение: совет методиста / Е.И.
Лобчук // Начальная школа. – 2012. - № 7. – с. 30-33.
18.
Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. / И.А.
Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — Москва: Издательская корпорация
«Логос», 2000. - 384 с.
-
ISBN 978-5-9770-0518-0.
19. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек,
Н.Н. Светловская и др.; под ред. М.С. Соловейчик. – Москва: издательский центр «Академия», 2013. – 367 с.
-
ISBN 5-7695-0632-6.
20. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – Москва «Просвещение», 1985. – 176 с.
-
ISBN 978-5-7695-7800-7.
21.
Винокурова, О.С. К проблеме психологии письменной речи / О.С.
Винокурова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 67. - С. 362-364.
22. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.М. Фрумкина. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
-
ISBN 978-5-
7695-2547-6.
23. Иваницкая, Г.М. Уроки развития связной речи: пособие для учителя /
Г.М. Иваницкая. - Киев, 2015. - 320 с. -
ISBN 978-5-7996-2209-1.
24. Лурия, А.Р. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. – М: Изд-во
Московского ун-та, 1979. – 320 с. - ISBN 5-89216-002-5.
25. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка. / С.Н. Карпова,
Э.И. Труве. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета. - 1987г.
- с. 46. -
ISBN 978-5-9558-0088-2.
26. Пережогина, Т. А. Аспекты изучения проблемы соотношения устной и письменной речи / Т.А. Пережогина // Вестник ВолГУ. Сер. 2. Вып. 4. - 2005.
- С. 29 - 32.
27. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. –
Москва : Красанд, 2010. – 216 с. - ISBN: 978-5-396-00142-8.
28. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И.
Зиновьевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 468 с. - ISBN 978-5-534-
00224-9.
29. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е.И.
48
Литневской, В.А. Багрянцевой. – Москва: Академический проект, 2013. – 590 с.
-
ISBN 978-5-4487-0379-9.
30. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: учеб. русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. -
Смоленск: Ассоциация XXI век. 2013. - ISBN978-5-418-00424-6.
31. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации».
-
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
– дата 13.01.2019.
32. Пудовкина, Н.В., Нестерова, Л.П. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 809-813. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/108/25975/
. – дата
15.01.2019.
33. Безруких, М.М. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет : М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко // Новые исследования. - 2013. - С. 4-19.
34. Айвазян, О.О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов : О.О. Айвазян // Вестник
Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология.
- 2010. - № 3. - С. 88-92.
35. Гражданцева, В.А. Изложение как условие развития связной письменной речи в начальной школе : В.А. Гражданцева, Е.Н. Вальтер //
Школьная педагогика. - 2017. - № 1 (08). - С. 46-48.
36. Преодоление речевых ошибок в письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие / авт.-сост. Т.В.
Волосовец, Е.Н. Кутепова. – Москва: РУДН, 2008. – 74 с.
37. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей». - Москва: Просвещение, 1982. - С. 143.
-
ISBN 978-5-397-05778-3.
38. Львов, М.Р. Основа обучения правописанию в начальной школе / М.Р.
Львов // - Москва: Издательский центр «Академия» - 1987. - С.28.
-
ISBN 978-5-
7695-7800-7.
39. Касаткина, Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе / Н.А. Касаткина // Волгоград:
Учитель, - 2003. - 128 с. - ISBN 978-5-7057-1834-4/
40. Алейник, А.И. Лингвокраеведческая направленность в обучении младших школьников русскому языку / А.И. Алейник, Р.Л. Рождественская //
Современные образовательно-воспитательные технологии в начальной школе и профессиональной подготовке учителя: материалы межвузовской научно- практич. конференции / БелГУ, БелРИПКППС, Белгород. - 2008. - Часть 2.
С.16-19.
41. Кучегура, М.А. Этнокультурный компонент в структуре и содержании начального образования // Начальная школа. 2004. - № 11. - C. 106-107.
42. Рождественская, Р.Л. Формирование этнокультурной идентификации школьников на уроках русского языка // Р.Л. Рождественская, Н.А. Туранина.
Проблемы преподавания и изучения русского языка в школе и вузе на
норм письменной речи младших школьников посредством воспитания
любви к русскому языку
На уроках русского языка педагог может использовать разнообразные задания и упражнения, способствующие общему речевому развитию обучающихся на уровне начального общего образования, которые будут способствовать обогащению словарного запаса, совершенствовать письменный и устный строй речи.
Развитие письменной речи позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Письменное речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в младшем школьном возрасте.
Доказано, что речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информацию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств.
Речь развивается поэтапно в процессе онтогенеза. Сензитивным периодом устной речи является дошкольный возраст, а в младшем школьном возрасте ребенок обогащает свой словарный запас и начинает освоение письменной речи и чтения, как разновидности письменной речи.
42
От успешности освоения письменной речью и чтением зависит успешность учебной деятельности ребенка в целом. Поэтому учитель начальных классов должен уделять развитию речи ребенка огромное внимание, использовать различные методы и приемы диагностики развития и коррекции речевой сферы.
При работе над совершенствованием норм письменной речи можно использовать следующие виды работ: восстановление деформированного текста, озаглавливание текстов, составление плана к тексту, определение типа текста с опорой на существенные признаки, составление опорной таблицы-схемы строения текста-описания, наблюдение за языковыми средствами в готовом тексте, определение жанра текста-образца.
При анализе текстов-образцов акцент делался на эмоциональность и образность языка, выразительность текста.
Чтобы учащиеся приобрели необходимые умения для написания сочинений различных видов и жанров, нужна система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей:
- упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием;
- упражнения, направленные на работу над предложением и текстом.
Упражнения, направленные на работу над словом и словосочетанием:
1) выбор наиболее точного слова или словосочетания из числа данных;
2) анализ образцовых текстов, составление образных выражений по аналогии с помощью опорных слов, предметов, картинок;
3) упражнения, направленные на разъяснение лексического значения слова, словосочетания (употребление слова в прямом и переносном значении);
4) упражнения, рассчитанные на понимание детьми многозначности слова;
5) упражнения, направленные на уточнение оттенков синонимов и антонимов, на употребление их в речи, в коротких рассказах-миниатюрах;
6) работа с омонимами;
7) работа с эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями;
8) наблюдение над устойчивыми словосочетаниями и их употреблением в речи.
Упражнения, направленные на работу над предложением и текстом:
1) ответы на простые вопросы;
2) упражнения по озаглавливанию текста, определение темы текста;
3) составление предложений, объединенных одной темой по сюжетным картинкам, по опорным словам;
4) исправление деформированного плана текста;
5) работа с пословицами;
6) стилистический анализ (выбор текста заданного стиля; сравнение нескольких предложенных текстов по их стилистической принадлежности);
7) выбор подходящего вступления или заключения сочинения;
43 8) стилистическое редактирование текста (обнаружение, объяснение и исправление стилистических ошибок в тексте);
9) восстановление деформированных текстов (по началу, основной части, заключению);
10) лингвистический эксперимент;
11) различные виды сочинений.
Немаловажно влияние словарной работы на развитие связной речи младших школьников. Обогащение словаря включает не только расширение его объема, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слов с другими словами, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой целого высказывания.
Для совершенствование письменной речи определяющее значение имеет обучение правильности речи. Различают правильность орфографическую, грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм) и пунктуационную. Младший школьник овладевая письмом, овладевает письменной речью. Учитель должен использовать развивающий потенциал на каждом уроке.
44
Заключение
В выпускной квалификационной работе мы рассмотрели, что письменная речь является важной формой существования языка, и тесно связана с устной речью. Письменная речь способствует передаче и обработке информации с целью реализации коммуникации.
Все формы речи не являются врожденной способностью человека, они формируются постепенно, вместе с развитием человека.
Обучение младших школьников письменной речи и совершенствование ее норм способствует развитию логического мышления, способности к обобщению, абстрагированию; развитию личностных, духовно-нравственных и интеллектуальных качеств.
Гипотеза исследования, выдвинутая нами, заключалась в том, что процесс совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования будет эффективным, если на уроках русского языка использовать упражнения, направленные на воспитания любви к русскому языку. Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы, мы сформулировали ряд задачи, которые были решены.
Во-первых, нами была изучена проблема совершенствования норм письменной речи младших школьников посредством воспитания любви к русскому языку. Анализ учебно-методических комплексов показал, что выполнение письменных упражнений на уроках русского языка носят механический характер. Обучающиеся мало упражняются в выполнении упражнений творческого характера. Некоторые педагоги во избежание ошибок и трудностей творческие работы подменяют контрольными диктантами, мало пишут сочинения, изложения. В результате продуктивная письменная речь уходит на второй план.
Нами были рассмотрены общепризнанные классификации ошибок, которые допускают учащиеся начальной школы в процессе создания письменного текста. В то же время анализ школьной практики показал, что сами педагоги, осуществляя работу по совершенствованию норм письменной речи нередко испытывают трудности в области обучения обучающихся поиску, анализу, исправлению речевых ошибок и совершенствованию норм письменной речи.
Таким образом, организуя работу по совершенствованию норм письменной речи, учителю необходимо специально организовывать
«знакомство» учащихся с речевыми ошибками и совместно с ними открывать способы их исправления.
При определении уровня письменной речи обучающихся 3-го класса
МАОУ Богдановская СОШ на основе методики Глухова В.П. было установлено, что необходима целенаправленная работа по формированию у обучающихся таких умений, как умения строить предложения с соблюдением речевых норм языка и фактической точностью письменной речи, умений
45 совершенствовать текст, а также умений и навыков, связанных с анализом и переработкой готового текста.
Спланированная работа по совершенствованию норм письменной речи обучающихся и разработанный комплекс упражнений, направленных на ликвидацию выявленных проблем, способствовали воспитанию любви к русскому языку.
Комплекс был составлен на основе типичных ошибок, выявленных при проведении контрольного среза входной диагностики, а также был дополнен другими упражнениями, способствующими совершенствованию норм письменной речи и воспитанию любви к русскому языку.
В процессе сравнительного анализа по уровням развития умений в области письменной речи выяснилось, что у всех обучающихся наблюдалась положительная динамика уровня развития письменной речи учеников 3 класса.
В данной работе нами был апробирован комплекс упражнений, направленный на совершенствование норм письменной речи младших школьников посредством воспитания любви к русскому языку.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
46
Список использованных источников
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва :
Лабиринт, 1996. – 415 с. -
ISBN 978-5-4454-0723-2.
2. Выготский, Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития: Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 114-123.
3. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования
Электронный ресурс
-
Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B-jkTS94szwbmRFNk1tTmk5U00/view.
– дата
22.10.2018.
4. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А.
Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. - ISBN 5-7695-0347-1.
5. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся
[Электронный ресурс] : под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – Москва:
ИНТОР, 1998. – 112 с. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Eru-
001/Eru001.htm#hid2
. – дата
02.11.2018.
6. Львов, М.Р. Методы развития речи учащихся / М.Р. Львов // Русский язык: научно-педагогический журнал. - 2011. - № 4. - С. 24-28.
7. Мацкявичене Ю. А. Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры учащихся // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). - Самара:
ООО "Издательство АСГАРД", 2015. - С. 84-87. -
Режим доступа https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8597/
. – дата 26.11.2018.
8. Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 101-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». -
Режим доступа https: www.pravo.gov.ru
. – дата
26.11.2018.
9. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р.
Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 7-е изд. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 464 с. - ISBN 978-5-7695-9169-3.
10. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. -
Москва: Просвещение, 1982. - 198 с. - ISBN 5-94457-174-8.
11. Касевич, В.Б. Введение в языкознание : учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / В.Б. Касевич. – 3-е изд. – Москва : Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с. - ISBN 978-5-7695-9013-9.
12. Рыбникова, М. А. Избранные труды / М. А. Рыбникова. – М. :
Академия пед. наук РСФСР, 1958. - 609 с.
13. Лингвистический энциклопедический словарь / под. ред. В. Н.
Ярцевой. : Ин-т языкознания АН СССР. - Москва : Сов. энцикл., 1990. - 682 с. -
ISBN 978-5-94865-189-7.
47 14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.
Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва : ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.
-
ISBN: 978-
5-17-083623-9.
15. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь. Учебно- практическое пособие / сост. А. И. Дунев [и др.]. - Москва : Юрайт, 2014. - 526 с. - ISBN 978-5-9916-5245-2.
16. Звегинцев, В. А. Предложение и его отношение к языку и речи / В. А.
Звегинцев. - Москва : Ком Книга, 2007. - 312 с. -
ISBN 978-5-484-00699-1.
17. Лобчук, Е.И. Устное и письменное изложение: совет методиста / Е.И.
Лобчук // Начальная школа. – 2012. - № 7. – с. 30-33.
18.
Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. / И.А.
Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — Москва: Издательская корпорация
«Логос», 2000. - 384 с.
-
ISBN 978-5-9770-0518-0.
19. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек,
Н.Н. Светловская и др.; под ред. М.С. Соловейчик. – Москва: издательский центр «Академия», 2013. – 367 с.
-
ISBN 5-7695-0632-6.
20. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – Москва «Просвещение», 1985. – 176 с.
-
ISBN 978-5-7695-7800-7.
21.
Винокурова, О.С. К проблеме психологии письменной речи / О.С.
Винокурова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 67. - С. 362-364.
22. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.М. Фрумкина. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
-
ISBN 978-5-
7695-2547-6.
23. Иваницкая, Г.М. Уроки развития связной речи: пособие для учителя /
Г.М. Иваницкая. - Киев, 2015. - 320 с. -
ISBN 978-5-7996-2209-1.
24. Лурия, А.Р. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. – М: Изд-во
Московского ун-та, 1979. – 320 с. - ISBN 5-89216-002-5.
25. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка. / С.Н. Карпова,
Э.И. Труве. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета. - 1987г.
- с. 46. -
ISBN 978-5-9558-0088-2.
26. Пережогина, Т. А. Аспекты изучения проблемы соотношения устной и письменной речи / Т.А. Пережогина // Вестник ВолГУ. Сер. 2. Вып. 4. - 2005.
- С. 29 - 32.
27. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. –
Москва : Красанд, 2010. – 216 с. - ISBN: 978-5-396-00142-8.
28. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И.
Зиновьевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 468 с. - ISBN 978-5-534-
00224-9.
29. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е.И.
48
Литневской, В.А. Багрянцевой. – Москва: Академический проект, 2013. – 590 с.
-
ISBN 978-5-4487-0379-9.
30. Соловейчик, М.С. К тайнам нашего языка: учеб. русского языка для четырехлетней начальной школы. В 2 ч. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. -
Смоленск: Ассоциация XXI век. 2013. - ISBN978-5-418-00424-6.
31. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской
Федерации».
-
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
– дата 13.01.2019.
32. Пудовкина, Н.В., Нестерова, Л.П. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 809-813. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/108/25975/
. – дата
15.01.2019.
33. Безруких, М.М. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет : М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко // Новые исследования. - 2013. - С. 4-19.
34. Айвазян, О.О. Изложение как важная форма развития русской связной письменной речи учащихся начальных классов : О.О. Айвазян // Вестник
Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология.
- 2010. - № 3. - С. 88-92.
35. Гражданцева, В.А. Изложение как условие развития связной письменной речи в начальной школе : В.А. Гражданцева, Е.Н. Вальтер //
Школьная педагогика. - 2017. - № 1 (08). - С. 46-48.
36. Преодоление речевых ошибок в письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие / авт.-сост. Т.В.
Волосовец, Е.Н. Кутепова. – Москва: РУДН, 2008. – 74 с.
37. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей». - Москва: Просвещение, 1982. - С. 143.
-
ISBN 978-5-397-05778-3.
38. Львов, М.Р. Основа обучения правописанию в начальной школе / М.Р.
Львов // - Москва: Издательский центр «Академия» - 1987. - С.28.
-
ISBN 978-5-
7695-7800-7.
39. Касаткина, Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе / Н.А. Касаткина // Волгоград:
Учитель, - 2003. - 128 с. - ISBN 978-5-7057-1834-4/
40. Алейник, А.И. Лингвокраеведческая направленность в обучении младших школьников русскому языку / А.И. Алейник, Р.Л. Рождественская //
Современные образовательно-воспитательные технологии в начальной школе и профессиональной подготовке учителя: материалы межвузовской научно- практич. конференции / БелГУ, БелРИПКППС, Белгород. - 2008. - Часть 2.
С.16-19.
41. Кучегура, М.А. Этнокультурный компонент в структуре и содержании начального образования // Начальная школа. 2004. - № 11. - C. 106-107.
42. Рождественская, Р.Л. Формирование этнокультурной идентификации школьников на уроках русского языка // Р.Л. Рождественская, Н.А. Туранина.
Проблемы преподавания и изучения русского языка в школе и вузе на