Файл: Выпускной квалификационной работы Проблема совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет дистанционных технологий
Кафедра педагогического образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
Проблема совершенствования норм письменной речи обучающихся
на уровне начального общего образования посредством воспитания любви
к русскому языку
БГТИ (филиал) ОГУ 44.03.01. 1019. 046 ОО
Заведующий кафедрой канд. психол. наук, доцент Л.А. Омельяненко
Руководитель канд. пед. наук О.Н. Григорьева
Студент Р.В. Давыденко
Бузулук
2019

2
Утверждаю: заведующий кафедрой педагогического образования
______________ Л.А. Омельяненко
«_____»_________ 20____г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы
студенту(ке): Давыденко Резиде Вазиховне. по направлению подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (профиль Начальное образование).
1 Тема выпускной квалификационной работы: Проблема совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку.
2 Срок сдачи студентом ВКР «_____» __________ 2019 г.
3 Цель и задачи ВКР: Цель: теоретически обосновать состояние проблемы и разработать комплекс упражнений на уроках русского языка, направленный на совершенствование норм письменной речи младших школьников посредством воспитания любви к русскому языку.
Задачи: - изучить проблемы совершенствования норм письменной речи младших школьников посредством воспитания любви к русскому языку; - раскрыть сущность понятий речь и речевая деятельность обучающихся; - рассмотреть особенности письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования; - определить уровень развития письменной речи обучающихся 3-го класса; - апробировать комплекс упражнений, направленный на совершенствование норм письменной речи младших школьников посредством воспитания любви к русскому языку.
4 Исходные данные к ВКР: проблема совершенствования письменной речи рассматривалась в работах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Т.А. Ладыженской,
М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, В.А. Гражданцевой, Н.А. Измайловой.
5 Перечень вопросов, подлежащих разработке: общее понятие речи и речевой деятельности обучающихся; особенности письменной речи детей обучающихся на уровне начального общего образования; проблема совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку.
6 Перечень графического (иллюстративного) материала: таблицы, рисунки.
Дата выдачи и получения задания
Руководитель ВКР «____» ___________ 2019 г. _____________ О.Н. Григорьева
Студент «____» ___________ 2019 г. _____________ Р.В. Давыденко


3
Аннотация
Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку.
Важность обозначенной проблемы обусловлена становлением и формированием духовно-нравственных качеств обучающихся на уровне начального общего образования. Развитые речевые умения обучающихся способствуют формированию позитивного отношения к языку, окружающему миру, воспитывают любовь к родному языку и литературе на родном языке.
В практико-ориентированной части представлен диагностический материал исследования обозначенной проблемы; раскрыты показатели и критерии совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования; определен уровень развития письменной речи обучающихся 3-го класса; разработан и апробирован комплекс упражнений, направленный на совершенствование норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку.
Структура выпускной квалификационной работы содержит: введение, теоретическую и практическую части, заключение, список использованных источников, приложения. В работе 57 страницы, 3 рисунка, 6 таблиц.
Summary
The final qualifying paper is devoted to the problem of improving the standards of written speech of students at the level of primary general education through the education of love for the Russian language.
The importance of this problem is due to the formation and formation of spiritual and moral qualities of students at the level of primary general education.
Developed speech skills of students contribute to the formation of a positive attitude to the language, the surrounding world, fostering a love of their native language and literature in their native language.
In the practice-oriented part, diagnostic material is presented for the study of the indicated problem; disclosed indicators and criteria for improving the standards of written language of students at the level of primary general education; the level of writing of students of the 3rd class is determined; developed and tested a set of exercises aimed at improving the standards of written speech of students at the level of primary general education through education of love for the Russian language.
The structure of the final qualifying work contains: introduction, theoretical and practical parts, conclusion, list of references, applications. There are 57 pages, 3 figures, 6 tables.

4
Содержание
Введение…………………………………………………………………….
5 1 Теоретические основы совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку…………………………………………………………………………
9 1.1 Общее понятие о письменной речи и речевой деятельности обучающихся на уровне начального общего образования ……………..
9 1.2 Особенности письменной речи детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………..
14 1.3
Проблема совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку……………………………………..
19 2 Опытно-практическая работа по совершенствованию норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку……….
24 2.1 Диагностика уровня развития письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования …………………..….................
24 2.2
Приёмы совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку…………………………….………..
30 2.3 Методические рекомендации педагогам по совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку…………………………………………………………………………
41
Заключение…………………………………………………………………..
44
Список использованных источников………………………………………
46
Приложение А (обязательное) Критерии и показатели уровня развития письменной речи…………………………………………………………….
50
Приложение Б (обязательное) Анализ уровня развития письменной речи (входная диагностика)………………………………………………..
52
Приложение В (обязательное) «Фрагмент проекта урока русского языка по теме «Сочинение заметки»……………………………………...............
55
Приложение Г (справочное) «Схема написания письма близким»……….
56
Приложение Д (справочное) «Образцы карточек с заданием»…………..
57


5
Введение
Для становления и формирования духовно-нравственных качеств младшего школьника выдвигается одно из важных и необходимых условий - владение письменной речью. Развитые речевые умения обучающихся способствуют формированию позитивного отношения к языку, окружающему миру, воспитывают любовь к родному языку и литературе на родном языке.
Как отмечал известный психолог Л.С. Выготский, развитая письменная речь способствует умственному развитию ребенка, развивает все познавательные процессы личности

1

. Согласно концепциям современных психолингвистов в понимании письменной речи лежит грамотное письмо. Под понятием «грамотное письмо» понимают умение выражать мысль в речевом произведении через языковые средства, где правописание (орфография и пунктуация), впрочем как и вся текстовая деятельность, представляют собой познавательно-коммуникативные, а не просто речевые умения. В них в своеобразной знаковой форме отражена способность личности отражать своё видение мира, владеть нормами поведения, нормами общения [2].
Основы письменной речи закладываются в младшем школьном возрасте.
Современные учебно-методические комплексы, разработанные на основе
Федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированы на речевое развитие детей. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) гласит, что у младших школьников должно быть сформировано позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, являющиеся показателями общей культуры, гражданской позиции личности

3

Совершенствование норм письменной речи - важная и необходимая задача уроков русского языка. В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали, а часто и читали, и писали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значения новых (незнакомых для учащихся) слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т.д. Однако только на уроках русского языка задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.
Именно уроки русского языка создают ту базу, на которую должны опираться учителя-предметники, чтобы успешно (экономно и эффективно) решать задачи развития речи школьников на межпредметном уровне. Если, например, на уроках русского (родного) языка ученики осознают структуру текста типа рассуждения и научатся создавать такие тексты, они смогут более доказательно и четко отвечать на вопросы, которые начинаются словом
«Почему...» на уроках истории, химии, математики и т.д.

4

Д.Б. Эльконин отмечает низкий уровень письменного речевого развития, отсутствие системы работы по его совершенствованию. Традиционная система обучения письменной речи в современной начальной школе долгое время отдавала предпочтение формированию каллиграфических, орфографических


6 умений, а умения по формулированию самостоятельных высказываний в письменной форме уходили на второй план

5

Проблема описания методики формирования и совершенствования письменной речи рассматривалась в работах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина,
А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии. Труды этих учёных являются основой методики формирования синтаксического строя речи младших школьников Т.А.
Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, В.А. Гражданцевой, Н.А.
Измайловой по развитию грамотной монологической письменной речи

6

Однако, вопрос формирования и совершенствования письменной речи до сих пор остаётся открытым, т.к. именно на практике мы наблюдаем серьёзные недостатки, большие противоречия в расхождениях между теоретической наукой и практической стороной проблемы.
Одной из самых трудных и в тоже время важнейших задач, стоящих перед современной школой, является воспитание любви к родному языку, умелого пользования им для последующего приобретения знаний. В.А.
Сухомлинский говорил, что задача начальной школы состоит в том, чтобы научить наблюдать, читать, писать, передавать мысль словом» [7].
Проблемы речевой письменной культуры в настоящее время волнуют представителей лингвистики, методики преподавания русского языка, представителей дидактики, практикующих учителей и преподавателей русского языка, а также государственных, общественных и культурных деятелей. В связи с этим в 2005 году введен Федеральный закон «О государственном языке
Российской Федерации», вступивший в силу 1 июля 2014 года. В законе написано, что «в целях защиты и поддержки государственного языка РФ федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства
РФ о государственном языке
Российской
Федерации, в том числе за использованием слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, путем организации проведения независимой экспертизы» [8].
Важно уже в период обучения детей в начальной школе учить их ориентироваться в речевом пространстве, понимать, какие слова, обороты, выражения, грамматические конструкции характерны для той или иной речевой ситуации, чтобы самостоятельно создавать свое высказывание в рамках функционального стиля. При анализе или составлении текста рекомендуется разбирать стилистические особенности и своеобразие употребления различных слов и выражений [7].
В связи с вышесказанным можно выявить актуальность проблемы, которая заключена в совершенствовании норм письменной речи младших школьников посредством воспитания любви к русскому языку на уровне начального общего образования.
Общество предъявляет высокие требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся, заявленные в требованиях
ФГОС и основных образовательных программах. Необходимо у каждого


7 младшего школьника сформировать положительный опыт сотрудничества с русским языком, позволяющий сформировать у каждого обучающегося позитивное отношение к русскому языку, создать условия для овладения основами научных знаний о языке, основами речевой грамотности. В связи с тем, что начальная школа - первая ступень в систематическом усвоении научных знаний, то именно эта ступень должна учитывать логику познавательной деятельности обучающихся младшей школы. В связи с этим необходимо заботиться о пробуждении положительного отношения к учебно- познавательной деятельности и развивать речевые творческие способности обучающихся.
В нормативно-правовых документах акцентируется внимание на необходимость формировать духовно богатую личность, развитие творческого потенциала учащихся, повышение их речевой культуры. В соответствии с этими требованиями приоритетным направлением в обучении русскому языку в условиях реализации ФГОС в начальной школе является совершенствование норм письменной речи учащихся.
Актуальность избранной темы исследования обусловлена прежде всего социальной значимостью развития языковой личности, важностью формирования норм письменной речи младших школьников, необходимостью повышения уровня общей речевой культуры учащихся, воспитания у них творческого отношения к языку, любви и уважения к нему.
Цель исследования – теоретически обосновать состояние проблемы и разработать комплекс упражнений на уроках русского языка, направленный на совершенствование норм письменной речи младших школьников посредством воспитания любви к русскому языку.
Объектом исследования является процесс совершенствования норм письменной речи младших школьников.
Предмет исследования: комплекс упражнений, способствующий воспитанию любви к русскому языку.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования будет эффективным, если на уроках русского языка использовать упражнения, направленные на воспитания любви к русскому языку с учетом возрастных психологических особенностей младших школьников.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить проблемы совершенствования норм письменной речи младших школьников посредством воспитания любви к русскому языку;
- раскрыть сущность понятий речи и речевой деятельности младших школьников;
- рассмотреть особенности письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования;
- определить уровень письменной речи обучающихся 3-го класса