Файл: Выпускной квалификационной работы Проблема совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

37 время Великой Отечественной войны и в настоящее время. Превосходный исторический материал позволяет найти в текстах имена существительные и определить их склонение и падеж.
При отработке навыка определения безударной гласной проверяемой или непроверяемой ударением или совершенствования навыка определения однородных второстепенных членов, можно провести урок-экскурсию по лесным тропинкам. Обучающиеся могут записывать текст с пробелами. Вместо пробелов необходимо вставить слово, отгадав загадку. Например, наблюдаем за увядающим осенью лесом:
«Вот на тропинке встретился … (загадка про зайца, ежа, лисы). В глубине леса мы слышим голоса птиц: … (загадки про кукушку, сороку, сову). А сколько разных растений встречается в лесу! (загадки про берёзу, осину, ель, шиповник, смородину, землянику, липу и др.).
В конце урока-экскурсии приходим к «Чудо – дереву», которое одаривает обучающихся «лесными гостинцами», оценивается работа на уроке.
Нравственные качества человека закладываются в школьные годы.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к внешним факторам, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. [39].
В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения гражданское воспитание младших школьников направлено на формирование у обучающихся идентичности гражданина
России, основ социально ответственного поведения в обществе и в семье, духовно-нравственное развитие и воспитание.
Деятельность учителя начальных классов направлена на передачу исторического и социального опыта, организацию приобретения обучающимся собственного гражданско-патриотического опыта [40]. Учитель, воспитывая учеников, помогает восполнять недостаток индивидуального, гражданского и патриотического опыта детей путем передачи опыта применения гражданских добродетелей в общественной жизни. Воспитать гражданина и патриота своей страны можно только в результате системного подхода к вопросам патриотического и гражданского воспитания. Исходя из этого, на уроках русского языка мы использовали такие задания и упражнения:
Закрепляя тему «Слово. Звуки и буквы» обучающиеся выполняли следующее:
Прочитай имена и фамилии людей: Юрий Алексеевич Гагарин, Герман
Степанович Титов, Светлана Евгеньевна Савицкая, Валентина Владимировна
Терешкова, Георгий Тимофеевич Береговой, Павел Романович Попов.
Назовите среди них имена космонавтов. Спишите только имена и фамилии. Подчеркните заглавные буквы
Прочитайте: Родина мать, умей за нее постоять. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Глупый киснет, а умный все промыслит.
Спишите поговорки. Подчеркните мягкие согласные буквы


38
Прочитайте текст: Наше отечество, наша родина матушка Россия.
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней ж..ли испокон веку отцы и прадеды наш Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью потому что она, как мать защищ..ет и бережет нас от всяких врагов.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Спиши загадку. Напиши отгадку. На сметане мешен, На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок, Покатился.
Посчитайте, сколько в загадке имен существительных?
Прочитайте стихотворение:
Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя. Назвать матерью. Стать за честь твою против недруга, за тебя в нужде сложить голову! (И. Никитин).
Подчеркните предлоги.
Необходимо отметить, что в последние годы в методике обучения русскому языку в начальной школе уделяется достаточное внимание разработке и реализации национально-культурной направленности учебного процесса.
Родной язык, родная речь являются носителями национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей языка.
Поэтому в процессе обучения родному языку нужно начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать лингвокраеведение [41].
Объектами лингвистического краеведения в школе могут выступать: диалектная лексика и фразеология, фонетические и грамматические особенности разных говоров, язык произведений устного народного творчества, а также язык художественных произведений писателей, которые биографически связаны с местным краем.
К сожалению, нынешние школьники мало знают о минувшем родного края, поэтому обучение становится эффективнее, если на уроках используется материал краеведческого содержания, который является прекрасной возможностью и в обогащении речи обучающихся, и в воспитании любви к родному слову, родному языку и, конечно, родному краю.
Важнейшим аспектом развития речи учащихся является обогащение словарного запаса. Как показывает практика, лексическая работа заслуживает не меньше внимания, чем грамматико-орфографическая, потому что она нужна и для формирования речевых навыков, и для умственного развития, и для понимания многих грамматических явлений, и для совершенствования норм письменной речи.
Работая над отбором такого материала, мы остановили свой выбор на бытовой лексике, которой пользовались в прошлые века, и сконцентрировали работу на конкретных словах, обозначающих наименования предметов крестьянского быта: столово-кухонная утварь, убранство квартиры и ее устройство.
В соответствии с данными тематическими группами мы вновь обратились к малым жанрам устного народного творчества и подобрали загадки о


39 предметах крестьянского быта. Работу с загадками использовали для ознакомления с новыми словами с непроверяемыми гласными в корне слова.
Например, ушастый кабан завсегда в избе (лохань). Кривая собака в печку заглядывает (кочерга). Жил – много душ кормил, а разбился – под забором очутился (чугун).
Знакомство с этимологией изучаемых слов пробуждает у обучающихся интерес к рассматриваемому языковому материалу, и создает благоприятные условия для запоминания слов, пополняет их активный словарный запас [42].
Для более прочного усвоения новых слов, относящихся к бытовой лексике, можно предложить письмо по памяти или списывание мини-текстов на тему о быте крестьянской избы. В качестве примера приведем такой текст, который использовался нами при изучении склонений имен существительных в
3 классе:
В музее народной культуры можно увидеть, как жили крестьяне. Избы у них были небольшие. В теплушке стояла русская печь. «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил», – гласит русская пословица. Печь обычно ставили в углу избы слева или справа от входной двери. Угол напротив печи был рабочим местом хозяйки дома и назывался бабий кут. У печи находились: кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, чугуны, лоханка, дежка.
Для выяснения его содержания были заданы вопросы: О чем этот текст?
Как можно его озаглавить? Что в избе было самым главным? Как называлось рабочее место хозяйки? Какие предметы быта находились у печи?
Затем в соответствии с изучаемой темой урока обучающиеся выполняли грамматические задания:
1) назовите существительные, выделите окончания, укажите род, число, определите склонение;
2) от существительных печь, хозяйкаобразуйте однокоренные слова;
3) объясните смысл пословицы, употребленной в тексте;
4) объясните значение слов лоханка, дежка, помело. Составьте предложения с данными словами [41].
Духовно-нравственное и эстетическое развитие личности зависит от окружающей речевой среды обучающихся. К такому окружению можно отнести тексты, которые слышат, читают, произносят обучающиеся. Именно они способны создавать атмосферу, в которой живет, дышит и развивается младший школьник.
Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать патриотическое мироощущение.
Работа над такими текстами способствует духовно-нравственному развитию личности ребенка, поскольку их содержательная сторона разнообразна: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, об особенностях местности родного края, о


40 взаимоотношениях людей. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, на то настроение, которое передает автор.
Работа с лингвокраеведческим текстом открывает возможность для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса, способствует формированию целостного представления у младших школьников о языковой системе, развивает языковую и речевую компетенцию учащихся. Преимущество малых текстов состоит в том, что они могут быть использованы оперативно, в соответствии с грамматико-орфографическими темами уроков русского языка, сочетая в себе задачи обучения и развития младших школьников. Упражнения, построенные на малом тексте, позволяют рассмотреть функцию языкового явления, структуру текста, семантику слов
[43].
При планировании уроков важно определение заданий к текстам и четкой последовательности их выполнения. Выразительное чтение отрывка из художественного произведения, наблюдение над содержанием текста и особенностями языковых средств, выполнение грамматико-орфографических заданий, соответствующих учебной теме урока, – все это создает на уроке ту речевую среду, которая становится естественной для учащихся и способствует развитию всех видов речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму. Это в свою очередь активизирует словарь младших школьников.
Упражнения, предлагаемые на основе лингвокраеведческих текстов, могут иметь различную методическую направленность: комментированное письмо или письмо по памяти, объяснительный или выборочный диктант, свободный диктант или изложение, редактирование текста или восстановление его по опорным словам и др.
Например, при закреплении темы «1 и 2 спряжение глаголов с безударными окончаниями» обучающимся можно предложить прослушать текст и выполнить следующие задания: а) выписать глаголы и по ним восстановить содержание текста; б) определить спряжение глаголов 3 лица, единственного числа, кроме возвратных. Текст составлен по рассказу Е.
Дубравного «Айка»:
Каждое утро Анюта бегает смотреть на аистов. Каждый раз удивляется, как такая тоненькая ножка выдерживает такую большую птицу. Ей кажется, если дунет сильный ветер, ножка не выдержит, сломается. Тогда она заберет аистов к себе домой, вылечит и покажет ребятам.
Работа с такими текстами вызывает у обучающихся интерес к творчеству автора, дает возможность приобщить их к чтению произведений разных писателей, показать выразительность, точность и глубину родного языка, воспитать культуру слова [43].
Как показывает опыт, работа с лингвокраеведческими текстами помогает учащимся хорошо усвоить содержание программного материала. Обучение родному языку становится эффективным. Кроме этого дети проникаются чувством гордости за свою историю, которая интересно и доступно раскрывают перед ними окружающий мир.


41
Таким образом, предположение о том, что комплекс специально подобранных упражнений как средства воспитания любви к русскому языку способствует совершенствованию норм письменной речи младших школьников.
Кроме того, мы пришли к выводу, что для наиболее эффективной работы необходимо соблюдать ряд условий:
1 Систематичность: упражнения проводить на каждом уроке русского языка.
2 Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего
1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора.
3
Очередность: чередование различных типов упражнений на редактирование текста.
Таким образом, можно сделать вывод, что все упражнения разработаны в соответствии с ФГОС и ориентированы на воспитание любви к русскому языку.
1   2   3   4   5