ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 973
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
КАК ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С ИНВЕСТОРАМИ
Основные термины и понятия
Уровни ответственности персонала.
Организационный план.
Производственный план.
План маркетинга.
Финансовый план.
Финансовый план.
Регистрация бизнеса.
Риски.
Резюме.
4.1. Краткое содержание темы
Необходимо определить полномочия и уровень ответствен- ности специалистов предприятия при разработке этапов бизнес- плана при взаимодействии с инвесторами. В таблице 4.1 пред- ставлена комбинация действий и уровней ответственности персо- нала предприятия при формировании бизнес-плана. При осущест- влении оценки эффективности бизнес-плана данную комбина- цию следует рассматривать в качестве структурированной систе- мы, указывающей на источники получения детализированной информации по проекту.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуаль- ных предпринимателей осуществляется он-лайн на сайте ФНС Рос- сии (https://service.nalog.ru/gosreg/#ip).
144
Таблица 4.1
Уровни ответственности персонала предприятия
при формировании бизнес-плана и взаимодействии
с инвесторами
Полномочия
Уровень ответственности
Руководитель группы по раз- работке бизнес- плана
– соответствие бизнес-плана внутренней регламенти- рующей документации;
– исполнение сроков разработки бизнес-плана;
– определение достаточности запрашиваемой инфор- мации
Технический специалист
– предоставление общей информации об отрасли и запус- каемом продукте;
– определение достоверности анализов и прогнозов раз- вития отрасли;
– осуществление экспертной оценки информации, специ- фичной для отрасли, продукта;
– определение фаз, связанных с разработкой, производст- вом, внедрением, обслуживанием, эксплуатацией
Специалист по инвестиционной деятельности
– организация профессиональных расчетов инвестицион- ных показателей;
– осуществление оценки рисков;
– выдача предложений по управлению рисками;
– формирование инвестиционных моделей
Финансист
– предоставление информации об обеспечении бизнес- плана финансированием;
– выбор целесообразных форм финансирования;
– процедуры согласования финансирования с правовыми аспектами проекта;
– проработка вопросов, связанных с оптимизацией нало- гообложения
Юрист
– анализ соответствия бизнес-плана действующему зако- нодательству;
– проработка вопросов, связанных с оптимизацией нало- гообложения
HR-, PR-, GR-,
IR-специалисты
– HR-менеджер – предоставление информации о наличии и качественном составе человеческих ресурсов;
– PR-менеджер – осуществление PR-обеспечения, оценки изменения стоимости бренда;
145
Окончание табл. 4.1
Полномочия
Уровень ответственности
– GR-менеджер – предоставление информации о наличии
GR-ресурсов;
– IR-менеджер – действия по управлению отношениями с со инвесторами
Маркетолог
– определение уровня цен на материалы и готовые изде- лия;
– проведение анализа отрасли, конкурентной среды, поставщиков, поведения клиентов
Приведем пример составления бизнес-плана «Разработка бизнес-плана по созданию нового предприятия
ООО
«ПРИМЕР»».
Резюме
На сегодняшний день рынок продаж товаров и услуг, связан- ный со стройматериалами, достаточно насыщен. В г. Артеме по состоянию на 01.04.2021 г. зарегистрировано магазинов строи- тельных товаров – 41 субъект предпринимательской деятельно- сти, реализующий себя в этой рыночной нише. Наиболее яркие среди них: сеть магазинов строительных материалов «Каскад» и торговый центр «Регион», включающие в себя площадь торгово- го зала последнего в размере 7307 м
2
Тем не менее, исследуя материалы официальных источников администрации Артемовского городского округа, можно отме- тить, останавливаться в ближайшие 3–5 лет не будет, а наоборот, расширяясь все новыми и новыми, вновь введенными в эксплуа- тацию площадями, причем с преобладающей долей именно жило- го фонда.
При открытии нового предприятия по направлению кода
ОКВЭД:5 2.46 – Розничная торговля скобяными изделиями, лако- красочными материалами и материалами для остекления есть возможность захвата доли рынка у конкурентов с помощью ши- роты ассортимента товаров и индивидуального подхода к покупа- телю с применением опыта, знаний высококвалифицированных специалистов, качественного уровня обслуживания, системой скидок и продуктивной рекламной деятельности.
146
Для осуществления деятельности планируется арендовать помещение 80 м
2
, расположенное в районе городского автовокза- ла по адресу: ул. Фрунзе, 50. Выбор места расположения обу- словлен широкой инфраструктурной развязкой, проходящими пешеходными потоками, организованностью под продажу поме- щения с технической точки зрения и относительной удаленно- стью от крупных магазинов, супермаркетов и гипермаркетов строительных материалов. Стоимость арендной платы составляет
55 000 рублей в месяц. Таким образом, арендная плата в год –
660 000 рублей. Затраты на продвижение продукции ООО
«ПРИМЕР» составляют 381 800 рублей за год.
Трудовыми ресурсами предприятия будут директор, два продавца, консультант по слесарным вопросам, консультант по столярным, консультант по покраске и электрик (всего 7 чело- век). Ежегодные издержки на оплату труда составляют
2 956 200 рублей.
Отчисления на страховые взносы во внебюджетные фонды составят: в месяц – 56 850 рублей, в год – 68 2200 рублей. На за- купку всех материалов понадобится 237 741,5 руб./месяц, в год –
2 852 898 руб.
Первоначальные инвестиционные затраты на открытие и реа- лизацию бизнес-идеи составит 1 146 141 рубля. Источником фи- нансирования будут собственные средства, накопленные и вло- женные в ООО «ПРИМЕР». Выручка от реализации продукции без НДС за год составит 10 777 802 рублей, переменные расходы по приобретению товаров за год составят – 2 852 898 рублей, по- стоянные расходы за год – 4 160 974 рублей, валовая прибыль –
7 924 904,1 рублей, прибыль до налогообложения составит за год – 3 763 931 рублей. Таким образом, срок окупаемости проекта составляет 10 месяцев. Чистый дисконтированный доход (NPV) –
3 522 704 руб., индекс рентабельности (PI) – 2,07.
Характеристика предприятия и отрасли
На сегодняшний день рынок продаж товаров для дома строи- тельного назначения находится на стадии стабильного роста. В первую очередь на его состояние влияет стабильный рост индуст- рии строительства Приморского края. Так, по данным статистики
Приморской краевой администрации:
1) в 2020 г. введено 394 жилых дома общей площадью
87 685 м
2
, что составляет 131,6%, в том числе индивидуальное
147 жилищное строительство – 386 домов, общей площадью
56 183 м
2
(64,1% от общего ввода жилья) – рост в 3,1 раза относи- тельно 2013 г.;
2) из общей площади введенных в 2020 г. в Приморском крае жилых домов на долю Артемовского городского округа прихо- дится 13,1%;
3) по итогам 2020 г. по объему жилищного строительства на душу населения Артем находится на втором месте среди муни- ципальных образований Приморского края.
Особого внимания заслуживает реализация такого жилищного проекта, как «Учительский дом» – первого на территории России кооператива для работников бюджетной сферы. В декабре 2020 г. в первом жилом доме комплекса обрели новое жилье 108 семей.
В отчетном году введены в эксплуатацию следующие объек- ты жилищного строительства, кроме индивидуального (табл. 4.2).
За 2020 г. выдано 437 разрешений на строительство индиви- дуальных жилых домов, 94 разрешения на строительство объек- тов жилищно-гражданского и промышленного назначения,
679 градостроительных планов земельных участков для оформле- ния земельных участков, проектирования объектов капитального строительства, получения разрешения на строительство. Задача по увеличению объемов жилищного строительства и повышению доступности жилья остается приоритетной для устойчивого раз- вития территории Артемовского городского округа.
Таблица 4.2
Объем введенных в эксплуатацию объектов жилищного
строительства [38]
Наименование объекта
Адрес
Площадь
(кв.м)
Многоквартирный жилой дом г. Артем ул. Светлогорской, 2/1 1076,0
Многоквартирный жилой дом г. Артем ул. Светлогорской, 6/1 1591,9
Многоквартирный жилой дом г. Артем ул. Светлогорской, 8/1 1317,1
Многоквартирный жилой дом г. Артем ул. Гоголя, 5 6160,91
Многоквартирный жилой дом г. Артем ул. Фрунзе, 8 11 010,9
Итого
31 500,41
148
Сегментирование торговых предприятий, реализующих себя на рынке, можно разделить по специализации. Выделяют сле- дующие магазины: универсальные; специализированные на оте- чественные строительные товары в большей степени; специали- зированные на иностранные строительные товары в большей сте- пени (более 50% ассортимента).
На рисунке 4.1 представлена структура торговых предпри- ятий по специализации.
Рис. 4.1. Специализация торговых предприятий по коду
52.46 –
Розничная торговля скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и материалами для остекления г. Артема в 2020 г., ед.
Большинство торговых предприятий (68%) позиционируют себя как универсальные, то есть способны оказать всесто- роннюю поддержку всем покупателям по максимальной широ- те ассортимента предлагаемых товаров. На отечественных спе- циализируются только 25% центров, на иностранных, что свя- зано прежде всего с внешней конъюнктурой валютного рын- ка, – 7%.
На территории Артемовского городского округа много кон- курирующих торговых точек, рассмотрим несколько из них, наи- более опасные для нашего будущего предприятия. При открытии нового предприятия по направлению кода ОКВЭД: 52.46 – Роз- ничная торговля скобяными изделиями, лакокрасочными мате- риалами и материалами для остекления есть возможность захвата
149 доли рынка у конкурентов с помощью широты ассортимента то- варов и индивидуального подхода к покупателю с применением опыта и знаний высококвалифицированных специалистов в акту- альных спектрах ремонтно-строительных работ, качественного уровня обслуживания, системы скидок и продуктивной реклам- ной деятельности.
Торговый центр «РЕГИОН» – предприятие, расположенное в г. Артеме по ул. 1-й Рабочей, 16, занимает 7401 квадратных мет- ров, реализует широкий спектр товаров, требующихся как физи- ческим, так и юридическим лицам по строительно-монтажным работам, связанным с созданием, восстановлением и модерниза- цией дизайна, экстерьера своих актуальных площадей внутри ли- бо снаружи фасадов зданий. В этом торговом комплексе есть воз- можность приобрести все необходимые товары для ремонта, а именно: сантехнику, двери, окна, отделочные и строительные ма- териалы, инструменты, замки, освещение, гвозди, шурупы, само- резы и т.п. Кроме того, здесь продаются товары для дома и дачи.
В их ассортимент входят удобрения, теплицы, походная мебель, семена, палатки, принадлежности для пикника, шторы, посуда, кухонная фурнитура и т.п. Также ТЦ «Регион» специализируется на продаже метизов, резинотехнических изделий, паяльных мате- риалов и оборудования. На территории есть банкоматы, термина- лы, а также стоматологические центры. Перед комплексом распо- ложена бесплатная парковка.
Второй конкурент на рынке – торговое предприятие
«КАСКАД» – имеет сеть с нескольких магазинов, наиболее кон- курентоспособные из которых расположены по адресам: г. Ар- тем, ул. Фрунзе 19а и ул. Кирова, 65. Предприятия располагаются на площади 130 и 100 м
2
соответственно. Персонал предприятия недостаточно квалифицирован, но не хватает специалистов-кон- сультантов, что приводит к долгому ожиданию клиентов и неоп- равданной трате средств.
В целом в городе можно выделить следующих конкурентов по рынку бизнеса: «Специализированное строительное управле- ние», «Палитра», «Каскад», «Регион», «Рыжий кот», «Магазин строительных материалов», «Гулливер», «Мастер Строй», «Про- раб», «Континент».
В таблице 4.3 сформирована их оценка.
150
Таблица 4.3
Основные конкуренты ООО «Пример»
Название предпри- ятия и ме- стораспо- ложение
Тип продаж
Виды специализа- ции по продажам
Средний чек на покупку, руб.
Характеристи- ка ключевых преимуществ
«РЕГИОН» п. Угловое, ул. 1-я Ра- бочая, 16 самооб- служи- вание
Универсальный торговый центр: сантехника, двери, окна, отделочные и строительные мате- риалы, инструмен- ты, замки, освеще- ние, гвозди
1000
(10 пози- ций)
Удобное рас- положение, квалифициро- ванный персо- нал, высокая репутация
«КАСКАД» ул. Фрунзе,
19а и ул.
Кирова, 65 через прила- вок
Универсальный торговый центр: сантехника, двери, окна, отделочные и строительные мате- риалы, инструмен- ты, замки, освеще- ние, гвозди, садо- вый инструмент, электротовары, строительно-отде- лочные материалы
1150
(10 пози- ций)
Удобное рас- положение, квалифициро- ванный персо- нал, высокий уровень каче- ства
«Рыжий кот» ул. Дзер- жинского,
2 самооб- служи- вание
Универсальный торговый центр: садовый инстру- мент, электротова- ры, строительно- отделочные мате- риалы
1080
(10 пози- ций)
Неудобное расположение, квалифициро- ванный персо- нал, хороший уровень каче- ства
В таблице 4.4 рассмотрены следующие характеристики по конкурентам:
– уровень современных технологий в строительно-мон- тажном оборудовании;
– уровень технологии работы с клиентом;
– квалификация кадров;
– профессиональные характеристики персонала (убеждение);
– качество продаваемых товаров;
151
– эстетика на территории магазина;
– удобство расположения;
– время поиска товаров;
– широт ассортимента товаров и строительного обору- дования;
– имидж;
– возможность возврата неиспользованного товара.
Таблица 4.4
Сравнительная характеристика основных конкурентов
Конкурентообразующие характеристики
«Рыжий кот»
«КАСКАД»
«РЕГИОН»
Уровень современных техно- логий в строительно- монтажном оборудовании
Приспособ- ленный
Приспособ- ленный
Высокий
Уровень технологии работы с клиентом
Условный
Условный
Средний
Культура обслуживания кли- ентов
Условная
Условная
Средняя
Квалификация кадров
Высокая
Низкая
Средняя
Профессиональные характе- ристики персонала
Средние
Средние
Высокие
Качество продаваемых това- ров
Высокое
Низкое
Высокое
Эстетика на территории мага- зина
Средняя
Средняя
Средняя
Удобство расположения
Высокое
Высокое
Низкое
Время поиска товаров
–
–
Завышен- ное
Широта ассортимента товаров и строительного оборудова- ния
Узкий
Средний вы- бор услуг
Хороший выбор ус- луг
Имидж
Высокий
Условный
Средний
Возможность возврата неис- пользуемого товара
Высокая
Средняя
Низкая
152
Для предприятия ООО «ПРИМЕР» должна быть поставле- на цель повысить уровень обслуживания и занять высокий уро- вень в тех сегментах, где прежде всего действующие конкурен- ты еще слабы, так как на сегодняшний день клиенты стали об- ращать внимание не только на цену и качество услуги, но и на сервис и быстроту обслуживания.
Из проведенного анализа оценки технологии и организа- ции услуг можно сделать вывод о тех основных направлениях, которые позволят быстрее закрепиться в действующей нише конкурентоспособности создания и развития предприятия:
– оптимизация соотношения цен в сравнении с другими предприятиями, а также уровнем качества дополнительных ус- луг (доставки, упаковки, погрузки);
– сокращение времени от получения заказа до его выпол- нения;
– применение более совершенных методов организации об- служивания (самообслуживание, через Интернет);
– постоянное повышение квалификации персонала;
– разработка и применение доступа в Интернет-про- странство через систему собственного электронного ресурса в виде сайта компании;
– применение методов управления качеством удовлетворе- ния потребителей (опрос, анкетирование);
– улучшение внешнего оформления, повышение уровня чистоты и комфортности для потребителей.
Цена услуг у конкурентов и цена предприятия, диапазон цен: минимально допустимая цена – максимально возможная цена по методу определения «Цена конкурентов × %» пред- ставлены в прил. А1.
Исходя из данных о средних ценах на рынке данного вида услуг в табл. 4.5 определяем собственные цены не выше тех, которые сложились, что позволит нам устранить риск непри- ятия цен при входе на рынок и одновременно создаст привле- кательное предложение для потенциальных клиентов будущего
ООО «ПРИМЕР». Ценовая политика фирмы проанализирована в табл. 4.5.
КАК ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С ИНВЕСТОРАМИ
Основные термины и понятия
Уровни ответственности персонала.
Организационный план.
Производственный план.
План маркетинга.
Финансовый план.
Финансовый план.
Регистрация бизнеса.
Риски.
Резюме.
4.1. Краткое содержание темы
Необходимо определить полномочия и уровень ответствен- ности специалистов предприятия при разработке этапов бизнес- плана при взаимодействии с инвесторами. В таблице 4.1 пред- ставлена комбинация действий и уровней ответственности персо- нала предприятия при формировании бизнес-плана. При осущест- влении оценки эффективности бизнес-плана данную комбина- цию следует рассматривать в качестве структурированной систе- мы, указывающей на источники получения детализированной информации по проекту.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуаль- ных предпринимателей осуществляется он-лайн на сайте ФНС Рос- сии (https://service.nalog.ru/gosreg/#ip).
144
Таблица 4.1
Уровни ответственности персонала предприятия
при формировании бизнес-плана и взаимодействии
с инвесторами
Полномочия
Уровень ответственности
Руководитель группы по раз- работке бизнес- плана
– соответствие бизнес-плана внутренней регламенти- рующей документации;
– исполнение сроков разработки бизнес-плана;
– определение достаточности запрашиваемой инфор- мации
Технический специалист
– предоставление общей информации об отрасли и запус- каемом продукте;
– определение достоверности анализов и прогнозов раз- вития отрасли;
– осуществление экспертной оценки информации, специ- фичной для отрасли, продукта;
– определение фаз, связанных с разработкой, производст- вом, внедрением, обслуживанием, эксплуатацией
Специалист по инвестиционной деятельности
– организация профессиональных расчетов инвестицион- ных показателей;
– осуществление оценки рисков;
– выдача предложений по управлению рисками;
– формирование инвестиционных моделей
Финансист
– предоставление информации об обеспечении бизнес- плана финансированием;
– выбор целесообразных форм финансирования;
– процедуры согласования финансирования с правовыми аспектами проекта;
– проработка вопросов, связанных с оптимизацией нало- гообложения
Юрист
– анализ соответствия бизнес-плана действующему зако- нодательству;
– проработка вопросов, связанных с оптимизацией нало- гообложения
HR-, PR-, GR-,
IR-специалисты
– HR-менеджер – предоставление информации о наличии и качественном составе человеческих ресурсов;
– PR-менеджер – осуществление PR-обеспечения, оценки изменения стоимости бренда;
145
Окончание табл. 4.1
Полномочия
Уровень ответственности
– GR-менеджер – предоставление информации о наличии
GR-ресурсов;
– IR-менеджер – действия по управлению отношениями с со инвесторами
Маркетолог
– определение уровня цен на материалы и готовые изде- лия;
– проведение анализа отрасли, конкурентной среды, поставщиков, поведения клиентов
Приведем пример составления бизнес-плана «Разработка бизнес-плана по созданию нового предприятия
ООО
«ПРИМЕР»».
Резюме
На сегодняшний день рынок продаж товаров и услуг, связан- ный со стройматериалами, достаточно насыщен. В г. Артеме по состоянию на 01.04.2021 г. зарегистрировано магазинов строи- тельных товаров – 41 субъект предпринимательской деятельно- сти, реализующий себя в этой рыночной нише. Наиболее яркие среди них: сеть магазинов строительных материалов «Каскад» и торговый центр «Регион», включающие в себя площадь торгово- го зала последнего в размере 7307 м
2
Тем не менее, исследуя материалы официальных источников администрации Артемовского городского округа, можно отме- тить, останавливаться в ближайшие 3–5 лет не будет, а наоборот, расширяясь все новыми и новыми, вновь введенными в эксплуа- тацию площадями, причем с преобладающей долей именно жило- го фонда.
При открытии нового предприятия по направлению кода
ОКВЭД:5 2.46 – Розничная торговля скобяными изделиями, лако- красочными материалами и материалами для остекления есть возможность захвата доли рынка у конкурентов с помощью ши- роты ассортимента товаров и индивидуального подхода к покупа- телю с применением опыта, знаний высококвалифицированных специалистов, качественного уровня обслуживания, системой скидок и продуктивной рекламной деятельности.
146
Для осуществления деятельности планируется арендовать помещение 80 м
2
, расположенное в районе городского автовокза- ла по адресу: ул. Фрунзе, 50. Выбор места расположения обу- словлен широкой инфраструктурной развязкой, проходящими пешеходными потоками, организованностью под продажу поме- щения с технической точки зрения и относительной удаленно- стью от крупных магазинов, супермаркетов и гипермаркетов строительных материалов. Стоимость арендной платы составляет
55 000 рублей в месяц. Таким образом, арендная плата в год –
660 000 рублей. Затраты на продвижение продукции ООО
«ПРИМЕР» составляют 381 800 рублей за год.
Трудовыми ресурсами предприятия будут директор, два продавца, консультант по слесарным вопросам, консультант по столярным, консультант по покраске и электрик (всего 7 чело- век). Ежегодные издержки на оплату труда составляют
2 956 200 рублей.
Отчисления на страховые взносы во внебюджетные фонды составят: в месяц – 56 850 рублей, в год – 68 2200 рублей. На за- купку всех материалов понадобится 237 741,5 руб./месяц, в год –
2 852 898 руб.
Первоначальные инвестиционные затраты на открытие и реа- лизацию бизнес-идеи составит 1 146 141 рубля. Источником фи- нансирования будут собственные средства, накопленные и вло- женные в ООО «ПРИМЕР». Выручка от реализации продукции без НДС за год составит 10 777 802 рублей, переменные расходы по приобретению товаров за год составят – 2 852 898 рублей, по- стоянные расходы за год – 4 160 974 рублей, валовая прибыль –
7 924 904,1 рублей, прибыль до налогообложения составит за год – 3 763 931 рублей. Таким образом, срок окупаемости проекта составляет 10 месяцев. Чистый дисконтированный доход (NPV) –
3 522 704 руб., индекс рентабельности (PI) – 2,07.
Характеристика предприятия и отрасли
На сегодняшний день рынок продаж товаров для дома строи- тельного назначения находится на стадии стабильного роста. В первую очередь на его состояние влияет стабильный рост индуст- рии строительства Приморского края. Так, по данным статистики
Приморской краевой администрации:
1) в 2020 г. введено 394 жилых дома общей площадью
87 685 м
2
, что составляет 131,6%, в том числе индивидуальное
147 жилищное строительство – 386 домов, общей площадью
56 183 м
2
(64,1% от общего ввода жилья) – рост в 3,1 раза относи- тельно 2013 г.;
2) из общей площади введенных в 2020 г. в Приморском крае жилых домов на долю Артемовского городского округа прихо- дится 13,1%;
3) по итогам 2020 г. по объему жилищного строительства на душу населения Артем находится на втором месте среди муни- ципальных образований Приморского края.
Особого внимания заслуживает реализация такого жилищного проекта, как «Учительский дом» – первого на территории России кооператива для работников бюджетной сферы. В декабре 2020 г. в первом жилом доме комплекса обрели новое жилье 108 семей.
В отчетном году введены в эксплуатацию следующие объек- ты жилищного строительства, кроме индивидуального (табл. 4.2).
За 2020 г. выдано 437 разрешений на строительство индиви- дуальных жилых домов, 94 разрешения на строительство объек- тов жилищно-гражданского и промышленного назначения,
679 градостроительных планов земельных участков для оформле- ния земельных участков, проектирования объектов капитального строительства, получения разрешения на строительство. Задача по увеличению объемов жилищного строительства и повышению доступности жилья остается приоритетной для устойчивого раз- вития территории Артемовского городского округа.
Таблица 4.2
Объем введенных в эксплуатацию объектов жилищного
строительства [38]
Наименование объекта
Адрес
Площадь
(кв.м)
Многоквартирный жилой дом г. Артем ул. Светлогорской, 2/1 1076,0
Многоквартирный жилой дом г. Артем ул. Светлогорской, 6/1 1591,9
Многоквартирный жилой дом г. Артем ул. Светлогорской, 8/1 1317,1
Многоквартирный жилой дом г. Артем ул. Гоголя, 5 6160,91
Многоквартирный жилой дом г. Артем ул. Фрунзе, 8 11 010,9
Итого
31 500,41
148
Сегментирование торговых предприятий, реализующих себя на рынке, можно разделить по специализации. Выделяют сле- дующие магазины: универсальные; специализированные на оте- чественные строительные товары в большей степени; специали- зированные на иностранные строительные товары в большей сте- пени (более 50% ассортимента).
На рисунке 4.1 представлена структура торговых предпри- ятий по специализации.
Рис. 4.1. Специализация торговых предприятий по коду
52.46 –
Розничная торговля скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и материалами для остекления г. Артема в 2020 г., ед.
Большинство торговых предприятий (68%) позиционируют себя как универсальные, то есть способны оказать всесто- роннюю поддержку всем покупателям по максимальной широ- те ассортимента предлагаемых товаров. На отечественных спе- циализируются только 25% центров, на иностранных, что свя- зано прежде всего с внешней конъюнктурой валютного рын- ка, – 7%.
На территории Артемовского городского округа много кон- курирующих торговых точек, рассмотрим несколько из них, наи- более опасные для нашего будущего предприятия. При открытии нового предприятия по направлению кода ОКВЭД: 52.46 – Роз- ничная торговля скобяными изделиями, лакокрасочными мате- риалами и материалами для остекления есть возможность захвата
149 доли рынка у конкурентов с помощью широты ассортимента то- варов и индивидуального подхода к покупателю с применением опыта и знаний высококвалифицированных специалистов в акту- альных спектрах ремонтно-строительных работ, качественного уровня обслуживания, системы скидок и продуктивной реклам- ной деятельности.
Торговый центр «РЕГИОН» – предприятие, расположенное в г. Артеме по ул. 1-й Рабочей, 16, занимает 7401 квадратных мет- ров, реализует широкий спектр товаров, требующихся как физи- ческим, так и юридическим лицам по строительно-монтажным работам, связанным с созданием, восстановлением и модерниза- цией дизайна, экстерьера своих актуальных площадей внутри ли- бо снаружи фасадов зданий. В этом торговом комплексе есть воз- можность приобрести все необходимые товары для ремонта, а именно: сантехнику, двери, окна, отделочные и строительные ма- териалы, инструменты, замки, освещение, гвозди, шурупы, само- резы и т.п. Кроме того, здесь продаются товары для дома и дачи.
В их ассортимент входят удобрения, теплицы, походная мебель, семена, палатки, принадлежности для пикника, шторы, посуда, кухонная фурнитура и т.п. Также ТЦ «Регион» специализируется на продаже метизов, резинотехнических изделий, паяльных мате- риалов и оборудования. На территории есть банкоматы, термина- лы, а также стоматологические центры. Перед комплексом распо- ложена бесплатная парковка.
Второй конкурент на рынке – торговое предприятие
«КАСКАД» – имеет сеть с нескольких магазинов, наиболее кон- курентоспособные из которых расположены по адресам: г. Ар- тем, ул. Фрунзе 19а и ул. Кирова, 65. Предприятия располагаются на площади 130 и 100 м
2
соответственно. Персонал предприятия недостаточно квалифицирован, но не хватает специалистов-кон- сультантов, что приводит к долгому ожиданию клиентов и неоп- равданной трате средств.
В целом в городе можно выделить следующих конкурентов по рынку бизнеса: «Специализированное строительное управле- ние», «Палитра», «Каскад», «Регион», «Рыжий кот», «Магазин строительных материалов», «Гулливер», «Мастер Строй», «Про- раб», «Континент».
В таблице 4.3 сформирована их оценка.
150
Таблица 4.3
Основные конкуренты ООО «Пример»
Название предпри- ятия и ме- стораспо- ложение
Тип продаж
Виды специализа- ции по продажам
Средний чек на покупку, руб.
Характеристи- ка ключевых преимуществ
«РЕГИОН» п. Угловое, ул. 1-я Ра- бочая, 16 самооб- служи- вание
Универсальный торговый центр: сантехника, двери, окна, отделочные и строительные мате- риалы, инструмен- ты, замки, освеще- ние, гвозди
1000
(10 пози- ций)
Удобное рас- положение, квалифициро- ванный персо- нал, высокая репутация
«КАСКАД» ул. Фрунзе,
19а и ул.
Кирова, 65 через прила- вок
Универсальный торговый центр: сантехника, двери, окна, отделочные и строительные мате- риалы, инструмен- ты, замки, освеще- ние, гвозди, садо- вый инструмент, электротовары, строительно-отде- лочные материалы
1150
(10 пози- ций)
Удобное рас- положение, квалифициро- ванный персо- нал, высокий уровень каче- ства
«Рыжий кот» ул. Дзер- жинского,
2 самооб- служи- вание
Универсальный торговый центр: садовый инстру- мент, электротова- ры, строительно- отделочные мате- риалы
1080
(10 пози- ций)
Неудобное расположение, квалифициро- ванный персо- нал, хороший уровень каче- ства
В таблице 4.4 рассмотрены следующие характеристики по конкурентам:
– уровень современных технологий в строительно-мон- тажном оборудовании;
– уровень технологии работы с клиентом;
– квалификация кадров;
– профессиональные характеристики персонала (убеждение);
– качество продаваемых товаров;
151
– эстетика на территории магазина;
– удобство расположения;
– время поиска товаров;
– широт ассортимента товаров и строительного обору- дования;
– имидж;
– возможность возврата неиспользованного товара.
Таблица 4.4
Сравнительная характеристика основных конкурентов
Конкурентообразующие характеристики
«Рыжий кот»
«КАСКАД»
«РЕГИОН»
Уровень современных техно- логий в строительно- монтажном оборудовании
Приспособ- ленный
Приспособ- ленный
Высокий
Уровень технологии работы с клиентом
Условный
Условный
Средний
Культура обслуживания кли- ентов
Условная
Условная
Средняя
Квалификация кадров
Высокая
Низкая
Средняя
Профессиональные характе- ристики персонала
Средние
Средние
Высокие
Качество продаваемых това- ров
Высокое
Низкое
Высокое
Эстетика на территории мага- зина
Средняя
Средняя
Средняя
Удобство расположения
Высокое
Высокое
Низкое
Время поиска товаров
–
–
Завышен- ное
Широта ассортимента товаров и строительного оборудова- ния
Узкий
Средний вы- бор услуг
Хороший выбор ус- луг
Имидж
Высокий
Условный
Средний
Возможность возврата неис- пользуемого товара
Высокая
Средняя
Низкая
152
Для предприятия ООО «ПРИМЕР» должна быть поставле- на цель повысить уровень обслуживания и занять высокий уро- вень в тех сегментах, где прежде всего действующие конкурен- ты еще слабы, так как на сегодняшний день клиенты стали об- ращать внимание не только на цену и качество услуги, но и на сервис и быстроту обслуживания.
Из проведенного анализа оценки технологии и организа- ции услуг можно сделать вывод о тех основных направлениях, которые позволят быстрее закрепиться в действующей нише конкурентоспособности создания и развития предприятия:
– оптимизация соотношения цен в сравнении с другими предприятиями, а также уровнем качества дополнительных ус- луг (доставки, упаковки, погрузки);
– сокращение времени от получения заказа до его выпол- нения;
– применение более совершенных методов организации об- служивания (самообслуживание, через Интернет);
– постоянное повышение квалификации персонала;
– разработка и применение доступа в Интернет-про- странство через систему собственного электронного ресурса в виде сайта компании;
– применение методов управления качеством удовлетворе- ния потребителей (опрос, анкетирование);
– улучшение внешнего оформления, повышение уровня чистоты и комфортности для потребителей.
Цена услуг у конкурентов и цена предприятия, диапазон цен: минимально допустимая цена – максимально возможная цена по методу определения «Цена конкурентов × %» пред- ставлены в прил. А1.
Исходя из данных о средних ценах на рынке данного вида услуг в табл. 4.5 определяем собственные цены не выше тех, которые сложились, что позволит нам устранить риск непри- ятия цен при входе на рынок и одновременно создаст привле- кательное предложение для потенциальных клиентов будущего
ООО «ПРИМЕР». Ценовая политика фирмы проанализирована в табл. 4.5.