Файл: В ведение актуальность темы исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Начисление амортизации на вновь введенные в эксплуатацию основные средства, начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода, а по выбывшим основным средствам прекращается с первого числа месяца следующим за месяцем выбытия. Начисление амортизации не производится во время проведения реконструкции и технического перевооружения при условии их полной остановки, а также в случае перевода основных средств на консервацию. Кроме того, амортизация не начисляется по следующим видам основных средств: земле, продуктивному скоту, библиотечным фондам музейным ценностям, памятникам архитектуры и искусства, автодорогам общего пользования.

Если амортизируемая стоимость актива полностью перенесена на расходы в течение всего срока эксплуатации, то актив не выписывают, а продолжают использовать, амортизация в этом случае не начисляемся. Наличие такого факта характеризует неправильное определение срока полезной службы.

С целью начисления налоговой амортизации (статья 120 НК) объекты основных средств группируются в следующие налоговые группы (таблица 3).
Таблица 3 - Группировка объектов основных средств для начисления амортизации


№ группы

Наименование группы

Предельная норма (%)

1.

Здания, сооружения, за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств

10

2.

Машины и оборудование, за исключением машин и оборудования нефтегазодобычи, а также компьютеров и оборудования для обработки информации

25

3.

Компьютеры и оборудование для обработки информации

40

4.

Фиксированные активы, не включенные в другие группы в том числе нефтяные, газовые скважины, передаточные устройства, машины и оборудования нефтегазодобычи

15


Амортизационные отчисления по каждой подгруппе, группе определяются путем применения норм амортизации, но не выше предельных самостоятельному балансу подгруппы, группы на конец налогового периода.

К различным видам основных средств допускается применение различных методов. Выбранные организацией методы начисления амортизации должны определяться учетной политикой и применяться последовательно от одного отчетного периода к другому.


Объекты основных средств необходимо периодически проверять обесценение в соответствии с МСФО IАS 36 «Обесценение активов:». Согласно МСФО IАS 36 организация пересматривает балансовую стоимость активов определяет возмещаемую стоимость актива и признает или возвращает убыток от обесценения[28, с.15].

Обесценение или утрата объектов недвижимости, зданий и оборудования соответствующие требования выплаты возмещения или его выплаты третьим сторонам и любые последующие приобретения или сооружения замещающие активов являются отдельными экономическими событиями и должны учитываться как таковые. Четыре экономических события должны учитываться раздельно следующим образом:

  1. Обесценение объектов недвижимости, здании и оборудования должно признаваться в соответствии с МСФО/IAS 36;

  2. Списание пли выбытие объектов недвижимости, зданий и оборудования должно признаваться в соответствии с МСФО/IAS 16;

  3. Компенсация от третьих сторон по объектам недвижимости, зданий и оборудования, которые обесценивались, были утрачены или оставлены, должны включаться в отчет о прибылях и убытках на момент признания;

4. Первоначальная стоимость активов, восстановленных, закупленных или сооруженных с целью замещения, или полученных в качестве возмещения должна определяться и представляться согласно МСФО/IAS 16.

Убыток от обесценения, признанный до окончания первого годового учетного периода, начинающего после объединения бизнеса, являющимся приобретением, учитывается согласно МСФО/IAS 3 «Объединение бизнеса».

Для учета износа основных средств применяют счета подраздела 2420 «Амортизация основных средств», к которому в рабочем плане счетов могут открываться следующие синтетические счета:

- 2421 «Амортизация зданий и сооружений»;

- 2422 «Амортизация машин, оборудования, передаточных устройств»;

- 2423 «Амортизация транспортных средств»;

- 2424 «Амортизация прочих основных средств»;

- 2425 «Амортизация незавершенного строительства» [29, с.35].

К каждому из указанных выше счетов могут быть открыты субсчета:

1. «Амортизация собственных основных средств»;

2. «Амортизация долгосрочно арендуемых основных средств»

Начисление износа незавершенного строительства производится, как только объект будет доступен для использования.

Амортизация основных средств начисляется по всем видам за исключением земли, музейных ценностей, памятников архитектуры и искусства

, автомобильных дорог, тротуаров, бульваров, скверов общего пользования, незавершенного капитального строительства, объектов относящихся к фильмофонду, государственные эталоны единиц величины Республики Казахстан, основных средств, величина которых полностью отнесена на вычеты в соответствии с Налоговым Кодексом, фиксированных активов введенных в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта. Сумма взноса по полностью амортизированным основным средствам не начисляется.

При начислении амортизации (обесценения) используются производственные счета подраздела 8410 «Накладные расходы», счет 8415 «Амортизация основных средств».

При начислении износа (обесценения):

Дебет 8410 «Накладные расходы» субсчет «Амортизация основных средств» Кредит 2420 «Амортизация основных средств», 2430 «Убыток от обесценения основных средств».

Износ основных средств общехозяйственного назначения коммерческих структур учитывается на счете 7210 «Административные расходы».

При начислении износа:

Дебет 7210 «Административные расходы» Кредит 2420 «Амортизация основных средств»; Дебет 7420 «Расходы от обесценения основных средств» Кредит 2430 «Убыток от обесценения основных средств»

По основным средствам, предназначенным для хранения товаров в местах их реализации, износ отражается на счете 7110 «Расходы по реализации, оказанию услуг».

При начислении износа:

Дебет 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг» Кредит 2420 «Амортизация основных средств»; Дебет 7420 «Расходы от обесценения основных средств» Кредит 2430 «Убыток от обесценивания основных средств» [30, с.285].

Инвентаризация представляет собой определенную последовательность практических действий со стороны членов специально-созданной в организации комиссии по проверке и документальному подтверждению наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации и обеспечить достоверность данных учета и отчетности.

Инвентаризация имущества и обязательств направлена на обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе ее проведения проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ могут создаваться рабочие (временные) инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризации имущества и обязательств допускается возлагать на указанную ревизионную комиссию. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.


Документ о составе комиссии оформляется в виде постановления или распоряжения и регистрируется в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). При необходимости состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации или аудиторских организаций.

Основными целями инвентаризации являются:

- проверка полноты и правильности отражения инвентаризируемых объектов в учете;

- проверка фактического наличия активов и контроль их сохранности;

- проверка состояния товарно-материальных ценностей их фактического соответствия стандартам по качеству и условий хранения таких ценностей;

- приведение учетной оценки объектов инвентаризации в соответствии с внешними и внутренними нормативными документами и соответствующими рыночными показателями;

- выявление причин несвоевременного или неверного отражения хозяйственных операций в учете, а также причин осуществления операций, противоречащих положениям государственных нормативных документов и внутренних инструкций и положений организации, если такие операции имеют место[31, с.37].

Количество инвентаризации в отчетном году, даты их проведения перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

1. При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, приватизации, а также преобразовании государственной или муниципальной унитарной организации;

2. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

3. При смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел).

4. При установлении фактов хищений или злоупотреблений, а так же порчи ценностей;

5. В случае пожара, стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуаций[32, с.28].

Инвентаризации делятся по объему проверки – на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внеплановые.

Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения наличного имущества, финансовых обязательств предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год обычно перед составлением годового отчета.


Выборочная - это инвентаризация, при которой проверяются только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица или же охватывает какой-либо одни вид средств предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе.

Выборочные инвентаризации и контрольные проверки должны систематически проводиться на предприятии в межинвентаризационный период в местах хранения и переработки товарно-материальных ценностей. Они осуществляются по распоряжению руководителя инвентаризационной комиссией, состоящей из лиц хорошо знающих товарно-материальные ценности, учет и отчетность.

Основной задачей выборочных инвентаризаций и проверок является контроль за сохранностью имущества, выполнением правил его хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета. Такие проверки дисциплинируют работников предприятия, помогают вскрывать факты нарушений и содействуют сохранности имущества предприятия.

В зависимости от основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Внеплановые проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально-ответственным лицам. Иногда могут проводиться по требованиям ревизора, органов народного контроля, финансовых и следственных органов.

Плановые инвентаризации проводятся:

- основных средств - не менее одного раза в два-три тола, а библиотечных фондов - не реже одного раза в пять лет;

- капитальных вложений - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года;

- незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки - перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года и. кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими организациями;

- незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов - не менее одного раза в год;

- готовой продукции на складах - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;

- малоценных и быстроизнашивающихся предметов - не менее одного раза в год;

- нефти и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц;

- сырья и прочих материальных ценностей - не менее одного раза в год перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года;