ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зачисление объектов в состав основных средств на предприятии ТОО «ЛУЧ 2050» оформляется приказом «О передаче основного средства», Актом приема-передачи, который подписывается передающейся и получающей стороной и Актом приемки-передачи основных средств ф.№ ОС-1. Акт составляется на каждый объект, к нему прилагается техническая документация на данный объект, которая после открытия инвентарной карточки передается в соответствующий отдел, цех организации по месту эксплуатации. Комиссия, назначенная, приказом руководителем организации, принимает объект и составляет Акт с указанием времени вступления в эксплуатацию, времени изготовления, первоначальной стоимости и нормативного и полезного срока службы основных средств.
При приобретении других основных средств нельзя делать бухгалтерские записи через счета денежных средств, так как выделяется НДС к зачету поэтому на договорную стоимость согласно налоговым счетам-фактурам без НДС делаются записи Дт 2414-2419 Кт 3310.
На сумму НДС по предъявленному счету Дт 1420 Кт 3310.
Зачет НДС (уменьшение платежей и бюджет по НДС) независимо от факта оплаты. Момент оприходования является моментом отнесения НДС в уменьшение задолженности перед бюджетом Дт 3130 Кт 1420. Оплаченные счета поставщиком Дт 3310 Кт 1010.
Если была произведена предоплата:
- на сумму произведенной предоплаты Дт 1610 Кт 1010;
- на договорную стоимость основных средств Дт 2414 – 2419 Кт 3310;
- на сумму НДС Дт 1420 Кт 3310;
- зачет НДС Дт 3130 Кт 1420;
- зачет выданных авансов (предоплаты) Дт 3310 Кт 1610.
На основании Акта приемки-передачи основных средств в бухгалтерии открывается Инвентарная карточка учета, основных средств ф. № ОС-6 , о чем делается пометка в акте по ф. № ОС-1. Инвентарные карточки открываются на каждый объект пли группу объектов на основе привычных документов, технических паспортов и прочей документации. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в специальных описях, записи в которых производятся по классификационным группам основных средств. В инвентарных карточках ведется аналитический учет недвижимости и оборудования. Каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер. Нумерация обычно строится по порядково - серийной системе.
Инвентарный номер приводится в Акте приемки-передачи основных средств ф. № ОС-1 и сохраняется за объектом на весь период нахождения его в эксплуатации, а при выбытии не присваивается вновь поступившим объектам длительное время (до пяти лет). Инвентарный номер обозначается путем прикрепления металлического жетона, нанесения краски, насечки и т.п. Основанием для
отметок о выбытии основных средств, при передаче другим организациям, также при перемещении внутри организации является ф. ОС-1.
Свод оборотов и остатков по каждой классификационной группе недвижимость и сооружения за каждый месяц и в целом за год при ручной обработке информации производится в Карточке учета движения основных средств ф. ОС-7, на основании которой заполняются отчетные формы по движению основных средств. В карточках указывают остаток основных средств на начало года (квартала); поступление, выбытие (в т.ч. ликвидировано, безвозмездно передано); остаток на конец месяца, квартала, года.
По выбывшим основным средствам кар точки помещают в раздел картотеки «Архив». Записи о законченных работах по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации объекта вносятся в карточки на основании Акта о приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ф. № ОС-3. Акт, подписанный работником ТОО «ЛУЧ 2050», уполномоченным на приемку основных средств, и представителем субъекта, произведшего ремонт, сдают в бухгалтерию. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается главным бухгалтером и утверждается директором.
Ремонт основных средств оформляется следующими проводками:
Акцептованы счета подрядчиков за выполненные и принятые без НДС по актам работы по ремонту основных средств, обслуживающих:
-
капитальное строительство Дт 2930 Кт 3310;
-
основное производство Дт 8110 Кт 3310; -
вспомогательное производство Дт 8410 Кт 3310; -
относящиеся к общим и административным расходам Дт 7210 Кт 3310;
- на сумму НДС Дт 1420 Кт 3310.
Сумма НДС отнесена в уменьшение платежей в бюджет (зачет НДС) Дт 3130 Кт 1420. Оплачены счета подрядчикам за выполненные ими работы Дт 3310 Кт 1010. По итогам года расходы списываются на уменьшение итоговой прибыли Дт 5610 Кт 7110, 7210.
Основные средства отражаются в момент оприходования по первоначальной стоимости, включающей все фактически произведенные необходимые затраты по возведению или приобретению основных средств, в том числе уплаченные при покупке не возмещенные налоги и сборы (НДС, уплаченный при приобретении легковых автомобилей, государственная пошлина, уплачиваемая при составлении договора на куплю и т.д.), затраты по доставке, монтажу, пуску в эксплуатацию, проценты за кредит, предоставленный за период строительства
, любые другие расходы непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для его использования по назначению[41, с.64].
В первоначальную стоимость приобретенного оборудования включается цена приобретения, затраты на перевозку, в том числе страхование во время перевозки, монтаж, проведение испытаний с целью проверки годности оборудования к эксплуатации и т.д.
Расходы, не являющиеся необходимыми (расходы по ликвидации повреждения, полученного во время транспортировки, произведенный ремонт в результате повреждения оборудования во время монтажа и др.), в первоначальную стоимость не включаются, а учитываются как расходы текущего периода.
Недвижимость, оборудование могут находиться на складе как резерв, могут быть законсервированы в установленном порядке. Порядок консервации недвижимости, оборудования, числящихся на балансе устанавливается и утверждается руководителем организации в соответствии с действующим законодательством.
Поступившие недвижимость, оборудование учитываются в местах их нахождения (эксплуатации) в отчете материально-ответственных лиц. Для этого в бухгалтерии составляется Инвентарный список основных средств по местам их нахождения, эксплуатации). Данные, указанные в списке тождественны записям в инвентарных карточках по ф. №ОС-5.
Для определения непригодности, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также оформления необходимой документации на списание, по приказу руководителя организации создается постоянно действующая комиссия.
Комиссия производит осмотр объекта, устанавливает конкретные причины списания, выявляет виновных лиц в преждевременном выбытии из эксплуатации, определяет возможность использования, оцениваем годные материальные ценности и составляется Акт технического осмотра, после заседания комиссии составляется «Протокол заседания комиссии по списанию основных средств, находящихся па балансе ТОО «ЛУЧ 2050».
Создается приказ руководителя организации «О списании дорожно-эксплуатационной техники, автотранспорта и оборудования». Списание оформляют «Актом на списание основных средств» ф. № ОС-41, в двух экземплярах.
К ликвидации объекта приступают только после утверждения Акта руководителя организации на уничтожение списанных основных средств.
Выбытие (списание) основных средств оформляют проводками:
1. Реализация основных средств:
- на балансовую стоимость Дт 7410 Кт 2414-2419;
- на сумму ранее начисленного износа Дт 2421 Кт 2414-2419;
- на сумму счета, предъявленного покупателям Дт 1210 Кт 6210;
-
на сумму НДС по налоговой счет-фактуре Дт 1210 Кт 3110; -
уплата НДС в бюджет Дт 3130 Кт 1030; -
погашение задолженности покупателем по поставленному счету Дт 1010, 1030 Кт 1210.
В конце года:
- расходы на уменьшение итоговой прибыли Дт 5610 Кт 7410;
- доходы на увеличение итоговой прибыли Дт 6210 Кт 5610.
2. Выбытие основных средств в результате ликвидации объектов по физическому и моральному износу):
- на балансовую стоимость ликвидируемых объектов Дт 7410 Кт 2419;
- на сумму ранее начисленного износа Дт 2421 Кт 2414-2419;
- начисление зарплаты на демонтаж основных средств Дт 7410 Кт 3350;
- произведены отчисление на социальное страхование и пенсионное обеспечение Дт 7410 Кт 3210;
- оприходован металлолом, запчасти, полученные от ликвидации объекта основных средств Дт 1315,1316 Кт 6210.
В конце года списываются доходы и расходы за счет итогового дохода
- все расходы Дт 5610 Кт 7410;
- доходы Дт 6210 Кт 5610.
Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного Приказа руководителя «О проведении инвентаризации основных средств».
До начала инвентаризации проводится проверка:
- инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- технических паспортов или другой технической документации;
- документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
Далее составляется Сводная ведомость по инвентаризации основных средств.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи ф.№ ИНВ-1 полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учёта отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин
, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.
Стоимость выявленных неучтенных основных средств на сумму износа отражается Дт 2414-2419 Кт 2421;
-
на балансовую стоимость Дт 2414-2419 Кт 6280; -
по итогам года Дт 6280 Дт 5610.
При обнаружении недостачи объектов основных средств:
На сумму ране начисленного износа Дт 2421 Кт 2414-2419.
Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того
месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете и оформляются в Протоколе заседания инвентаризационной комиссии.
Для начисления амортизации применяется прямолинейный (равномерный) метод списания стоимости. Стоимость объекта списывается в равных суммах.
При этом методе функциональная полезность объекта зависит от времени его использования и не меняется на протяжении срока полезной службы. Амортизация производится посредством равномерного распределения амортизируемой стоимости объекта в течение срока его полезной службы.
При этом методе готовая норма и годовая сумма амортизации остаются постоянными весь срок полезной службы объекта, накопленная амортизация увеличивается, а балансовая стоимость объекта уменьшается равномерно.
Рассмотрим начисление амортизации на примере емкости для приготовления бетона, приобретенная ТОО «ЛУЧ 2050» 01.05.10т., первоначальной стоимостью 699400 тнг.
Сумма годовой амортизации =(первоначальная стоимость - ликвидационная стоимость)/ срок эксплуатации
Ежемесячная сумма амортизации = Сумма годовой амортизации/12
Т.о. сумма годовой амортизации емкости для приготовления асфальтобетона =(699400 - 0 (т.к. ликвидационная стоимость незначительна, ее приравняли к 0))/ 8 лет = 87483 тенге.
■
Ежемесячная сумма амортизации = 87483 / 12= 7290 тенге.
Но т.к. емкость для изготовления асфальтобетона поступила в эксплуатацию только в мае, сумма годовой амортизации емкости для изготовления асфальтобетона за 2019 год будет равна = 7290х7 месяцев = 51030 тенге.
2.3 Анализ эффективности использования основных средств на предприятии ТОО «ЛУЧ 2050»
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции и оказания услуг является обеспечение их основными средствами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование. Анализ обычно начинается с изучения наличия основных средств, их динамики и структуры (таблица 5).