Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 1092
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Выберите правильный ответ из предложенных.
Методика 1. «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН)
Методика 1. «Опросник Айзенка»
Методика 2. «Опросник структуры темперамента (ОСТ)» В.М. Русалов
Методика 1. «Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко»
Большое значение для привыкания ребенка к новой обстановке имеют личностные особенности самого новичка, его «открытость классу», умение установить контакт с новыми людьми. Дети любят тех, кто занят делом, с кем интересно общаться, кто интересуется другими, а не только собственной персоной. Если ученик интересуется учебой, творческой деятельностью, физической культурой - с ним будет интересно общаться; а значит, он быстрее найдет друзей.
Есть сложности в характере, которые мешают человеку легко приспособиться к коллективу.
Терпение и терпимость — это главное. Способность не раздражаться, не отвечать обидчикам оскорблением на оскорбление, умение разумно пойти на компромисс — вот то, что должен помнить ребенок во время конфликта со своими сверстниками.
Нельзя всегда и во всем соответствовать ожиданиям окружающих, нужно, считаясь с чужим мнением, все же оставаться самим собой - не потерять индивидуальность.
Школьные проблемы разрешимы — они своего рода подготовка ко взрослой жизни. Ведь после школы придется не один раз быть новичком - в вузе, в армии, на работе. Так что любое отчуждение - явление временное, важно не впадать в депрессию и сохранять веру в себя.
Нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться за помощью к другим людям - родителям, учителям, близким друзьям. Если же проблема не разрешается так скоро, как хочется, не следует пренебрегать помощью школьного (или любого другого) психолога. У специалистов имеется много различных тестов, позволяющих определить, какие сложности в характере человека мешают ему легко приспособиться к коллективу, и методик, которые дают возможность скорректировать общение и прекратить конфликты
Задача 2
Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях.
А. Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих. - демонстративный
Б. Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей. - B дистимный
В. Сотрудник лаборатории всегда выполняет работу по заданному образцу, считая что «новшества» только повредят отработанной технологии. - педантичный
Г. Студент активный, увереннный в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении. - гипертимный
Д. Ученик хорошо разбирается в предмете, всегда готовится к урокам, но стесняется отвечать перед классом. гипертимный
Е. Сотрудник научного отдела все рабочее время поглощен работой, практически не общается с коллегами, т.к. не испытывает потребности в общении. -
интровертированный
Ж. Девочка всю четверть активно работала, но в следующей четверти перестала проявлять интерес к учебе, замкнулась в себе. интровертированный
З. Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой. гипертимный
И. Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила. -тревожный
К. Учительница в начале дня была веселой, но когда ученики нарушили дисциплину на уроке, она сильно рассердилась и успокоилась лишь на следующем уроке.
Л. Женщина пришла с работы уставшая, поссорилась с мужем из-за немытой посуды, но потом стала извиняться за свое поведение. гипертимный
Семинарское занятие №11
«СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ»
План:
-
Общая характеристика способностей.
Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой). В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё "не хочу" за "не могу". Под этим "не хочу" может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности. И за этим "не могу" (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.
Слово "способность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и неэффективная деятельность.
Объясняют феномен способности обычно на основании одного из трёх представлений:
1) способности сводятся к всевозможным психическим процессам и состояниям, вытекают из их характерных особенностей у данного человека,
2) способности сводятся к высокому уровню развития общих и специальных знаний, умений и навыков (ЗУНов), обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности,
3) способности это не ЗУНы, а то, что обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
По последнему пункту надо сделать небольшое пояснение. Действительно, часто можно наблюдать, как два специалиста с одинаковым уровнем подготовки, при прочих равных (похожих) обстоятельствах добиваются разных успехов. Конечно, большое значение в жизни имеет случай. Однако для того, чтобы реализовывать свои ЗУНы на практике, тоже существуют условия: человек должен обладать активной жизненной позицией, быть волевым, целеустремлённым, рациональным и т.д.
Б. М. Теплов выделил три основных признака понятия "способность":
- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (если какое-то качество не уникально, как у всех, это не способность),
- индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей,
- способности могут существовать без ЗУНов.
-
Природа человеческих способностей.
Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.
1. Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.
Какие факты приводятся в доказательство этой позиции?
Прежде всего — это примеры династий выдающихся людей (Бахов, Дарвинов, Шиллеров, Толстых), повторений способностей у детей талантливых музыкантов, ученых, художников.
Специальные исследования музыкальности детей, у которых оба родителя были музыкальны или оба немузыкальны, также подтверждают эту позицию. Если оба родителя были музыкальны, то ярко выраженная музыкальность наблюдалась у 85% детей и только 7% из них были совсем немузыкальны. Если оба родителя были немузыкальны, то ярко выраженную музыкальность обнаруживали только 25% детей, а совсем немузыкальными оказывались 58%.
Подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей. Приведенные данные скорее отражают результаты совместного действия обоих факторов (генотипического и средового), чем говорят в пользу одного из них.
В подтверждение генотипического фактора указывают на факты проявления способностей в детском возрасте, когда еще не было систематического обучения и воспитания. Так, например, незаурядные способности к математике Гауса проявились в 4 года, музыкальная одаренность Моцарта — в 3 года, литературные способности Пушкина — в 9 лет.
Особый интерес в связи с определением влияния генетических факторов на развитие индивидуальности ребенка представляют исследования гомозиготных (с идентичной наследственностью) и гетерозиготных (разная наследственность) близнецов.
Гомозиготные близнецы, которые жили и воспитывались в разных семьях, вопреки ожиданиям иногда обнаруживают гораздо большее сходство психологических и поведенческих проявлений, чем дети, выросшие в одной семье. Однако несмотря на это, вряд ли оправдано утверждение о том, что их психологическая общность обусловлена только генетически.
Впечатляющие результаты в подтверждение наследования способностей были получены также в экспериментальных исследованиях на животных с применением методов искусственной селекции. Крыс обучали находить путь в лабиринте. Отбирались "умные" крысы, которые успешнее справлялись с задачей, и "глупые". Затем происходило скрещивание внутри каждой из групп. В шестом поколении потомки "умных" крыс значительно быстрее проходили по лабиринту, чем их "родители", а показатели "глупых" крыс были еще слабее. Результаты подобных исследований показывают возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению, но насколько успех в развитии способностей зависит от наследственных задатков, сказать трудно.
-
Виды способностей.
Выделяют три типа способностей:
-
художественный — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями; -
мыслительный — характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей; -
промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.
Современные научные данные показывают, что преобладание той или иной сигнальной системы зависит от работоспособности полушарий головного мозга: те люди, у которых более развито правое (образное) полушарие мозга, более эмоциональны, открыты, у них лучше развиты воображение, образное мышление; те люди, у которых более активно левое (словесно-логическое) полушарие мозга, отличаются рассудительностью, рациональностью, так как в этом полушарии находятся центры логического мышления, счета и письма; у многих людей работа правого и левого полушарий сбалансирована. К «правополушарным» композиторам-классикам относят: П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, к «левополушарным» композиторам относят: Д.Д. Шостаковича, Л. ван Бетховена, И.С. Баха. Иногда задатки проявляются в раннем детстве. Так, М.И. Глинка уже в 3-4 года
старался извлечь приятные ритмические звуки, ударяя палочкой о звучащие предметы. Моцарт в 5 лет сочинял серьезные произведения. Литературные задатки проявляются позже. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов стали писать стихи, когда им было около 9 лет.
Отечественные и зарубежные ученые предлагают выделять способности по направленности и специализации.
Способности по направленности в свою очередь подразделяются на две группы:
-
общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить; -
сложные — способности к труду, учебе, общению.
-
Уровни развития способностей.
Считается, что развитие какой-либо способности происходит в несколько стадий:
-
Задатки -
Способности -
Одаренность -
Талант -
Гениальность
Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Сама по себе одарённость не обеспечивает успеха в какой-либо деятельности, а лишь дает возможность достижения успеха. Иными словами, для достижения результатов в деятельности человек должен приобрести необходимые знания, умения и навыки. Одарённость, так же как и способности, может быть общей и специальной. Довольно часто общая одарённость проявляется в сочетании со специальной. К признакам, свидетельствующим об одаренности, относится раннее или более выраженное по сравнению с представителями той же социальной среды развитие способностей .
Практические задания
-
Заполнить таблицу «Виды способностей»
ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ
АВТОР
СТРУКТУРА
Природные (или естественные) способности
Б.М. Теплов
Выделяет три основных признака понятия «способность». Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у одного человека[62]
Природные (или естественные) способности
С.Л. Рубинштейн
«Сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности»[63]
Природные (или естественные) способности
А.В. Петровский
«Это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся»[64]
Природные (или естественные) способности
К.К. Платонов
«Качество личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней»[65]
Природные (или естественные) способности
Ю.Б. Гиппенрейтер
«...Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению»[66]
-
Подготовьте аннотацию: