Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красногорский филиал
Факультет Красногорский филиал
Направление подготовки 080100.62 «Экономика»
Кафедра маркетинга и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Конфуций - основоположник этико-политического учения
Автор работы: студент 1 курса
Басенков Сергей Борисович
Руководитель: к.э.н., доцент
Бойко Валерий Леонидович
Красногорск 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие идей Конфуция
.1 Биография Конфуция
.2 Основные принципы конфуцианства
Глава 2. Значение идей Конфуция
.1 Этико-политическое учение Конфуция
.2 Роль Конфуцианства
Заключение
Список литературы
Введение
В наши дни очень сложно найти человека, который никогда не слышал о конфуцианстве. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) - основатель данного учения, еще его можно встретить под именем Кун-цзы или Кун-фуцзы, так его имя звучит в Китайском произношении. Его так же называют учителем, первым педагогом Китая, т.к. его вклад носит очень большую значимость в развитие педагогической мысли. Конфуций стал идеалом нравственности, стал воплощать мудрость для миллионов людей. На знания и высказывания Кун-цзы опираются философы, политики, ученые всего мира. Слова, произнесенные когда-то Учителем, можно до сих пор встречать даже среди малообразованного китайского населения и это захватывает.
Прежде всего, Конфуций известен как автор этико-политического учения, главной частью которого был человек-член общества, член семьи. Он дал начало не просто учению, а его руками был рожден новый смысл жизни для многих людей по всему миру. По конфуцианским принципам сейчас живет Китай, Вьетнам, Сингапур. Стоить обратить внимание, что эти принципы проникли в национальную культуру настолько, что люди не замечают, как выражаются словами Великого Конфуция.
Конфуцианство как некая философия, как учение получило свое начало спустя три века после смерти своего родоначальника и существовало всецело более двух тысяч лет. В Китае учение известно под названием Жу-цзяо, «религии ученых». Одной и, наверное, главной чертой отличия, на мой взгляд, является то, что в нем не упоминается о том, кто заложил фундамент учения и о его идеях.
Последователи Конфуция записали его высказывания и представили его этико-политическое учение в книге «Лунь Юй» (6 в. до н.э.). В переводе название означает «Беседы и суждения». Данный труд состоит из кратких записок, бесед Учителя с его учениками и здесь же дается описание некоторых его поступков.
Свой жизненный путь он сумел описать очень кратко и лаконично: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 - сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет - я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала». В своем учение Конфуций приобретает вид как человек и как идеал традиции. Он желал видеть в людях следование к добровольному соблюдению норм поведения, которые для него были священны и неизменны. Он стал ориентиром в нравственности всего Китая. Многогранность его взглядов и писаний включает в себя совокупность этических, духовных и социальных норм. Эти правила относились к воспитанию человека, определяли поведение в малой и большой семье, на службе и в мире в целом.
На протяжении времен то, что преподносил нам Конфуций, меняло свои черты, но неизменным оставался смысл. И сейчас мы можем видеть, что Конфуцианство стало олицетворять собой политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми повсюду. Мой интерес вызывает само учение Конфуция.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение этико-политического учения Конфуция и выявление актуальных проблем данного учения.
Задачи, которые я ставил перед собой:
· Исследование Конфуцианства;
· Проанализировать и систематизировать полученные результаты;
·
Разобрать полученные результаты на актуальность в наше время.
Методы исследования:
· Анализ литературы
· Абстрагирование
· Обобщение и сравнение
Глава 1. Развитие идей Конфуция
.1 Биография Конфуция
Конфуцианство (по имени китайского мыслителя Кун-цзы - Конфуция; латинизировано как Confucius) - этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.
Конфуцианство основано Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н. э.).
Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти.
По мнению китайских летописцев, Конфуций происходил из богатого рода, его предки занимали важные административные и военные посты в древнем китайском государстве. Отцом будущего великого учителя был воин Шулян Хэ, у которого в первых двух браках так и не родилось наследника. В возрасте 63 лет он решается взять наложницу, чтобы она родила ему сына. Матерью мальчика стала 17-летняя Янь Чженцзай. Конфуций родился в 551 году до нашей эры в царстве Лу (нынешний Шаньдун).
Но вскоре отец Конфуция умер, мать бежала из его дома, опасаясь гнева законной жены Шулян Хэ. Всю свою жизнь она решила посвятить воспитанию ребенка, которому уже с детства пророчили великое будущее. О детстве будущего философа известно мало. Он не любил обычные детские игры, предпочитая играть в проведение древних церемоний или жертвоприношений. Это был послушный, тихий и очень рассудительный ребенок.
Когда Конфуцию исполнилось 8 лет, его отдали в общественное училище, в котором детей учили читать, считать, слушать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей. Конфуций настолько прилежно и ответственно учился, что в 17 лет его уже назначили помощником учителя. Закончив образование, он стал чиновником по желанию своей матери, получив не самую выдающуюся должность торгового пристава.
Его обязанностью был контроль за припасами на рынках.
Несмотря на невысокий пост, Конфуций очень добросовестно относился к работе: каждый день внимательно осматривал овощи, мясо и хлеб в лавках, преследовал нечестных торговцев, знакомился с бытом земледельцев. Такой подход к делу приносил блестящие результаты, и скоро Конфуций стал очень уважаемым человеком. Все свободное время Конфуций посвящал учению. В возрасте 19 лет он женился на девушке из знатной семьи Ки-коан-ши, вскоре у них родился сын, потом дочь. Конфуция к тому времени назначили инспектором пахотных полей. Сам князь Лу лично знал Конфуция и разрешил ему отменять старые порядки и вводить новые. И на этой должности он ревностно исполнял свои обязанности, так, что вскоре жизнь земледельцев улучшилась, поля стали приносить много урожая, породы домашних животных совершенствовались.
В 528 году до нашей эры умерла мать Конфуция, и по древним обычаям он оставил службу и три года провел в уединении, совершенствуя свое образование. Через несколько лет постоянного самообразования он достиг основ своего учения, которое проповедовал всю оставшуюся жизнь. Конфуций стал известным на весь древний Китай, к мудрецу приходили люди со всех сторон света, прося совета или ища помощи. Его слава распространилась настолько, что его назначили Министром правосудия, а это считалось в те времена очень ответственной должностью.
Конфуций очень много сделал для своего царства Лу, которое быстро развивалось и порождало зависть правителей других царств. Клевета, заговоры и наветы вынудили Конфуция покинуть родное царство и путешествовать по стране, набирая новых учеников и распространяя свое учение. Но нигде он не останавливался, как бы его не умоляли: «мой мозг распространяется на всех людей без различия», говорил учитель.
В возрасте 60 лет Конфуций вернулся в царство Лу и до конца своей жизни обучал учеников, систематизировал древние книги Ши-цзин и И-цзин.
Умер Конфуций в 479 году до нашей эры.
По материалам бесед с учителем и его высказываний ученики составили книгу «Лунъюй». Сам Конфуций при жизни написал произведение «Чуньцю», авторство остальных книг, приписываемых ему, точно не установлено. Основы конфуцианской мудрости излагаются в 2-х группах канонических текстов: «Пятиканоние» и «Четверокнижее». При изучении социальных и религиозных аспектов конфуцианства обычно обращаются к третьей книге «Четверокнижия» - «Лунь-юй» (книга бесед и суждений).
Феномен значительного воздействия конфуцианства на социальные нормы Китая и длительного их воспроизводства в общественной культуре связан с таким обстоятельством: данное мировоззрение основывается на многовековых верованиях китайцев и отвечает их представлениям о гармонии человека с окружающим миром.
Сам же Конфуций подчеркивал, что выступает в качестве систематизатора духовного опыта предшественников и древних традиций. Он говорил: «Я не создаю нового, а обращаюсь к традициям прошлого, так как тот, кто не знает прошлого, обречен на неудачу». Таким образом, характерной чертой всего учения является культ прошлого. Конфуций принимает традиционный культ Неба (Тянь), следует ритуалу почитания духов предков, выражает уважение мифическому человеку Паньгу, божеству Шан Дин. Также Конфуцием обоснованы нормы социально-этического характера, которые выражены в ключевых концепциях конфуцианства. Они обозначаются как: «хэ» - социальная гармония, «жэнь» - человечность и «ли» - ритуал.