Файл: Конфуций основоположник этикополитического учения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отличие от мифических богов Конфуций был реальным человеком. И если другие религии обещали верующему блага в потусторонней жизни, то конфуцианство заботилось, прежде всего, об устройстве жизни на этом свете. Низы общества верили в провозглашаемые человеколюбие, добродетель, справедливость, проповедуемые Конфуцием, поддерживали конфуцианский словесный протест против жестокости, алчности, лицемерия.

Эксплуататоры видели в конфуцианстве залог соблюдения раз навсегда данных устоев, сохранения установившихся в классовом обществе порядков, оправдания повиновения нижестоящих вышестоящим. Жестокое угнетение китайских трудящихся прикрывалось конфуцианской проповедью строжайшей морали и любви к народу.

Учение Конфуция развивали и переосмысливали его последователи. Одним из видных последователей Конфуция был Мэн-цзы (372-289). Он родился в области Цзоу, на территории современной провинции Шаньдун.

Здесь же, в княжестве Лу, около двух столетий назад жил его великий предшественник Конфуций. Мэн-цзы много путешествовал по стране, ведя многочисленные беседы, в которых излагал сущность своего учения.

Его попытки убедить местных правителей следовать его учению были не слишком успешны. Вернувшись в княжество Лу, он посвятил последние годы жизни разработке своего учения, которое было зафиксировано в книге, носящей его имя: «Мэн-пзы». В своей книге Мэн-цзы развил многие положения учения Конфуция и попытался решить ряд новых проблем.

Мэн-Цзю отстаивал незыблемость конфуцианского деления людей на «благородных мужей» и «ничтожных людей». В его трактате говорится: «Одни заняты умственным трудом, другие - физическим. Занятые умственным трудом управляют людьми, а работающие физически управляются людьми. Управляемые кормят людей, а управляющих кормят люди».

Мэн-цзы развил конфуцианское учение о Сыне Неба: Небо дает «мандат» на управление страной тому, кто отличается человеколюбием в отношении родителей и народа, кто любит народ, т. е. Небо по своей воле передает Поднебесную в управление достойному. Получивший же власть не может сам передать Поднебесную другому человеку без воли Неба.

Таким образом, предполагалось смягчить социально-классовые противоречия в обществе и ограничить абсолютную власть правителя.


Мэн-цзы одобрял монархический строй, он часто повторял слова Конфуция: «Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей». Однако, как и Конфуций, он был сторонником ограничения власти правителя с помощью конфуцианских сановников и воли Неба: верховная, целенаправленная сила - Небо - не говорит, а ниспосылает свою волю и свои веления через Сына Неба. Последний, если плохо правит, может вызвать гнев Неба. А чтобы этого не случилось, ученые-конфуцианцы должны оказывать влияние на правителя, предугадывая знамения Неба.

Так обосновывалась правомерность устранения с трона правителя, нарушившего конфуцианские этико-политические нормы.

Этико-политическое учение Конфуция нашло дальнейшее развитие в трудах выдающегося мыслителя Сюнь-цзы. Его книга «Сюнь-цзы» представляет собой по существу синтез философской и общественно-политической мысли древнего Китая. Сюнь-цзы, так же как и Конфуций, считал Небо единственным источником происхождения всех вещей, в том числе и человека. Однако если Конфуций наделял Небо способностью фатально определять судьбу людей, то Сюнь-цзы отвергает волю Неба, его божественную силу, отрицает способность Неба определять положение дел в государстве.

Сюнь-цзы пытался с наивно-материалистических позиций объяснить причину обожествления Неба людьми неспособностью человека понять источник происходящих в природе скрытых процессов. «Человек,- пояснял он,- знает лишь то, чего достигают вещи в своем развитии, и не представляет себе самих этих невидимых изменений - поэтому он называет их „небесными"».

Такое материалистическое объяснение причины обожествления Неба, по существу, подрывало учение Конфуция и Мэн-цзы о воле Неба как божественной силе, определяющей судьбу людей.

В соответствии с новыми социально-экономическими и политическими явлениями жизни китайского общества, философски переосмыслив этико-политическое учение Конфуция, Сюнь-цзы оказал большое влияние на последующее развитие китайской философии.

Древнее конфуцианство, выработанное Конфуцием и его последователями в V-III вв. до н. э., возникло и развивалось в период острой классовой и идейной борьбы в китайском обществе.

Если древние конфуцианцы в основу управления государством и народом стремились положить морально-этические принципы, исходя при этом из определяющей роли воли Неба, то легисты во главу угла ставили законы и строгие наказания. Их идеалом была сильная государственная власть, деспотия.



Укрепление новой могущественной знати и объективно существовавшая тенденция к централизации страны способствовали утверждению принципов легизма в первой китайской империи Цинь (III в. до н. э.). Однако конфуцианские постулаты послушания, покорности, соблюдения иерархии и др. нужны были и правителям единой империи, поэтому во II в. до н. э. при династии Хань создается официальная конфуцианская доктрина, синтезировавшая часть взглядов легистов и других древних школ, принявшая на свое вооружение идеал сильного государства с развитой системой законов и практику суровых наказаний, т. е. все атрибуты деспотического государства. Так во II - I вв. до н. э. появилось ортодоксальное, ханьское конфуцианство.

Некоторые западные специалисты по Китаю пытаются идеализировать конфуцианство, рассматривают его как некое надклассовое явление, как порождение «китайского духа». Такой внеклассовый подход к оценке Конфуция далек от истины. При известном внешнем «демократизме» конфуцианства, как морально-этического учения, оно стояло на страже сословной иерархии и строгой регламентации общественных взаимоотношений.

На раннем этапе конфуцианство имело известное прогрессивное значение. Однако со временем, впитав в себя многие положения других идеологических школ, в частности легизма, оно стало классической феодальной идеологией, в основе которой лежала идея строгой дифференциации общества. Строгая регламентация жизни и положения людей в обществе нужны были китайским феодалам, и именно поэтому конфуцианство как государственная идеология могло существовать в течение более двух тысячелетий. В период Сун (X-XIII вв.) некоторые положения конфуцианства были обновлены философом-идеалистом Чжу Си (ИЗО-1200). В основном это обновление шло по линии усиления тех элементов, которые были выгодны господствующим классам.

В период династии Цин конфуцианство в интерпретации Чяу Си было возведено в ранг официальной и единственной идеологии. Один из важнейших тезисов Чягу Си - «человеческая природа зависит от небесной воли», иначе говоря - феодальная мораль зависит от того, к какому общественному слою принадлежит человек.

Конфуцианское учение имеет прогрессивную, демократическую сторону - и это, прежде всего учение о человеколюбии, но оно включает и консервативные, реакционные догмы - идеализацию старины, обожествление Сына Неба - императора, восхваление всего китайского и очернение всего некитайского. Господствующий класс китайских феодалов взял на вооружение консервативную, реакционную сторону конфуцианства, приспособив это учение к своим интересам. Превратившись в идеологию класса феодалов, конфуцианство на протяжении многих веков служило моральным обоснованием дикой деспотии.


Маньчжуры, завоевав Китай, не отвергли конфуцианского учения. Напротив, они приспособили его для укрепления своего господства. И хотя политика маньчжурских завоевателей расходилась со многими конфуцианскими наставлениями, это нисколько их не смущало. Им важно было иное - в своих целях использовать авторитет имени Конфуция, огромное влияние его учения. Маньчжурские императоры унаследовали ритуал чествования Конфуция и неукоснительно его соблюдали, придав ему даже более пышные, чем прежде, формы.

Таким образом, учению Конфуция была уготована сложная судьба и неоднозначная роль: оно - то превращалось в основополагающий принцип правления, то подвергалось страшным гонениям.

Например, во времена правления первого императора Шихуанди (династия Цинь 3 в. до. н.э.) создается централизованное государства на территории Китая, было сожжено множество конфуцианских книг, убиты сотни последователей Конфуция. Тогда к власти пришли последователи легизма - учения об управлении общества и государством. Они являлись ярыми противниками конфуцианств и отвергали лозунг Конфуция: «Правление через добродетель, через соблюдение норм поведения и образование народа» Легисты (законники) устанавливали новые строгие законы и довольно жестокими методами заставляли их соблюдать.

Однако конфуцианство быстро сумело оправиться и настолько глубоко проникло в политическую культуру и социальную систему Китая, что осталась официальной идеологией страны вплоть до 1913г. В политике оно нашло компромисс с легизмом, в народной духовной практике - с даосизмом. Став идеологией верхов, конфуцианство не могло быть простым течением мысли, допускающим разные интерпретации.

Для обеспечения стабильности государства и надежности функционирования чиновнического аппарата это учение должно было быть приспособлено для управления государством и обществом и стать руководством для каждого члена общества. Уже в эпоху Хань слова «конфуцианец» и «китаец» становятся синонимами. В этот же период начинается работа по восстановлению сожженной Цинь Ши-хуанди конфуцианской литературы.

В 555 г. издан императорский указ о возведении в каждом городе храма в честь Конфуция и регулярных жертвоприношениях в этих храмах. В конце 19 в. в Китае было 1560 храмов, посвященных Конфуцию, где одновременно размещались и экзаменационные залы для чиновников.

В конце 90-х гг. XX в. с течением «новых левых» в Китай пришёл неомарксизм. Эта идеология связана с процессами глобализации. Основные опасения связаны с тем, что глобальный капитализм не принесет пользы Китаю и что западная модель модернизации не подходит для пути развития Китая, а также быстрое накопление капитала ведёт к большей социальной дифференциации.


Главная особенность китайской экономической мысли заключается в том, что она пронизана идеями конфуцианства как философии хозяйства (рис.2).



Рисунок 2. - Общая взаимосвязь конфуцианства как философии хозяйства и современной китайской экономической мысли и науки, экономической политики и хозяйственной практики.
Ф.И. Гиренок, специалист в области философской антропологии, утверждает, что каждый китаец - конфуцианец. На XVII съезде КПК была подчеркнута важность осуществления концепции научного развития, построения гармонического социалистического среднезажиточного общества, поставлена цель окончательного построения общества «Сяокан» к 2020 г., ускорение социального строительства, основу которого составляет улучшение жизни народа. За 28 лет реформ и открытости сделан огромный прорыв в социально-экономическом развитии - комплексный показатель социальной гармонии ежегодно повышался на 5,5%.

На современном этапе проведения социально-экономические преобразования ориентированы на гармонию и стабильность и стимулируют успешное преодоление экономических проблем и спадов. Важным условием экономических успехов страны является принцип конфуцианства, что «китайцы не боятся бедности; они сосредоточены на справедливом распределении прибыли».

Успех конфуцианских идей в практике государственного управления определялся тем, что Конфуцию удалось выразить традиционные особенности менталитета. Конфуцианство как философия хозяйства все больше рассматривается как фактор, способствующий развитию экономики, т.к. заложенные в этом учении принципы китайской нации способствовали стабильному гармоничному развитию и личности, и государства.

Принципом поведения человека в Китае становится общее благо, процветание народа и государства, а не личные корыстные интересы.

Единство этического и политического обеспечивается путем воспитания индивидуальных нравственных принципов, находящихся в единстве с принятыми в обществе правилами поведения.

Правил, принимаемых для установления порядка в государстве, недостаточно. Наряду с законами требуется еще и глубокое внутреннее преобразование человека, чему помогает по своей сути конфуцианство. В концепции строительства гармонического общества можно отследить конфуцианские начала. Для правителя важным является «великодушие» и умение ценить народ, которое предполагает предоставление определенной степени самостоятельности простым людям для удовлетворения их собственных интересов. Требование строгого выполнения общественных законов сочетается с одновременным признанием возможности личной жизни. Тем самым общественное и личное не противоречат друг другу, а приводятся в гармоничное единство.