Файл: I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
А. Меграбяна и Н. Эпштейна: этот опросник был разработан Альбертом Меграбяном и модифицирован Н. Эпштейном.
Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии
Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа - как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки.
Литература
1. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конф., 30-31 января 2004 г., г. Брест. Брест, 2004. С. 12-13.
. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194-196.
. Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 19-20 декабря 2003 г., г. Минск. Минск, 2004. С. 147-149.
. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26-27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22-26.
. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конф. Минск, 2003. С. 166-168.
. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 - 86.
. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. 2007. №5. С. 57 - 65.
. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 9. Баранова Т.С. Эмоциональное «Я-Мы» (опыт психосемантического исследования социальной идентичности) // Социология: 4М. 2001. N 14. С. 70-101.
. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91-96.
. Библия. Книги Ветхого Завета. М.: Рос. библейское об-во, 1994. С. 648-682.
. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998.
. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157-159.
. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М. : Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 242-244.
. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике // Л.С. Выготский и современность / Под ред. Минск, 1996. Т. 1. С. 25-29.
. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972. - № 12. - С. 137-140.
. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 22. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264-278.
23. Мещерякова И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Мещерякова // Территория науки. - Воронеж, 2008, № 9(10). - С. 110-115. (0,37 п.л.) Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. Носенко Е.Л., Коврига Н.В. «Емоційна розумність» як детермінанта успішної життєдіяльності людини і шляхи її операціоналізації // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 2000. Вип. 6. С. 3-7.
24. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003.
. Панкова Т.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности руководителя [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 2(10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.07.2011).
. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. СПб.: Речь, 2003. С. 115-121.Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.20гг).
. Психология эмоций. Тексты, Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248-250.
. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С. 133-179.
. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973 30.Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002.
. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. Ярославль: Психодиагностика, 1992.
. Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89-96.
. СлепковаВ.И., LietT. DeVries-Geervilet. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. С. 130-137.
. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] //
. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 109-125.
. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3-14.
. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психол. 1999. № 2. С. 61-74.
. Чеботарь А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 1999. Вип. 4. С. 129-134.
. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20-27.
. Salovey P., Mayer J.D.Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality, 1990. Vol. 9. P. 185-211.
41.http://myakushkin.ru/ru/partnery/opyt-razrabotki
-metodiki-diagnostiki-emoczionalnogo-intellekta.html
Приложение №1
эмоциональный интеллект психология адаптация
Методика «ЭмИн» Д.В. Люсина
Инструкция к тесту Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.
Текст опросника ЭмИн № Утверждение Субшкала Ключ 1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть МП + 2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения МУ - 3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица МП + 4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение ВУ + 5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника МУ - 6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю ВЭ - 7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди ВП + 8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться ВП - 9. Я умею улучшить настроение окружающих МУ + 10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую ВЭ - 11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов МП + 12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки ВУ - 13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей МП + 14. Когда я злюсь, я знаю, почему ВП + 15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации МУ + 16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком ВЭ - 17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии МУ + 18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим ВП - 19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть ВЭ + 20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние МП + 21. Я контролирую выражение чувств на своем лице ВЭ + 22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство ВП - 23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций ВЭ + 24. Если надо, я могу разозлить человека МУ + 25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние ВУ + 26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю ВП + 27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это МП + 28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился ВУ + 29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса МП + 30. Я не умею управлять эмоциями других людей МУ - 31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда ВП - 32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые МП + 33. Мне трудно справляться с плохим настроением ВУ - 34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает МП + 35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям ВП - 36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями МУ + 37. Я умею контролировать свои эмоции ВУ + 38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно МП - 39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую ВЭ - 40. Если близкий человек плачет, я теряюсь МУ - 41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины ВП - 42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей МП - 43. Я не умею преодолевать страх ВУ - 44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает МУ - 45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить ВП - 46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются МП -
Методика «Шкала эмоционального отклика» позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии
Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа - как прямых, так и обратных. Испытуемый должен оценить степень своего согласия/несогласия с каждым из них. Шкала ответов (от «полностью согласен» до «полностью не согласен») дает возможность выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. По сравнению с исходным вариантом опросника несколько изменена шкала ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки.
Литература
1. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конф., 30-31 января 2004 г., г. Брест. Брест, 2004. С. 12-13.
. Андреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф. 6-7 ноября 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. С. 194-196.
. Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 19-20 декабря 2003 г., г. Минск. Минск, 2004. С. 147-149.
. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26-27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22-26.
. Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конф. Минск, 2003. С. 166-168.
. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена. Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 - 86.
. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. 2007. №5. С. 57 - 65.
. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 9. Баранова Т.С. Эмоциональное «Я-Мы» (опыт психосемантического исследования социальной идентичности) // Социология: 4М. 2001. N 14. С. 70-101.
. Бабаева Ю.Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 91-96.
. Библия. Книги Ветхого Завета. М.: Рос. библейское об-во, 1994. С. 648-682.
. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик Пресс, 1998.
. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии в начале ХХ века // Вопр. психол. 1968. № 2. С.157-159.
. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005
. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М. : Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 242-244.
. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и на практике // Л.С. Выготский и современность / Под ред. Минск, 1996. Т. 1. С. 25-29.
. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001.
. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии, 1972. - № 12. - С. 137-140.
. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 22. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 264-278.
23. Мещерякова И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Мещерякова // Территория науки. - Воронеж, 2008, № 9(10). - С. 110-115. (0,37 п.л.) Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. Носенко Е.Л., Коврига Н.В. «Емоційна розумність» як детермінанта успішної життєдіяльності людини і шляхи її операціоналізації // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 2000. Вип. 6. С. 3-7.
24. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб.: Речь, 2003.
. Панкова Т.А. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности руководителя [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 2(10). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 17.07.2011).
. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. СПб.: Речь, 2003. С. 115-121.Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.20гг).
. Психология эмоций. Тексты, Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 248-250.
. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. С. 133-179.
. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973 30.Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002.
. Рукавишников А.А. Опросник межличностных отношений. Ярославль: Психодиагностика, 1992.
. Семенова Н.Д. Возможности психологической коррекции алекситемии // Телесность человека: Междисциплинарные исслед. М.: Филос. об-во СССР, 1991. С. 89-96.
. СлепковаВ.И., LietT. DeVries-Geervilet. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 1997. С. 130-137.
. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] //
. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. 2002. № 2. С. 109-125.
. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1999. № 2. С. 3-14.
. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопр. психол. 1999. № 2. С. 61-74.
. Чеботарь А.И. Эмоциональный интеллект как основа успешности жизнедеятельности человека // Вісник Дніпропетров. ун-ту. Педагогіка і психологія. 1999. Вип. 4. С. 129-134.
. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 20-27.
. Salovey P., Mayer J.D.Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and Personality, 1990. Vol. 9. P. 185-211.
41.http://myakushkin.ru/ru/partnery/opyt-razrabotki
-metodiki-diagnostiki-emoczionalnogo-intellekta.html
Приложение №1
эмоциональный интеллект психология адаптация
Методика «ЭмИн» Д.В. Люсина
Инструкция к тесту Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение.
Текст опросника ЭмИн № Утверждение Субшкала Ключ 1. Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть МП + 2. Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения МУ - 3. Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица МП + 4. Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение ВУ + 5. У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника МУ - 6. Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю ВЭ - 7. Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди ВП + 8. Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться ВП - 9. Я умею улучшить настроение окружающих МУ + 10. Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую ВЭ - 11. Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов МП + 12. В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки ВУ - 13. Я легко понимаю мимику и жесты других людей МП + 14. Когда я злюсь, я знаю, почему ВП + 15. Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации МУ + 16. Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком ВЭ - 17. Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии МУ + 18. Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим ВП - 19. Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть ВЭ + 20. Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние МП + 21. Я контролирую выражение чувств на своем лице ВЭ + 22. Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство ВП - 23. В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций ВЭ + 24. Если надо, я могу разозлить человека МУ + 25. Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние ВУ + 26. Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю ВП + 27. Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это МП + 28. Я знаю как успокоиться, если я разозлился ВУ + 29. Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса МП + 30. Я не умею управлять эмоциями других людей МУ - 31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда ВП - 32. Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые МП + 33. Мне трудно справляться с плохим настроением ВУ - 34. Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает МП + 35. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям ВП - 36. Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями МУ + 37. Я умею контролировать свои эмоции ВУ + 38. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно МП - 39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую ВЭ - 40. Если близкий человек плачет, я теряюсь МУ - 41. Мне бывает весело или грустно без всякой причины ВП - 42. Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей МП - 43. Я не умею преодолевать страх ВУ - 44. Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает МУ - 45. У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить ВП - 46. Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются МП -