Файл: I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по I главе
Таким образом, проанализировав психологическую литературу по теме эмоционального интеллекта и связи его с адаптацией, нами были сделаны следующие выводы:

Эмоциональный интеллект - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Понятие введено внаучный обиход П. Саловеем и Дж. Майером. Первые концепции ЭИ возникли в 1990 году, с тех пор разные авторы трактуют это понятие весьма разнооборазно. По определению Дж Мейера, П Сэловея и Д. Карузо, это группа ментальных способностей, которые способствуют сознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих (модель способностей)

Итак, в психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Майера Дж., Сэловея П., Карузо Д.; теория эмоциональной компетентности Гоулмена Д.; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Бар-Она Р.; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Люсина Д. Согласно Саловею и Мейеру, эмоциональный интеллект - это совокупность четырех навыков:

· Точность оценки и выражения эмоций. Это способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению. Кроме того, оно включает в себя и способность точно выражать свои эмоции потребности, связанные с ними, другим людям.

· Использование эмоций в мыслительной деятельности. Это понимание того, как можно думать более эффективно, используя эмоции. Управляя эмоцией, человек может и свое восприятие, видеть мир под разным углом и более эффективно решать проблемы.

· Понимание эмоций. Это умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.

Управление эмоциями.
Это умение использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.

Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей.

Существует множество методов измерения эмоционального интеллекта.Адаптация - приспособление саморегулирующихся систем к изменяющимся условиям среды. Различаются два аспекта адаптации - биологический и психологический.
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта
2.1 Организация и методы



Целью данного исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.


Объектом исследования является эмоциональный интеллект.

Предметом исследования является взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с особенностями и успешностью социально-психологической адаптации.

Гипотезой исследования является предположение о наличии взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта студентов и успешностью их социально-психологической адаптации.

В исследовании принимают участие студенты БГУ общим количеством 40 человек.

В проведении исследования используются следующие методики:

1) «ЭмИн» Д.В. Люсина

2) Торонтская шкала алекситимии (TAS)

) Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

4) Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В.

5) Исследование экстраверсии - интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка)

6) Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна

Опросник «ЭмИн» Д.В. Люсина: разрабатывался в течение нескольких последних лет, а окончательная работа была опубликована в 2006 году. Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. В структуре ЭИ выделяется межличностный ЭИ (МЭИ) - понимание эмоций других людей и управление ими, внутриличностный ЭИ (ВЭИ) - понимание собственных эмоций и управление ими, способность к пониманию своих и чужих эмоций (ПЭ), способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ). Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал.

Назначение теста: диагностика различных аспектов эмоционального интеллекта

Шкалы: эмоциональный интеллект (способность к пониманию своих и чужих эмоций и управление ими) межличностный (понимание эмоций других людей и управление ими), внутриличностный (понимание собственных эмоций и управление ими), способность к пониманию своих и чужих эмоций, способность к управлению своими и чужими эмоциями.


Опросник состоит из 46 утверждений, испытуемым предлагается выразить свое отношение к каждому утверждению (совсем не согласен, скорее не согласен, скорее согласен, полностью согласен). (см. приложение)

Торонтская шкала алекситимии (TAS):Назначение теста - методика направлена на изучение алекситимии - личного свойства, обусловливающего неадекватное отношение к партнеру. Алекситимия рассматривается нами как проявление сниженной способности или затрудненности в вербализации эмоциональных состояний.
К ее критериям относятся:

· трудность в определении (идентификации) и описании собственных переживаний;

· сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

· снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения;

· сфокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Алекситимия свойственна людям, которые по тем или иным причинам ограниченно перерабатывают эмоциональные впечатления.

Испытуемым предлагается выразить свое отношение к каждому утверждению в баллах: 1 балл - «совершенно не согласен», 2 балла - «скорее не согласен», 3 балла - «ни то, ни другое», 4 балла - «скорее согласен», 5 баллов - «совершенно согласен». Сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель алекситимичности.

Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда:

В опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Прочитав или прослушав высказывание опросника, испытуемым предлагается примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить, выбрав подходящий, один из шести вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:

«0» - это ко мне совершенно не относится; «2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; «3» - не решаюсь отнести это к себе; «4» - это похоже на меня, но нет уверенности; «5» - это на меня похоже; «6» - это точно про меня.


Эта методика предназначена для выявления социально - психологической адаптации, приятию других людей, эмоционального комфорта и дискомфорта группы, а так же для выявления доминированности или ведомости.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В.: предназначена для диагностики выраженности различных проявлений эмпатии, а также общего уровня эмпатических способностей. В данной методике в структуре эмпатии различаются шесть тенденций: рациональный канал эмпатии , эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии иидентификация.

Опросник состоит из 45 утверждений, Если испытуемый согласен с данными утверждениями, рядом с их номерами нужно ставить знак «+», если не согласен - знак «-».

Исследование экстраверсии - интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка): опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

Опросник требует ответы по типу «верно - неверно», После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ, подсчитывает баллы по показателям: Э - экстраверсия, Н - нейротизм, Л - ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты записываются в протокол.

С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.

Опросник методики «Шкала эмоционального отклика»