Файл: I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление
Введение

Глава I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии

1.1 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта

.2 Структура эмоционального интеллекта

.3 Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)

.4 Связь ЭИ с адаптацией (эмоциональный интеллект как фактор успешной адаптации)

.5 Определение адаптации, её виды и процесс

Выводы по I главе

Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта

.1 Организация и методы исследования

Литература

Приложения
Введение
Актуальность выбранной проблематики обусловлена тем, что эмоциональный интеллект как предмет социально-психологического исследования является относительно новым, малоизученным феноменом. В настоящий момент существуют различные подходы к пониманию сути и структуры структуры эмоционального интеллекта (R. Bar-On; D. Goleman; J. Mayer, P. Salovey, D.R. Caruso; И.Н. Андреева; Д.В. Люсин; Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова и др.). Однако единая согласованная теория эмоционального интеллекта не разработана. Тем не менее, необходимость изучения эмоционального интеллекта диктуется запросами практики, заключающимися в определении факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности и социально-психологической адаптации личности.

Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Еще в Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры эмоциональной мудрости человечества: «У глупого тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления»; «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует»; «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает»; «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города». Экклезиаст учит: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше»[11].


Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности - открытости человека своим эмоциональным переживаниям ([13], [23]), связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта. Приведем в подтверждение этого актуальное для темы нашего исследования высказывание Ошо (Раджниша): «Чтобы интеллект преобразовать в разум, абсолютно необходимо открыть сначала свое сердце... Разум - это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем» [18; 314].

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева [9], [10], [14], [21]. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...» [10; 21]. Единство аффекта и интеллекта, по мнению классика психологии, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [21].

Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека пока не получили должной разработки. В подтверждение этого можно привести слова Д.Б. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности (в том числе и эмоционального) [12].

В современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку в нем искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе некоего эталона - несгибаемого и как бы лишенного эмоций супермена. В то же время К.Д. Ушинский, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает [24]. Действительно, культ рациональности и высокий образовательный ценз непосредственно не обеспечивают гуманистическое мировоззрение и эмоциональную культуру человека.



По мнению Е.Л. Яковлевой, осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему [28].

Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в обеспечении эффективности социально-психологической адаптации человека.


Задачи исследования:

1. Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».

2. Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта

. Проанализировать основные методы диагностики эмоционального интеллекта

. Провести теоретический анализ определения «адаптация»

. Изучить особенности уровня эмоционального интеллекта

Объектом исследования является эмоциональный интеллект.

Предметом исследования является взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта с особенностями и успешностью социально-психологической адаптации.

Гипотезой исследования является предположение о наличии взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта студентов и успешностью их социально-психологической адаптации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: современные теоретические и эмпирические исследования эмоционального интеллекта (Д.В. Люсин, R. Bar-On, R. Boyatzis, D. Caruso, R. Cooper, D. Goleman, J.D. Mayer, G. Matthews, R. Roberts, P. Salovey, M. Zeidner, A. Sawaf); теоретические положения и концептуальные модели эмоционального интеллекта (И. Н. Андреева, О.В. Белоконь, И.И. Ветрова, С.П. Деревянко, И.А. Егоров, М. Зайднер, О.В. Лунева, Д.В. Люсин, Н.В. Коврига, Дж. Мэттьюс, Е.Л. Носенко, А.С. Петровская, Р.Д. Робертс, Е.А. Сергиенко, D.R. Caruso, C. Cherniss,D. Goleman, J.D. Mayer, R. Bar-On, P. Salovey).

Методы исследования. Для проведения исследования использован методический комплекс, включивший ряд опросных методик: 1) опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина; 2) Торонтская шкала алекситимии (TAS); 3) Опросник социально-психологической адаптацииК. Роджерса и Р. Даймонда; 4)
Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко В.В.; 5)Исследование экстраверсии - интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка); 6)Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.

Базой проведенного исследования послужил БГУ им. Д. Банзарова. Выборку исследования составляют студенты.
Глава I. Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в современной психологии
.1 Сущность понятия и основные теории эмоционального интеллекта
В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе - социального интеллекта (Торндайк Э, Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и др.утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях [38].

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л.С. [14, с.325], Рубинштейна С.Л. [39, с.247], Леонтьева А.Н. [26]. Выготский Л.С. пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: "Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни..." [14, с.278]. Единство аффекта и интеллекта, по мнению Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С.Л., развивая идеи Выготского Л.С., отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального [14, с.352]. Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки [13, с.79].

Особенно близко к понятию эмоционального интеллекта подошёл Гарднер Х., который в рамках личностного интеллекта различал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как "доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением" [27].