Файл: Педенчук Адольф Корнеевич доктор юридических наук. Зинин A. M., Майлис Н. П. Судебная экспертиза учебник. М. Право и закон.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 722

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
138

всегда рекомендуется; это объясняется тем, что кровь может растекаться, и часть признаков, отображающих форму и размеры деталей рельефного рисунка, могут в исследуемом следе отобразиться в несколько искажен­ном виде. Для полноценного сравнительного исследо­вания в эксперименте надо добиться адекватного ото­бражения признаков.

При исследовании следов зубов, если следы на теле человека или продуктах питания, то следует сразу, не откладывая, их зафиксировать. При подготовке к экс­перименту эксперт должен обратить внимание на то, когда были зафиксированы следы, в каких условиях хранились; если они подвержены искажениям, то и эксперимент надо проводить с учетом таковых. Так, на­пример, если следы зубов на сале, масле, шоколаде и других подобных объектах, то, проводя эксперимент, необходимо выдержать экспериментальные следы в таких же условиях (при комнатной или повышенной температуре и т.п.).

При исследовании узлов, в частности механизма их завязывания, для решения вопроса, к какому виду он относится, человек, его завязавший, был правша или левша, эксперт проводит серию экспериментов для решения указанных вопросов. В данном случае требу­ется подобрать такой же материал (веревка, ремень, жгут и др.), чтобы убедиться, возможно ли было на кон­кретном объекте завязать узел (например на жестком ремне сложный морской узел).

Особые сложности могут возникнуть при проведении эксперимента по колото-резаным повреждениям. В этом случае эксперт должен продумать, что будет слу­жить в качестве подложки, имитирующей тело чело­века (буханка черного хлеба с корочкой, резиновая подушка и т.п.). При воспроизведении в эксперимен­те других повреждений, например разрывов, учитыва­ется приложенная сила, структура и качество ткани (новая, изношенная) и многие другие факторы.

139

В баллистической экспертизе проведение экспери­мента также необходимо при решении многих экспер­тных задач. К их числу относятся, в частности, следу­ющие: возможен ли выстрел при ударе, сотрясении оружия, падении его с высоты, а также при установ­лении дистанции выстрела, работоспособности оружия (например пригодно ли оно для стрельбы) воссоздание условий выстрела на месте преступления и проверка возможности наступления определеннее последствий и другие.

О роли экспертного эксперимента, что она «весьма велика», отмечал в своих работах Б.М. Комаринец. В частности, он писал, что «при индивидуальной иден­тификации огнестрельного оружия по выстреленным пулям и стреляным гильзам задачами такого экспери­мента следует считать: получение сопоставимых образ­цов (экспериментальных стреляных пуль и гильз) для сравнительного исследования, изучение особенностей действия оружия, выяснение, как идентификационные признаки оружия воспроизводятся в следах на пулях и гильзах, определение происхождения идентифициру­ющих признаков в следах на пулях, без чего представ­ляется невозможной качественная и количественная оценка их совпадений и различий, выделение устойчи­вых идентифицирующих признаков и устранение «помеховых» случайных признаков» (Комаринец Б.М. Судебно-баллистическая экспертиза. Вып. 1 - М., ВНИИСЭ, 1974).
Более того, в указанной работе Б.М. Комаринца выделены «важнейшие требования к экспертному эксперименту при судебно-баллистических исследованиях». К ним относятся:

- проведение эксперимента в условиях, максимально близких к условиям выстрела на месте преступления или происшествия: особенно важно при эксперименте подобрать патроны, аналогичные тем, которые исполь­зовались на месте преступления или происшествия; условия расследуемого выстрела воссоздаются на основании

140

изучения материалов дела, а также проведенных экспертом исследований;

- правильное определение количества необходимых экспериментов с тем, чтобы их было достаточно для ус­транения случайных результатов и позволяло опреде­лить погрешности результатов;

- сохранение при экспериментах, по возможности, огнестрельного оружия без значительных изменений, чтобы в последующем не исключалась возможность проведения повторной судебно-баллистической экспер­тизы;

- точная фиксация условий и результатов экспери­ментов в экспертном заключении и на прилагаемых к нему фотографических снимках и чертежах.

Отметим, что при проведении трасологической и бал­листической экспертиз экспертный эксперимент про­водится не только в лабораторных условиях, но и дос­таточно часто 'на месте происшествия.

В технической экспертизе документов невозможно без эксперимента провести исследование пересекаю­щихся штрихов (выбираются оптимальные условия ко­пирования при изготовлении реплик); изучить процесс «старения» объекта, определить время сохранения ос­таточных летучих компонентов вещества и т.д., по ко­торым и решается вопрос о давности изготовления до­кумента. Весьма важную роль играет эксперимент при идентификации принтера: экспертом не просто изготав­ливаются образцы, а производится подбор их с исполь­зованием разных файлов с помощью различных мани­пуляций.

Эксперимент важен и в фонографической экспер­тизе при установлении монтажа. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. В последние годы для записей используются новые виды диктофонов, которые сами останавливаются при отсутствии рече­вого сигнала. При возобновлении такового (человек после паузы заговорил) запись продолжается автоматически.



141

Такие остановки в записи могут восприни­маться экспертом как монтаж и привести к ошибоч­ным выводам. В других случаях по шуму двигателя путем эксперимента устанавливается не только мес­то изготовления (отечественного или иностранного производства), но и модель конкретного автомобиля, в котором была произведена запись (по материалам эк­спертизы «ВАЗ-2105»).

Перечень можно было бы продолжить, но, на наш взгляд, даже вышеизложенные примеры ярко свиде­тельствуют о необходимости выделения экспертного эк­сперимента в самостоятельную стадию исследования.

Сравнительная стадия

Наиболее важной задачей этой стадии является об­наружение совпадений и различий признаков в иссле­дуемых объектах.

Установить идентифицируемый объект можно толь­ко в результате сравнительного исследования иденти­фикационных признаков.

В этой стадии находят применение и другие, поми­мо сравнения, методы познания, хотя сравнение полу­чает преобладающее значение.

Сравнительная стадия складывается обычно из двух этапов.

На первом этапе изучаются и сравниваются общие (родовые) признаки. Результаты этапа позволяют ре­шать вопрос о различии объектов либо об их относимости к одному роду, виду и группе.

Этот этап может закончиться выводом об отсутствии тождества, если имеются существенные различия об­щих признаков сравниваемых объектов. Если же экс­перт устанавливает совпадения общих признаков, то приступает ко второму этапу - исследованию частных признаков.

Например, на первом этапе сравнивались признаки общего строения рельефа, отображающие внешнее строение

142

поверхности определенной детали (части) механиз­ма, а на втором - микрорельеф следов производствен­ных механизмов.

При сравнительном исследовании следует сопостав­лять только аналогичные сравниваемые признаки. Так, например, нельзя сравнивать точечный след с линей­ным, прямое отображение с зеркальным и др.

На данной стадии используются два основных спо­соба сравнения: сопоставление отображения с самим идентифицируемым объектом либо по фотографичес­ким изображениям. В последнем случае с этой целью используется ряд приемов сравнения фотоизображений: простое сопоставление, совмещение и наложение изоб­ражений с впечатанными измерительными сетками, геометрическими фигурами и т.п.

Фотографические снимки должны быть выполнены строго в одном масштабе, а фотосъемка произведена в одинаковых условиях (освещение, негативный мате­риал и др.).


Строгого соблюдения всех правил требует микрофо­тосъемка (одинаковый угол освещения, правильный выбор кратности увеличения, установление объектов в одной плоскости и в одинаковом положении).

Несоблюдение таких требований приводит к разномасштабности, недостаточной резкости изображений на фотоснимках, утрате отдельных признаков и невозмож­ности их полноценного сравнения.

Сравнительное исследование проводится с помощью специальных оптических устройств: эпидиаскопов, би­нокулярных, стереоскопических биологических микро­скопов (МБС, МИС, МС, МСК).

Сравнение профиле грамм, спектров, кривых осциллографических записей в случае применения методов газожидкостной хроматографии, инфракрасной спек­трометрии и т.п. производится на основе тщательного, качественного анализа и предварительной расшифров­ки полученных данных. При этом используются эталоны,

143

шкалы, таблицы. Здесь недопустимо механическое применение метода наложения или совмещения.

На сравнительной стадии используются такие част­ные методы, как сопоставление оценочных данных, по­лученных в результате раздельного исследования сле­дов и экспериментальных оттисков, т.е. знаковых ма­тематических моделей.

При непосредственном сравнении, заключающемся в совмещении или наложении следов (в трасологической и баллистической экспертизах), приняты следую­щие понятия. Непосредственное сравнение может быть представлено как нулевое, так и разностное1.

При использовании нулевого сравнения эксперт дол­жен получить полное совпадение сравниваемых следов, при котором различие в отображении сравниваемых объектов равно нулю. При разностном сравнении допус­каются некоторые различия, которым эксперт должен дать специальные научно-обоснованные объяснения их природы происхождения.

Данная стадия заканчивается установлением совпа­дений и различий признаков сравниваемых объектов. Однако совпадение признаков еще не говорит о тожде­стве, а их различие — об его отсутствии.

Эксперт не может закончить исследование конста­тацией совпадений или различий; он должен дать им оценку. Для этого необходимо приступить к следующей стадии, на которой происходит суммирование резуль­татов исследования, подведение его итогов и формули­рование выводов.


Оценочная стадия

Оценка идентификационной (или диагностической) значимости результатов исследования является его зак­лючительной стадией.

Эксперт на основе внутреннего убеждения, исполь­зуя приемы логического обобщения, абстрактного мышления,
1 Грановский Г.Л. Основы трасологии. — М., 1965, с. 69.

144

оценивает все выявленные в процессе исследо­вания совпадающие и различающиеся признаки и фор­мулирует выводы.

Оценка проводится путем анализа и обобщения всех ранее рассмотренных признаков в их совокупности. Оценка идентификационной значимости признаков должна определяться их устойчивостью и специфично­стью, позволяющей индивидуализировать объект.

Большое значение имеют данные о частоте встреча­емости идентификационных признаков. Чем выше частота встречаемости, тем большая вероятность появ­ления подобных признаков у других объектов; чем реже встречаемость признака, тем уже круг объектов и ценнее его индивидуализирующее значение.

В оценочной стадии находят применение логические методы: анализ, синтез, дедукция, индукция; вероят­ностно-статистические и модельные методы исследова­ния.

Определенное значение на данной стадии имеет пос­ледовательность оценки признаков. Экспертная прак­тика показывает, что оценку целесообразно начинать с выяснения значения различающихся признаков1, а не совпадающих, что повышает объективизацию вы­вода эксперта.

Оценка различающихся "признаков предполагает на­учное объяснение природы различий: означают ли они, что исследуемое отображение принадлежит другому, а не данному объекту, либо эти различия находятся в пределах допустимых изменений отождествляемого объекта (например, возрастные изменения признаков внешности человека).

Выяснение природы различий требует изучения при­чин их происхождения, учета фактора времени и ус­ловия механизма образования отображения, случайных обстоятельств, повлиявших на характер отображения.
1 Шляхов А.Р. Цит. произв., с. 111

145

Для уяснения сущности оценочной стадии необхо­димо иметь в виду, что индивидуальность объекта ха­рактеризуется не одним-двумя признаками, а системой общих и частных признаков; только в совокупности признаки каждого объекта неповторимы1. Таким обра­зом, эксперт должен выявить именно совокупность признаков, а не какое-либо их количество.

Большинством криминалистов отвергается количе­ственное определение признаков как единственной меры достоверности выводов эксперта. Количество при­знаков без изучения их связи, системы не гарантиру­ет установления истины. С их увеличением повышается уверенность в достоверности вывода, но вывод автома­тически не превращается в истинный и может оставать­ся на «уровне» гипотезы, даже при максимально боль­шом числе признаков