Файл: Педенчук Адольф Корнеевич доктор юридических наук. Зинин A. M., Майлис Н. П. Судебная экспертиза учебник. М. Право и закон.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 723

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.

При идентификации в основу вывода кладется ка­чественная характеристика объектов, проявляющаяся в большом многообразии свойств и признаков объектов, которые рассматриваются в совокупности, в закономер­ной связи.

Достоверность и объективность оценки результатов проведенного исследования обеспечиваются рассмотре­нием в диалектическом единстве количественно-каче­ственных свойств, признаков, сторон объектов экспер­тизы3.

В стадии оценки результатов исследования могут ис­пользоваться специальные разработанные в науке объективные условия (критерии) оценки. В качестве таковых в идентификационных исследованиях рассмат­риваются:

1) самостоятельность, относительная независимость признака (свойства);
1 Терзиев Н.В. Идентификация и определение родовой принадлежно­сти. - М., 1961, с. 36-37.

2 Шляхов А.Р. Цит. произв., с. 112.

3 Шляхов А.Р, Цит. произв., с. 112.

146

2) его устойчивость;

3) редкая встречаемость (специфичность) признака и свойства;

4) несущественность наблюдающихся различий, ко­торые находят научное и практическое объяснение1.

Построение выводов представляет собой мыслитель­ный процесс, происходящий постепенно. Эксперт, опи­раясь на законы и приемы логического мышления, мо­жет возвращаться вновь к результатам аналитического и сравнительного этапов исследования, их ходу, обра­щаться к материалам дела, проводить эксперимент в целях дополнительной проверки какой-либо гипотезы.

Для экспертного исследования характерно последо­вательное накопление частных выводов, из которых де­лается общий вывод, служащий ответом на поставлен­ный вопрос.

В исследовании находят концентрированное выра­жение профессиональные знания и опыт эксперта, его умение распознать закономерности, определяющие ин­дивидуальность изучаемого объекта, и на основе внут­реннего убеждения формулировать ответы на постав­ленные перед ним вопросы.

Убеждение эксперта складывается из многих фак­торов. Прежде всего, оно основывается на проведенном исследовании, изучении представленных образцов, экспертных экспериментах и, при необходимости, ма­териалов дела.

Эксперт анализирует весь технологический процесс исследования, сделанные им иллюстрации выявленных (в том числе совпадающих) признаков, удостоверяется, насколько они наглядны и убедительны для восприя­тия следователем (судьей), назначившим экспертизу, и другими участниками процесса и подтверждают ли достоверность сформулированных выводов.

1 Шляхов А.Р. Структура экспертного исследования и гносеологичес­кая характеристика выводов эксперта-криминалиста. Труды ВНИИСЭ, 1972, №4.

147

Свое познавательное и оценочное суждение эксперт строит на выдвижении рабочих гипотез, на правильно­сти решенной им задачи в объеме его специальных познаний и существующих методик ее решения; на обоснованности и надежности выбранных методов, тех­нических средств и правильности их использования.

Понимание и оценка, например, закономерностей механизма возникновения следа (объекта) зависит от профессиональной подготовки и накопленного опыта. Эксперт, имеющий высокую квалификацию, соответ­ственно, четко и ясно формулирует выводы. Эти два качества - «ясность» и «четкость» — должен выраба­тывать в своей деятельности любой эксперт, т.к. выво­ды не должны иметь двойственное толкование.

Формулирование выводов происходит на двух услов­ных уровнях. По ходу исследования эксперт формули­рует определенное суждение об установленном явлении, признаках объекта и т.п. Это суждение является про­межуточным выводом. После проведения экспертизы в целом складывается общее мнение (суждение) и фор­мулируются окончательные выводы.

Рассмотрим основные формы выводов, часто встре­чающиеся и используемые в экспертной практике.

Идентификационные категорические положитель­ные или отрицательные выводы формулируются как при установлении общеродовой или групповой принад­лежности, так и при решении вопроса об индивидуаль­но-конкретном тождестве.

Диагностические выводы формулируются в случаях, когда объект известен, то есть существующий класс его четко определен и необходимо уяснить: свойства и со­стояние объекта; время (давность) изготовления объек­та; каково было его первоначальное состояние; меха­низм образования следов в конкретных условиях; вре­мя (давность) оставления следов; способ и последова­тельность, в том числе направление нанесения повреж­дений или образования следов и т.п.

148

Вероятные выводы формулируются, например, в случаях недостаточности информации, полученной при изучении выявленных признаков при идентификации, касающейся единичного, конкретного объекта (факта).

Следует четко отграничивать выводы о родовой (групповой) принадлежности от вероятного вывода, поскольку при ее установлении выводы формулируются в категорической форме.



Нежелательность формулирования выводов в веро­ятной форме обусловлена, прежде всего, тем, что в от­личие от категорических, даже если они касаются ро­довой (групповой) принадлежности, или об общем ис­точнике происхождения» не говоря уже об установле­нии индивидуально-конкретного тождества, вероятные выводы не обладают определенным доказательствен­ным значением.

Поэтому использование следователями (судами) та­ких выводов весьма ограниченно, поскольку они могут оказать им помощь лишь при проверке выдвигаемых версий, при установлении существования факта и т.п.

Если же эксперт все-таки формулирует вывод в ве­роятной форме, то он должен его обосновывать также, как и при категорическом суждении, основываясь на достаточной совокупности достоверно установленных промежуточных данных и высокой степени вероятно­сти их существования.

Наряду с вышеназванными формами выводов ис­пользуются также классификационные выводы, способ­ствующие правильной оценке полученной информации при решении идентификационных и диагностических задач. В последних случаях классификационные выво­ды являются промежуточными, например при установ­лении факта принадлежности к определенной катего­рии (наркотики, холодное оружие, сорт, артикул).

Формулируя вывод в целом, независимо от той или иной его формы, недопустимо использовать такие вы­ражения, как «не исключено», «не обнаружено» и т.п.,

149

так как они вызывают либо неправильное (в том чис­ле двоякое) толкование, либо сомнение в выводе экс­перта в целом.

При употреблении, например, слов «не обнаружено» неясность напрашивается по нескольким основаниям. Не обнаружено, то есть не имеется, либо эксперт не смог обнаружить в силу его недостаточной квалифика­ции либо отсутствия соответствующих технических средств, неразработанности методик исследования.

Также недопустимо употребление таких выражений, как «эксперт не нашел, не усматривает» и т.п.



§ 2. АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ЕЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Научно-технический прогресс обусловил ускоренное развитие теории, методов и средств судебной эксперти­зы, которое вынуждает по-новому взглянуть на ее сущ­ность и характер.

Ранее процесс использования экспертизы в доказы­вании был прерывающимся (дискретным). Изымалось вещественное доказательство, назначалась и проводи­лась экспертиза. Если данных, полученных в ходе и по результатам исследования, оказывалось недостаточно, назначалась новая экспертиза, на которую направля­лись эти данные и другие вещественные доказатель­ства. Такая процедура продолжалась до тех пор, пока не исчерпывались данные, имеющиеся в материалах дела и экспертизы.

Ныне такой дискретный процесс использования спе­циальных знаний экспертов заменяется непрерывным (поточным) процессом. Назначается комплексная экс­пертиза или комплекс экспертиз, в процессе производ­ства которых одни эксперты используют данные, полу­ченные другими, и вместе формулируют выводы. Тен­денция к замене разрозненных экспертиз комплексными

150

и превращение процесса их использования в поточ­ный соответствуют общим тенденциям изменения тех­нологии научных исследований и производства в эпо­ху научно-технического прогресса.

Теоретической основой тех и других изменений на­правления развития экспертизы являются кибернети­ка и правовая кибернетика, в частности.

Под влиянием кибернетики произошло качественное изменение роли техники в экспертном исследовании. Если раньше технические средства служили только вы­явлению, анализу и сравнению признаков, то теперь они используются и в оценке результатов исследования (например определение меры близости количественных показателей признаков профилограмм и др.).

Кибернетика внесла не только весьма продуктивный информационный подход, позволивший расширить воз­можности почти всех видов экспертиз, но и открыла возможности для автоматизации экспертизы.

Активно ведется создание для различных видов эк­спертиз специальных информационных систем1, содер­жащих данные об идентификационном и диагностичес­ком значении признаков, о свойствах большинства объектов экспертного исследования, об алгоритмичес­ких и эвристических способах решения экспертных задач.

Компьютерная техника позволит использовать эти обширнейшие банки данных экспертам, работающим' в любом экспертном учреждении и даже производящим исследования на месте происшествия.


В теорию и практику экспертизы проникает систем­ный подход, приемы структурного и системного анали­за, осуществляется математизация экспертизы.

Системный подход заключается в рассмотрении объектов, процессов, проблем, представляющих собой
1 «Проблемы информатизации экспертиз и учетов» // Криминалис­тика XXI век Том 2, раз. 4. - М., 2001, ГУ ЭКЦ МВД России.

151

совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимодействующих элементов как единого целого, предназначенного для выполнения определенной фун­кции. Системный подход в его современном виде по­зволяет органически соединить анализ и синтез, каче­ственное и количественное в исследовании различных объектов и процессов1.

Применение количественных методов в экспертизе может быть активизировано путем внедрения в экспер­тную практику структурного и системного анализа2.

Структурный анализ требует выяснения отношений идентификационных признаков, их связей, взаимодей­ствий и сравнения этих связей и отношений. Но толь­ко анализа всех связей недостаточно, как показывает практика. Признаки важно исследовать в их измене­ниях. «Структурой именуют совокупность элементов объекта, находящихся в определенных отношениях. В теории идентификации такие элементы называют идентификационными признаками. Эти признаки и со­ставляют структуру»3.

Под математизацией экспертизы нужно понимать не только применение методов математики в производстве конкретных исследований, но также внедрение в тео­рию и практику ее понятий и идей, влияющих на ха­рактер экспертизы в целом.

Влияние математики сказывается на развитии тео­рии экспертизы, поднимает уровень ее абстракции. Теории криминалистики и, в первую очередь, теория идентификации усовершенствуются путем использова­ния сложившихся суждений, положений, не требую­щих доказательств (аксиоматизации) и математическо­го моделирования изучаемых ими процессов. Математическое
1 Основы естественно-научных знаний для юристов. Учебник под ред. Е.Р. Российской. - М., 1999, с. 58.

2 Грановский Г.Л. Основы трасологии (особенная часть). - М., 1974, с. 11.

3 Грановский Г.Л. Там же.

152

моделирование расширяет возможности экс­пертной практики, способствует анализу, сравнению признаков, оценке их значимости и приведет в даль­нейшем к автоматизации экспертного исследования.