Файл: Методические указания по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 45. 03. 02 Лингвистика.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
2. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, СТРУКТУРА И ОБЪЕМ
5. С кратким отзывом выступает научный руководитель.
8. Студент выступает с благодарственным словом (не более 2-3 минут).
– полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы;
– владение понятийно-терминологическим аппаратом своего исследования;
– адекватность использованных методов задачам исследования;
– завершённый характер выполненного исследования;
– корректность использования литературных источников, их количество;
– оформление работы в соответствии с требованиями;
– качество доклада и ответов на вопросы комиссии;
– степень самостоятельности автора в разработке проблемы;
– владение навыками публичного выступления.
Таблица 7 – Стереотипы речевого поведения докладчика во время защиты диссертации
1. При решении поставленных задач были использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, эмпирическое наблюдение, сравнение, количественная обработка данных; а также лингвистические методы – описательный метод, метод компонентного и контекстуального анализа, интерпретация переносного смысла паремий.
2. Методы исследования: описательный, семантический и статистический.
3. Методологическая основа. Диссертационная работа опирается на теоретические достижения науки о крылатых словах и фразеологизмах, результаты монографических и диссертационных исследований в данной сфере таких ученых, как А.М. Бабкин, Э.М.Солодухо, С.Г. Гаврин, Л.П.Дядечко, С.Г.Шулежкова, О.В.Беркова, О.В.Долгополов и др.
Методами работы являются: описательный метод с использованием приемов наблюдения, интерпретации, сопоставления, обобщения; метод анализа словарных дефиниций; метод сплошной выборки; количественный метод; метод компонентного и контекстуального анализа.
4. Для решения поставленных задач используется комплексный метод исследования – описательный, компонентный и контекстуальный анализ, метод классификации, статистический метод. Описательный метод исследования материала служит для характеристики глаголов речи, входящих в различные ЛСГ. С помощью статистического метода было установлены количественные характеристики употребления глаголов речи, входящих в ту или иную ЛСГ.
5. С этой целью мы применили следующий алгоритм анализа:
1. Методом сплошной выборки отобрать лексемы, именующие человека, работающего в сфере науки, её практического применения, специальных разысканий, обучения (по Русскому семантическому словарю).
2. С помощью компьютерных технологий определить статистику употребления каждой лексемы в основном и газетном подкорпусе Национального корпуса русского языка (ruscorpora).
3. Проанализировать полученные количественные данные (определить рейтинг частотности ЛСГ и каждой лексемы).
4. Сопоставить количественные данные газетного подкорпуса НКРЯ с данными газеты «Казанский университет».
Научная новизна исследования
-
впервые
новый, новизна, по-новому
опробован, апробирован
Научная новизна исследования заключается в следующих моментах: …
определяется тем, что …
Впервые осуществлен (какой) анализ (чего)
В работе впервые предпринята попытка (какого) анализа (чего)
сделаны выводы (о чем)
Выделены и подробно проанализированы …
Впервые определены (обоснованы, описаны, разработаны, предложены, показаны) …
Впервые на материале (чего) детально изучен механизм (чего)
показана специфика (чего)
Рассмотрение (чего) подтверждает новизну исследования
Новым является подход (к чему), (к какому явлению, проблеме) с позиций (чего)
Опробована (новая) методика, метод (чего, какой)
Задание 8. Выделите языковые клише описания новизны исследования.
1. В работе впервые сделаны выводы о пóлевой структуре системы лексических средств выражения контраста …
2. Выделены и подробно проанализированы такие разновидности приемов, не описанные ранее, как акротеза с повтором тематического компонента, …, ироническая антитеза; по-новому определена сущность иронии, расширены представления о функциях оксюморона.
3. Новизна диссертации состоит в том, что впервые определен рейтинг частотности лексем, именующих лицо по родственным отношениям, в русских паремиях…
4.Новизна данного исследования определяется тем, что в нём впервые выявляется частотность употребления наименований лица по профессии в области науки и образования в языке СМИ с опорой на корпус русского языка в сопоставлении с данными конкретной университетской газеты.
5. Впервые проведено специальное исследование русский паремий о молодости и старости в аспекте аксиологии. Выявлены ценности и антиценности, характерные для данных этапов жизни человека, с позиций русской лингвокультуры. Новизной обладает рассмотрение паремий о возрасте с позиции позитивного или негативного отношения к молодости / старости, а также выявление аксиологических моделей в оппозитивных пословицах.
Теоретическая и практическая значимость исследования
-
Теоретическая значимость
Теоретическая значимость исследования состоит (в чем)
заключается в том, что…
определяется (чем)
В теоретическом плане работа расширяет представление о …
В работе дальнейшее развитие получила теория (чего)
Теоретически значимым является (что)
Проведенное исследование позволило определить (установить, выявить, уточнить…)
Совокупность рассмотренных положений вносит определенный вклад в разработку теории (чего)
Теоретические результаты исследования дополняют имеющиеся сведения (представления) (о чем)
В научный оборот введено понятие (термин)
В ходе исследования был создан (апробирован, внедрен) …, что имеет теоретическое значение.
2. Практическая значимость
Выводы и материалы исследования найдут практическое применение
в лексикографической (языковедческой) практике
практике преподавания языка
Результаты работы могут быть использованы в лекционных курсах по …,
применены в спецкурсах (каких)
учтены в практике преподавания языка
Материалы исследования могут быть положены в основу спецкурсов и семинаров по…
Вопросы, затрагиваемые в работе, могут быть востребованы на занятиях по …
Задание 9. Выделите языковые клише описания теоретической значимости исследования.
1. Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении опыта лингвистической лексикографии, в сопоставлении сходства и различий терминологической системы русского и китайского языков, в определении принципов отбора языковых единиц для учебного русско-китайского словаря лингвистических терминов, в разработке композиции и содержания данного словаря. Полученные результаты способствуют расширению опыта лексикографического описания лингвистической терминологии с дидактической целью в иностранной аудитории.
2. Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в изучение особенностей функционирования лексики в разных стилях, а также расширяет представление о востребованности в обществе тех или иных профессий.
3. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что проведенный анализ вносит определенный вклад в развитие паремиологии и лингвокультурологии. Анализ аксиологического аспекта оппозиции «молодость – старость» в русских пословицах помогает понять эмоциональную оценку возраста человека с учётом специфики национального менталитета носителей русского языка, позволяет проникнуть в специфику восприятия мира, отражения культуры и национальных черт характера русского народа в его пословицах и поговорках.
4. Ценными в теоретическом отношении являются наблюдения в области коммуникативного синтаксиса и прагматической семантики косвенных речевых актов. Общетеоретическое значение имеет выявленная в работе роль коннотативных и словообразовательных компонентов паремического текста в деривации имплицитного значения подтекста пословицы. … В теоретическом плане работа расширяет представление о средствах выразительности речи и закономерностях стилистического отбора языковых средств. … Теоретически значимым является схематическое представление пóлевой структуры лексических средств выражения контраста.
5. Теоретическая значимость работы состоит в том, что она вносит вклад в систематизацию лексики, в частности, уточняет классификацию глаголов речи на основе функциональной семантики. Лексико-семантическое значение рассматривается в качестве основной структуры, включающей в себя различные речемыслительные процессы – сообщение, общение, произнесение и др.
Задание 10. Выделите языковые клише описания практической значимости исследования.
1. Практическая значимость заключается в использовании материалов и результатов исследования в лексикографической практике – при создании учебного русско-китайского словаря лингвистических терминов, в возможности применения данного словаря в вузовском курсе по лексикологии и фразеологии современного русского языка (в том числе при создании ЭОР – электронного образовательного ресурса), практике преподавания русского языка как иностранного.
2. Практическая значимость работы состоит в том, что её материалы можно использовать при изучении учебных дисциплин «Современный русский язык. Лексикология», «Введение в теорию коммуникации», спецкурсов, посвященных языку СМИ. Они могут быть полезны как для начинающих, так и для опытных журналистов-практиков.
3. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при чтении вузовских курсов по лексике фразеологии русского языка, спецкурса по паремиологии, при объяснении некоторых фактов русской национальной культуры в процессе преподавания русского языка как иностранного. Материалы диссертации могут использоваться для дальнейшего изучения мира человека в русской паремике.
4. Выводы и материалы диссертационной работы найдут практическое применение в лексикографической практике – при составлении словаря русской культуры, стилистического словаря и словаря языка фольклора; в языковедческой практике – учебниках по риторике и стилистике, учебных пособиях и справочниках для иностранных учащихся, углубленно изучающих русский язык и культуру.
5. Практическая значимость. Результаты и выводы настоящего исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка и русского языка как иностранного, на студенческих семинарах по лексикологии, а также на занятиях по русскому языку в школах, гимназиях и лицеях. Практическая значимость данной диссертации также определяется возможностью использования собранного и проанализированного материала в магистерских исследованиях в области глаголов речи и языка электронных СМИ. Материалы исследования могут быть использованы при составлении словаря языка СМИ и лексикографических словарей, а также в практике построения справочных систем.
Структура исследования
Структура работы определена логикой исследования и поставленными задачами.
Структура работы определяется поставленной в ней целью и решаемыми задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Задачи исследования определили структуру диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложения.
Диссертация состоит из ведения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы и Приложение (словарь крылатых выражений из пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»).
Данная работа содержит 6 приложений: … .
В (какой) главе рассматриваются … (что),
исследуются (какие) особенности (чего),
проводится … анализ (чего) / анализируется … (что),
описываются … (что),
большое внимание уделяется … (чему),
выявляется … (что),
доказывается, что …
показывается значимость … (чего)
Задание 11. Выделите языковые клише описания теоретической значимости исследования.
1. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, научная новизна, практическая и теоретическая значимость, определяются цели и задачи исследования, а также положения, выносимые на защиту.
2. Во введении обосновывается актуальность и научная новизна работы, цель и задачи, определяются теоретическая ценность исследования, возможные сферы практического применения результатов исследования, приводятся положения, выносимые на защиту, описываются используемые методы и материал исследования.
3. В заключении излагаются основные итоги исследования и формулируются выводы.
4. Во введении раскрывается актуальность темы исследования, определяются цели и задачи работы, обосновывается выбор основных источников, сообщается о методах исследования, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, даются сведения об апробации ее результатов, формулируются положения, выносимые на защиту.
5. В первой главе «НАЗВАНИЕ» представлен обзор литературы по анализируемой проблематике, изложена история вопроса в лингвистике. Формулируются базовые теоретические положения работы, обосновывается выбор направления исследования.