Файл: Методические указания по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 45. 03. 02 Лингвистика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

2. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, СТРУКТУРА И ОБЪЕМ

ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

6.1 Подготовка к защите

Работа Государственной аттестационной комиссии по защитам ВКР, как правило, проводится по типовому сценарию:

1. Секретарь комиссии передает ее членам диссертацию и автореферат, справку с результатами проверки на наличие заимствований, отзыв руководителя и рецензию на диссертацию.

3. Студент представляет основные положения диссертации, сопровождая свою речь презентацией (5-7 мин.)

5. С кратким отзывом выступает научный руководитель.

6. Выступает рецензент.

8. Студент выступает с благодарственным словом (не более 2-3 минут).

Результаты защиты магистерской диссертации определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При определении итоговой оценки учитываются: содержание доклада; ответы на вопросы; оценка рецензента; отзыв научного руководителя. Критериями оценки работы являются:

– актуальность темы;

– полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы;

– владение понятийно-терминологическим аппаратом своего исследования;

– адекватность использованных методов задачам исследования;

– обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, их практическая значимость;

– завершённый характер выполненного исследования;

– корректность использования литературных источников, их количество;

– оформление работы в соответствии с требованиями;

– качество доклада и ответов на вопросы комиссии;

– степень самостоятельности автора в разработке проблемы;

– владение навыками публичного выступления.

Таблица 7 – Стереотипы речевого поведения докладчика во время защиты диссертации


Апробация результатов
По теме диссертационного исследования издано … статей общим объемом … п.л.

По теме диссертации опубликованы работы: … .

Положения диссертации обсуждались на научных конференциях: … .

Результаты исследования докладывались на научных конференциях: … .

Основные положения работы прошли апробацию на научных конференциях: … .
4.2 ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, ОФОРМЛЯЮЩИЕ

ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ
Таблица 3 – Языковые средства оформления реферата-обзора


Смысловые компоненты текста

Языковые средства выражения

1. Перечисление работ, посвященных данной проблеме

Данному вопросу (проблеме) посвящены следующие работы (статьи): …

Данная проблема (вопрос) рассматривается в следующих работах: …

В указанных работах ставится (поставлен) вопрос (какой, о чем)

Рассматриваемая проблема отражена (получила отражение) в ряде работ, например: …

Остановимся на нескольких статьях (работах), в которых рассматривается данный вопрос (проблема).


2. Подход к проблеме

Автор одной из работ формулирует (сформулировал) точку зрения, (концепцию, теорию) (какую) …

Автор второй работы высказывает (высказал) свой взгляд (на что) на то, что …

Автор выдвигает (выдвинул) положение (о чем), концепцию, теорию (какую) …

Он приходит к выводу (о чем, какому) …

Ученый (лингвист) высказывает (высказал) мнение (о чем) о том, что …


3. Изложение сущности различных точек зрения

Автор считает, что …; Как считает (кто) …, По мнению (кого) …; С точки зрения (кого) …

Сущность (суть) / основное положение (чего) состоит (заключается) (в чем) сводится (к чему) …

Согласно теории (концепции, трактовке) (какой, чего) …

Согласно точке зрения (кого, на что); согласно мнению (кого, о чем)


4. Сообщение о наличии основной инфор­мации в авторском тексте

Автор статьи называет, описывает, анализирует, рассматривает, разбирает, доказывает, раскрывает, утверждает, подтверждает (что).

Автор статьи сравнивает, сопоставляет (что, с чем); противопоставляет (что, чему); критически относится (к чему).

В статье называется, описывается, анализируется, доказывается, рассматривается, утверждается (что); опровергается, характеризуется (что, как, каким образом); сравнивается (что, с чем); противопоставляется (что, чему).

В статье дан анализ, дается характеристика, приводятся доказательства (чего).

В статье приводятся сравнения, сопоставления (чего, с чем); приводится противопоставление (чего, чему).

В статье высказывается мнение о том, что …; представлена, высказана точка зрения (на что); доказано, что …

В статье содержатся спорные, дискуссионные положения, противоречивые утверждения, общеизвестные истины.

В статье имеются ценные сведения, важные неопубликованные данные (о чем), убедительные доказательства (чего).


5. Сравнение различных точек зрения

Существует несколько точек зрения по данной проблеме;

Можно остановиться на нескольких основных точках зрения по данному вопросу.

Одна из точек зрения заключается в том, что …; вторая точка зрения противостоит первой. Если первая утверждает, что …, то вторая отрицает это. Третья точка зрения высказана (кем) в статье (какой).

Мы разделяем третью точку зрения, приведенную здесь. С этой позиции мы попытаемся рассмотреть … .


Сходство
Автор стоит на точке зрения, сходной с мнением (кого) …

Автор придерживается взглядов (кого) …

Автор опирается на концепцию (теорию) (кого) …

Он разделяет мнение (кого) по вопросу о том, что …

(Что) объединяет (кого) во взгляде (на что)…

(Что) подобно (чему) …

(Кто) по своей позиции близок (кому) …

(Кто) так же, как и (кто), утверждает, что …

Как (кто) считает, что …, так и (кто) …

Различие
Точка зрения (кого) в корне (коренным образом) отличается от (чего) …

(Что) (не)значительно (принципиально) отличается (от чего) …

(Что) диаметрально противоположно (чему) …

(Что) отличается (от чего) тем, что …

Кто считает, что …, а (кто) считает, что …

Кто утверждает, что …, (кто) же считает, что …

Если (кто) утверждает, что …, то (кто) считает, что …

6. Отношение к рассматриваемым точкам зрения

Согласие:

Мы разделяем мнение автора статьи по вопросу о том, что …; стоим на сходной с ним точке зрения на то, что …; согласны с ним в том, что …

Следует признать достоинство (чего) …

Следует признать необходимым, важным, полезным, интересным, убедительным, оригинальным, достойным внимания (что) …

Представляется важным, убедительным, интересным, оригинальным утверждение, вывод о том, что …

Нельзя не согласиться с тем, что …; нельзя не признать того, что …; нельзя не отметить того, что …
Несогласие

Хотелось бы возразить (кому, на что); хотелось бы выразить сомнение по поводу (чего); хочется возразить автору по вопросу о …

Вызывает сомнение утверждение о том, что …; вызывает возражение то, что …

Позволим себе не согласиться с автором в том, что …; позволим себе возразить автору на то, что …; позволим себе выразить сомнение по поводу того, что …

Мы стоим на противоположной точке зрения по вопросу о том, что …; не разделяем мнения автора о том, что …

Сомнительно, что …; непонятно (что, почему, как).


7. Оценка

Элементы положительной оценки
Автор подробно описывает, рассматривает, характеризует (что); останавливается (на чем).

Автор широко иллюстрирует, убедительно доказывает, подробно исследует (что); подтверждает выводы примерами; подтверждает основные положения фактами.
Элементы отрицательной оценки
Необходимо отметить следующие недостатки;

(что) представляется недосказанным, малоубедительным, сомнительным, непонятным.

Автор вступает в противоречие (с чем), противоречит (чему); необоснованно утверждает (что).

Автору не вполне удалось показать, доказать, раскрыть (что).


8. Мотивированный выбор точки зрения

Итак, можно выбрать (что) …

Следовательно, можно сделать выбор (из чего)

Таким образом, можно остановиться (на чем)

На этом основании можно остановиться на точке зрения / на том, что …

Если это так, то ….

Исходя из следующих соображений, (мы) принимаем точку зрения автора статьи …


9. Основание для доказательства, утвер­ждения, соответствия или противоречия

Это доказывает, подтверждает то, что …;

Это соответствует, противоречит тому, что …

На этом основании автор считает, утверждает, доказывает, что…

Автор опирается на факты, на то, что …;

объясняет это тем, что …;

исходит из того, что …




Таблица 4 – Средства организации связного текста


Причинно-следственные отношения между частями информации

поэтому; так как; ибо; отсюда; оттуда; тем самым; в результате; следовательно, значит; в силу этого; ввиду этого; благодаря этому; в связи с этим; в таком случае; в этом случае

Присоединение и соединение частей информации

и, также, при этом, вместе с тем; кроме того, сверх того, более того; кстати, между прочим

Сопоставление частей информации: – сравнение

– противопоставление

так (же), точно так (же), совершенно так (же); точно так, как, аналогично;

с одной стороны, с другой стороны; наоборот; напротив; но; однако; а; зато, в противоположность этому; не только, но и; иначе, по-иному, тогда как

Порядок перечисления информации


во-первых, во-вторых, в-третьих …, наконец

Последовательность изложения: – начало

– одновременность, повторяемость
– завершение действия


в начале; сначала; прежде всего; в первую очередь;

сейчас; теперь; одновременно; предварительно; в то же время; наряду с…; только что; уже; ранее; снова; опять; затем; еще раз; далее;

в заключение, наконец

Связь с предыдущей и последующей информацией

Как указывалось (указано) выше; как было показано; как отмечалось; как видим; кроме того; впрочем; согласно этому; в соответствии с этим; тем самым

Оценка степени достоверности информации:

– уверенность
– предположение, возможность

– неуверенность


конечно; несомненно; без всякого сомнения; очевидно; безусловно; (само собой) разумеется; бесспорно; действительно; можно утверждать

возможно; вероятно; по всей вероятности; может; может быть; должно быть; думаю; полагаю; надо полагать

видимо; по-видимому; пожалуй

Источник сообщения

говорят, пишут, сообщают, передают; по сведениям…; по мнению…; как отмечает…; по-моему; на мой взгляд


Пояснение-иллюстрация

Уточнение

Выделение частного случая


например; так, например; так; к примеру; такой, как;

именно; особенно; другими словами; иначе говоря; точнее говоря

в частности; кстати

Обобщение, вывод, итог предыдущей информации

таким образом; итак; короче; короче говоря; вообще; словом; следовательно; из этого следует




5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
5.1 Требования к оформлению текста
При подготовке ВКР необходимо ориентироваться на ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» [6].

Помимо ГОСТа 7.32-2017, оформление исследования регламентируется ещё несколькими документами – ГОСТами, самыми значимыми из которых для оформления работы являются:

  • ГОСТ 7.1-2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [5];

  • ГОСТ 7.12-93. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила [7].

Оформление ВКР по ГОСТу подразумевает выполнение ряда обязательных требований.

Структурные элементы ВКР (введение, главы основной части, заключение, список литературы, приложения) начинаются с новой страницы. Параграфы/пункты должны иметь продолжение на той же странице. В оглавлении указывается только первая страница главы, параграфа, пункта.

Обратите внимание: необходимо, чтобы конец главы занимал не менее половины листа или хотя бы треть.

Текст ВКР набирается на компьютере шрифтом Times New Roman (TNR), размер шрифта – 14 кегль, обычное начертание, междустрочный интервал – 1,5 строки, ориентация страницы – книжная. Выравнивание текста в современных ВКР осуществляется по ширине. Абзацные отступы обязательны и устанавливается равными 1,25 см.

Ширина полей в ВКР устанавливается ГОСТом следующим образом:

  • правое не менее 10 мм (1 см) или равное 15 мм (1,5 см);

  • левое 30 мм (3 см), запас даётся на брошюровку;

  • верхнее 20 мм (2 см);

  • нижнее 20 мм (2 см).

Заглавные буквы можно использовать при написании названий глав ВКР. Больше их нигде использовать не надо!

Для выделения структурных частей работы, то есть в заголовках и подзаголовках, можно использовать полужирный шрифт. Его также можно использовать для выделения некоторых важных фраз, терминов. То же самое касается курсива. Например, во введении можно выделить полужирным шрифтом или курсивом слова «гипотеза, предмет, объект, цели, задачи».


Библиографические ссылки на источники оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 [5]. Ссылки должны быть оформлены в виде квадратных скобок с отсылкой к списку литературы.

Отсылку приводят в квадратных скобках в строку с текстом ВКР. Например:

  • согласно исследованию, приведенному в работе Смирнова А.А. [10, с. 37] или [Карасик, 2002, с. 231], при наличии нескольких авторов – [Карасик, Дмитриева, 2005, с. 6-8];

  • в тексте: [Бахтин, 2003, с. 18];

  • в ссылке: Бахтин, М.М. Формальный метод в литературоведении: критическое введение в социальную поэтику. М.: Лабиринт, 2003. 192 с.

Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста, в отсылке указывают порядковый номер и страницы, на которые ссылается автор. Например, в тексте: «авторский фрагмент текста указывается в кавычках» [10, c. 96] или [10, c. 67–68].

При последовательном расположении первичной и повторной ссылок текст повторной ссылки заменяют словами «Там же» [Там же. С. 69]. В повторной ссылке на другую страницу к словам «Там же» добавляют номер страницы, в повторной ссылке на другой том (часть, выпуск и т. п.) к словам «Там же» добавляют номер тома.

Приложения приводятся в конце ВКР после списка литературы. Каждое приложение начинается с новой страницы, имеет свой заголовок и располагается в порядке появления в тексте ссылок на них с соответствующей нумерацией.

С выравниванием по правому краю прописными буквами печатают слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и через пробел указывают его порядковый номер без знака №, например: ПРИЛОЖЕНИЕ 1. В тексте делается ссылка без знака №, например: (Приложение 2). Все приложения перечисляются в содержании (оглавлении) работы с указанием их номеров, заголовков и страниц.

Текст ВКР печатается на одной стороне бумаги стандартного размера А4 в книжной ориентации листа. Горизонтальная ориентация (альбомная) допускается при оформлении приложений, но не основной части ВКР.

5.2 Требования к оформлению заголовков
Заголовками считаются наименования структурных частей работы, представляющие собой краткое и чёткое отражение содержания разделов, подразделов, пунктов.

Для нумерации используются арабские цифры. При нумерации разделов, подразделов и пунктов после цифр точка не ставится.

При использовании формулировки «глава такая-то» после цифры ставится точка (пример 1, 2).

При нумерации разделов, подразделов, пунктов следует придерживаться следующих правил:

  • если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Если подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется;

  • если текст подразделяется только на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами в пределах всего текста;

  • пункты, при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 и т. д. [5].


Расстояние между текстом и заголовком ГОСТом не регламентируется, но, как правило, составляет 15 мм, т. е. 4 интервала после абзаца (при полуторном междустрочном интервале 1 интервал после абзаца = 10 пт). Заголовок главы от заголовка подраздела/параграфа обычно отделяется расстоянием в 8 мм (2 интервала после абзаца).

Заголовки глав печатаются, согласно ГОСТу, прописными (заглавными) буквами. После номера главы ставится точка. Параграфы, пункты и подпункты можно выделять полужирным начертанием, но нельзя подчёркивать.

Заголовки, параграфы, пункты и подпункты выравниваются по центру без абзацного отступа. Подзаголовки также могут быть расположены с абзацного отступа.

Если заголовок состоит из двух предложений, они разделяются точкой. Переносы в заголовках не допускаются. Предлоги не должны оставаться в конце строки. Точка в конце заголовка не ставится.

Примеры оформления заголовков ВКР по ГОСТу:

Пример 1.

Глава 1. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

1.1 Первый параграф главы 1

1.1.1 Первый пункт параграфа 1.1

1.1.2 Второй пункт параграфа 1.1

1.2 Второй параграф главы 1

Пример 2.

Глава 1. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

1.1 Первый параграф главы 1

1.1.1 Первый пункт параграфа 1.1

1.1.2 Второй пункт параграфа 1.1

1.2 Второй параграф главы 1

Существует также вариант, когда при выделении подразделов используется знак параграфа (§), но он считается устаревшим.
5.3 Нумерация страниц и оформление оглавления

Нумерация страниц в ВКР сквозная арабскими цифрами, начиная с титульного листа и заканчивая приложениями.

Номер страницы проставляется в нижней части листа в центре. Точка после номера страницы не ставится.

Титульный лист подвергается общей нумерации, но номер на нём не проставляется (после установки нумерации страниц при настройке колонтитулов устанавливается Особый колонтитул для первой страницы).

ВКР должна включать оглавление (Приложение 2) после титульного листа, в котором указываются все структурные части работы, включая приложения, с указанием страниц, с которых соответствующая часть начинается.
5.4 Требования к оформлению таблиц, иллюстраций и формул