Файл: Методические рекомендации Ярославль 2023 2 удк 376 ббк 74. 5 О 641.pdf
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
Ярославской области
«Институт развития образования»
Инклюзивное образование
Организация процесса обучения детей
с легкой умственной отсталостью
и задержкой психического развития
в условиях инклюзии на уровне начального образования
Методические рекомендации
Ярославль
2023
2
УДК 376
ББК 74.5
О 641
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАУ ДПО ЯО ИРО
Рецензенты:
Клочкова Людмила Викторовна, заведующий МДОУ «Детский сад
№ 179» г. Ярославль;
Посысоев Николай Николаевич, кандидат психологических наук, про- фессор кафедры инклюзивного образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования»
О 641 Организация процесса обучения детей с легкой умственной отста-
лостью и задержкой психического развития в условиях инклюзии
на уровне начального образования: методические рекомендации / сост. : О.
Н. Семенова, О. В. Иерусалимцева, А. В. Филимонова —
Электрон. текстовые дан. (1,25 Mb). – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО,
2023 – (Инклюзивное образование).
Настоящее издание посвящено организации образовательного про- цесса детей с легкой умственной отсталостью и ЗПР в условиях инклю- зии начального школьного образования.
Представлена нормативно-правовая база образования детей с огра- ниченными возможностями здоровья, раскрыты особенности развития детей с легкой умственной отсталостью и задержкой психического раз- вития, описаны эффективные практики инклюзивного образования в Ярославской области.
Пособие адресовано специалистам общеобразовательных школ, ад- министрации, другим участникам службы психолого-педагогического сопровождения процесса получения образования детьми в условиях ин- клюзии.
УДК 376
ББК 74.5
© О. Н. Семенова, О. В. Иерусалимцева,
А. В. Филимонова, составление, 2023
© ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2023
3
Содержание
Введение ...................................................................................................................... 4
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование в области образования
детей с задержкой психического развития и легкой умственной
отсталостью ................................................................................................................ 5 1.1. Определение образовательной программы. .................................................... 12
Глава 2. Особенности развития детей с легкой умственной отсталостью
и задержкой психического развития ................................................................... 17 2.1. Особенности психического развития детей с легкой умственной отсталостью ................................................................................................................ 17 2.2. Особенности детей с задержкой психического развития............................... 21 2.3. Основные отличия ЗПР и умственной отсталости ......................................... 34
Глава 3. Эффективные практики инклюзивного образования в
Ярославской области .............................................................................................. 37 3.1. Система оценивания личностных и метапредметных результатов младших школьников с задержкой психического развития .................................................. 37 3.2. Интегрированная деятельность как составная часть междисциплинарного взаимодействия специалистов инклюзивного образования ................................. 41
Приложения .............................................................................................................. 46
Литература ................................................................................................................ 90
4
Введение
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно считается одним из значимых аспектов гос- ударственной политики в сфере образования.
Сегодня мы понимаем, что инклюзивность должна стать главным направ- лением изменений всей системы современного образования. В связи с этим об- разовательную среду каждой школы необходимо проектировать с учетом прин- ципов инклюзии и участия в этом процессе всего школьного сообщества. Важ- ным для понимания природы инклюзивности является утверждение ЮНЕСКО о том, что «инклюзивное образование есть динамически развивающийся под- ход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возмож- ностей для обогащения процесса познания» (2007). Идея постепенности изме- нений, идея разнообразия и совершенствования образовательного процесса на основе учета индивидуальных особенностей учеников рассматривается нами как основа для построения инклюзивной образовательной организации.
Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. Главная цель инклю- зивного образования – обеспечить всем детям возможность принимать актив- ное участие в общественной жизни вне зависимости от нарушений их здоровья или развития. Известно, что все дети без исключения могут учиться, и в задачу педагогов входит создание необходимых, наиболее эффективных условий для их обучения. Инклюзивное образование благотворно влияет на всех учащихся, способствует вовлечению их в общественную жизнь коллектива, учит толе- рантности и взаимопониманию здоровых детей и их сверстников со специаль- ными потребностями.
Введение инклюзивного образования в общеобразовательной школе вле- чет за собой изменение профессиональных компетенций педагогических и управленческих работников всех уровней. Педагогам необходимо научиться проектировать образовательный процесс с учетом реализации адаптированной образовательной программы, формировать у детей отношения сотрудничества, выстраивать содержание обучения в соответствии с потребностями и возмож- ностями каждого обучающегося.
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федера- ции» закрепляет понятие «инклюзивное образование» как обеспечение равного
доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Это емкое и точное определение обеспечивает полное понимание всего содержания ин- клюзивной образовательной среды школы и становится гарантом включения в образование любого обучающегося.
5
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование
в области образования детей с задержкой психического развития
и легкой умственной отсталостью
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченны- ми возможностями здоровья составляют документы нескольких уровней:
1.
Международные документы
2.
Федеральные
3.
Правительственные
4.
Ведомственные
5.
Региональные
Международные документы
История международных документов, посвященных правам инвалидов, берет свое начало с 1971 года, когда Организацией Объединенных Наций была принята «Декларация о правах умственно отсталых лиц». В документе говорит- ся, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее этих людей основаны на соблюдении тех же самых прав человека, которыми обладают все люди на Земле.
Важное значение для защиты прав детей с ограниченными возможностя- ми здоровья имеет «Конвенция ООН о правах ребенка» принятая Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 года. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечивать детям выживание, гарантировать развитие, защиту и активное участие в жизни общества. В статье 23 Конвенции говорится: «… ребенок-инвалид с физическими или умственными недостатка- ми должен иметь возможность вести полноценную жизнь в условиях, обеспе- чивающих достоинство, самостоятельность и активное участие в общественной жизни».
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной ассамблеи от 13 декабря
2006 года). В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники призна- ют права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дис- криминации и на основе равенства возможностей государства-участники обес- печивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Согласно Федеральному закону РФ от 3.05. 2012 года 46-ФЗ «О рати- фикации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию и взяла на себя обязательства по включению всех ее положений в правовые нор- мы, регулирующие правовые отношения в сфере образования, в том числе, определения «инклюзивное образование» и механизмов его реализации.
6
Федеральные документы
В статье 43 Конституции РФ провозглашается право каждого на образо- вание. Государство гарантирует своим гражданам общедоступность и бесплат- ность общего и начального профессионального образования. Родителям также предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учрежде- ния и защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
Основным федеральным законом, определяющим принципы государ- ственной политики в области образования, является Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем законе.
П.16. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физи- ческое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом раз- витии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и пре- пятствующие получению образования без создания специальных условий.
П.27. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образо- ванию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
П.28. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуаль- ных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию наруше- ний развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.
Создаются необходимые условия для получения без дискриминации ка- чественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного обра- зования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные образовательные требования.
П.6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные гос- ударственные образовательные стандарты указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные тре- бования.
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная по- мощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеоб- разовательных программ, развитии и социальной адаптации.
7
П.1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь ока- зывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразо- вательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовер- шеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые преду- смотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, об- виняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимися потер- певшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с огра- ниченными возможностями здоровья.
П.1. Содержание образования и условия организации обучения и воспи- тания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соот- ветствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
П.2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным програм- мам. В таких организациях создаются специальные условия для получения об- разования указанными обучающимися.
П.3. Под специальными условиями для получения образования обучаю- щимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучаю- щихся, включающие в себя использование специальных образовательных про- грамм и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных по- собий и дидактических материалов, специальных технических средств обуче- ния коллективного и индивидуального использования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техниче- скую помощь, проведение индивидуальных и групповых коррекционных заня- тий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образова- тельную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруд- нено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт началь-
ного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
С 1.09.2016 вступил в силу Федеральный государственный образователь- ный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ). Утвержден приказом Министерствам образования и науки РФ от 19.19.2014 года.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязательных требований при реализации
8 адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере обра- зования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здо- ровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тя- желыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее – обучающиеся с ОВЗ).
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего
Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивиду- альных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их со- циальную адаптацию.
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (за- конными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования (далее – НОО) в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.
Стандарт разработан на основе
Конституции
Российской Федерации и за- конодательства Российской Федерации с учетом
Конвенции
ООН о правах ре- бенка и
Конвенции
ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Стандарт включает в себя требования к:
1) структуре АООП НОО (в том числе к соотношению обязательной ча- сти основной общеобразовательной программы и части, формируемой участни- ками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации АООП НОО, в том числе кадровым, финансо- вым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения АООП НОО.
Стандарт образования обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, ти- пологические и индивидуальные особенности, особые образовательные по- требности.
Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с ОВЗ и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям.
В основу Стандарта образования обучающихся с ОВЗ положены деятель- ностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предпола- гает:
признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающих- ся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (систе- мой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве ос- новного средства достижения цели образования;
признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;