Файл: Методические рекомендации Ярославль 2023 2 удк 376 ббк 74. 5 О 641.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9

развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требования- ми современного общества, обеспечивающими возможность их успешной со- циализации и социальной адаптации;

разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, опре- деляющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня лич- ностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных по- требностей;

ориентацию на результаты образования как системообразующий ком- понент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;

реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспе- чивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе ду- ховно-нравственными и социокультурными ценностями;

разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм вза- имодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Стандарт является основой для:

разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;

определения требований к условиям реализации АООП НОО, в том числе на основе индивидуального учебного плана;

определения требований к результатам освоения АООП НОО обуча- ющимися с ОВЗ;

проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся; осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации; разработки основных профессиональных образовательных программ и допол- нительных профессиональных программ; аттестации педагогических и руково- дящих работников организаций, осуществляющих образование обучающихся с ОВЗ.
Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоя- щему Стандарту.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на осно- ве комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результа- тов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической ко- миссии (далее – ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).


10
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
С 1.09.2016 вступил в силу Федеральный государственный образователь- ный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек- туальными нарушениями)
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) –
(далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
(далее – АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятель- ность (далее – организация).
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере обра- зования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллек- туальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальны- ми нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (ин- теллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. АООП разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Положения настоящего Стандарта могут использоваться родителями (за- конными представителями) при получении обучающимися с умственной отста- лостью (интеллектуальными нарушениями) семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и за- конодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ре- бенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Стандарт включает в себя требования к:
1) структуре АООП (в том числе к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации АООП, в том числе кадровым, финансовым, ма- териально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения АООП.
Стандарт учитывает возрастные, типологические и индивидуальные осо- бенности обучающихся, особые образовательные потребности.
К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся: раннее получение специальной помощи средствами образования; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реали- зуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррек- ционной работы; научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; доступность содержания познавательных задач, реа- лизуемых в процессе образования; удлинение сроков получения образования;


11 систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и уме- ний; специальное обучение их "переносу" с учетом меняющихся условий, учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с уче- том функционального состояния центральной нервной системы и нейродина- мики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интел- лектуальными нарушениями); использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирую- щих доброжелательное и уважительное отношение к ним; развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивиду- альных особенностей обучающегося, к обучению и социальному взаимодей- ствию со средой; стимуляция познавательной активности; формирование пози- тивного отношения к окружающему миру.
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающих- ся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушения- ми), относятся: выделение пропедевтического периода в образовании, обеспе- чивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; введе- ние учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира; овладение разно- образными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой; возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих; пси- хологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися; психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации; постепен- ное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы орга- низации.
Постановление Главного государственного санитарного врача Рос-
сийской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных пра-
вил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к органи-
зациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Требования в отношении отдельных видов осуществляемой
хозяйствующими субъектами деятельности
Количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета со- блюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится согласно
Правилам категории обучающихся.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в от-


12 дельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих обра- зовательную деятельность.
Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для рас- становки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учеб- ных пособий и оборудования, рабочего места преподавателя, должна рассчиты- ваться следующим образом:

не менее 2,5 м
2
на одного обучающегося при фронтальных формах за- нятий;

не менее 3,5 м
2
на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продлен- ного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанав- ливается в зависимости от нозологической группы:

для обучающихся, имеющих задержку психического развития, –
12 человек;

для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару- шениями) – 12 человек;

для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множествен- ными нарушениями развития) – 5 человек.
Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образова- ния совместно с другими учащимися.
В общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обуче- ние 1, 5, 9-11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможно- стями здоровья проводится в первую смену.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19 часов.
1.1. Определение образовательной программы.
При заключении специалистов ПМПК о наличии особенностей в разви- тии ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитыва- ющей его трудности, по-другому – адаптированной.
Варианты АООП. Краткая характеристика содержания обучения
Варианты АООП НОО обучающихся с задержкой психического раз-
вития
Вариант 7.1 АООП НОО: предполагает, что обучающийся с ЗПР получа- ет образование, по итоговым достижениям к моменту завершения обучения полностью соответствующее образованию обучающихся, не имеющих ограни- чений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы). Обяза- тельным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обу-


13 чающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие позна- вательной деятельности и целенаправленное формирование высших психиче- ских функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведе- ния; коррекция нарушений устной и письменной речи. В структуру АООП
НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на развитие социальных (жизненных) компетенций обучающегося и поддержку в освоении АООП НОО.
Вариант 7.2 АООП НОО: предполагает, что обучающийся с ЗПР получа- ет образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возмож- ностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обу- чения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса. Характери- зуется усилением внимания: к формированию у обучающихся с ЗПР полноцен- ных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психиче- ском и (или) физическом развитии; оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на по- следующей ступени основного общего образования. Обязательной является ор- ганизация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают: использование адаптированной образовательной програм- мы, специальных методов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование со- циальных (жизненных) компетенций.
Общая характеристика АООП для обучающихся с умственной отста-
лостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (ин- теллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образователь- ных потребностей.
Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучаю- щихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и комму- никативному взаимодействию с ними.
Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляет 9-13 лет.
В реализации АООП могут быть выделены два или три этапа:
I этап ― (дополнительный первый класс ― 1) 1-4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
III этап ― 10-12 классы.