Файл: Методические рекомендации Ярославль 2023 2 удк 376 ббк 74. 5 О 641.pdf
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
67
Выбор оснований и критериев для класси- фикации, сравнения, сериации объектов.
1-2 кл. Речевые классификации
Визуальные классификации (Ясюко- ва Л. А. Методика определения готов- ности к школе)
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель- дефектолог
3-4 кл. 4 субтест Амтхауэра (Ясюко- ва Л. А. Прогноз и профилактика про- блем обучения в 3-6 классах)
Подведение под поня- тие, выведение след- ствий.
Наблюдение
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Установление причин- но-следственных свя- зей, представление це- почек объектов и явле- ний.
1-2 кл. Речевые аналогии
Визуальные аналогии (Ясюкова Л. А.
Методика определения готовности к школе)
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель- дефектолог
3-4 кл. 3субтест Амтхауэра (Ясюко- ва Л. А. Прогноз и профилактика про- блем обучения в 3-6 классах)
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений и доказа- тельство.
Наблюдение
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Структурирование знаний.
Наблюдение
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Коммуникативные
Постановка вопросов – ини- циативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман)
Наблюдение экспертов во время прове- дения групповой работы
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Конец учебного года
Учитель
Эксперты
68
Умение с достаточной пол- нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком- муникации; владение моно- логической и диалогической формами речи в соответ- ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Задание «Дорога к дому» (модифициро- ванный вариант методики «Архитектор- строитель»)
Наблюдение экспертов во время прове- дения групповой работы
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Конец учебного года
Учитель
Эксперты
Планирование учебного со- трудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
Наблюдение учителя
Наблюдение экспертов во время прове- дения групповой работы
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Конец учебного года
Учитель
Эксперты
Управление поведением партнёра; контроль, коррек- ция, оценка его действий.
Наблюдение экспертов во время прове- дения групповой работы
Конец учебного года
Учитель
Эксперты
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, при- нятие решения и его реали- зация.
Наблюдение учителя
Наблюдение экспертов во время прове- дения групповой работы
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Конец учебного года
Учитель
Эксперты
Система оценки качественная:
сформировано
частично сформировано
не сформировано
69
Система оценки в баллах:
1/1 дополнительный класс
0 – УУД не сформировано
0,5 – УУД частично сформировано, но ближе к не сформировано
1 – УУД частично сформировано
1,5 – УУД частично сформировано, но ближе к сформировано
2 – УУД сформировано
2 класс
0 – УУД не сформировано
1,5 – УУД частично сформировано, но ближе к не сформировано
2 – УУД частично сформировано
2,5 – УУД частично сформировано, но ближе к сформировано
3 – УУД сформировано
3 класс
0 – УУД не сформировано
2,5 – УУД частично сформировано, но ближе к не сформировано
3 – УУД частично сформировано
3,5 – УУД частично сформировано, но ближе к сформировано
4 – УУД сформировано
4 класс
0 – УУД не сформировано
3,5 – УУД частично сформировано, но ближе к не сформировано
4 – УУД частично сформировано
4,5 – УУД частично сформировано, но ближе к сформировано
5 – УУД сформировано
70
Приложение 4
Карта индивидуальных достижений
метапредметных и личностных результатов обучающегося (вариант обучения – 7.1)
Параметры оценки (УУД)
старт
1 класс
2класс
3класс
4класс
Сформ ировано
Частич но сформир овано
Несфор м
ирован о
Сформ ировано
Частич но сформир овано
Несфор м
ирован о
Сформ ировано
Частич но сформир овано
Несфор м
ирован о
Сформ ировано
Частич но сформир овано
Несфор м
ирован о
Сформ ировано
Частич но сформир овано
Несфор м
ирован о
Регулятивные
Целеполагание.
Планирование.
Контроль.
Оценка.
Прогнозирование.
Коррекция.
Саморегуляция.
Познавательные
Формулирование проблемы.
Самостоятельное создание алгоритмов
(способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового ха- рактера.
Рефлексия способов и условий дей- ствия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Знаково-символические действия.
71
Самостоятельное выделение и форму- лирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информа- ции.
Выбор наиболее эффективных спосо- бов решения практических и познава- тельных задач в зависимости от кон- кретных условий.
Осознанное и произвольное построе- ние речевого высказывания в устной и письменной форме.
Смысловое чтение.
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несуще- ственных).
Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраи- вание с восполнением недостающих компонентов.
Выбор оснований и критериев для классификации, сравнения, сериации объектов.
Подведение под понятие, выведение следствий.
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объек- тов и явлений.
Построение логической цепочки рас- суждений, анализ истинности утвер- ждений и доказательство.
Структурирование знаний.
72
Коммуникативные
Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе ин- формации
Умение с достаточной полнотой и точ- ностью выражать свои мысли в соот- ветствии с задачами и условиями ком- муникации; владение монологической и диалогической формами речи в соот- ветствии с грамматическими и синтак- сическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Планирование учебного сотрудниче- ства с учителем и сверстниками – определение цели, функций участни- ков, способов взаимодействия.
Управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка его дей- ствий.
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов раз- решения конфликта, принятие реше- ния и его реализация.
Личностные
Самоопределение (отношение к жиз- ненным ценностям).
Смыслообразование (мотивация).
Морально-этическая ориентация.
73
Приложение 5
Карта индивидуальных достижений метапредметных результатов обучающегося (вариант обучения – 7.2.)
Параметры оценки
(УУД)
На момент
прибытия
1 класс
1 доп. класс
2 класс
3 класс
4 класс
Сформ ировано
Частич но сформир овано
Несфор м
ирован о
Сформ ировано
Частич но сформир овано
Несфор м
ирован о
Сформ ировано
Частич но сформир овано
Несфор м
ирован о
Сформ ировано
Частич но сформир овано
Несфор м
ирован о
Сформ ировано
Частич но сформир овано
Несфор м
ирован о
Сформ ировано
Частич но сформир овано
Несфор м
ирован о
Регулятивные
Целеполагание.
Планирование.
Контроль.
Оценка.
Прогнозирование.
Коррекция.
Саморегуляция.
Познавательные
Осознанное и произ- вольное построение ре- чевого высказывания в устной и письменной форме.
Смысловое чтение.
74
Анализ объектов с це- лью выделения призна- ков (существенных, не- существенных).
Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с воспол- нением недостающих компонентов.
Выбор оснований и критериев для класси- фикации, сравнения, сериации объектов.
Подведение под поня- тие, выведение след- ствий.
Установление причин- но-следственных свя- зей, представление це- почек объектов и явле- ний.
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений и доказа- тельство.
Структурирование зна- ний.
75
Коммуникативные
Постановка вопросов – инициативное сотруд- ничество в поиске и сборе информации.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача- ми и условиями комму- никации; владение мо- нологической и диало- гической формами речи в соответствии с грам- матическими и синтак- сическими нормами родного языка, совре- менных средств комму- никации.
Планирование учебного сотрудничества с учи- телем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодей- ствия.
Управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка его действий.
76
Разрешение конфликтов
– выявление, идентифи- кация проблемы, поиск и оценка альтернатив- ных способов разреше- ния конфликта, приня- тие решения и его реа- лизация.
Приложение 6
Технологическая карта психолого-педагогического мониторинга
достижения обучающимися с ЗПР личностных результатов
(вариант обучения – 7.2.)
Критерии
Индикаторы
Методы
и методики
для диагностики
Ответственные
1.
Осознание себя как гражда- нина России, формирование чув- ства гордости за свою Родину, российский народ и историю Рос- сии, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Называет страну, в которой живёт, её столицу, знает символику российского государства: герб, флаг, гимн.
Индивидуальная беседа
Учитель-дефектолог
Называет знаменательные для Отече- ства, исторические события, государ- ственные праздники.
Знает свою этническую и националь- ную принадлежность.
Индивидуальная беседа
Учитель-дефектолог
2.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
Сформированы представления о це- лостной картине окружающего мира.
Индивидуальная беседа
Учитель-дефектолог
77 3.
Формирование уважительно- го отношения к иному мнению, истории и культуре других наро- дов.
Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной дея- тельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Наблюдение экспер- тов во время проведе- ния групповой работы
Эксперты
Проявляет уважение к людям других национальностей, их вероисповеда- нию, культуре.
Наблюдение
Учитель, воспитатель/ классный руководи- тель
4.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принимает нормы и правила в новой социальной ситуации.
Наблюдение
Учитель, воспитатель/ классный руководи- тель
Умеет воспринимать ситуацию затруд- нения и находить способ для её пре- одоления.
Обладает способностью к самоизмене- нию и саморазвитию в новой социаль- ной ситуации.
5.
Принятие и освоение соци- альной роли обучающегося, фор- мирование и развитие социально значимых мотивов учебной дея- тельности.
Сформированы социально-значимые мотивы учебной деятельности.
Анкета по оценке уровня школьной мо- тивации
Н. Лускановой
Педагог-психолог
6.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответ- ствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Знает и называет своё социальное окружение.
Индивидуальная беседа
Учитель-дефектолог
Определяет своё место в конкретном социальном окружении.
Знает и применяет правила поведения в разных социальных ситуациях.
Наблюдение
Учитель, воспитатель/ классный руководи- тель
7.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Демонстрирует понимание прекрасно- го, способен переживать эстетическое отношение к явлениям действительно- сти.
Наблюдение
Учитель, воспитатель/ классный руководи- тель
78
Проявляет культуру, «эстетику» пове- дения.
8.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио- нально-нравственной отзывчиво- сти, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Понимает этические нормы и правила. Тест «Размышляем о жизненном опыте»
Н. Е. Щурковой, адаптирован
В. М. Ивановой,
Т. В. Павловой,
Е. Н. Степановым;
Наблюдение
Педагог-психолог, учитель, воспитатель/ классный руководи- тель
Способен действовать на основе усво- енных этических норм и правил.
Наблюдение
9.
Развитие навыков сотрудни- чества со взрослыми и сверстни- ками в разных социальных ситуа- циях.
Допускает возможность существова- ния у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его соб- ственной, способен анализировать их и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Наблюдение экспер- тов во время проведе- ния групповой работы
Эксперты
Учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве, распределяет функции и роли в совместной деятельности.
Формулирует и аргументирует соб- ственное мнение и позицию.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жиз- ни, наличие мотивации к творче- скому труду, работе на результат, бережному отношению к матери- альным и духовным ценностям.
Применяет знания о здоровом и без- опасном образе жизни в повседневной деятельности.
Наблюдение
Учитель, воспитатель/ классный руководи- тель
Участвует в подготовке и проведении внеурочных мероприятий, посещает объединения дополнительного образо- вания.
Наблюдение
Воспитатель/классный руководитель
79
Бережно относится к личному имуще- ству.
Наблюдение
Учитель, воспитатель/ классный руководи- тель
Бережно относится к чужому, обще- ственному имуществу.
Проявляет уважительное отношение к духовным ценностям.
Наблюдение
Педагог-психолог, учитель, воспитатель/ классный руководи- тель
11. Развитие адекватных пред- ставлений о собственных возмож- ностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Умеет адекватно оценивать свои воз- можности и силы (что я «хочу» и что я
«могу»).
Методика измерения самооценки
Дембо-
Рубинштейна
Наблюдение
Педагог-психолог,
Воспитатель/классный руководитель
Умеет соотносить свои потребности со своими возможностями.
Наблюдение
Учитель, воспитатель/ классный руководи- тель
12. Овладение социально- бытовыми умениями, используе- мыми в повседневной жизни.
Обладает навыками самообслужива- ния.
Проявляет самостоятельность и неза- висимость в быту.
Знает и применяет правила техники безопасности.
13. Владение навыками комму- никации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием ин- формационных технологий.
Применяет в повседневной жизни об- щепринятые ритуалы социального вза- имодействия.
Наблюдение
Учитель, воспитатель/ классный руководи- тель
Владеет навыками коммуникации и использования информационных тех- нологий.
14. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Способен понимать разнообразие окружающего мира.
Индивидуальная беседа
Учитель-дефектолог
Способен воспринимать изменения окружающего мира и реагировать на них.