Файл: Методические рекомендации Ярославль 2023 2 удк 376 ббк 74. 5 О 641.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
Характеристика вариантов АООП НОО обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1: предполагает, что обучающийся с легкой умственной отста- лостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту заверше- ния школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстни- ков, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Обязательным является создание специальных условий обучения и вос- питания для реализации как общих, так и особых образовательных потребно- стей.
Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучаю- щихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и комму- никативному взаимодействию с ними.
На основе Стандарта создается АООП, которая при необходимости инди- видуализируется (СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образова- тельные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отста- лостью.
Вариант 2: предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью
(умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достиже- ниям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержани- ем и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоро- вья, в пролонгированные сроки.
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП, ха- рактерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тя- желой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или си- стемными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, рас- стройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выражен- ными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выяв- ляться текущие психические и соматические заболевания.
При реализации АООП в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение его жизненного опыта и соци- альных контактов в доступных для него пределах.
Обязательными являются специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развития его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуго- вой, трудовой и других).
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени- ями), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить вариант 1 АО-
ОП, получает образование по варианту 2 АООП, на основе которой организа-


15 ция разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные по- требности обучающегося. В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта 1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП.
Алгоритм проектирования адаптированной основной общеобразова-
тельной программы для обучающихся с умственной отсталостью
1. Изучите Приказ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерально- го государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
2. Изучите примерную адаптированную основную общеобразовательную программу для обучающихся с легкой умственной отсталостью и специальную индивидуальную программу развития обучающихся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью.
3. Ознакомьтесь с требованиями к разработке рабочей программы по учебному предмету.
4.
Изучите заключение территориальной психолого-медико- педагогической комиссии на ребенка с умственной отсталостью: рекомендуе- мый вариант программы, рекомендации ПМПК по созданию специальных об- разовательных условий для обучения ребенка с умственной отсталостью.
5. Проведите комплексную психолого-педагогическую диагностику ре- бенка с умственной отсталостью.
6.
Изучите результаты комплексного исследования психолого- педагогического статуса ребенка с умственной отсталостью (медицинские до- кументы, индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка- инвалида).
7. Составьте педагогическую характеристику (представление) на ребенка
(класс, группу обучающихся) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
8. Определите основные направления адаптированной основной общеоб- разовательной программы или специальной индивидуальной программы разви- тия в соответствии со степенью выраженности нарушений развития ребенка с умственной отсталостью, уровнем интеллектуального и речевого развития, личностными особенностями ребенка, состоянием здоровья, возрастом.
9. Определите структуру, цель и задачи программы. Продумайте основ- ные этапы реализации адаптированной основной общеобразовательной про- граммы обучающихся с легкой умственной отсталостью или специальной ин- дивидуальной программы развития обучающегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития, или рабочей программы по учебному предмету (коррекционному курсу).
10. Определите временные границы реализации АООП, СИПР или рабо- чей программы по учебному предмету (коррекционному курсу).
Выбираемый временной отрезок:

для реализации АООП или СИПР – на ступень обучения;


16

для реализации рабочей программы по учебному предмету (коррекци- онному курсу) – на один учебный год;

для отдельных категорий детей (например, с тяжелыми и множе- ственными нарушениями развития) возможно планирование деятельности на менее короткий срок.
11. Разработайте (по выбору):

адаптированную основную общеобразовательную программу в соот- ветствии с примерной АООП для обучающихся с легкой умственной отстало- стью (интеллектуальными нарушениями);

специальную индивидуальную программу развития обучающегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми множественны- ми нарушениями развития в соответствии с примерной СИПР;

рабочую программу по предмету в соответствии с примерной АООП для класса (группы) обучающихся с умственной отсталостью;

рабочую программу по предмету в соответствии с примерной специ- альной индивидуальной программой развития обучающегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью.

17

Глава 2. Особенности развития детей с легкой умственной
отсталостью и задержкой психического развития
2.1. Особенности психического развития детей с легкой умствен-
ной отсталостью
Комплексные психолого-педагогические исследования детей с диагно- стированной ЗПР в течение последних 15 лет позволили накопить большое ко- личество данных, характеризующих своеобразие психического развития детей этой категории. По всем изучаемым показателям психосоциального развития дети с ЗПР качественно отличаются как от детей, имеющих другие дизонтоге- нетические расстройства, так, и от детей «нормального» развития, занимая по уровню психического развития промежуточное положение между умственно отсталыми и нормально развивающимися сверстниками.
Клинические проявления умственной отсталости
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нару- шена познавательная деятельность вследствие органического поражения голов- ного мозга [6]. Олигофрения включает многообразную и многочисленную группу отклонений, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма. В англоязычной литературе термину «олигофрения» соот- ветствуют термины «mental retardation» - «отставание в интеллектуальном раз- витии», «психическая отсталость», «психический дефицит», «психическая суб- нормальность», «умственная недостаточность», «умственный дефицит» и др.
[4]. Из этических соображений для данной категории детей используются опре- деления: «особые», «особенные», «проблемные», «с особыми нуждами» и др.
Понятие "умственно отсталый'" является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие состояния выраженного интеллектуального недоразви- тия. Правильное определение понятия "умственная отсталость" имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение данного определения заключается в том, что оно способствует более глубокому пони- манию сущности аномального психического развития детей.
Классификация умственной отсталости
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. В 1994 г. по предложению Всемирной организации здравоохранения принята Междуна- родная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ – 10), рассматривающая различные проявления врожденного слабоумия под единым названием «умственная отсталость». Степень умственной отсталости определя- ется интеллектуальным коэффициентом IQ (отношением психического возраста к паспортному).

Дети с легкой степенью умственной отсталости (дебильность) составляют
75-80 %. Уровень их интеллектуального развития – 50-70 условных единиц.
После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массо- вых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.

18
Дети со средней выраженностью отсталости (имбецильность) составляют примерно 15 % случаев. Уровень их интеллектуального развития – от 20 до
50 условных единиц. Некоторые из них (с умеренной умственной отсталостью
35-49) посещают специальную школу для имбецилов или учатся в специальных классах школы для умственно отсталых, или воспитываются и обучаются в до- машних условиях родителями или приглашенными педагогами. Такие дети обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено.
Глубоко умственно отсталые дети (идиотия) в большинстве своем пожиз- ненно находятся в интернатах Министерства социальной зашиты населения.
Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество – примерно 5 % от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей прак- тически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привя- занность их к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементар- ными навыками самообслуживания. Интеллектуальный коэффициент не явля- ется основанием для диагноза, но служит важным звеном в комплексной меди- ко-психолого-педагогической диагностике, социальной реабилитации, опреде- лении инвалидности [4,8,6].
Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отстало- стью осуществляется в специальных (коррекционных) образовательных учре- ждениях либо в специальных классах общеобразовательных школ, либо на до- му. Дети-сироты и оставшиеся без попечительства родителей обучаются в спе- циальных детских домах и школах-интернатах.
Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умственной отстало- стью осуществляется в учреждениях социальной защиты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рассматриваются как инвалиды с дет- ства.
Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психи- ческой деятельности, особенно отчетливо проявляющимися в сфере познава- тельных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и познания. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормаль- но развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям. Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отлича- ет их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и хотя развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу [2,6].
Только правильный отбор детей во вспомогательные (и иные специаль- ные школы) имеет большое значение.
Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой ум- ственно отсталых детей являются дети с легкой и умеренной степенью ум- ственной отсталости. Наиболее распространенной классификацией детей с об- щим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является клас-