ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В помещении предприятия следует разместить информацию о государственной регистрации предприятия торговли, наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию. Расположение торговых, складских помещений и их площадь должны обеспечивать последовательность проведения технологических процессов товародвижения.
В строящихся и реконструируемых магазинах при расположении торговых залов на трех или более этажах необходимо наличие пассажирских лифтов или эскалаторов.
Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечивать покупателю удобство выбора и приобретения товаров .
Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (строящихся и реконструируемых)
Расположение проходов | Ширина, м, не менее |
Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для покупателей в торговый зал) | 1J |
Между параллельно расположенными островными горками | 1,4 |
Между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием | 1,6 |
Между кассовыми кабинами или прилавками обслуживания и установленными параллельно им горками | 2,0 |
Между кабинами контролеров-кассиров | 0,6 |
Между кассовыми кабинами и торцами островных горок | 2,0 |
Между прилавком и оборудованием за прилавком | 0,9 |
Между прилавками | 2,8 |
Между прилавками и стеной | 1,2 |
При доставке товаров в торговый зал с использованием подъемно-транспортного оборудования ширина проходов должна быть не менее 2,2 м.
В непродовольственных магазинах торговой площадью 2500 м2 и более должны быть оборудованы общественные туалеты для покупателей.
Магазины размещают в первых этажах жилых домов (встроенные), в пристройках к ним (встроенно-пристроенные) и в отдельно стоящих зданиях.
Размещение магазинов в первых этажах жилых домов затрудняет рациональную организацию торгового и технологического процессов. Поскольку планировка первого этажа жилого дома подчинена планировке квартир, помещения магазинов имеют глубину не более 12 м и к тому же разделены лестничными клетками. Кроме того, магазины, размещенные в первых этажах жилых домов, создают большое неудобство для населения.
Несколько лучшие условия для организации торгового и технологического процессов имеют встроепио-пристроеппые магазины.
Однако наилучшие условия для организации торговли обеспечиваются при размещении магазинов в отдельно стоящих зданиях. Лдесь создаются реальные возможности для подчинения устройства и планировки всех помещений требованиям рациональной организации торгового процесса. Примером таких магазинов служат универсальные продовольственные магазины типа «Универсам», строительство которых осуществляется в основном по типовым проектам. Строительство отдельно стоящих зданий является перспективным направлением развития сети магазинов.
Помещения магазинов, их устройство, планировка и размещение должны соответствовать принятой схеме торгового и технологического процессов. Их подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; подсобные; служебные и бытовые; технические.
Торговые помещения в магазине являются основными. Они включают торговый зал и помещения для дополнительного обслуживания покупателей (зал кафетерия, места хранения сумок и др.).
Торговые помещения магазина играют основную роль в непосредственном доведении товаров до потребителей и обслуживании покупателей. В этих помещениях завершаются торговый и технологический процессы магазина — покупатели выбирают товары, оплачивают их. Торговые помещения должны обеспечивать не только рациональную организацию торгового процесса, но и максимальные удобства для покупателей. Поэтому от устройства, планировки и оборудования торговых помещений во многом зависят качество обслуживания и эффективность торгового процесса в магазине.
Технологическая линия движения товаров в магазине непосредственно связывает торговые помещения и помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. К последним относятся: разгрузочные площадки, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные и др., экспедиция отдела заказов.
Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже должны иметь непосредственную связь с торговым залом и могут примыкать к нему с одной, двух или трех сторон. Наиболее рациональным является размещение этих помещений на одном уровне с торговым залом. Размещение их в подвальном (полуподвальном) помещении существенно (до 30-40%) увеличивает трудоемкость работ при перемещении товаров внутри магазина. Взаимосвязь между торговыми помещениями и помещениями для приемки, хранения п подготовки товаров к продаже определяется технологической схемой каждого типа магазина.
Помещения для приемки товаров должны обеспечивать возможность быстрой разгрузки автотранспорта и использования средств механизации. Для этого уровень разгрузочных площадок должен совпадать или быть близок к уровню кузова автомашины. Разгрузочные площадки оснащают и уравнительными платформами, и врезанными в пол товарными Бесами. Это дает возможность использовать при разгрузке, приемке и внутримагазинном перемещении товаров тарированные тележки и колесные контейнеры. Для разгрузки транспортных средств и приемки товаров крупные магазины должны иметь крытые рампы, дебаркадеры.
Помещения для хранения товаров должны обеспечивать их сохранность в течение установленного срока хранения, соответствие фактического режима хранения нормативному. Холодильные камеры следует размещать в одном блоке, обеспечивая тем самым минимальные потери холода и возможность более экономичного централизованного хладоснабжения.
К устройству помещений для подготовки товаров к продаже должны предъявляться повышенные общетехнические требования, так как характер работ, выполняемых в них (фасовка, нарезка, зачистка, мойка и др.), предусматривает использование специальных устройств и оборудования. Фасовочные помещения, например, следует размещать в непосредственной близости к торговому залу. Размещение других помещений определяется технологической схемой движения товарных потоков в магазине.
Таким образом, устройство и размещение всех помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже следует подчинить требованиям рациональной организации торгового и технологического процессов магазина. Эти помещения должны быть связаны между собой коридорами шириной не менее 1,8 м.
К подсобным помещениям магазина относятся помещения, используемые для хранения тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, для мелкого ремонта инвентаря и оборудования, изготовления рекламно-декоративных средств, приемки стеклянной тары от населения, а также моечные.
Подсобные помещения целесообразно размещать в боковой, наиболее отдаленной от торгового зала части здания, поскольку в торговом и технологическом процессах магазина прямою участия они не принимают.
Кладовую тары размещают вблизи разгрузочной площадки, что позволяет грузить освободившуюся тару па автомашины с минимальными трудовыми затратами. Если в магазине организована приемка от населения стеклянной тары, кладовая должна иметь отдельный вход.
Служебные и бытовые помещения магазина (кабинет директора, столовая, комната отдыха для персонала, комнаты общественных организаций, гардеробные, душевые, туалеты и др.) должны быть изолированы от помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, иметь отдельный вход или соединяться коридором с торговыми помещениями. Если магазин размещен в отдельно стоящем здании, то для сокращения площади застройки целесообразно служебные и бытовые помещения устраивать на втором этаже. Устройство и интерьер этой группы помещений должны обеспечивать надлежащие условия труда и отдыха работникам магазина. В крупных магазинах целесообразно оборудовать кабинеты психологической разгрузки (релаксации).
К техническим помещениям магазина относятся вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, камеры кондиционирования воздуха и др. Устройство и размещение технических помещений определяются их функциональным назначением и соблюдением правил и требований техники безопасности и пожарного надзора.
В торговле внедрение достижений научно-технического прогресса неразрывно связано с оснащением магазинов различными видами оборудования: весоизмерительным, холодильным, торговыми автоматами и др. Виды этого оборудования, принцип действия и предъявляемые требования изучают в курсе «Торговое оборудование». Мы же рассмотрим здесь только так называемое немехапическое оборудование, или торговую мебель. От правильности выбора торговой мебели зависит уровень обслуживания покупателей, пропускная способность магазина, численность работников и производительность их труда.
Торговую мебель классифицируют но различным признакам:
-
месту использования, -
назначению, -
способу установки, -
материалу изготовления
Среди них основным является деление по месту использования. По этому принципу различают торговую мебель для торговых помещений и мебель, находящуюся в помещениях для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
Наиболее важную роль в повышении эффективности работы магазина играет торговая мебель, размещенная в торговом зале — основном торговом помещении магазина. Различают основную мебель торгового зала, предназначенную для размещения товаров и работы персонала магазина по обслуживанию покупателей, и вспомогательную, создающую дополнительные удобства для покупателей.
К основной мебели в магазинах самообслуживания относят пристенное оборудование и островные горки, кабины кассиров-коптролеров, а в магазинах, осуществляющих продажу товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей, — прилавки для размещения товаров и обслуживания покупателей, шкафы, подшкафники, служащие для выкладки товаров и их хранения на рабочих местах продавцов, кассовые кабины.
Оборудование для выкладки товаров может быть специализированным, изготовленным применительно к особенностям отдельных групп товаров (лотки для выкладки хлебобулочных изделий, прилавки-аквариумы для живой рыбы и т. п.), и универсальным, приспособленным для размещения различных товаров.
При прогрессивной технологии доставки и продажи товаров в качестве оборудования для размещения товаров в торговых залах применяют тару-оборудование, которая может быть использована не только для выкладки товаров, но и для временного хранения дополнительного запаса. Основные требования к таре-оборудованию приведены в ГОСТ 24851-81 «Тара-оборудование. Основные параметры и размеры». Размещать такое оборудование в торговом зале можно в три яруса. Опыт работы универсамов подтверждает, что в этом случае две трети запасов товаров хранятся в торговом зале, позволяя тем самым сократить площадь кладовых.
Вспомогательная мебель торговых залов — это шкафы для хранения личных вещей покупателей, прилавки для размещения инвентарных корзин, столы и прилавки для упаковки товаров покупателями.
К торговой мебели предъявляются функционально-технологические, эргономические, экономические, санитарно-гигиенические и эстетические требования.