Файл: Устройство и планировка помещений в магазине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В помещении предприятия следует разместить информацию о го­сударственной регистрации предприятия торговли, наименовании за­регистрировавшего его органа, номере лицензии, ее сроке действия и об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности магазина подлежит лицензированию. Расположение торговых, складских поме­щений и их площадь должны обеспечивать последовательность про­ведения технологических процессов товародвижения.

В строящихся и реконструируемых магазинах при расположении торговых залов на трех или более этажах необходимо наличие пасса­жирских лифтов или эскалаторов.

Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечивать покупателю удобство выбора и приобретения товаров .

Ширина проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (строящихся и реконструируемых)

Расположение проходов

Ширина, м, не менее

Между прилавками для хранения личных вещей покупателей и стеной (проход для покупателей в торговый зал)

1J

Между параллельно расположенными островными горками

1,4

Между островными горками и пристенным охлаждаемым оборудованием

1,6

Между кассовыми кабинами или прилавками обслуживания и установленными параллельно им горками

2,0

Между кабинами контролеров-кассиров

0,6

Между кассовыми кабинами и торцами островных горок

2,0

Между прилавком и оборудованием за прилавком

0,9

Между прилавками

2,8

Между прилавками и стеной

1,2

При доставке товаров в торговый зал с использованием подъемно-транспортного оборудования ширина проходов должна быть не менее 2,2 м.

В непродовольственных магазинах торговой площадью 2500 м2 и бо­лее должны быть оборудованы общественные туалеты для покупателей.

Магазины размещают в первых этажах жилых домов (встроенные), в пристройках к ним (встроенно-пристроенные) и в отдельно стоящих зданиях.

Размещение магазинов в первых этажах жилых домов затрудняет рациональную организацию торгового и технологического процессов. Поскольку планировка первого этажа жилого дома подчинена плани­ровке квартир, помещения магазинов имеют глубину не более 12 м и к тому же разделены лестничными клетками. Кроме того, магазины, размещенные в первых этажах жилых домов, создают большое неудоб­ство для населения.


Несколько лучшие условия для организации торгового и техноло­гического процессов имеют встроепио-пристроеппые магазины.

Однако наилучшие условия для организации торговли обеспечива­ются при размещении магазинов в отдельно стоящих зданиях. Лдесь создаются реальные возможности для подчинения устройства и планировки всех помещений требованиям рациональной организации торгового процесса. Примером таких магазинов служат универсаль­ные продовольственные магазины типа «Универсам», строительство которых осуществляется в основном по типовым проектам. Строи­тельство отдельно стоящих зданий является перспективным направ­лением развития сети магазинов.

Помещения магазинов, их устройство, планировка и размещение должны соответствовать принятой схеме торгового и технологическо­го процессов. Их подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; подсобные; слу­жебные и бытовые; технические.

Торговые помещения в магазине являются основными. Они вклю­чают торговый зал и помещения для дополнительного обслуживания покупателей (зал кафетерия, места хранения сумок и др.).

Торговые помещения магазина играют основную роль в непосред­ственном доведении товаров до потребителей и обслуживании поку­пателей. В этих помещениях завершаются торговый и технологи­ческий процессы магазина — покупатели выбирают товары, оплачивают их. Торговые помещения должны обеспечивать не только рациональ­ную организацию торгового процесса, но и максимальные удобства для покупателей. Поэтому от устройства, планировки и оборудования торговых помещений во многом зависят качество обслуживания и эф­фективность торгового процесса в магазине.

Технологическая линия движения товаров в магазине непосред­ственно связывает торговые помещения и помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. К последним относятся: разгрузочные площадки, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные и др., экспедиция отдела заказов.

Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к прода­же должны иметь непосредственную связь с торговым залом и могут примыкать к нему с одной, двух или трех сторон. Наиболее рацио­нальным является размещение этих помещений на одном уровне с торговым залом. Размещение их в подвальном (полуподвальном) по­мещении существенно (до 30-40%) увеличивает трудоемкость работ при перемещении товаров внутри магазина. Взаимосвязь между тор­говыми помещениями и помещениями для приемки, хранения п под­готовки товаров к продаже определяется технологической схемой каждого типа магазина.



Помещения для приемки товаров должны обеспечивать возмож­ность быстрой разгрузки автотранспорта и использования средств механизации. Для этого уровень разгрузочных площадок должен совпа­дать или быть близок к уровню кузова автомашины. Разгрузочные площадки оснащают и уравнительными платформами, и врезанными в пол товарными Бесами. Это дает возможность использовать при раз­грузке, приемке и внутримагазинном перемещении товаров тариро­ванные тележки и колесные контейнеры. Для разгрузки транспортных средств и приемки товаров крупные магазины должны иметь крытые рампы, дебаркадеры.

Помещения для хранения товаров должны обеспечивать их сохран­ность в течение установленного срока хранения, соответствие факти­ческого режима хранения нормативному. Холодильные камеры сле­дует размещать в одном блоке, обеспечивая тем самым минимальные потери холода и возможность более экономичного централизованно­го хладоснабжения.

К устройству помещений для подготовки товаров к продаже долж­ны предъявляться повышенные общетехнические требования, так как характер работ, выполняемых в них (фасовка, нарезка, зачистка, мой­ка и др.), предусматривает использование специальных устройств и оборудования. Фасовочные помещения, например, следует размещать в непосредственной близости к торговому залу. Размещение других помещений определяется технологической схемой движения товар­ных потоков в магазине.

Таким образом, устройство и размещение всех помещений для при­емки, хранения и подготовки товаров к продаже следует подчинить требованиям рациональной организации торгового и технологическо­го процессов магазина. Эти помещения должны быть связаны между собой коридорами шириной не менее 1,8 м.


К подсобным помещениям магазина относятся помещения, ис­пользуемые для хранения тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, для мелкого ремонта инвентаря и оборудования, изго­товления рекламно-декоративных средств, приемки стеклянной тары от населения, а также моечные.

Подсобные помещения целесообразно размещать в боковой, наибо­лее отдаленной от торгового зала части здания, поскольку в торговом и технологическом процессах магазина прямою участия они не при­нимают.

Кладовую тары размещают вблизи разгрузочной площадки, что по­зволяет грузить освободившуюся тару па автомашины с минимальны­ми трудовыми затратами. Если в магазине организована приемка от населения стеклянной тары, кладовая должна иметь отдельный вход.

Служебные и бытовые помещения магазина (кабинет директора, сто­ловая, комната отдыха для персонала, комнаты общественных организа­ций, гардеробные, душевые, туалеты и др.) должны быть изолированы от помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, иметь отдельный вход или соединяться коридором с торговыми помеще­ниями. Если магазин размещен в отдельно стоящем здании, то для сокра­щения площади застройки целесообразно служебные и бытовые поме­щения устраивать на втором этаже. Устройство и интерьер этой группы помещений должны обеспечивать надлежащие условия труда и отдыха работникам магазина. В крупных магазинах целесообразно оборудовать кабинеты психологической разгрузки (релаксации).

К техническим помещениям магазина относятся вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, ка­меры кондиционирования воздуха и др. Устройство и размещение технических помещений определяются их функциональным назна­чением и соблюдением правил и требований техники безопасности и пожарного надзора.

В торговле внедрение достижений научно-технического прогресса неразрывно связано с оснащением магазинов различными видами оборудования: весоизмерительным, холодильным, торговыми автома­тами и др. Виды этого оборудования, принцип действия и предъявля­емые требования изучают в курсе «Торговое оборудование». Мы же рассмотрим здесь только так называемое немехапическое оборудова­ние, или торговую мебель. От правильности выбора торговой мебели зависит уровень обслуживания покупателей, пропускная способность магазина, численность работников и производительность их труда.


Торговую мебель классифицируют но различным признакам:

  1. месту использования,

  2. назначению,

  3. способу установки,

  4. материалу изготов­ления

Среди них основным является деление по месту использо­вания. По этому принципу различают торговую мебель для торговых помещений и мебель, находящуюся в помещениях для приемки, хра­нения и подготовки товаров к продаже.

Наиболее важную роль в повышении эффективности работы мага­зина играет торговая мебель, размещенная в торговом зале — основ­ном торговом помещении магазина. Различают основную мебель торгового зала, предназначенную для размещения товаров и работы персонала магазина по обслуживанию покупателей, и вспомогатель­ную, создающую дополнительные удобства для покупателей.

К основной мебели в магазинах самообслуживания относят при­стенное оборудование и островные горки, кабины кассиров-коптролеров, а в магазинах, осуществляющих продажу товаров с индивидуаль­ным обслуживанием покупателей, — прилавки для размещения това­ров и обслуживания покупателей, шкафы, подшкафники, служащие для выкладки товаров и их хранения на рабочих местах продавцов, кассовые кабины.

Оборудование для выкладки товаров может быть специализиро­ванным, изготовленным применительно к особенностям отдельных групп товаров (лотки для выкладки хлебобулочных изделий, прилавки-аквариумы для живой рыбы и т. п.), и универсальным, приспособлен­ным для размещения различных товаров.

При прогрессивной технологии доставки и продажи товаров в каче­стве оборудования для размещения товаров в торговых залах приме­няют тару-оборудование, которая может быть использована не только для выкладки товаров, но и для временного хранения дополнительно­го запаса. Основные требования к таре-оборудованию приведены в ГОСТ 24851-81 «Тара-оборудование. Основные параметры и раз­меры». Размещать такое оборудование в торговом зале можно в три яруса. Опыт работы универсамов подтверждает, что в этом случае две трети запасов товаров хранятся в торговом зале, позволяя тем самым сократить площадь кладовых.

Вспомогательная мебель торговых залов — это шкафы для хране­ния личных вещей покупателей, прилавки для размещения инвентар­ных корзин, столы и прилавки для упаковки товаров покупателями.

К торговой мебели предъявляются функционально-технологические, эргономические, экономические, санитарно-гигиенические и эстети­ческие требования.