Файл: Устройство и планировка помещений в магазине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Функционально-технологические требования к торговой мебели предполагают необходимость создания оптимальных условий для обеспечения наиболее рациональных приемов выкладки и размеще­ния товаров, возможность оперативного пополнения их запасов.

В магазинах самообслуживания конструкция торговой мебели долж­на обеспечивать максимальную вместимость товаров.

Емкость оборудования, его экспозиционная площадь оказывают непосредственное влияние на размер запасов товаров, размещаемых в торговом зале, пропускную способность магазина, эффективность использования торговой площади.

Важным показателем емкости оборудования для выкладки товаров является соотношение экспозиционной и установочной площади. Чем выше это соотношение, тем больше товаров может вместить оборудо­вание. Оборудование для выкладки товаров должно быть удобным и для покупателей, которым следует предоставить возможность вплот­ную подходить к выставленным товарам, отбирать их в инвентарные корзины и тележки. И, наконец, торговое оборудование должно обес­печивать сохранность качества.и внешнего вида товаров.

Эргономические требования предполагают оптимальное соответ­ствие размеров, конструктивных параметров торговой мебели антропо­метрическим данным человека. Ее конструкция должна быть удобна для торгового персонала, обеспечивать возможность работы без излишних наклонов, поворотов и других движений, вызывающих утомление и до­полнительные затраты времени, способствовать росту производительно­сти труда.

Оптимальная высота пристенных горок для выкладки товаров в магазинах самообслуживания составляет 180 см, при этом нижняя пол­ка горок должна быть установлена на высоте 30 см от пола, верхняя — на высоте 170 см. Высота прилавков в зоне самообслуживания, столов и прилавков для упаковки товаров, хранения инвентарных корзин и лич­ных вещей покупателей — 75-85 см, ширина — 60-90 см. Кабина кас­сира-контролера имеет длину 160 см, ширину — 100 см и высоту — 85 см.

Экономические требования предполагают конструктивную просто­ту торговой мебели, использование для ее производства дешевых мате­риалов. Мебель должна быть прочной, устойчивой, надежной в работе.

Наиболее эффективной является сборно-разборная секционная ме­бель из взаимозаменяемых унифицированных монтажных элементов. Такую мебель легко смонтировать в любом помещении, максимально используя торговую площадь.


Мебель торгового зала должна отвечать требованиям санитарии. Конструкция мебели должна позволять легко ее мыть и чистить.

Эстетические требования выражаются в том, что форма, внешняя отделка, цвет торговой мебели должны гармонировать с общим архи­тектурно-художественным оформлением торгового зала. Наружную поверхность мебели торговых залов магазинов, как правило, окраши­вают в светлые тона, подчеркивая тем самым чистоту помещения.

К торговой мебели помещений для приемки, хранения и подготов­ки товаров к продаже относят подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках), стеллажи для хранения мяс­ных туш, копченостей.

3.Планировка торгового зала магазина

Торговый зал — основная часть торговых помещений магазина. Здесь размещают рабочий и выставочный запас товаров. Площадь торгового зала занимает более половины общей площади магазина. Устройство и планировка торгового зала должны обеспечивать создание условий для высокого уровня торгового обслуживания.

В красивый магазин хочется зайти, он способствует созданию хорошего настроения, которое положительным образом сказывается на процессе выбора и покупки товаров. Удачное решение внешнего вида магазина привлечет покупателей, но дальнейшее путешествие по торговому залу должно не только не разочаровать их, но и подтвердить первое предположение – они попали туда, куда нужно. Дальнейший успех магазина зависит от правильной планировки и оформления торгового пространства. Только создав максимально благоприятную и понятную для покупателей обстановку, магазин может обеспечить себе постоянных покупателей и завоевать новых.

Принципы планировки

«Правильная» планировка торгового зала магазина должна обеспечивать:

• прохождение покупателей по всей площади торгового зала;

• удобство ориентации и передвижения покупателей в торговом зале;

• эффективное зонирование – распределение мест для различных товарных категорий с тем, чтобы добиться их максимальной экономической эффективности;

• эффективное расположение торгового оборудования;

• эмоционально комфортную для покупателей обстановку, способствующую повышению числа покупок.

Вопрос с планировкой торгового зала возникает в первую очередь при открытии магазина, однако и для многих уже работающих магазинов этот вопрос крайне актуален.



Розничные торговцы иногда и не подозревают, что одной из причин недостаточного товарооборота (по всем товарам или по отдельным группам) являются ошибки в планировке торгового зала, в результате которых часть торговых площадей не работает с должной эффективностью. К сожалению, ни прекрасно подобранный ассортимент, ни привлекательный дизайн не смогут в этом случае изменить ситуацию и повысить продажи. Частично компенсировать недостатки планировки в состоянии только продавцы-консультанты, которые могут «за руку» подвести покупателя к определенным прилавкам и витринам. Однако для полного решения проблемы, как правило, требуется реорганизация торгового зала (ремонт и закупка нового торгового оборудования), а это требует значительных затрат.

Что же нужно знать о планировке торгового зала магазина, чтобы не допускать ошибок? Как проанализировать имеющуюся в магазине планировку, определить ее сильные и слабые стороны?

Проектирование торгового зала начинается с определения площади и формы торгового зала. Наиболее распространенной и удобной является форма прямоугольника (или квадрата) или планировка, близкая по форме к кругу (овалу) – как для всего торгового зала, так и для отдельных отделов и секций В торговом зале прямоугольной формы легко располагать торговое оборудование и планировать покупательские потоки, а простота формы зала обеспечивает его функциональность – покупатель не отвлекается на замысловатые архитектурные детали, не тратит время на изучение планировки, так как она и так понятна. Не отвлекать внимание покупателя от товара – это важный принцип организации торгового пространства магазина В большинстве магазинов ни дизайн, ни планировка, ни торговое оборудование не должны становиться объектом пристального внимания покупателя (исключение – дорогие бутики).

Конечно, удобнее, если магазин строится с нуля – компания проектирует желаемую форму торгового зала. Если же форма торгового зала уже задана и она не является простой прямоугольной формой, требуется приложить определенные усилия, чтобы, с одной стороны, сделать форму зала понятной и удобной для покупателей, с другой – максимально эффективно использовать торговые площади.

Следующий шаг – определить, где будет располагаться вход в магазин. Поскольку спонтанное движение людей (т. е. покупателей) – это движение против часовой стрелки, то вход правильнее организовать с правой стороны. Люди ходят справа налево, так как большинство имеют ведущую правую ногу и правый глаз, являясь правшами. Людям удобнее смотреть справа от себя, брать товары справа, а не слева Кстати, по этой причине в ряду стеллажей, расположенных напротив друг друга, с однотипным товаром товары справа всегда продаются лучше, чем слева.


В магазине небольшой площади вход может быть и посередине, в этом случае движение против часовой стрелки внутри торгового зала организуется за счет специального размещения торгового оборудования.

Если магазин расположен в здании на пересечении улиц, вход нужно располагать со стороны улицы с более интенсивным потоком людей и машин.

Далее необходимо определить основные зоны торгового зала, распределить товарные категории или бренды в торговом зале и составить план расстановки торгового оборудования. От размеров торгового зала и удобства планировки во многом зависят пропускная способность магазина и объем его товарооборота.

Коэффициент установочной площади рассчитывается по формуле:

К = П • П ,

где К — коэффициент установочной площади;

Пг|Л — площадь торгового зала, занятая оборудованием с товарами, м2;

Пп — общая площадь торгового зала, м2.

Экспозиционная площадь — это площадь выкладки товаров, слага­емая из площадей всех плоскостей оборудования, используемых для показа товаров.

Коэффициент экспозиционной площади рассчитывается по фор­муле:

К -П :П,

Э II О'

где Кэ — коэффициент экспозиционной площади; П — площадь полок оборудования, используемая для выкладки това­ров, м2; П — общая площадь торгового зала, м2.

В зависимости от вида, назначения и конструкции торгового обору­дования коэффициент экспозиционной площади может быть различ­ным. На его снижение в продовольственных магазинах влияет нали­чие в общем количестве оборудования торгового зала охлаждаемых горок, которые имеют соотношение установочной и экспозиционной площадей 1:1. В настоящее время расширяется производство горок с машинным охлаждением с двумя полками для выкладки товаров, что позволяет повысить коэффициент экспозиционной площади.

Повышение установочной площади в магазинах с интенсивным покупательским потоком ведет к неудобствам и стесненности. Увели­чение экспозиционной площади также не всегда оправдано, так как приводит к расширению кладовых и камер хранения. Поэтому выбор оптимальных значений и соотношения коэффициентов установочной и экспозиционной площадей является важной частью проектирования.


4.Базы проектирования магазина

Сеть магазинов будет развиваться в перспективе за счет строительства преимущественно отдельно стоящих торговых зданий, в которых име­ется возможность для рациональной организации торгового и техно­логического процессов и эффективного использования торговой пло­щади и оборудования, а также за счет реконструкции и технического перевооружения действующих магазинов. Это отвечает требованиям ускорения технического прогресса в торговле. Одновременно получит развитие сеть небольших встроенно-пристроенных магазинов по про­даже товаров повседневного спроса, максимально приближенных к по­купателям, особенно в районах новостроек.

Перспективные направления развития сети магазинов основаны на принципиально новых, повышенных требованиях к их проектирова­нию, а также к финансированию строительно-монтажных и проект­ных работ.

Повышению качества проектов способствует разработка их на кон­курсной основе.

Проекты торговых зданий и помещений магазинов, размещенных на первых этажах жилых домов, могут, быть типовыми и индивиду­альными.

Типовое проектирование — основное направление в строительстве продовольственных магазинов. Оно обеспечивает возможность мно­гократного использования проектной документации, снижает сто­имость проектных работ. Типовые проекты разрабатываются в соот­ветствии с классификацией магазинов.

Индивидуальные проекты разрабатываются, как правило, для круп­ных универсальных магазинов.

В настоящее время большое внимание уделяется разработке типо­вых и индивидуальных проектов предприятий торговли из легких ме­таллических конструкций. Их применение дает возможность снижать расходы на строительство и ускорять его, строить облегченные здания торговых предприятий. Все это позволит в значительной степени ин­тенсифицировать развитие торговой сети, что особенно важно для но­вых микрорайонов.

При строительстве магазинов по типовым проектам торговая орга­низация должна выбрать проект, представить проектной организации заказ на его привязку к земельному участку, а также все сведения, необ­ходимые для выполнения проектных работ. С индивидуальным проектированием магазинов торговым организациям приходится чаще встречаться при реконструкции действующих магазинов и проектировании магазинов в помещениях, ранее не использовавшихся для торговли.