Файл: Методика развития проектных умений у младших школьников на уроках технологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 4
Оценка уровня сформированности показателей результативности изучения технологии
Название уровня | Характеристика |
Высокий | Показатель проявляется в значительной степени, на уровне теоретической и практической готовности к выполнению соответствующей деятельности (описываемой данным показателем), а также характеризуется осознанным отношением школьника к соответствующей деятельности и осознанием необходимости самосовершенствования в ней. |
Средний | Показатель проявляется в достаточной степени, на уровне теоретической и практической готовности к выполнению соответствующей деятельности (описываемой данным показателем), но не всегда характеризуется осознанным отношением школьника к соответствующей деятельности и осознанием необходимости самосовершенствования в ней. |
Низкий | Показатель проявляется в незначительной степени на уровне теоретической и практической готовности к выполнению соответствующей деятельности (описываемой данным показателем), отношение к соответствующей деятельности и необходимость самосовершенствования в ней абсолютно не осознаны школьником. |
Для оценивания уровня результативности изучения технологии по критериям когнитивный, деятельностный и личностный нами были использованы методики Е.Э. Воропаевой, Г.М. Геронимус.
Для выявления уровня результативности изучения технологии мы использовали метод тестирования (для оценки показателей когнитивного критерия), метод анализа работ учащихся и выполнения творческих заданий (для оценки показателей деятельностного критерия); тестирования самооценки и экспертной оценки (для оценки показателей личностного критерия).
В результате мы получили данные представленные в таблице 5.
Таблица 5
Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов»
Уровень сформированности | Количество учащихся |
Высокий | 5 |
Средний | 11 |
Низкий | 4 |
Рис. 2. Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов»
Анализ результатов показывает, что уровень результативности изучения технологии по показателю «знание композиционных основ изделий из различных материалов» находиться на среднем уровне.
По показателю: «знание конструктивно-технологических основ обработки» мы получили следующие данные.
Таблица 6
Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание конструктивно-технологических основ обработки»
Уровень сформированности | Количество учащихся |
Высокий | 2 |
Средний | 12 |
Низкий | 6 |
Рис. 3 Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание конструктивно-технологических основ обработки»
Анализ результатов по показателю: «знание конструктивно-технологических основ обработки» показывает, что большинство учащихся имеют средний уровень.
По показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» мы получили следующие данные
Таблица 7
Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места»
Уровень сформированности | Количество учащихся |
Высокий | 3 |
Средний | 13 |
Низкий | 4 |
Рис 4 Уровень результативности изучения технологии по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места»
Результаты по показателю «знание норм безопасности труда, организации рабочего места» показывают средний уровень знаний.
При оценивании показателей деятельностного критерия получены следующие результаты. По показателю «умение выбрать композиционное решение изделия» мы получили следующие данные (таблица 8), (рисунок 5).
Таблица 8
Результата анализа показателя «умение выбрать композиционное решение изделия»
Уровень сформированности | Количество учащихся |
Высокий | 4 |
Средний | 12 |
Низкий | 4 |
Рис 5. Результат анализа показателя «умение выбрать композиционное решение изделия»
В результате представленных данных можно сделать следующий вывод, что в данной группе испытуемых преобладает средний уровень.
В результате анализа показателей «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования» мы получили следующие данные (таблица 9), (рисунок 6).
Таблица 9
Уровень «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования»
Уровень сформированности | Количество учащихся |
Высокий | 1 |
Средний | 12 |
Низкий | 7 |
Рис 6. Уровень «умение разработать конструкцию и технологию изделия, обосновать выбор материалов и технологического оборудования»
В результате представленных данных можно сделать следующий вывод: большинство учащихся имеют средний уровень.
Для оценки показателей по личностному критерию мы выделили 2 показателя:
– творческие способности;
– способность к саморазвитию
Результаты экспертной оценки по показателю «творческие способности» показывают следующее (таблица 10), (рисунок 7).
Таблица 10
Результаты оценки по показателю: «творческие способности»
Уровень сформированности | Количество учащихся |
Высокий | 5 |
Средний | 12 |
Низкий | 3 |
Рис 7. Результаты оценки по показателю: «творческие способности»
В результате полученных данных можно сделать следующий вывод: среди учащихся преобладает средний уровень.
Для выявления уровня сформированности результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию» был применен метод экспертных оценок.
Результаты представлены ниже (таблица 11), (рисунок 8).
Таблица 11
Уровень результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию»
Уровень сформированности | Количество учащихся |
Высокий | 3 |
Средний | 10 |
Низкий | 7 |
Рис 8. Уровень результативности изучения технологии по показателю «способность к саморазвитию»
Результаты экспертных оценок показывают, что способность к саморазвитию в основном на среднем уровне.
Заинтересованность школьников к изучению технологии оценивалась с использованием самооценки, метода экспертных оценок и метода анализа работ учащихся. В результате выявлено, что заинтресованность школьников к изучению технологии находится на среднем уровне, что видно из таблицы 12 и рисунка 9
Таблица 12
Уровень заинтересованности школьников к изучению технологии
Уровень сформированности | Количество учащихся |
Высокий | 3 |
Средний | 10 |
Низкий | 7 |
Рис 9. Уровень заинтересованности школьников к изучению технологии
Таким образом, экспериментальное исследование подтвердило, что результативность изучения технологии, оцениваемая по предложенным нами критериям, в целом сформированы на среднем уровне.
2.2. Содержание работы по развитию проектных умений детей младшего школьного возраста на уроках технологии
На основании полученных данных в ходе экспериментального исследования, на основе примерных учебных программ по технологии, учебно-методического плана учителя, нами разработан вариант раздела «декоративно – прикладное искусство» и тематика творческих проектов для 4-х классов, представленный в таблице 1.
Таблица 1
Тематический план
№ Занятия | Дата | Тема урока | Практическая работа | Кол-во часов | ||||
Мягкая игрушка | ||||||||
| | Из истории народной игрушки и народного костюма. Мягкая игрушка и сувениры. | Материалы и принадлежности Выбор объектов труда. | 2 | ||||
| | Плоская мягкая игрушка. Сувениры из ткани. Цветовой круг. Сочетание цветов. | Составление эскиза игрушки или сувенира. Выбор деталей отделки (сувенир «Матрешка»). | 2 | ||||
| | Объемная игрушка из меха и лоскутков ткани. | Игрушки «Собака», «Медвежонок», «Поросёнок» «Зайчонок». Перевод деталей на ткань и мех. Раскрой деталей. | 2 | ||||
| | Последовательность выполнения работы. Окончательная отделка игрушки. | Пошив и отделка игрушки. Выставка лучших работ. | 2 | ||||
Аппликация | ||||||||
| | Применение техники аппликации в декорировании интерьера, в украшении одежды ее ремонта Инструменты и материалы. Способы соединения деталей аппликации ручными петельными стежками, машинной сточкой, склеиванием). | Выбор объекта туда (салфетка, настенное панно, подушка и т. п.). выбор рисунка и способа соединения деталей аппликации. Изготовление выкроек. | 2 | ||||
| | Технология раскроя и соединения деталей аппликации. | Раскрой деталей аппликации. Начало работы с изделием. | 2 | ||||
| | | Работа с изделием. | 2 | ||||
| | Технология оформления | Оформление готового изделия. | 2 | ||||
Вышивка строчным швом – мережка | ||||||||
| | Виды швов, применяемых в вышивке. Инструменты и приспособления, выбор материала. Технология подготовки ткани – выдергивание нитей. | Подготовка ткани к выполнению строчных швов. | 2 | ||||
| | Технология выполнения простых видов мережки: кисточка, столбик, в раскол. | Выполнение строчных швов на образце. Выбор объекта труда – носовой платок, салфетка, воротничок и т.п. | 2 | ||||
| | Технология выполнения более сложных строчных швов: снопик, жучек и т.д. | Работа с изделие: выдергивание нитей, выполнение строчных швов. | 2 |