Файл: КП. Драчев Г.И.Теория электропривода.2002_КП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2674

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

0

н

н

яц

ω

М

k

β

=

                                                                                                 

Рис

. 16.2.   

К

 

расчету

 

параметров

 

задатчика

 

интенсивности

или

                                    

,

k

М

ω

яц

доп

.

уск

0

=

                                                     (16.9)

где

жесткость

 

механической

 

характеристики

  

системы

  

преобразователь

 - 

двига

-

тель

.

ПИ

 

задатчик

 

интенсивности

 

определяет

 

начальную

 

пусковую

 

механическую

характеристику

проходящую

 

через

 

точки

 

ω

∆ω

 

и

 

М

 = 

М

доп

.

уск

.

В

 

системе

 

преобразователь

 

частоты

 – 

асинхронный

 

двигатель

 

начальная

пусковая

 

характеристика

 

определяется

 

минимальной

 

частотой

 

преобразователя

а

величина

 

пускового

 

момента

 

при

 

этой

 

минимальной

 

частоте

 

существенно

 

сниже

-

на

 

из

за

 

значительного

 

влияния

 

активного

 

сопротивления

 

статорной

 

цепи

 

двига

-

теля

Пусковую

   

характеристику

 

этой

 

системы

в

 

которой

 

пусковой

 

момент

 

был

бы

 

равен

 

моменту

допустимому

 

по

 

ускорению

приходится

 

рассчитывать

 

мето

-

дом

 

подбора

В

 

первом

 

приближении

 – 

это

 

параллельный

 

перенос

 

естественной

механической

   

характеристики

  (

см

. 15.9.2). 

Последующий

 

подбор

 

проще

 

выпол

-

нить

 

с

 

помощью

 

программы

 harad (

см

приложение

 

Е

).

                     17. 

СТРУКТУРНЫЕ

 

СХЕМЫ

 

ЭЛЕКТРОПРИВОДА

        

Для

 

выполнения

 

расчётов

связанных

 

с

 

оценкой

 

статических

 

и

 

динамических

характеристик

 

электропривода

полезно

 

составить

 

для

 

выбранного

 

варианта

 

ком

-

плектного

 

электропривода

 

структурную

 

схему

 

силовой

 

части

 

электропривода

 

и

рабочей

 

машины

В

 

этом

 

разделе

 

проекта

 

производится

 

определение

 

пара

метров

(

статических

 

коэффициентов

 

усиления

 

и

 

постоянных

 

времени

структурных

∆ω

о

ω

онач

ω

окон

ω

о

ПИ

Т

зи

0

t

И

1


background image

47

звеньев

описывающих

 

регулировочные

 

свойства

 

двигателя

тиристорного

 

преоб

-

разователя

механической

 

части

 

электропривода

 (

двигателя

 

и

 

рабочей

 

машины

).

      

Структурные

 

схемы

 

составляются

 

на

 

основании

 

дифференциальных

 

урав

-

нений

 

звеньев

записанных

 

в

 

абсолютных

 

или

 

относительных

 

единицах

Запись

уравнений

 

в

 

относительных

 

единицах

 

позволяет

 

заметно

 

упростить

 

запись

 

самих

уравнений

 

и

 

последующие

 

расчёты

В

 

качестве

 

базовых

 

величин

 

рекомендуется

принимать

 [10]:

  1. 

для

 

напряжений

 

и

 

токов

 

в

 

цепях

 

обмоток

 

двигателей

момента

 

двигателя

 – 

их

номинальные

 

значения

;

  2. 

для

 

скорости

 

вращения

 

двигателя

 – 

скорость

 

идеального

 

холостого

 

хода

при

 

номинальном

 

магнитном

 

потоке

 

и

 

напряжении

 

питания

 

обмоток

 

двигателя

;

  3. 

для

 

частоты

 

напряжения

 

двигателя

 

переменного

 

тока

 – 

частоту

 50 

Гц

 

питаю

-

щей

 

сети

;

  4. 

для

 

напряжений

 

на

 

входах

 

тиристорных

 

преобразователей

 – 

те

 

приращения

входных

 

напряжений

которые

 

для

 

преобразователя

 

с

 

линеаризованной

 

статиче

-

ской

 

характеристикой

 

создают

 

изменение

 

выходного

 

напряжения

равное

 

базово

-

му

 

напряжению

 

на

 

двигателе

 

или

 

базовой

 

частоте

 (

для

 

двигателя

 

переменного

 

то

-

ка

);

  5. 

для

 

задающих

 

напряжений

 

на

 

входе

 

задатчиков

 

интенсивности

 – 

базовое

 

на

-

пряжение

 

на

 

входах

 

тиристорных

 

преобразователей

.

17.1.  

Структурная

 

схема

 

механической

 

части

 

электропривода

        

Механическая

 

часть

 

электропривода

 

включает

 

в

 

себя

 

движущиеся

 

массы

 

дви

-

гателя

передачи

 

и

 

рабочей

 

машины

Структурные

 

схемы

 

механической

 

части

должны

 

учитывать

 

упругие

 

связи

 

и

 

распределение

 

моментов

 

инерции

 

между

 

дви

-

гателем

 

и

 

рабочей

 

машиной

Многомассовые

 

упругие

 

системы

 

чаще

 

всего

 

свора

-

чиваются

 

в

 

двухмассовые

 

системы

 

с

 

присоединением

 

малых

 

маховых

 

масс

 

к

звеньям

 

механической

 

части

обладающих

 

большими

 

маховыми

 

массами

т

.

е

к

ротору

 

двигателя

 

и

 

рабочей

 

машине

 [10].

       

Дифференциальные

 

уравнения

описывающие

 

поведение

 

двухмассовой

 

упру

-

гой

 

системы

без

 

учёта

 

диссипативных

 

сил

 

и

 

зазоров

 

в

 

передаче

имеют

 

вид

 [10]:

                             

;

dt

d

J

M

M

M

1

1

1

c

12

ω

=

                             

;

dt

d

J

M

M

2

2

2

c

12

ω

=

                                                        (17.1)

                             

).

(

c

M

2

1

пр

12

ϕ

ϕ

=

Продифференцировав

 

во

 

времени

 

последнее

 

уравнение

перепишем

 

систему

 

диф

-

ференциальных

 

уравнений

Оставим

 

в

 

левой

 

части

 

члены

 

уравнений

содержащие

производные

Положим

 

также

что

х

пер

1

c

M

M

M

M

+

=

=

pc

2

c

M

M

=

дв

1

J

J

δ

=

пр

2

J

J

=

;


background image

48

                                 

M

M

M

dt

d

ω

δ

J

12

1

дв

=

;

                                 

2

1

12

пр

ω

ω

dt

dM

c

1

=

;                                            (17.2)

                                

рс

12

2

пр

M

M

dt

d

ω

J

=

.

Принимаем

 

в

 

качестве

 

базовых

 

величин

 

номинальные

 

данные

 

двигателя

:

                              

н

б

         

н

0

б

M

M

=

=

ω

ω

.

Получим

 

систему

 

дифференциальных

 

уравнений

 

в

 

о

.

е

.

                              

;

M

M

M

dt

d

M

J

12

1

н

н

0

дв

=

ω

ω

δ

                              

;

2

1

12

н

0

н

пр

dt

M

d

M

C

1

ω

ω

=

ω

                                       (17.3)

                              

.

рс

12

2

н

н

0

пр

M

M

dt

d

M

J

=

ω

ω

        

Коэффициенты

 

при

 

производных

 

представляют

 

собой

 

постоянные

 

времени

:

двигателя

                              

 ;

 

M

J

T

н

н

0

дв

дв

ω

δ

=

                                                      (17.4)

упругого

 

звена

                             

   

)

ω

/(

С

M

T

0

н

пр

н

c

=

                                             (17.5)

рабочего

 

органа

                                       

    

.

М

J

T

н

н

0

пр

ро

ω

=

                                                (17.6)

Структурная

 

схема

 

двухмассовой

 

упругой

 

системы

 

представлена

 

на

 

рис

. 17.1,

а

.

Главные

 

инерционные

 

массы

представленные

 

интегрирующими

 

звеньями

 

с

 

по

-

стоянными

 

времени

 

Т

дв

 

и

 

Т

ро

разделены

 

интегрирующим

 

звеном

 

с

 

постоянной

времени

 

Т

с

.

В

 

идеально

 

жесткой

 

механической

 

системе

 

Т

с

 = 0 

и

 

структурная

 

схема

 

меха

-

нической

 

части

 

преобразуется

 

в

 

интегрирующее

 

звено

 (

см

рис

. 17.1,

б

с

 

механи

-

ческой

 

постоянной

 

времени

                 

 

Т

Т

М

)

J

J

(

T

        

.

ро

дв

н

н

0

пр

дв

дв

+

=

ω

+

δ

=

                              (17.7)


background image

49

Рис

. 17.1. 

Структурные

 

схемы

:

а

двухмассовой

 

упругой

 

системы

;

б

идеально

 

жёсткой

 

механической

 

системы

               

17.2. 

Структурная

 

схема

 

электромеханического

преобразования

 

энергии

Электромеханические

 

преобразователи

 

энергии

 

обеспечивают

 

преобразование

электрической

 

энергии

 

на

 

зажимах

 

двигателя

 (U, I) 

в

 

механическую

 (M, 

ω

на

 

ро

-

торе

 (

якоре

двигателя

.

Дифференциальные

 

и

 

алгебраические

 

уравнения

 

двигателя

 

постоянного

 

тока

независимого

 

возбуждения

 

учитывают

 

электромагнитную

 

инерцию

 

якоря

 

и

 

об

-

мотки

 

возбуждения

 

и

 

падение

 

напряжения

 

на

 

сопротивлениях

 

машины

:

                                   

dt

dI

L

r

I

E

U

яц

яц

+

+

=

;

                                   

dt

d

Ф

w

r

i

u

в

в

в

в

+

=

;

                                   

   

          

          

;

k

Ф

E

ω

=

                                          (17.8)

                                   

;

I

k

Ф

M

=

                                   

;

0

ω

k

Ф

U

=

                                   

).

i

(

f

Ф

в

=


background image

50

В

 

приведенных

 

уравнениях

 

не

 

учитывается

 

реакция

 

якоря

 (

двигатель

 

ком

-

пенсирован

), 

момент

 

холостого

 

хода

 

М

х

 

отнесён

 

к

 

статическому

 

моменту

 

Мс

,

число

 

витков

 

обмотки

 

возбуждения

                                     

вп

п

в

w

p

2

w

=

σ

определяют

 

по

 

числу

 

витков

 

на

 

полюс

 W

вп

числу

 

полюсов

 2

рп

 

и

 

учитывают

 

ко

-

эффициент

 

рассеивания

 

σ

 = 1.2.

Принимая

 

в

 

качестве

 

базовых

 

величин

 

номинальные

 

данные

 

двигателя

 (

см

.

п

.17), 

получим

 

уравнения

 

цепей

 

в

 

относительных

 

единицах

                           

I

)

ω

ω

(

k

Ф

dt

I

d

r

L

0

яц

яц

яц

=

;

                          

         

          

I

Ф

M

=

                                                              (17.9)

                         

в

в

вн

в

н

в

i

u

dt

Ф

d

i

r

Ф

w

=

.

Коэффициенты

 

при

 

производных

 

представляют

 

собой

 

электромагнитные

 

по

-

стоянные

 

времени

:

– 

якорной

 

цепи

                                                 

       

яц

яц

э

r

/

L

T

=

                                          (17.10)

– 

цепи

 

возбуждения

                                                 

 

          

i

r

Ф

w

T

вн

в

н

в

в

=

                                    (17.11)

Коэффициент

                                   

        

I

I

I

R

U

k

н

кз

н

яц

н

яц

=

=

                                          (17.12)

           – 

кратность

 

тока

 

короткого

 

замыкания

.

Структурная

 

схема

 

электромеханического

 

преобразования

 

энергии

 

в

 

двигателе

независимого

 

возбуждения

 

представлена

 

на

 

рис

. 17.2.

Как

 

видно

 

из

 

структурной

 

схемы

изменение

 

потока

 

вносит

 

существенную

нелинейность

 

в

 

виде

 

блоков

 

произведения

 

в

 

математическое

 

описание

 

процессов

в

 

цепи

 

якоря

так

 

как

                              

;

  

I

Ф

M

=

 

.

ω

Ф

E

=

В

 

то

 

же

 

время

 

процессы

 

в

 

цепи

 

возбуждения

 

протекают

 

независимо

 

от

 

про

-

цессов

 

в

 

якорной

 

цепи

Однако

 

наличие

 

кривой

 

намагничивания

 

двигателя

 

в

 

цепи

обратной

 

связи

 

по

 

потоку

 

изменяет

 

коэффициент

 

усиления

 

контура

 

возбуждения

.

Ф

/

I

K

я

в

=

В

 

целом

 

цепь

 

возбуждения

 

представляет

 

собой

 

апериодическое

 

звено

 

с

 

постоян

-

ной

 

времени

 

Т

в

 / 

К

в

зависящий

 

от

 

величины

 

тока

 

возбуждения

.

При

 

постоянном

 

потоке

 

Ф

 = 

Ф

н

 

структурная

 

схема

 

упрощается

I

M

   

ω

E

   

;

ω

U

 

0

=

=

=

,

и

 

цепь

 

якоря

 

представляет

 

собой

 

апериодическое

 

звено

 

с

 

электромагнитной

 

по

-

стоянной

 

времени

 

Т

я

 (

см

рис

. 17.2,

в

).