Файл: КП. Драчев Г.И.Теория электропривода.2002_КП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2678

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56

Структурная

 

схема

 

системы

 

ПЧ

 – 

АД

 

в

 

общем

 

виде

 

сложна

Если

 

допустить

определённые

 

ограничения

 (

β

 = const, 

М

к

 = const 

и

 

др

.), 

то

 

для

 

настройки

 

систем

управления

 

можно

 

составить

 

структурную

 

схему

 

для

 

рабочего

 

участка

 

механиче

-

ской

 

характеристики

Однако

 

при

 

таких

 

допущениях

 

возникают

 

погрешности

 

в

расчётах

 

электромеханического

 

преобразования

 

энергии

Отсутствуют

 

способы

расчета

 

токов

 

в

 

цепях

 

двигателя

Существенно

 

искажаются

 

показатели

 

нагрева

,

так

 

как

 

для

 

расчета

 

приходится

 

использовать

 

метод

 

эквивалентного

 

момента

,

также

 

искажаются

 

энергетические

 

показатели

 

системы

 

электропривода

Поэтому

сложность

 

структурной

 

схемы

 

ПЧ

 – 

АД

 

зависит

 

от

 

задач

которые

 

с

 

её

 

помощью

нужно

 

решать

.

18. 

РАСЧЕТ

 

ПЕРЕХОДНЫХ

 

ПРОЦЕССОВ

 

И

 

ПОСТРОЕНИЕ

          

НАГРУЗОЧНЫХ

 

ДИАГРАММ

 

ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Переходные

 

процессы

 

электропривода

 

возникают

 

при

 

изменении

 

управляю

-

щих

 

и

 

возмущающих

 

воздействий

.

При

 

пуске

 

электроприводов

 

по

 

системе

 

управляемый

 

преобразователь

 – 

дви

-

гатель

 (

УП

 – 

Д

), 

к

 

которым

 

относятся

 

системы

 

ТП

 – 

Д

преобразователь

 

частоты

 –

асинхронный

 

двигатель

 

и

 

др

., 

производится

 

изменение

 (

увеличение

управляюще

-

го

 

воздействия

обуславливающее

 

соответствующее

 

изменение

 

напряжения

 

на

якорной

 

обмотке

 

двигателя

 

постоянного

 

тока

 

или

 

частоты

 

питания

 

статорной

 

об

-

мотки

 

двигателя

.

При

 

торможении

 

таких

 

электроприводов

 

управляющее

 

воздействие

 

снижает

-

ся

при

 

этом

 

происходит

 

снижение

 

напряжения

 

или

 

частоты

.

Управляющим

 

воздействием

 

в

 

электроприводах

 

по

 

системе

 

УП

 – 

Д

 

является

задающее

 

напряжение

При

 

изменении

 

знака

 (

полярности

задающего

 

напряжения

изменяется

 

полярность

 

напряжения

 

на

 

якорной

 

обмотке

 

или

 

порядок

 

следования

фаз

 

напряжения

 

на

 

статорной

 

обмотке

вызывая

 

реверсирование

 

двигателя

.

Переходные

 

процессы

 

возникают

 

также

 

при

 

изменениях

 

возмущающих

 

воз

-

действий

в

 

частности

 – 

при

 

изменениях

 

по

 

величине

 

или

 

направлению

 

действия

(

знаку

момента

 

статических

 

сопротивлений

.

Если

 

двигатель

 

получает

 

питание

 

от

 

цеховой

 

сети

 

и

 

управление

 

осуществля

-

ется

 

релейно

-

контакторной

 

системой

процессы

 

пуска

 

и

 

торможения

 

обеспечива

-

ются

 

введением

 

в

 

силовую

 

цепь

 

двигателя

 

добавочных

 

сопротивлений

Изменение

сопротивлений

 

в

 

цепи

 

двигателя

 

обычно

 

выполняется

 

с

 

помощью

 

электромагнит

-

ных

 

контакторов

включение

 

и

 

отключение

 

которых

 

производят

 

автоматически

реле

 

тока

времени

скорости

настроенные

 

на

 

требуемые

 

значения

 

координат

электропривода

или

 

вручную

 

оператором

.

Расчёт

 

переходных

 

режимов

 

необходим

 

для

:

–  

определения

 

времени

 

и

 

характера

 

их

 

протекания

;

– 

оценки

   

их

    

соответствия

  

требованиям

  

технологического

  

процесса

   

ра

-

бочего

 

органа

;

–  

оценки

 

механических

 

и

 

электрических

 

перегрузок

;


background image

57

– 

правильного

  

выбора

  

мощности

  

двигателей

преобразователей

  

и

 

аппара

-

туры

 

управления

.

Нагрузочные

 

диаграммы

построенные

 

для

 

переходных

 

и

 

установившихся

режимов

 

работы

 

электропривода

дают

 

возможность

 

проверить

 

выбранный

 

двига

-

тель

 

по

 

условиям

 

заданной

 

производительности

по

 

нагреву

кратковременной

 

пе

-

регрузке

 

и

 

условиям

 

пуска

Они

 

используются

 

также

 

для

 

проверки

 

по

 

нагреву

пусковых

 

и

 

тормозных

 

резисторов

для

 

проверки

 

по

 

допускаемым

 

нагрузкам

 – 

ти

-

ристорных

 

преобразователей

.

На

 

характер

 

переходного

 

процесса

 

оказывают

 

существенное

 

влияние

 

меха

-

ническая

 

инерция

 

электропривода

жесткость

 

механической

 

передачи

электро

-

магнитная

 

инерция

 

обмоток

 

двигателя

 

и

 

элементов

 

преобразователя

Для

 

анализа

влияния

 

этих

 

факторов

 

на

 

вид

 

нагрузочных

 

диаграмм

 

для

 

одного

 

переходного

процесса

 – 

пуска

 

при

 

грузовом

 

движении

 – 

рассчитываются

 

переходные

 

процес

-

сы

:

     – 

без

 

учёта

 

упругости

 

передачи

 

и

 

электромагнитной

 

инерции

 (

механический

процесс

 

жёсткой

 

системы

);

     – 

с

 

учётом

 

упругости

 

передачи

 (

механический

 

процесс

 

упругой

 

системы

);

     – 

с

 

учётом

 

электромагнитной

 

инерции

 (

электромеханический

 

процесс

);

     – 

с

 

учётом

 

электромагнитной

 

инерции

 

и

 

упругости

 

передачи

.

Расчёт

 

нагрузочных

 

диаграмм

 

для

 

всего

 

цикла

 

работы

 (

два

 

пуска

 

и

 

два

 

тор

-

можения

выполняется

 

с

 

учётом

 

электромагнитной

 

инерции

Учет

 

упругости

 

пе

-

редачи

 

выполняется

 

по

 

согласованию

 

с

 

руководителем

 

проекта

.

                      18.1. 

Переходный

 

процесс

 

в

 

механической

 

части

электропривода

 

с

 

идеально

  

жесткими

 

связями

          

Расчёт

 

нагрузочных

 

диаграмм

 

при

 

пуске

торможении

сбросе

 

и

 

набросе

 

на

-

грузки

 

сводится

 

к

 

решению

 

уравнения

 

движения

                                             

dt

d

ω

J

M

M

c

+

=

 (

при

 

постоянном

 

моменте

 

инерции

 J) 

и

 

уравнения

 

механической

 

характеристики

двигателя

                                                   

ω

].

(t)

[

ω

β

M

0

=

При

 

питании

 

от

 

тиристорных

 

преобразователей

когда

 

переходные

 

процессы

формируются

 

задатчиком

 

интенсивности

                                         

     

          

,

t  

ξ

ω

(t)

ω

0

онач

0

+

=

                (18.1)

где

 

ω

0

нач

скорость

 

холостого

 

хода

 

в

 

начале

 

переходного

 

процесса

 

при

 t = 0;

      

ξ

0

 = 

М

дин

 / J – 

угловое

 

ускорение

 

вала

 

двигателя

определяемое

 

по

 

заданной

величине

 

допустимого

 

ускорения

 

a

 

и

 

рассчитанных

 

значениях

 

динамического

момента

 

М

дин

 

и

 

суммарного

 

момента

 

инерции

 

системы

.

При

 

постоянном

 

статическом

 

моменте

 

М

с

 

и

 

прямолинейной

 

механической

 

харак

-

теристике

что

 

справедливо

 

для

 

двигателей

 

постоянного

 

тока

 

независимого

 

и

 

па

-

раллельного

 

возбуждения

 

и

 

для

 

асинхронных

 

двигателей

 

на

 

участке

 

механиче

-


background image

58

ской

 

характеристики

 

с

 

М

 < 0.8

*

М

к

где

 

М

к

 

– 

критический

 

момент

возможно

 

по

-

строение

 

нагрузочных

 

диаграмм

 

по

 

аналитическим

 

выражениям

 [10].

  

         

;

  

e

)

J

M

M

(

J

M

)

t

(

M

T

м

t

0

c

нач

0

c

+

+

=

ξ

ξ

         (18.2)

      

,

  

e

)

Т

ξ

ω

(

ω

)

Т

(t

ξ

ω

ω

(t)

Тм

t

м

0

снач

нач

м

0

снач

+

+

+

=

            (18.3)

где

   J – 

суммарный

 

момент

 

инерции

 

электропривода

 

и

 

движущихся

    

частей

 

ра

-

бочей

 

машины

приведенный

 

к

 

валу

 

двигателя

;

       

М

нач

 – 

значение

 

момента

 

двигателя

 

при

 t = 0;

β

 – 

жесткость

 

механической

 

характеристики

 

электропривода

;

Т

м

= J / 

β

 – 

электромеханическая

 

постоянная

 

времени

 

электропривода

;

ω

снач

 = 

ω

0

нач

 –

М

с

 / 

β

 – 

скорость

 

на

 

характеристике

  

ω

0

нач

,

 

соответствующая

 

ста

-

тическому

 

моменту

 

М

с

.

Следует

 

отметить

что

 

при

 

рассмотрении

 

механического

 

переходного

 

про

-

цесса

 

в

 

любой

 

момент

 

времени

 t 

в

 

электроприводе

 

с

 

линейной

 

механической

 

ха

-

рактеристикой

 

значения

 

координат

 

ω

0

М

 

и

 

ω

 

связаны

 

соотношениями

:

                                   

        

,

)

t

(

M

)

t

(

)

t

(

0

β

ω

=

ω

                                             (18.4)

                                   

       

.

М

нач

нач

0

нач

β

ω

=

ω

                                          (18.5)

Рассматривая

 

в

 

формулах

 (18.2) 

и

 (18.3) t 

как

 

параметр

получаем

 

уравнение

динамической

 

механической

 

характеристики

 

ω

(

М

исследуемого

 

переходного

процесса

 

в

 

параметрической

 

форме

 

при

 

значениях

 

М

с

, J

д

ξ

0

 

и

 

заданных

 

начальных

условиях

.

Переходный

 

процесс

 

обычно

 

состоит

 

из

 

нескольких

 

этапов

каждый

 

этап

 

со

-

ответствует

 

своим

 

значениям

 

М

 

и

 

ξ

0

.  

При

 

использовании

 

формул

 (18.2) 

и

 (18.3)

каждый

 

этап

 

рассчитывают

полагая

 

в

 

начале

 

этапа

                       t = 0, 

ω

0

 = 

ω

нач

М

 = 

М

нач

ω

 = 

ω

нач

.

Значения

 

ω

0

нач

 

и

 

М

нач

 

определяются

 

из

 

расчёта

 

предыдущего

 

этапа

.

При

 

пуске

 

электропривода

 

с

 

реактивным

 

М

с

 

в

 

условиях

когда

 

М

нач

<

М

с

 (

на

-

пример

при

 

ω

0

нач

 = 0 

и

 

М

нач

 = 0), 

двигатель

 

остаётся

 

неподвижным

 

до

 

тех

 

пор

по

-

ка

 

момент

 

М

(t) 

не

 

достигнет

 

значения

 

М

 = 

М

с

.     

На

 

этом

 

этапе

   

ω

=0,

момент

 

изменяется

 

по

 

закону

 

М

(t) = 

ξ

0

·

β

·t, 

время

 

запаздывания

                                                 

.

M

t

0

c

0

β

ξ

=

      

При

 

питании

 

двигателя

 

от

 

цеховой

 

сети

 (

в

 

схеме

 

магнитного

 

контроллера

)

                                        

0,

ξ

   

const,

ω

(t)

ω

0

0

н

0

=

=

=

уравнения

 (18.2) 

и

 (18.3) 

принимают

 

вид

:

                         

         

;

  

e

)

M

M

(

M

)

t

(

M

T

м

t

c

нач

c

+

=

                            (18.6)


background image

59

                         

  

Тм

t

e

)

с

ω

нач

(

ω

с

ω

ω

(t)

+

=

.                                (18.7)

Эти

 

уравнения

 

используются

 

для

 

расчёта

 

переходных

 

процессов

 

пуска

на

-

броса

 

нагрузки

торможения

реверса

.

Для

 

двигателей

 

постоянного

 

тока

 

последовательного

 

или

 

смешанного

 

возбу

-

ждения

 

и

 

для

 

асинхронных

 

двигателей

 

при

 

работе

 

их

 

в

 

зоне

близкой

 

к

 

критиче

-

скому

 

моменту

т

.

е

при

 

нелинейных

 

механических

 

характеристиках

расчёт

 

на

-

грузочных

 

диаграмм

 

производится

 

приближенными

 

графическими

 

или

 

графоана

-

литическими

 

методами

 [10].

Универсальным

 

методом

 

расчёта

 

переходных

 

режимов

 

является

 

метод

 

ку

-

сочно

-

линейной

 

аппроксимации

Он

 

пригоден

 

для

 

электропривода

питающегося

от

 

сети

 

и

 

обладающего

   

механической

 

характеристикой

 

любого

 

вида

При

 

этом

пусковые

 

и

 

тормозные

 

механические

 

характеристики

 

разбивается

 

на

 

участки

по

-

зволяющие

 

заменить

 

их

 

прямыми

 

линиями

Каждый

 

участок

 

характеризуется

 

на

-

чальной

 

скоростью

 

ω

нач

i

начальным

 

моментом

 

М

нач

i

конечной

 

скоростью

 

ω

кон

i

 

и

конечным

 

моментом

 

М

кон

i

.

Электромеханическую

 

постоянную

 

времени

 

электропривода

 

на

 

рассматри

-

ваемом

 

участке

 

механической

 

характеристики

 

рассчитывают

 

по

 

формуле

                                   

         

.

M

M

ω

ω

J

T

кон

i

нач

i

нач

i

кон

i

i

м

i

=

                               (18.8)

Время

 

работы

 (

разгона

 

или

 

торможения

электропривода

 

на

 

данном

 

участке

характеристики

 

может

 

быть

 

рассчитано

 

по

 

формуле

                                   

         

.

M

M

M

M

ln

T

t

ci

кон

i

ci

нач

i

м

i

i

=

                             (18.9)

Время

 

разгона

 

электропривода

 

от

 

скорости

 

ω

нач

1

 = 0 

до

 

скорости

 

ω

кон

i

 

опреде

-

ляется

 

суммированием

 

времен

 

работы

 

на

 

каждом

 

из

 

аппроксимированных

 

участ

-

ков

 

характеристик

:

                                           

         

.

t

t

k

i

0

k

i

=

=

                                             (18.10)

Аналогично

 

можно

 

рассчитать

 

время

 

торможения

 

от

 

начальной

 

скорости

 

ω

нач

1

(

скорости

при

 

которой

 

двигатель

 

переключается

 

на

 

тормозной

 

режим

до

 

скоро

-

сти

 

в

 

конце

 i-

го

 

участка

 

торможения

.

Расчёт

 

угла

 

поворота

 

вала

 

двигателя

 (

пути

приведен

 

в

 

п

. 18.4.

Для

 

скоростей

 

ω

нач

и

 

ω

кон

– 

границ

 

участков

 

механических

 

характеристик

 –

по

 

соответствующим

 

электромеханическим

 (

скоростным

характеристикам

 

опре

-

деляются

 

значения

 

тока

 

в

 

силовой

 

цепи

 I

нач

i

 

и

 I

кон

i

.

Таким

 

образом

для

 

каждого

 

участка

на

 

которые

 

разбивается

 

механические

характеристики

 

двигателя

определяются

 

все

 

величины

необходимые

 

для

 

по

-

строения

 

нагрузочных

 

диаграмм

 

ω

(t), M(t), I(t), 

α

(t) 

переходных

 

режимов

 

элек

-

тропривода

.


background image

60

                          

18.2. 

Переходный

 

процесс

 

в

 

механической

 

части

электропривода

 

с

 

упругими

 

связями

       

Учёт

 

упругих

 

связей

 

в

 

механической

 

части

 

электропривода

 

приводит

 

к

 

разде

-

лению

 

вращающихся

 

инерционных

 

масс

 

двигателя

 

и

 

рабочей

 

машины

 

включени

-

ем

 

между

 

ними

 

упругого

 

элемента

В

 

результате

 

переходный

 

процесс

 

упругой

системы

 

описывается

 

системой

 

дифференциальных

 

уравнений

 

третьего

 

порядка

(

для

 

двухмассовой

 

упругой

 

системы

и

 

уравнением

 

механической

 

характеристики

двигателя

.

В

 

п

.17.1 

приведена

 

структурная

 

схема

 

двухмассовой

 

упругой

 

системы

 

и

 

под

-

робно

 

рассмотрено

 

определение

 

коэффициентов

 

и

 

постоянных

 

времени

 

механиче

-

ской

 

части

 

электропривода

.

Переходный

 

процесс

 

в

 

электроприводе

 

с

 

упругой

 

связью

 

может

 

быть

 

рассчи

-

тан

 

по

 

аналитическим

 

выражениям

 [1].

Если

 

принять

 

момент

 

двигателя

 

М

 = const 

и

 

статический

 

момент

 

М

рс

 = const,

а

 

также

 

не

 

учитывать

 

коэффициент

 

затухания

 

системы

 

от

 

действия

 

диссипатив

-

ных

 

сил

 (

типа

 

вязкого

 

трения

), 

уравнения

 

нагрузочных

 

диаграмм

 

при

 

нулевых

 

на

-

чальных

 

условиях

  

примут

 

вид

:

                     

        

t);

sin(

δ

J

ξ

J

t

ξ

(t)

ω

12

12

дв

ср

пр

ср

1

+

=

                            (18.11)

                     

       

          

t);

sin(

ξ

t

ξ

(t)

ω

12

12

ср

ср

2

=

                        (18.12)

                     

   

.

M

t])

cos[

(1

ξ

J

(t)

M

рс

12

ср

пр

12

+

=

                         (18.13)

В

 

этих

 

формулах

                     

          

;

J

δ

J

М

∆ М

М

ξ

пр

дв

рс

c

р

+

=

                                            (18.14)

                     

          

.

J

δ

J

)

J

J

 

(

c

пр

дв

пр

дв

12

12

+

=

δ

                                       (18.15)

За

 

счёт

 

колебаний

 

упругого

 

момента

 

М

12

 

максимальная

 

нагрузка

 

передач

увеличивается

 

и

 

может

 

существенно

 

превысить

 

среднюю

 

нагрузку

соответст

-

вующую

 

жесткому

 

приведенному

 

звену

,

                           

.

М

ξ

J

M

рс

ср

пр

12

с

2

+

=

Это

 

превышение

 

нагрузки

 

оценивается

 

динамическим

 

коэффициентом

                   

       

.

М

ξ

J

М

ξ

J

2

М

М

k

ср

ср

пр

ср

ср

пр

12

с

2

12

м

2

ма

д

+

+

=

=

                                  (18.16)

Динамический

 

коэффициент

 

К

д

 

является

 

важной

 

характеристикой

 

условий

 

работы

механического

 

оборудования

 

и

 

одним

 

из

 

основных

 

показателей

 

динамических

 

ка

-

честв

 

системы

 

электропривода

.

Естественное

 

демпфирование

 

колебаний

 

механической

 

части

 

электроприво

-

да

создаваемое

 

диссипативными

 

силами

 (

типа

 

сил

 

вязкого

 

трения

), 

весьма

 

неве

-

лико

 

и

 

максимум

 

динамической

 

нагрузки

 

снижается

 

при

 

наибольшем

 

коэффици

-