Файл: КП. Драчев Г.И.Теория электропривода.2002_КП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2671

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

.

н

k

Ф

)

э

R

т

R

я

I(r

в

U

cos

α

do

E

ω

+

+

=

в

 

котором

 

эквивалентное

 

индуктивное

 

сопротивление

 

фазы

 

трансформатора

 

рас

-

считывают

 

по

 (13.13).

Падение

 

напряжения

 

на

 

открытых

 

тиристорах

 

для

 

трехфазной

 

мостовой

схемы

 

составляет

                                                  

.

В

),

2

...

1

(

U

в

=

Выражение

 

электромеханической

 

характеристики

 

двигателя

 

в

 

системе

 

ТП

Д

 

имеет

 

вид

    

          (15.6)

После

 

подстановки

 

ω

 =

ω

зад

 

,

 I=I

зад

 ,

где

                                              

,

k

Ф

М

I

н

с

зад

=

                                                       (15.7)

получают

 

среднее

 

значение

 

выпрямленной

 

ЭДС

                                          

α

cos

E

Е

0

d

d

=

                                                     (15.8)

и

 

при

 

необходимости

 – 

cos 

α

.

Естественная

 

электромеханическая

 

характеристика

 

системы

 

ТП

Д

   

прохо

-

дит

 

через

 

точку

 

(

ω

н

, I

н

 )

 

при

 

напряжении

.

cos

Е

U

н

0

d

н

α

=

При

 

этом

 

углу

 

α

н

 

соответствует

 

напряжение

 

управления

 

преобразователем

 

U

ун

.

          

В

 

документации

 

на

 

тиристорные

 

преобразователи

 

зачастую

 

не

 

приводится

его

 

регулировочная

 

характеристика

поэтому

 

базовое

 

напряжение

 

управления

преобразователем

 

принимают

 

U

уб

 

 5

В

 

при

 

номинальном

 

выходном

 

напряжении

преобразователя

Коэффициент

 

усиления

 

ТП

 

определяют

                                                

уб

н

тп

U

U

k

=

.                                                       (15.9)

Различные

 

скорости

 

вращения

 

двигателя

 

могут

 

быть

 

получены

 

параллель

-

ным

 

переносом

 

характеристики

 

системы

 

ТП

Д

 

вниз

 

от

 

естественной

.

Полученные

 

зависимости

 

не

 

учитывают

 

режим

 

прерывистых

 

токов

поэтому

в

 

зоне

 

малых

 

нагрузок

 

рассчитывать

 

скорости

 

по

 (15.6) 

не

 

рекомендуется

.

Граничные

” 

значения

 

зоны

 

прерывистых

 

токов

 

зависят

 

от

 

угла

 

регулирования

 

α

и

 

параметров

 

схемы

 

выпрямления

Величина

 

граничного

 

тока

 

для

 

трехфазной

мостовой

 

схемы

 (

m

=6) 

определяется

 

по

 

приближенной

 

формуле

                  

)

m

ctg

m

1

(

)

L

L

L

2

(

f

2

sin

Е

I

р

я

Т

н

1

0

d

гр

π

π

π

α

+

+

=

.           (15.10)

Для

 

заданной

 

скорости

 

ω

зад

  

определяют

 

значение

 

напряжения

 

и

 

угол

 

α

,  

и

проверяют

  

режим

 

работы

 

преобразователя

.

Если

 

I

зад

 

<

 I

гр

 , 

то

 

преобразователь

 

работает

 

в

 

режиме

 

прерывистого

 

тока

 

и

необходимо

 

уточнение

 

вида

 

характеристик

Методика

 

расчета

 

характеристик

 

при

-


background image

37

ведена

 

в

 

[

5

]

Для

 

обеспечения

 

работы

 

двигателя

 

в

 

этом

 

режиме

 

приходится

 

замы

-

кать

 

систему

 

по

 

скорости

 (

см

приложение

 

И

.7 )

15.2.2. 

Расчет

 

частоты

 

и

 

напряжения

 

двигателя

в

 

системе

 

ПЧ

АД

 

при

 

работе

 

в

 

заданной

 

точке

При

 

питании

 

асинхронного

 

двигателя

 

от

 

преобразователя

 

частоты

 

в

 

процес

-

се

 

преобразования

 

напряжения

 

промышленной

 

частоты

 

в

 

напряжение

 

регулируе

-

мой

 

амплитуды

 

и

 

регулируемой

 

частоты

 

возникают

 

потери

 

напряжения

 

и

 

мощно

-

сти

 

в

 

преобразователе

Обычно

 

такие

 

преобразователи

 

имеют

 

внутренние

 

обрат

-

ные

 

связи

и

 

при

 

изменении

 

нагрузки

 

двигателя

 

выходное

 

напряжение

 

и

 

частота

практически

 

не

 

изменяются

Поэтому

 

в

 

дальнейшем

 

напряжение

 

и

 

частоту

 

на

 

ста

-

торе

 

двигателя

 

будем

 

считать

 

независящими

 

от

 

нагрузки

.

Синхронная

 

скорость

 

двигателя

 

ω

0

 

зависит

 

от

 

частоты

 

питающей

 

сети

 

f

1

 

и

числа

 

пар

 

полюсов

 

р

n

:

                                          

n

1

0

р

f

2

π

ω

=

    .                                                       (15.11)

Для

 

устойчивой

 

работы

 

двигателя

 

необходимо

 

при

 

изменении

 

частоты

 

под

-

держивать

 

перегрузочную

 

способность

 

двигателя

что

 

обеспечивается

 

регулиро

-

ванием

 

напряжения

 

на

 

статоре

 

по

 

различным

 

законам

 

в

 

зависимости

 

от

 

частоты

 

и

от

 

характера

 

изменения

 

статического

 

момента

Эти

 

особенности

 

необходимо

 

учи

-

тывать

 

при

 

расчете

 

частоты

 

и

 

амплитуды

 

напряжения

.

Наиболее

 

распространен

 

закон

 

изменения

 

амплитуды

 

напряжения

 

пропор

-

ционально

 

частоте

 U/ f =const. 

При

 

таком

 

законе

  (

если

  r

1

=0) 

максимальный

 

мо

-

мент

 

постоянен

 

М

к

  

 const 

и

 

не

 

зависит

 

от

 

частоты

Также

 

не

 

зависит

 

от

 

частоты

.

const

ω

ω

∆ω

к

0

к

=

Это

 

позволяет

 

для

 

приближенных

 

расчетов

  (

r

1

=0

использовать

 

прием

 

па

-

раллельного

 

переноса

 

естественной

 

механической

 

характеристики

при

 

этом

 

есте

-

ственная

 

характеристика

 

перемещается

 

вдоль

 

оси

 

ω

 

и

 

устанавливается

 

в

 

точке

ω

зад

М

зад

В

 

этом

 

случае

 

синхронная

 

скорость

соответствующая

 

заданной

 

точке

,

                                          

,

∆ω

ω

ω

е

зад

озад

+

=

                                                   (15.12)

где

 

∆ω

е

 – 

отклонение

 

скорости

 

от

 

синхронной

 

на

 

естественной

 

характеристике

при

 

заданном

 

моменте

 

М

зад

 

.

Частота

 

напряжения

 

в

 

заданной

 

точке

                                    

1

н

1

н

0

н

озад

1

зза

f

α

f

ω

ω

f

=

=

,                                                (15.13)

где

   

f

1

н

 = 50 

Гц

 – 

номинальная

 

частота

 

напряжения

 

на

 

статоре

;

       

ω

он

 – 

синхронная

 

частота

 

вращения

 

двигателя

 

при

 

номинальной

 

частоте

 

f

1

н

 .

Напряжение

 

на

 

статоре

 

можно

 

определить

 

из

 

формулы

 (14.17)


background image

38

               

,

3

2

)

x

(

2

1

r

1

(r

αω

к

2

М

U

k

он

1

зза

α

+

+

=

                           (15.14)

принимая

 

для

 

обеспечения

 

перегрузочной

 

способности

 

двигателя

                                            

М

к

=(2 

÷

 3)

М

зад

.                                                       (15.15)

Используя

 

Т

-

образную

 

схему

 

замещения

 

асинхронного

 

двигателя

  (

см

приложе

-

ние

 

Е

и

 

определив

 

относительное

 

значение

 

частоты

 

напряжения

 

на

 

статоре

 

α

и

 

относительное

 

напряжение

                                                         

,

U

U

γ

фн

1

зза

=

                                     (15.16)

рассчитывают

 

механическую

 

и

 

электромеханические

 

характеристики

обеспечи

-

вающие

 

работу

 

двигателя

 

в

 

заданной

 

точке

.

Для

 

расчета

 

характеристик

 

можно

 

использовать

 

основные

 

соотношения

 

для

асинхронного

 

двигателя

 

при

 

частотном

 

управлении

 

М

, I

1

, I

2

 =f(

α

γ

), 

полученные

в

 

[

17

]

 

для

 

Т

-

образной

 

схемы

 

замещения

 (

см

приложение

 

Ж

). 

В

 

связи

 

с

 

тем

что

f

1

зад

  

и

 U

1

зад

 

были

 

определены

 

приближенно

 (r

1

 

 0), 

в

 

процессе

 

расчета

 

приходит

-

ся

 

уточнять

 

значения

 

частоты

 

и

 

напряжения

чтобы

 

механическая

 

характеристика

проходила

 

через

 

заданную

 

точку

.

Существенно

 

облегчает

 

расчет

 

применение

 

программы

 harad 

из

 

каталогов

вычислительного

 

центра

 

кафедры

 

электропривода

 

ЮУрГУ

  (

см

приложение

 

Е

).

Программа

 

позволяет

 

уточнить

 

значения

 

частоты

 

и

 

напряжения

так

 

как

 

учитыва

-

ет

 

активные

 

сопротивления

 

обмоток

 

фаз

 

статора

 r

1

В

 

результате

 

расчета

 

добива

-

ются

 

прохождения

 

механической

 

характеристики

 

через

 

заданную

 

точку

Характе

-

ристики

 

двигателя

 

для

 

скорректированных

 

значений

 

частоты

 

и

 

напряжения

 

выво

-

дятся

 

на

 

дисплей

 

и

 

на

 

печать

 

в

 

виде

 

таблицы

 

или

 

графиков

.

15.2.3. 

Расчет

 

частоты

 

и

 

тока

 

статора

 

двигателя

 

в

 

системе

источник

  

тока

 – 

асинхронный

 

двигатель

 (

ИТ

-

АД

)

При

 

работе

 

двигателя

 

в

 

режиме

 

частых

 

пусков

 

и

 

торможений

 

большое

 

зна

-

чение

 

имеют

 

условия

 

формирования

 

пусковых

 

и

 

тормозных

 

моментов

Механиче

-

ские

 

характеристики

 

асинхронного

 

двигателя

 

при

 

питании

 

от

 

преобразователя

частоты

работающего

 

в

 

режиме

 

автономного

 

источника

 

напряжения

существен

-

но

 

снижают

 

критический

 

момент

 

в

 

зоне

 

малых

 

частот

Здесь

 

существенно

 

влияет

активное

 

сопротивление

 

обмотки

 

фазы

 

статора

 

r

1

Для

 

увеличения

 

момента

 

в

 

зоне

малых

 

частот

 

приходится

 

повышать

 

напряжение

 

на

 

статоре

.

Для

 

устранения

 

влияния

 

активного

 

сопротивления

 

обмотки

 

статора

 

приме

-

няют

 

питание

 

двигателя

 

от

 

автономного

 

источника

 

тока

в

 

качестве

 

которого

 

мо

-

гут

 

быть

 

использованы

 

различные

 

схемы

 

[

10

]

К

 

ним

 

относятся

 

индуктивно

 - 

ем

-

костный

 

источник

 

тока

тиристорный

 

преобразователь

 

частоты

 

с

 

глубокой

 

отри

-

цательной

 

обратной

 

связью

 

по

 

току

.

При

 

питании

 

статора

 

двигателя

 

от

 

источника

 

тока

 

величина

 

тока

 

статора

 

не

зависит

 

от

 

нагрузки

 

двигателя

а

 

определяется

 

лишь

 

управляющим

 

воздействием

.


background image

39

Для

 

предварительной

 

оценки

 

частоты

 

тока

 

статора

 

может

 

быть

 

использован

параллельный

 

перенос

 

естественной

 

характеристики

 

в

 

точку

 

ω

зад

М

зад

2

.

Частота

 

тока

 

статора

 f

1

зад

 

рассчитывается

 

по

 (15.13), 

а

 

синхронная

 

скорость

– 

по

 (15.12).

Величина

 

критического

 

момента

 

М

кт

 

при

 

питании

 

от

 

источника

 

тока

 

не

 

за

-

висит

 

от

 

активного

 

сопротивления

 

статора

:

                                    

)

x

(x

2

ω

x

3I

М

µ

'

2

0

н

2

µ

2

1

кт

+

=

.                                               (15.18)

Для

 

предварительного

 

расчета

 

принимают

 

М

кт

 

=(2…3)

М

зад

обеспечивая

этим

 

перегрузочную

 

способность

 

двигателя

и

 

определяют

 

величину

 

тока

 

статора

                          

2

µ

'

2

µ

0

н

k

т

1

зза

3x

)

x

(x

ω

2

М

I

+

=

.                                            (15.19)

Механические

 

характеристики

 

строят

 

по

 

формуле

                                    

S

S

S

S

М

2

М

кт

кт

кт

α

α

α

α

+

=

,                                                  (15.20)

где

                                               

(

)

    

          

          

          

          

;

µ

x

'

2

x

'

2

r

кт

α

S

 

          

          

          

          

;

ω

ω

озад

ω

α

S

он

+

=

=

         

ω

0

зад

 

α

 

ω

он

 – 

синхронная

 

скорость

 

двигателя

 

при

 

заданной

 

частоте

;

         

α

S

к

 – 

критическое

 

абсолютное

 

скольжение

;

         

α

S  – 

текущее

 

значение

 

абсолютного

 

скольжения

.

Электромеханические

 

характеристики

 

при

  I

1

 = const 

строят

 

по

 

закону

 

рас

-

пределения

 

токов

 

в

 

параллельных

 

цепях

 

[

10

]

:

                                   

(

) ( )

(

) (

)

   

.

x

x

α

S

R

x

α

S

R

I

I

2

2

µ

2

2

2

2

2

2

1

µ

+

+

+

=

                                             (15.23)

                                       

(

) (

)

  

;

x

x

α

S

R

x

I

I

2

2

µ

2

2

µ

1

2

+

+

=

Расчет

 

характеристик

 

при

 

питании

 

от

 

источника

 

тока

 

может

 

быть

 

выполнен

на

 

ЭВМ

 

по

 

программе

 harad (

см

приложение

 

Е

). 

В

 

результате

 

расчета

 

уточняют

значение

 

частоты

 

тока

 

статора

обеспечивающей

 

работу

 

двигателя

 

в

 

заданной

точке

и

 

получают

 

распечатку

 

таблиц

 

или

 

графиков

 

рассчитанных

 

характеристик

.

(15.24)


background image

40

16. 

РАСЧЕТ

 

ПАРАМЕТРОВ

 

СХЕМ

 

ВКЛЮЧЕНИЯ

,

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ

 

ПУСК

 

И

 

ТОРМОЖЕНИЕ

 

ДВИГАТЕЛЯ

В

 

зависимости

 

от

 

требований

предъявляемых

 

к

 

электроприводу

различают

режимы

 

пуска

:

  – 

форсированный

при

 

котором

 

время

 

пуска

 

минимально

а

 

максимальный

 

мо

-

мент

 

двигателя

 

при

 

пуске

 

принимают

 

равным

 

максимально

   

допустимому

М

макс

.

доп

 

 (

для

  

двигателей

 

постоянного

 

тока

 – 

предельно

  

допустимому

 

по

 

усло

-

виям

 

коммутации

для

 

асинхронных

 

двигателей

 – 

критическому

 

моменту

 

с

  

уче

-

том

 

допустимого

 

снижения

 

напряжения

 

питающей

 

сети

 – 0.8 

Мк

);

  – 

нормальный

при

 

котором

 

время

 

пуска

 

не

 

ограничивается

а

 

величина

 

момента

двигателя

 

на

 

всех

 

этапах

 

пуска

 

не

 

должна

 

быть

 

ниже

 

момента

 

сопротивления

движения

 – 

М

2

 

 1,2

М

с

 ;

– 

обеспечивающий

 

заданное

 

допустимое

 

ускорение

 

а

доп

 

при

 

пуске

при

 

котором

ограничивается

 

динамический

 

момент

 

двигателя

 (

см

.

формулу

 11.5).

Из

 

рассмотренных

 

режимов

 

будем

 

использовать

 

режим

 

пуска

 

с

 

ограничением

ускорения

 

электропривода

так

 

как

 

два

 

других

 

режима

 

являются

 

граничными

.

При

 

питании

 

двигателя

 

от

 

цеховой

 

сети

 

обычно

 

применяют

 

реостатный

 

пуск

 

с

постепенным

 

выводом

 

ступеней

 

сопротивлений

 

из

 

работы

В

 

системах

 

электро

-

привода

 

с

 

питанием

 

двигателя

 

от

 

преобразователя

 (

ТП

Д

ПЧ

АД

 

и

 

др

.) 

пусковые

режимы

 

обеспечиваются

 

системой

 

управления

 

путем

 

формирования

 

выходного

напряжения

 (

тока

преобразователя

.

16.1. 

Реостатный

 

пуск

Пуск

 

двигателя

 

при

 

питании

 

от

 

цеховой

 

сети

 

осуществляется

 

включением

 

в

цепь

 

двигателя

 

добавочных

 

сопротивлений

 

с

 

последующим

 

их

 

шунтированием

 

по

мере

 

разгона

 

в

 

функции

 

тока

 (

скорости

времени

). 

Для

 

пуска

 

рассчитывается

 

пра

-

вильная

 

пусковая

 

диаграмма

 

[

3,9,10,11

]

в

 

которой

 

максимальные

 

моменты

 

М

1

равны

 

на

 

каждой

 

из

 

пусковых

 

характеристик

Также

 

равны

 

между

 

собой

 

и

 

момен

-

ты

 

переключения

 

М

2

 (

см

рис

. 16.1).

Расчет

 

правильной

 

пусковой

 

диаграммы

 

начинают

 

с

 

расчета

 

максимального

момента

 

М

и

 

полного

 

сопротивления

 

силовой

 

цепи

 R

1

 

при

 

скорости

 

ω

=0.

Максимальный

 

момент

 

М

1

 

зависит

 

от

 

режима

 

пуска

Из

 

условия

 

обеспече

-

ния

 

допустимого

 

ускорения

 

момент

 

М

1

 

рассчитан

 

в

 

табл

. 12.1.

М

1

=

М

доп

.

уск

.

Необходимо

 

обязательно

 

убедиться

что

 

М

1

 

не

 

превышает

 

максимально

  

допусти

-

мый

 

момент

 

двигателя

 

М

 

М

макс

.

доп

 .

В

 

цикле

 

работы

 

двигателя

 

возможно

 

наличие

 

нескольких

 

значений

 

момен

-

тов

 

М

доп

.

уск

 , 

ограничивающих

 

ускорение

 

рабочего

 

органа

Так

 

при

 

пуске

 

на

 

холо

-

стом

 

ходу

 

или

 

пуске

 

с

 

уменьшенной

 

нагрузкой

а

 

также

 

при

 

изменении

 

приведен

-

ного

 

момента

 

инерции

 

рабочего

 

органа

 

изменяется

 

и

 

М

доп

.

уск

При

 

реостатном

пуске

 

обычно

 

используется

 

один

 

набор

 

пусковых

 

резисторов

Поэтому

 

при

 

расче

-

те

 

правильной

 

пусковой

 

диаграммы

 

необходимо

 

выбирать

 

такой

 

максимальный