Файл: КП. Драчев Г.И.Теория электропривода.2002_КП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2675

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51

Рис

. 17.2. 

Структурная

 

схема

 

электромеханического

преобразования

 

энергии

 

в

 

двигателе

 

независимого

 

возбуждения

Для

 

двигателя

 

последовательного

 

возбуждения

 

ДПВ

 

в

 

дифференциальных

уравнениях

 (17.8) 

отсутствует

 

уравнение

 

для

 

независимой

 

обмотки

 

возбуждения

,

так

 

как

 

поток

 

в

 

машине

 

определяется

 

током

 

якоря

а

 

в

 

якорную

 

цепь

 

включается

ещё

 

индуктивность

 

обмотки

 

возбуждения

                                              

.

L

L

L

 

ов

я

яц

+

=

В

 

структурной

 

схеме

 

на

 

рис

. 17.2,

б

 

блок

 

нелинейности

 

кривой

 

намагничива

-

ния

 

двигателя

 

подключается

 

к

 

точкам

 1-2, 

звенья

 

А

 

и

 

В

 

отсутствуют

Электромаг

-

нитная

 

постоянная

 

времени

 

обмотки

 

якоря

 

и

 

обмотки

 

возбуждения

 

Т

яц

 

может

быть

 

приближенно

без

 

учёта

 L

я

 

и

 

вихревых

 

токов

 

в

 

статике

рассчитана

 

по

 

фор

-

муле

 (17.11). 

Структурная

 

схема

 

для

 

двигателя

 

последовательного

 

возбуждения

[10] 

получается

 

достаточно

 

сложной

с

 

нелинейностями

 

в

 

виде

 

блоков

 

произведе

-

ния

 

и

 

кривой

 

намагничивания

и

 

задачи

 

исследования

 

динамики

 

электроприводов

с

 

ДПВ

 

решают

 

с

 

помощью

 

ЭВМ

 (

см

приложение

 

И

).

Математическое

 

описание

 

асинхронного

 

двигателя

 

при

 

наличии

 

шести

 

обмоток

на

 

статоре

 

и

 

роторе

 

с

 

учётом

 

их

 

взаимного

 

расположения

множества

 

связей

 

меж

-

ду

 

ними

блоков

 

произведения

 

и

 

нелинейностей

 

достаточно

 

сложно

В

 

практике

электропривода

 

находят

 

применение

 

методы

в

 

которых

 

математическое

 

описание

упрощается

 

за

 

счёт

 

различных

 

допущений

Представление

 

двигателя

 

в

 

виде

 

экви

-


background image

52

валентной

 

двухфазной

 

машины

 [1] 

позволяет

 

несколько

 

упростить

 

математиче

-

ское

 

описание

 

и

 

структурную

 

схему

 

асинхронного

 

двигателя

.

Переход

 

к

 

упрощенной

 

структурной

 

схеме

 

на

 

основании

 

записи

 

уравнения

момента

 

двигателя

 

М

(s) 

в

 

частных

 

производных

 

по

 

напряжению

 

питания

частоте

и

 

скорости

 

оставляет

 

нелинейные

 

коэффициенты

 

усиления

.

Для

 

рассмотрения

 

переходных

 

процессов

 

на

 

рабочем

 

участке

 

механической

характеристики

 

возможно

 

применение

 

более

 

простого

 

соотношения

 

между

 

мо

-

ментом

 

и

 

скоростью

 

двигателя

 [1]–

формулы

 

Пинчука

 

И

.

С

.

                

 ,

 

ω

)

(

ω

β

M

1)

p

(T

0

э

=

+

                                                      (17.13)

где

 

β

 = 2*

М

к

 / (

ω

0

н

*S

к

) – 

модуль

 

жесткости

 

линеаризованной

 

механической

характеристики

,

         

 

k

S

элн

0

1

э

T

ω

=

– 

электромагнитная

 

постоянная

 

времени

;

      

 

к

S

– 

критическое

 

скольжение

.

       

Значение

 

β

 

для

 

линеаризованной

 

характеристики

проходящей

 

через

 

номи

-

нальную

 

точку

  (

М

н

ω

н

определяется

 

по

 

формуле

                       

      

          

.

  

ω

ω

М

β

н

0

н

н

=

                                                      (17.14)

Тогда

 

в

 

относительных

 

единицах

                                            

 

1/S

β

  

.

н

=

                                                     (17.15)

       

Выражение

 (17.13) 

справедливо

 

и

 

в

 

относительных

 

единицах

                        (17.16)

         

Передаточная

 

функция

 

электромеханического

 

преобразования

 

энергии

 

в

асинхронном

 

двигателе

                               

1

р

Т

S

/

1

)

p

(

)

p

(

)

p

(

M

)

p

(

эм

W

э

н

0

+

=

ω

ω

=

.

После

 

преобразований

 

структурная

 

схема

 

асинхронного

 

двигателя

 

для

 

рабо

-

чего

 

участка

 

механической

 

характеристики

 

полностью

 

повторяет

 

структурную

схему

 

двигателя

 

постоянного

 

тока

 

независимого

 

возбуждения

  (

см

рис

. 17.2,

б

).

Для

 

асинхронного

 

двигателя

                                  

.

f

ω

  

,

1/S

K

1

0

     

а

н

яц

=

=

Пределы

 

целесообразного

 

использования

 

полученных

 

соотношений

 

ограничива

-

ются

 

значениями

 

момента

   – 0,8

*

М

к

 

 

М

 < 0,8

*

М

к

 [1].

Если

 

необходимо

 

рассматривать

 

работу

 

асинхронного

 

двигателя

 

при

 

боль

-

ших

 

скольжениях

при

 

частотном

 

регулировании

 

скорости

 

и

 

момента

 

в

 

широких

пределах

 

следует

 

обращаться

 

к

 

более

 

сложному

 

математическому

 

описанию

 

пре

-

образования

 [10].

  

).

ω

ω

(

S

1

M

р

)

T

(1

0

н

э

=

+


background image

53

17.3. 

Структурные

 

схемы

 

электрических

 

преобразователей

 

энергии

Электрическое

 

преобразование

 

энергии

 

выполняют

 

различные

 

устройства

:

тиристорные

 

и

 

транзисторные

 

преобразователи

 

переменного

 

тока

 

в

 

постоянный

,

преобразователи

 

частоты

широтно

-

импульсные

 

преобразователи

 

и

 

пр

., 

а

 

также

обычные

 

резисторы

устанавливаемые

 

в

 

силовую

 

цепь

 

двигателя

Преобразовате

-

ли

 

электрической

 

энергии

 

используются

 

в

 

качестве

 

регуляторов

 

мощности

обес

-

печивая

 

подачу

 

на

 

зажимы

 

двигателя

 

заданного

 

напряжения

 

или

 

тока

 

в

 

зависимо

-

сти

 

от

 

требований

 

к

 

электроприводу

 

как

 

в

 

установившихся

так

 

и

 

в

 

переходных

режимах

.

При

 

питании

 

силовой

 

цепи

 

двигателя

 

от

 

сети

 

неизменного

 

напряжения

 (

це

-

ховой

 

сети

в

 

качестве

 

регулятора

 

мощности

 

применяют

 

добавочные

 

сопротивле

-

ния

 

в

 

силовой

 

цепи

 

и

 

релейно

-

контакторные

 

станции

 

управления

 

для

 

включения

или

 

выключения

 

ступеней

 

этих

 

сопротивлений

Соответствующий

 

подбор

 

этих

резисторов

 

обеспечивает

 

правильную

 

пусковую

 

диаграмму

 (

реостатное

 

регулиро

-

вание

 

момента

и

 

требуемую

 

скорость

 

движения

 

рабочего

 

органа

 (

реостатное

 

ре

-

гулирование

 

скорости

).

Электрическое

 

преобразование

 

путём

 

реостатного

 

регулирования

 

находит

полное

 

отражение

 

в

 

структурных

 

схемах

 

электромеханического

 

преобразования

(

см

рис

. 17.2), 

параметры

 

которых

                                  

        

          

I

R

U

K

н

яц

н

яц

=

                             (17.12)

                                  

         

          

;

r

R

S

S

2

2

не

ни

=

                             (17.17)

                                  

       

          

          

;

R

L

T

яц

яц

я

=

                            (17.10)

                                  

         

          

;

S

ω

1

T

к

оэлн

э

=

                                        (17.18)

                                  

        

          

x

r

r

S

2

k

2

1

2

к

+

=

                                     (17.19)

зависят

 

от

 

величины

 

сопротивления

 

силовой

 

цепи

 

двигателя

.

        

В

 

переходных

 

процессах

 

пуска

 

и

 

торможения

когда

 

двигатель

 

при

 

переклю

-

чении

 

сопротивлений

 

переходит

 

с

 

одной

 

характеристики

 

на

 

другую

работа

 

на

этих

 

характеристиках

 

описывается

 

параметрами

 

структурной

 

схемы

 (

К

яц

 

и

 

Т

я

 

или

S

н

 

и

 

Т

э

), 

отличающимися

 

друг

 

от

 

друга

 

на

 

различных

 

характеристиках

.

При

 

питании

 

двигателя

 

постоянного

 

тока

 

от

 

тиристорного

 

преобразователя

 

в

силовую

 

цепь

 

дополнительно

 

включаются

 

активные

 

и

 

индуктивные

 

сопротивле

-

ния

 

обмоток

 

трансформатора

 (

или

 

токоограничивающего

 

реактора

и

 

сглаживаю

-

щего

 

реактора

в

 

результате

 

возрастают

 R

яц

 

и

 L

яц

 (

см

п

. 15.2.1) 

и

 

изменяются

 

па

-

раметры

 

структурной

 

схемы

 

К

яц

 

и

 

Т

я

.

На

 

рис

. 17.2 

на

 

вход

 

структурной

 

схемы

 

вместо

 U 

подаётся

 

выходная

 

ЭДС

преобразователя

 

Е

d

.


background image

54

Силовая

 

часть

 

тиристорного

 

преобразователя

 

относительно

 

мгновенных

 

зна

-

чений

 

входной

 

и

 

выходной

 

координат

 

представляет

 

собой

 

нелинейную

 

импульс

-

ную

 

систему

 [20], 

которая

 

в

 

полосе

 

пропускания

 

частот

ограниченной

 

практиче

-

ски

 

частотой

 

сети

может

 

рассматриваться

 

как

 

безынерционное

 

звено

 

с

 

косину

-

соидальной

 

зависимостью

 

средней

 

ЭДС

 

Е

d

 

от

 

угла

 

открывания

 

α

Фазовые

 

сдвиги

угла

 

α

 

относительно

 

напряжения

 

управления

 U

у

 

вносит

 

система

 

импульсно

-

фазового

 

управления

.

 

Передаточная

 

функция

 

тиристорного

 

преобразователя

  

для

 

линейного

 

участ

-

ка

 

регулировочной

 

характеристики

         

Е

d

 = f(U

у

имеет

 

вид

             

    

          

,

1

p

T

e

K

(p)

U

(p)

E

(p)

W

п

p

τ

тп

у

d

тп

+

=

=

                     (17.20)

где

    

Т

п

 

 0.01 … 0.015 

с

 – 

постоянная

 

времени

 

СИФУ

;

          

 

m

50

1

=

τ

– 

постоянная

 

времени

 

звена

 

с

 

чистым

 

запаздыванием

;

          

К

тп

 = 

Е

d

 / U

у

 – 

коэффициент

 

усиления

 

преобразователя

.

Поскольку

 

инерционность

 

ТП

 

мала

то

 

её

 

учёт

 

необходим

 

для

 

малоинерци

-

онных

 

систем

когда

 

Т

п

 

и

 

τ

 

соизмеримы

 

с

 

другими

 

параметрами

 

контура

 

регули

-

рования

 

и

 

требуется

 

высокое

 

быстродействие

 

выходной

 

координаты

.

С

 

целью

 

упрощения

 

расчётов

 

на

 

стадии

 

выбора

 

и

 

расчёта

 

элементов

 

силовой

части

 

электропривода

 

появляется

 

возможность

 

не

 

учитывать

 

инерционность

 

ТП

 

и

представлять

 

ТП

 

безынерционным

 

звеном

 

с

 

коэффициентом

 

усиления

 

К

тп

Учёт

падения

 

напряжения

 

в

 

элементах

 

преобразователя

 

при

 

изменении

 

нагрузки

 

учи

-

тывается

 

изменением

 

параметров

 

структурной

 

схемы

 

К

яц

 

и

 

Т

я

.

Всё

 

приведенное

 

выше

 

относится

 

к

 

преобразователям

 

частоты

Более

 

того

в

связи

 

с

 

тем

что

 

в

 

схеме

 

ПЧ

 

в

 

контуре

 

протекания

 

токов

 

включено

 

большее

 

число

элементов

 (

тиристоров

дросселей

 

и

 

т

.

п

.), 

электрические

 

данные

 

которых

 

на

 

ста

-

дии

 

проектирования

 

неизвестны

а

 

также

 

учитывая

 

наличие

 

внутренних

 

обратных

связей

 

в

 

преобразователе

обеспечивающих

 

поддержание

 

заданного

 

напряжения

на

 

выходе

 

при

 

изменении

 

нагрузки

появляется

 

возможность

 

не

 

учитывать

 

паде

-

ние

 

напряжения

 

внутри

 

преобразователя

 (

считать

 

его

 

внутреннее

 

сопротивление

равным

 

нулю

).

         

Таким

 

образом

тиристорный

 

преобразователь

 

электрической

 

энергии

 

яв

-

ляется

 

безынерционным

 

звеном

 

с

 

коэффициентом

 

усиления

 

К

тп

 (

в

 

о

.

е

К

тп

 = 1).

Выходное

 

напряжение

 

и

 

частота

 

преобразователей

 

формируется

 

на

 

их

 

входе

 

с

 

по

-

мощью

 

входных

 

устройств

В

 

настоящее

 

время

 

практически

 

все

 

преобразователи

укомплектованы

 

задатчиками

 

интенсивности

 

ЗИ

 

с

 

различными

 

законами

 

измене

-

ния

 

управляющего

 

напряжения

 [20].

Наиболее

 

часто

 

применяют

 

интегральные

 

ЗИ

обеспечивающие

 

плавное

 

ли

-

нейное

 

нарастание

 

управляющего

 

напряжения

и

 

пропорционально

-

интегральные

ЗИ

в

 

котором

 

совместно

 

с

 

интегральным

 

каналом

 

работает

 

пропорциональный

канал

Структурная

 

схема

 

ЗИ

 

для

 

участка

 

линейного

 

изменения

 

напряжения

 

пред

-

ставлена

 

на

 

рис

. 17.3. 

Определение

 

параметров

 

ЗИ

 

приведено

 

в

 

п

.16.3.


background image

55

Рис

. 17.3

                                        

зад

у

0

0

н

0

U

K

U

      

;

  

ω

ω

∆ω

K

=

=

=

                                   

17.4. 

Структурные

 

схемы

 

электроприводов

Полная

 

структурная

 

схема

 

электропривода

 

включает

 

в

 

себя

 

структурные

схемы

 

составных

 

частей

механической

 

части

электромеханического

 

преобразо

-

вателя

 

энергии

электрического

 

преобразователя

 

и

 

задающего

 

устройства

.

Структурная

 

схема

 

электропривода

 

при

 

питании

 

двигателя

 

независимого

возбуждения

 

от

 

цеховой

 

сети

 

представлена

 

на

 

рис

И

.2 ( 

приложение

 

И

 ) 

и

 

вклю

-

чает

 

в

 

себя

 

структурную

 

схему

 

механической

 

части

 

электропривода

 

и

 

структур

-

ную

 

схему

 

электромеханического

 

преобразования

в

 

которой

 

изменяются

 

пара

-

метры

 

Т

я

К

я

 

структурной

 

схемы

 

при

 

реостатном

 

регулировании

.

В

 

структурной

 

схеме

 

используется

 

режим

 

ослабления

 

поля

 

при

 

работе

 

двига

-

теля

 

независимого

 

возбуждения

                             

)

u

f(

Ф

в

=

         

Если

 

режим

 

ослабления

 

поля

 

отсутствует

то

 

в

 

схеме

 

отсутствует

 

контур

возбуждения

поток

 

Ф

 = 

Ф

н

 

и

 

исчезают

 

блоки

 

произведения

в

 

результате

                                      

 .

ω

E

  

,

M

I

1

=

=

На

 

входе

 

структурной

 

схемы

                                            

.

ω

U

0

=

Структурная

 

схема

 

двигателя

 

последовательного

 

возбуждения

 

приведена

 

на

рис

И

.3 ( 

приложение

 

И

 ).   

В

 

зависимости

   

от

   

сопротивления

 

в

 

цепи

 

якоря

  

из

-

меняются

 

К

я

 

и

 

Т

я

.

Структурная

 

схема

 

для

 

рабочего

 

участка

 

механической

 

характеристики

 

асин

-

хронного

 

двигателя

 

при

 

работе

 

от

 

цеховой

 

сети

  ( 

см

.  

рис

И

.4  

приложения

 

И

)

также

 

включает

 

в

 

себя

 

структурные

 

схемы

 

механической

 

части

 

и

 

электромехани

-

ческого

 

преобразования

 

энергии

Параметры

 

β

 

и

 

Т

э

 

рассчитываются

 

для

 

каждой

характеристики

.

Структурная

 

схема

 

системы

 

ТП

 – 

Д

 

с

 

ослаблением

 

поля

 

приведена

 

на

 

рис

.

И

.1 

приложения

 

И

Использование

 

относительных

 

единиц

 

позволило

 

принять

 

К

тп

=1 

и

 

управляющие

 

воздействия

 

выразить

 

через

                                            

у

d

0

U

E

ω

=

=

.