Файл: КП. Драчев Г.И.Теория электропривода.2002_КП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2679

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61

енте

 

затухания

 

всего

 

на

 15

%

 [10]. 

Это

 

позволяет

 

не

 

учитывать

 

его

 

влияние

 

при

расчёте

 

максимальных

 

динамических

 

нагрузок

 

в

 

переходных

 

процессах

.

Значительно

 

увеличивают

 

динамический

 

коэффициент

 

К

д

 

и

 

зазоры

 

в

 

переда

-

че

Однако

 

на

 

стадии

 

проектирования

 

электропривода

 

их

 

величины

 

не

 

известны

,

поэтому

 

в

 

данном

 

пособии

 

их

 

влияние

 

на

 

переходные

 

процессы

 

не

 

рассматрива

-

ются

.

В

 

реальном

 

переходном

 

процессе

 

момент

 

двигателя

 

изменяется

 

во

 

времени

М

(t) 

и

 

описывается

 

уравнениями

 

электромеханического

 

преобразования

 

энергии

.

В

 

уравнении

 (18.14) 

появится

 

М

 = 

М

(t), 

ускорение

 

ξ

ср

 

в

 

уравнениях

 (18.11 – 18.13)

также

 

будет

 

переменной

 

величиной

расчёт

 

переходного

 

процесса

 

приходится

 

вы

-

полнять

 

совместным

 

решением

 

уравнений

 

двухмассовой

 

системы

 

и

 

электромеха

-

нического

 

преобразования

 

энергии

Такой

 

расчёт

 

выполняется

 

на

 

ЭВМ

Приве

-

денные

 

в

 

приложениях

 

И

 

программы

 

расчётов

 

позволяют

 

рассчитать

 

такие

 

пере

-

ходные

 

процессы

.

Динамический

 

коэффициент

 

К

д

 

можно

 

рассчитать

 

при

 

сравнении

 

переходных

процессов

построенных

 

для

 

жесткой

 

приведенной

 

системы

 

при

 

Т

с

=0 

и

 

для

 

двух

-

массовой

 

упругой

 

системы

 

с

 

конечным

 

значением

 

жесткости

 

Т

с

0.

В

 

результате

 

расчёта

 

определяют

 

влияние

 

упругих

 

связей

 

на

 

время

 

переход

-

ного

 

процесса

на

 

нагрев

 

двигателя

на

 

величину

 

дополнительной

 

нагрузки

 

меха

-

нической

 

части

на

 

величины

 

ускорений

 

и

 

точность

 

выполнения

 

технологических

требований

 

рабочей

 

машины

.

                            

18.3.  

Электромеханический

 

переходный

 

процесс

Учёт

 

индуктивностей

 

обмоток

 

двигателя

 

вызывает

 

появление

 

дополнитель

-

ной

 (

по

 

отношению

 

к

 

механическому

 

переходному

 

процессу

электромагнитной

инерционности

 

в

 

системе

 

электропривода

заставляет

 

анализировать

 

изменение

электромагнитной

 

энергии

 

в

 

переходных

 

процессах

.

Электромеханический

 

переходный

 

процесс

 

описывается

 (

для

 

жесткой

 

меха

-

нической

 

системы

системой

 

дифференциальных

 

уравнений

 

второго

 

порядка

На

-

грузочные

 

диаграммы

 

этого

 

процесса

 

могут

 

быть

 

рассчитаны

 

по

 

аналитическим

выражениям

 [10,11] 

или

 

интегрированием

 

этих

 

дифференциальных

 

уравнений

 

с

помощью

 

ЭВМ

.

При

 

питании

 

двигателя

 

от

 

цеховой

 

сети

когда

 

в

 

переходных

 

процессах

 

в

 

си

-

ловую

 

цепь

 

включаются

 

добавочные

 

резисторы

влияние

 

электромагнитной

 

инер

-

ции

 

снижается

Необходимость

 

учёта

 

Т

э

 

возникает

 

при

 

расчёте

 

переходных

 

про

-

цессов

когда

 

добавочные

 

резисторы

 

отсутствуют

 

и

 

двигатель

 

работает

 

на

 

естест

-

венной

 

характеристике

.

Влияние

 

электромагнитной

 

инерции

 

существенно

 

проявляется

 

при

 

отноше

-

нии

   (

Т

м

 / 

Т

э

) < 2    [1],

где

 

Т

м

 = J / 

β

 – 

электромеханическая

 

постоянная

 

времени

 

электропривода

,

       

Т

э

 = L

Σ

 / R

Σ

 – 

электромагнитная

 

постоянная

 

времени

 

силовой

 

цепи

.

Уравнения

 

нагрузочных

 

диаграмм

 

в

 

общем

 

виде

 

для

 

Т

м

 / 

Т

э

 < 4 

имеют

 

вид


background image

62

         

t],

sin

J

)

ω

(

ω

α

J

)

М

(M

          

t

cos

)

ω

[(

ω

e

ω

ω

(t)

p

р

с

нач

с

нач

p

с

нач

t

α

c

+

+

+

+

=

                      (18.17)

              

,

t]

sin

Т

М

Т

α

)

Т

α

(1

М

)

ω

(

ω

β

          

t

cos

)

M

[(M

e

M

M(t)

p

р

э

с

э

э

нач

нач

0

p

с

нач

t

α

c

+

+

+

=

(18.18)

где

                                  

.

)

Т

2

(

1

Т

Т

1

;

T

2

1

2

э

м

э

p

э

=

=

α

С

 

помощью

 

приведенных

 

уравнений

 

можно

 

рассчитать

 

переходные

 

процессы

пуска

особенно

 

переход

 

на

 

естественную

 

характеристику

а

 

также

 

торможение

.

Если

 

переходный

 

процесс

 

начинается

 

из

 

установившегося

 

режима

то

 

урав

-

нения

 (18.17, 18.18) 

значительно

 

упрощаются

 (

например

для

 

наброса

 

нагрузки

см

. [1, 

с

. 242]).

При

 

питании

 

двигателя

 

от

 

преобразователя

 

при

 

линейном

 

изменении

 

напря

-

жения

 (

частоты

электромагнитная

 

инерция

 

создаёт

 

задержку

 

нарастания

 

тока

(

момента

в

 

начальный

 

момент

 

переходного

 

процесса

когда

 

электромагнитная

энергия

 

в

 

силовой

 

цепи

 

запасается

Затем

 

запасенная

 

электромагнитная

 

энергия

начинает

 

выделяться

вызывая

 

более

 

быстрое

 

нарастание

 

тока

чем

 

в

 

механиче

-

ском

 

переходном

 

процессе

При

 

Т

м

 / 

Т

э

 < 2 

возникает

 

перерегулирование

 

тока

(

момента

), 

что

 

приходится

 

учитывать

 

при

 

проверке

 

двигателя

 

по

 

перегрузочной

способности

.

Влияние

 

электромагнитной

 

инерции

 

проявляется

 

лишь

 

в

 

начале

 

процесса

за

-

тем

 

прекращаются

 

колебания

 

тока

 

и

 

момента

и

 

влияние

 

Т

я

 

на

 

характер

 

процесса

уже

 

не

 

сказывается

.

Нагрузочные

 

диаграммы

 

в

 

общем

 

виде

 

при

 

Т

м

 / 

Т

э

 < 2 

для

 

процесса

 

с

 

линей

-

ным

 

изменением

 

напряжения

 (

частоты

для

 

жесткой

 

механической

 

системы

 

име

-

ют

 

вид

:

      

          

          

          

          

          

          

(18.19)

 

;

р

sin

)

нач

ω

м

Т

0

ξ

снач

(

ω

р

м

Т

β

)

м

Т

0

ξ

снач

ω

нач

(

ω

α

м

Т

β

0

ξ

м

Т

β

с

М

нач

M

  

t

p

[cos

t

α

e

)

м

Т

0

ξ

снач

ω

нач

(

ω

)

м

Т

(t

0

ξ

 

снач

ω

ω

(t)

+

+

+

×

+

+

+

=

       

          

          

          

          

          

          

          

(18.20)

t.

р

sin

)

м

Т

0

βξ

с

М

нач

(

М

р

э

Т

)

м

Т

0

βξ

с

М

нач

(

М

э

αТ

нач

М

)

нач

ω

онач

β

(

ω

          

t

p

[cos

t

α

е

)

м

Т

0

βξ

с

М

нач

(

М

м

Т

0

βξ

c

M

M(t)

+

+

+

×

+

=


background image

63

Расчет

 

переходных

 

процессов

 

с

 

учётом

 

Т

я

 

для

 

упругой

 

системы

 

затруднен

(

см

п

. 18.2). 

Для

 

расчёта

 

можно

 

использовать

 

программы

приведенные

 

в

 

прило

-

жении

 

И

.

При

 

анализе

 

результатов

 

расчета

 

переходных

 

процессов

 

следует

 

оценить

влияние

 

электромагнитной

 

инерции

 

на

 

вид

 

нагрузочных

 

диаграмм

на

 

нагрев

 

дви

-

гателя

на

 

выполнение

 

технологических

 

требований

 

рабочей

 

машины

.

                       

18.4 

Угол

 

поворота

 

вала

 

двигателя

 

и

 

время

 

работы

в

 

установившемся

 

режиме

За

 

время

 

пуска

 (

торможения

электропривода

 

рабочий

 

орган

 

проходит

 

опре

-

деленный

 

путь

который

 

может

 

быть

 

выражен

 

через

 

угол

 

поворота

 

вала

 

двигателя

(

см

раздел

 8).

Угол

 

поворота

 

вала

 

двигателя

 

определяется

 

по

 

формуле

                                         

      

.

t

0

ω

(t)dt

α

(t)

=

                                                    (18.21)

Дифференциальное

 

уравнение

                                              

       

   

ω

dt

d

α

α

T

=

                                                   (18.22)

включают

 

в

 

систему

 

уравнений

описывающих

 

поведение

 

электропривода

При

этом

 

постоянная

 

времени

 

интегрирующего

 

звена

 

Т

α

 

при

 

расчете

 

в

 

абсолютных

единицах

 

Т

α

=1, 

в

 

относительных

 

единицах

                                                       

     

,

б

ω

1

α

T

=

                                              (18.23)

где

 

ω

б

 – 

базовое

 

значение

 

угловой

 

скорости

 

двигателя

.

При

 

необходимости

 

получения

 

в

 

результате

 

расчёта

 

линейного

 

перемещения

рабочего

 

органа

 (

в

 

метрах

величина

 

Т

α

 

рассчитывается

 

по

 

формулам

:

                                         

 

/D

p

j

2

α

T

=

в

 

абсолютных

 

единицах

;

                                         

б

v

1

б

ω

D

p

j

2

α

T

=

=

 – 

в

 

относительных

 

единицах

,

где

 v

б

 – 

линейная

 

скорость

 

рабочего

 

органа

соответствующая

 

базовой

 

скорости

двигателя

.

По

 

результатам

 

расчета

 

переходных

 

режимов

 

на

 

рассматриваемом

 

участке

движения

 

получают

 

угол

 

поворота

 

вала

 

двигателя

 (

или

 

путь

за

 

время

 

пуска

 

α

п

 

и

время

 

торможения

 

α

т

.

Время

 

работы

 

в

 

установившемся

 

режиме

 

определяют

 

по

 

соотношению


background image

64

                                       

       

 ,

с

ω

)

т

α

п

(

α

Σ

α

у

t

+

=

                                      (18.24)

где

 

α

Σ

 – 

угловой

 

путь

проходимый

 

двигателем

 

на

 

рассматриваемом

 

участке

 

дви

-

жения

;

      

ω

с

 – 

скорость

 

вращения

 

двигателя

 

в

 

установившемся

 

режиме

соответствую

-

щая

 

статическому

 

моменту

 

на

 

рассматриваемом

 

участке

 

движения

.

При

 

небольших

 

α

Σ

 

может

 

оказаться

что

 

α

Σ

 < 

α

п

 + 

α

т

 

и

 

по

 

формуле

 (18.24) 

по

-

лучится

что

 t

у

 < 0. 

Это

 

означает

что

 

при

 

заданном

 

пути

 

α

Σ

 

и

 

принятых

 

значениях

пускового

 

и

 

тормозного

 

моментов

 

двигатель

 

должен

 

переключаться

 

на

 

торможе

-

ние

не

 

достигнув

 

установившегося

 

режима

 

работы

В

 

этом

 

случае

 

приходится

определять

 

скорость

при

 

которой

 

двигатель

 

должен

 

быть

 

переключен

 

на

 

тормо

-

жение

чтобы

 

к

 

моменту

 

времени

когда

 

закончится

 

торможение

 

и

 

двигатель

 

оста

-

новится

был

 

бы

 

пройден

 

заданный

 

путь

 

α

Σ

Скорость

 

переключения

 

обычно

 

оп

-

ределяют

 

графически

как

 

точку

 

пересечения

 

заданного

 

пути

 

α

Σ

 

с

 

кривой

 (

α

п

 + 

α

т

)

= f(

ω

), 

представляющую

 

собой

 

суммарный

 

путь

проходимый

 

двигателем

 

при

 

раз

-

гоне

 

и

 

торможении

 

в

 

зависимости

 

от

 

скорости

 

вращения

 

двигателя

.

При

 

расчетах

 

механических

 

переходных

 

процессов

 

электропривода

 

с

 

нели

-

нейными

 

механическими

 

характеристиками

 (

см

п

. 18.1) 

путь

проходимый

 

элек

-

троприводом

 

за

 

время

 

работы

 

на

 

рассматриваемом

 

участке

 (

угол

 

поворота

 

вала

двигателя

), 

может

 

быть

 

рассчитан

 

по

 

формуле

                        

         

  

.

i

t

2

кон

i

ω

нач

i

ω

i

∆α

+

                                           (18.25)

Путь

проходимый

 

электроприводом

 

при

 

пуске

 

и

 

торможении

 

за

 

время

 t

i

 (

ко

-

гда

 

скорость

 

изменяется

 

от

 

ω

нач

i

 

до

 

ω

кон

i

определяется

 

по

 

соотношению

                        

      

          

          

  

.

k

∆α

i

1

k

i

α

=

=

                                          (18.26)

18.5 

Среднеквадратичное

 

значение

 

тока

 (

момента

)

Для

 

проверки

 

по

 

нагреву

 

двигателя

,  

пусковых

 

и

 

тормозных

 

резисторов

 

од

-

новременно

 

с

 

расчётом

 

нагрузочных

 

диаграмм

 

целесообразно

 

определить

 

величи

-

ну

характеризующую

 

нагрев

 

за

 

время

 t

i

.,

                                                         

          

,

к

t

скк

2

I

i

1

k

ti

0

dt

2

I

=

                                                       

(18.27)

где

 I

скк

 – 

среднеквадратичный

 

ток

 

на

 

участке

 

интегрирования

 

за

 

время

 

t

к

.

Если

 

кривая

 I(t) 

имеет

 

в

 

пределах

 

интервала

 

t

i

 

аналитическое

 

выражение

,

можно

 

определить

 

среднеквадратичный

 

ток

 I

ск

i

 

на

 

участке

 

по

 

формулам

:

      – 

при

 

линейной

 

зависимости

 I(t)


background image

65

                                

   

          

    

;

)

кон

i

2

I

кон

i

I

нач

i

I

нач

i

2

(I

3

1

cki

I

+

+

=

   (18.28)

      – 

при

 

экспоненциальной

 

зависимости

 I(t)

                          

,

)

y

I

2

нач

i

I

кон

i

I

)(

нач

i

I

кон

i

(I

i

t

м

T

y

2

I

cki

I

+

+

=

          (18.29)

где

 I

у

 – 

установившееся

 

значение

к

 

которому

 

стремится

 

экспонента

 I(t);

     

Т

м

 – 

электромеханическая

 

постоянная

 

времени

 

электропривода

.

В

 

программах

 

расчёта

 

переходных

 

процессов

 (

см

приложение

 

И

выводится

на

 

печать

 

в

 

таблице

 

интегральных

 

показателей

 

величина

 

h

2

I

t

кв

I

t

кв

I

+

=

чис

-

ленно

 

равная

 

произведению

 

квадрата

 

тока

 

на

 

время

 

переходного

 

процесса

вклю

-

чающего

 

в

 

себя

 

пуск

часть

 

установившегося

 

режима

 

и

 

торможение

 

электропри

-

вода

Таким

 

образом

 

рассчитывается

 

величина

входящая

 

в

 

формулу

 

эквивалент

-

ного

 

тока

t

2

I

При

 

расчетах

 

переходных

 

процессов

 

в

 

электроприводах

 

с

 

реостатным

 

регу

-

лированием

 

скорости

 

и

 

момента

 

на

 

печать

 

выводится

 

величина

 I

кв

R, 

также

 

равная

t

2

I

но

 

только

 

для

 

тех

 

промежутков

 

времени

когда

 

в

 

силовой

 

цепи

 

включе

-

ны

 

добавочные

 

резисторы

Величина

  I

кв

необходима

 

для

 

проверки

 

по

 

нагреву

пусковых

 

и

 

тормозных

 

резисторов

.

18.6 

Расчёт

 

энергетических

 

показателей

 

электропривода

Энергетические

 

показатели

 

электропривода

 

характеризуют

 

экономичность

преобразования

 

энергии

 

системой

 

электропривода

 (

коэффициент

 

полезного

 

дей

-

ствия

и

 

экономичность

 

потребления

 

энергии

 

от

 

сети

 (

коэффициент

 

мощности

).

Для

 

электропривода

работающего

 

в

 

повторно

-

кратковременном

 

режиме

 

работы

,

универсальной

 

оценкой

 

энергетических

 

показателей

 

является

 

их

 

средневзвешен

-

ные

 

значения

 

за

 

цикл

 

работы

 (

цикловые

 

значения

). 

Мгновенные

 

значения

 

КПД

 

и

cos

ϕ

 

могут

 

характеризовать

 

экономичность

 

работы

 

электропривода

 

только

 

в

 

ус

-

тановившихся

 

режимах

 

работы

.

Цикловый

 

КПД

 

представляет

 

собой

 

отношение

 

произведенной

 

механической

работы

 

за

 

цикл

 

А

 

к

 

потребленной

 

за

 

это

 

время

 

электроэнергии

 (

активной

 

энергии

)

из

 

сети

 

Р

 [10]:

                              

       

 .

t

ц

0

dt

c

P

t

ц

0

(t)dt

po

ω

(t)

po

M

P

A

ц

η

=

=

                               (18.30)

Для

 

оценки

 

циклового

 

КПД

 

следует

 

брать

 

отрезки

 

времени

началу

 

и

 

концу

которых

 

соответствует

 

одинаковая

 

энергия

запасенная

 

в

 

элементах

 

привода

.