Файл: КП. Драчев Г.И.Теория электропривода.2002_КП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2666

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

                                                       

2

2

е

2

r

k

r

=

;

                                                       

2

2
e

2

x

k

x

=

;

                                                       

20

E

1

н

U

0,95

e

k

;

                                                       

п

р

1

н

f

π

2

он

ω

=

;

где

  S

к

 – 

критическое

 

скольжение

;

       

М

к

 –  

максимальный

 

момент

 

двигателя

Нм

обычно

 

в

 

каталогах

 

приводится

М

макс

=

 

М

к

 

;

       r

2

 – 

приведенное

 

активное

 

сопротивление

 

ротора

Ом

;

       

х

2

 – 

приведенное

 

индуктивное

 

сопротивление

 

рассеяния

 

ротора

Ом

;

       k

e

 – 

коэффициент

 

трансформации

;

       

ω

он

 – 

синхронная

 

скорость

 

вращения

 

поля

 

статора

рад

/

с

;

       

ƒ

1

н

 – 

номинальная

 

частота

 

напряжения

 

статора

Гц

;

       

р

п

 – 

число

 

пар

 

полюсов

.

Если

 

сопротивления

 

цепей

 

неизвестны

то

 

используют

 

формулу

 (14.14), 

в

которой

 

принимают

 

1

=

a

а

  

критическое

 

скольжение

 

рассчитывают

 

по

 

форму

-

ле

:

                      

,

1)

S

2

α

1

1)

S

2

α

1

µ

µ

S

S

к

н

к

н

2

к

к

н

к

+

±

=

                        (14.18)

                                             

он

н

он

н

S

ω

ω

ω

=

,

где

 

µ

к

 – 

перегрузочная

 

способность

 

асинхронного

  

двигателя

;

      S

н

 – 

номинальное

 

относительное

 

скольжение

.

При

  

увеличении

 

номинальной

 

мощности

 

Р

н

 

двигателя

 

величина

 

активного

сопротивления

 

статора

 

снижается

а

 

при

 

Р

н

 

>

 10 

кВт

 

[

 1 

]

 

можно

 

пренебречь

 

его

величиной

 r

1

 

 0. 

Тогда

 

0

a

=

выражение

 

механической

 

характеристики

 (14.14)

преобразуется

 

к

 

виду

                                                  

,

S

S

S

S

М

2

М

k

k

k

+

=

                                            (14.19)

а

  

выражение

 

критического

 

скольжения

 (14.18)  –  

к

 

виду

                                          

)

1

2

k

µ

k

н

S

k

S

±

=

.                           (14.20)

         

Момент

 

потерь

 

холостого

 

хода

 

асинхронного

 

двигателя

 

М

х

 

рассчитать

 

до

-

вольно

 

сложно

 

из

-

за

 

отсутствия

 

каталожных

 

данных

 

по

 

сопротивлениям

 

статора

 

и

ротора

.  

Поэтому

 

в

 

расчетах

 

асинхронного

 

электропривода

 

можно

 

не

 

учитывать


background image

32

момент

 

потерь

 

холостого

 

хода

  (

М

х

 

 0), 

а

 

электромагнитный

 

момент

 

в

 

устано

-

вившемся

 

режиме

 

принимать

 

равным

 

статическому

 

моменту

.

Электромеханические

 

характеристики

 

асинхронного

 

двигателя

 – 

зависимо

-

сти

 

частоты

 

вращения

 

ротора

 

ω

 

от

 

тока

 

статора

 

ω

(I

1

) , 

от

 

тока

 

ротора

 

ω

(I

2

), 

от

 

то

-

ка

 

намагничивания

 

ω

(I

µ

). 

Расчет

 

этих

 

зависимостей

 

достаточно

 

сложен

так

 

как

необходим

 

учет

 

сопротивлений

 

статора

 

и

 

ротора

 

и

 

их

 

изменений

 

в

 

зависимости

 

от

частоты

 

токов

 

ротора

 

и

 

статора

Также

 

при

 

расчете

 

необходимо

 

учитывать

 

изме

-

нение

 

сопротивления

 

контура

 

намагничивания

  

с

 

помощью

 

кривой

 

намагничива

-

ния

Чаще

 

всего

 

на

 

стадии

  

проектирования

 

электропривода

 

сопротивления

 

обмо

-

ток

  

и

  

кривая

 

намагничивания

 

не

 

известны

.

С

 

достаточной

 

точностью

 

для

 

расчета

 

электромеханических

 

характеристик

двигателя

 

при

 

питании

 

от

 

цеховой

 

сети

  (

напряжение

 

постоянной

 

амплитуды

 

и

частоты

можно

 

использовать

 

формулы

 

профессора

 

В

.

А

.

Шубенко

Эти

 

формулы

получены

 

при

 

не

 

учете

 

активного

 

сопротивления

 

статора

 (r

1

 = 0) 

и

 

используют

только

 

каталожные

 

данные

 

двигателя

.

Ток

 

холостого

 

хода

  (

ток

 

намагничивания

)

                            

)

cos

S

S

(sin

I

I

н

k

н

н

н

1

н

ϕ

ϕ

µ

=

.                              (14.21)

        

Ток

 

ротора

                             

н

S

н

M

S

М

2

н

I

2

I

=

.                                                (14.22)

        

Ток

 

статора

                            

н

S

н

M

S

M

)

2

н

I

2

н

1

I

(

2

н

I

1

I

µ

+

µ

=

.                             (14.23)

При

 

известных

 

величинах

 

сопротивлений

 

статора

 

и

 

ротора

 

расчет

 

токов

 

в

этих

 

цепях

 

выполняется

 

известными

 

из

 

ТОЭ

 

методами

 

расчета

 

цепей

 

переменного

тока

 

для

 

Т

образной

 

или

 

Г

-

образной

 

схем

 

замещения

 

асинхронного

 

двигателя

 

[

 1

]

 

или

 

с

 

помощью

 

его

 

круговой

 

диаграммы

 

[

 17 

]

Алгоритм

 

расчета

 

характеристик

и

 

энергетических

 

показателей

 

асинхронного

 

двигателя

 

приведен

 

в

 

приложении

 

Е

программа

  “harad. exe” ).

Если

 

сопротивления

 

цепей

 

статора

 

и

 

ротора

 

неизвестны

их

 

можно

 

рассчи

-

тать

 ( 

с

 

довольно

 

большой

 

погрешностью

 ) 

через

 

каталожные

 

данные

 

двигателя

.


background image

33

         

Для

 

двигателя

 

с

 

фазным

 

ротором

:

 

          

          

  

.

1

x

µ

н

I

1

н

U

µ

        x

          

          

          

      

          

          

;

2

к

x

'

2

x

1

   x

          

          

      

          

;

2

1

r

2

k

/S

2

2

r

к

   x

          

          

    

          

;

r

1

r

      

 

          

;

н

S

2

н

I

3

20

E

r

       

          

2

2

=

≈=

Для

 

двигателя

 

с

 

короткозамкнутым

 

ротором

2

п

0

н

п

2

3I

ω

M

r

15.  

РАСЧЕТ

 

ПАРАМЕТРОВ

 

СХЕМ

 

ВКЛЮЧЕНИЯ

ДВИГАТЕЛЯ

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ

 

РАБОТУ

 

В

 

ЗАДАННЫХ

 

ТОЧКАХ

Задачей

 

расчета

 

является

 

определение

 

напряжения

 

и

 

частоты

добавочных

сопротивлений

 

силовых

 

цепей

 

и

 

цепей

 

возбуждения

при

 

которых

 

выполняются

требования

 

к

  

электроприводу

 

по

 

обеспечению

 

заданных

 

скоростей

 

движения

 

ра

-

бочего

 

органа

 (

рабочей

 

машины

).

Исходными

 

данными

 

для

 

расчета

 

являются

 

заданная

 

скорость

 

движения

 

ме

-

ханизма

 

ω

зад

 = 

ω

с

приведенная

 

к

 

валу

 

двигателя

и

 

заданный

 

момент

 

сопротивле

-

ния

 

движению

 

М

с

приведенный

 

к

 

валу

 

двигателя

 

и

 

включающий

 

в

 

себя

  

момент

механических

 

потерь

 

холостого

 

хода

 

двигателя

 M

х

.

При

 

питании

 

от

 

сети

 

неизменного

 

напряжения

 

одна

 

из

 

заданных

 

скоростей

должна

 

обеспечиваться

 

работой

 

двигателя

 

на

 

естественной

 

характеристике

  (

ос

-

новная

 

скорость

). 

Расхождение

 

полученной

 

скорости

 

ω

с

 

 

на

 

естественной

 

характе

-

ристике

 

при

 

моменте

 

М

с

 

со

 

скоростью

 

ω

зад

рассчитанной

 

по

 

технологическим

данным

 

рабочей

 

машины

не

 

должно

 

превышать

 

заданного

 

в

 

требованиях

 

к

 

элек

-

троприводу

 

значения

 

точности

 

поддержания

 

скорости

 

∆ω

зад

:

.

∆ω

)

ω

(

ω

зад

зад

с

Если

 

это

 

требование

 

не

 

выполняется

необходимо

 

вновь

 

вернуться

 

к

 

выбору

редуктора

 

или

 

использовать

 

другую

 

систему

 

электропривода

в

 

которой

 

обеспе

-

чение

 

работы

 

в

 

заданной

 

точке

 

решается

 

плавным

 

регулированием

 

скорости

 (

на

-

пример

применить

 

систему

 

ТП

Д

 

или

 

ПЧ

АД

). 

Иногда

если

 

скорость

 

на

 

естест

-

венной

 

характеристике

 

ω

с

 

выше

 

ω

зад

 

и

,

∆ω

)

ω

(

ω

зад

зад

с

>


background image

34

по

 

согласованию

 

с

 

заказчиком

 (

руководителем

 

проекта

может

 

быть

 

принято

 

но

-

вое

завышенное

 

значение

 

заданной

 

скорости

.

Применение

 

двигателя

обеспечивающего

 

при

 

заданном

 

моменте

 

скорость

ω

с

 

менее

 

технологически

 

заданной

 

ω

зад

 

недопустимо

так

 

как

 

это

 

приводит

 

к

 

сни

-

жению

 

производительности

 

рабочей

 

машины

.

15.1. 

Расчет

 

добавочных

 

сопротивлений

 

в

 

цепях

двигателей

 

в

 

установившихся

 

режимах

 

работы

При

 

питании

 

двигателя

 

от

 

сети

 

заданный

 

режим

 

работы

 

в

 

точках

не

 

лежа

-

щих

 

на

 

естественной

 

характеристике

 

двигателя

обеспечивается

 

введением

 

доба

-

вочных

 

сопротивлений

 

в

 

цепи

 

двигателя

.

15.1.1

 

Для

  

двигателя

  

независимого

  

возбуждения

 

при

  

расчете

  

сопротивле

-

ний

 

используется

 

выражение

 

искусственной

 

механической

 

характеристики

 

путем

подстановки

 

координат

 

заданной

 

точки

 

ω

=

ω

зад

 

и

 

М

=

М

зад

:

                                   

k

Ф

r

R

М

k

Ф

U

я

доб

н

+

=

ω

.                                            (15.1)

Если

 

заданная

 

точка

 

находится

 

ниже

 

естественной

 

характеристики

прини

-

мают

 

кФ

 = 

кФ

н

 

и

 

решают

 

уравнение

 (15.1) 

относительно

 

R

доб

 

в

 

цепи

 

якоря

.

Эту

 

задачу

 

можно

 

решить

 

и

 

в

 

относительных

 

единицах

и

 

графическим

 

ме

-

тодом

.

Для

 

расчета

 

режима

 

ослабления

 

поля

когда

 

заданная

 

точка

 

лежит

 

выше

 

ес

-

тественной

 

характеристики

в

 

уравнении

 (15.1) 

принимают

  R

доб

=0 

и

 

решают

уравнение

 

относительно

 

кФ

Приняв

 

приемлемое

 

значение

 

кФ

при

 

котором

 

иско

-

мая

 

характеристика

 

проходит

 

через

 

заданную

 

точку

с

 

помощью

 

кривой

 

намагни

-

чивания

 

двигателя

 

определяют

 

значение

 

тока

 

возбуждения

 

I

восл

 

при

 

ослабленном

поле

Кривая

 

намагничивания

 

иногда

 

приводится

 

в

 

каталогах

 (

для

 

двигателей

 

ти

-

па

 

Д

). 

При

 

отсутствии

 “

родной

” 

кривой

 

намагничивания

 

используют

 

универсаль

-

ную

 

кривую

 

из

 

справочников

 

[

 3 

]

.

По

 

полученному

 

значению

 

I

восл

 

рассчитывают

 

добавочное

 

сопротивление

R

доб

 

в

 

цепи

 

обмотки

 

возбуждения

 

или

 

напряжение

 

на

 

обмотке

 

возбуждения

 

при

ослабленном

 

поле

если

 

обмотка

 

получает

 

питание

 

от

 

возбудителя

.

15.1.2.

 

Для

 

двигателя

 

последовательного

 

возбуждения

 

расчет

 

сопротивле

-

ний

 

в

 

цепи

 

якоря

 

для

 

обеспечения

 

работы

 

в

 

заданной

 

точке

 

выполняют

 

по

 

форму

-

ле

 

искусственной

 

характеристики

:

                                          

,

)

r

I(r

U

)

R

r

I(r

U

ω

ω

ов

я

н

доб

ов

я

н

е

и

+

+

+

=

                              (15.2)

которую

 

решают

 

относительно

 

R

доб

 

при

 

ω

и

 = 

ω

зад

I

 = 

I

зад

При

 

этом

 

значения

I

зад

 

f(

М

зад

)

 

и

 

ω

е

 

f(I

зад

)

 

определяют

 

графическим

 

путем

 

по

 

каталожным

 

кри

-

вым

.

15.1.3.

 

Для

 

асинхронного

 

двигателя

 

с

 

фазным

 

ротором

 

расчет

 

сопротивле

-

ний

 

в

 

цепи

 

ротора

 

для

 

обеспечения

 

работы

 

в

 

заданной

 

точке

 

наиболее

 

прост

 

при


background image

35

использовании

 

формулы

 

соотношения

 

скольжений

 

и

 

сопротивлений

 

при

 

постоян

-

стве

 

момента

 

М

 = const:

                                                  

2

2

и

е

R

r

S

S

=

.                                                        (15.3)

В

 

этой

 

формуле

0

и

0

и

ω

ω

ω

S

=

– 

скольжение

 

на

 

искусственной

 

реостатной

 

характеристике

,

  

доб

2

2

2

R

r

R

+

=

– 

полное

 

сопротивление

 

фазы

 

ротора

.

Для

 

расчета

 

R

2

доб

 

определяют

 

скольжение

 

S

е

 

на

 

естественной

 

механиче

-

ской

 

характеристике

 

при

 

М

=

М

с

,   

принимают

 

ω

и

=

ω

зад

  

и

   

R

2  

 

рассчитывают

 

по

(15.3).

Расчет

 

искусственной

 

характеристики

 

выполняют

 

по

 

той

 

же

 

формуле

 (15.3),

только

 

при

 

известном

 

R

2

 

определяют

 

S

и

 

и

 

ω

и

 

при

 

различных

 

моментах

 

двигателя

.

15.2. 

Питание

 

двигателя

 

от

 

преобразователя

При

 

питании

 

двигателя

 

от

 

преобразователя

 

напряжение

 (

и

 

частота

регули

-

руются

 

плавно

Определение

 

напряжения

  (

частоты

), 

необходимых

 

для

 

работы

двигателя

 

в

 

заданной

 

точке

сводится

 

к

 

уточнению

 

возможности

 

обеспечения

 

пре

-

образователем

 

уровня

 

напряжения

  (

частоты

при

 

различных

 

нагрузках

 

и

 

колеба

-

ниях

 

напряжения

 

питающей

 

сети

.

15.2.1. 

Расчет

 

ЭДС

 

преобразователя

 

в

 

системе

 

ТП

Д

при

 

работе

 

в

 

заданной

 

точке

При

 

работе

 

в

 

системе

 

ТП

Д

 

появляется

 

дополнительное

 

падение

 

напряже

-

ния

 

в

 

силовой

 

цепи

 

за

 

счет

:

– 

дополнительных

 

сопротивлений

 

обмоток

 

трансформатора

 (

токоограничи

-

вающего

 

реактора

);

– 

возникновения

 

провалов

 

мгновенного

 

значения

 

ЭДС

 

в

 

периоды

 

коммута

-

ции

 

тиристоров

;

– 

падения

 

напряжения

 

на

 

тиристорах

 

в

 

открытом

 

состоянии

.

Эквивалентное

 

активное

 

сопротивление

 

обмоток

 

трансформатора

приве

-

денное

 

ко

 

вторичной

 

цепи

рассчитывают

 

по

 (13.12), 

и

 

для

 

трехфазной

 

мостовой

схемы

 

выпрямления

 

дополнительное

 

сопротивление

 

от

 

обмоток

 

трансформатора

составляет

                                               

т

т

r

2

R

=

.                                                            (15.4)

Снижение

 

выпрямленной

 

ЭДС

 

за

 

счет

 

коммутационных

 

провалов

 

учиты

-

ваемая

 

сопротивлением

                                            

,

2

x

m

R

т

Э

=

                                                       (15.5)