Файл: Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано учебнометодическим советом ЮжноУральского государственного университета для бакалавров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26
К декларации прилагаются документы, подтверждающие сведения, в ней указанные. Примерный перечень таких сведений содержится в п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС, при необходимости эти све- дения могут быть подтверждены и другими документами.
ТК ЕАЭС содержит указание на следующие виды таможен- ных деклараций.
1. Декларация на товары — используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможен- ной процедуры таможенного транзита (а в некоторых случаях и при таможенном декларировании припасов).
Форма декларации утверждена решением Комиссии Тамо- женного союза от 20.05.2010 № 257.
В случаях, предусмотренных ЕЭК, заполняется декларация таможенной стоимости, в которой заявляются сведения о тамо- женной стоимости товаров, в том числе о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об условиях и обстоятельствах сделки с товарами, име- ющих отношение к определению таможенной стоимости товаров.
Согласно ст. 204 ФЗ «О таможенном регулировании» в каче- стве декларации на товары могут использоваться транспортные
(перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содер- жащие сведения, необходимые для выпуска товаров, помещае- мых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего по- требления или экспорта, если общая таможенная стоимость то- варов не превышает суммы, эквивалентной 1 000 евро (за исклю- чением ряда товаров, в частности подакцизных товаров, товаров, подлежащих лицензированию и (или) квотированию, валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней).
2. Транзитная декларация — используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
По общему правилу в качестве декларации допускается ис- пользование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных между- народными договорами государств-членов с третьей стороной
(однако данные документы должны содержать сведения, пере- численные в п. 1 ст. 107 ТК ЕАЭС).
3. Пассажирская таможенная декларация — используется при таможенном декларировании товаров для личного пользования.

27
Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную грани- цу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется на основе следующих критериев:
1) заявления физического лица;
2) характера и количества товаров;
3) частоты перемещения товаров через таможенную границу.
Независимо от этих критериев не относятся к товарам для личного пользования товары, помещаемые под таможенные процедуры (за исключением процедуры транзита) и товары, определяемые ЕЭК.
При этом таможенному декларированию подлежат не все то- вары, а товары, входящие в закрытый перечень, указанный в ч. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС (товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже, товары, в отношении которых подлежат уплате таможен- ные пошлины, налоги, транспортные средства для личного поль- зования, наличные денежные средства и дорожные чеки на сумму
10 тыс. долларов США и выше, товары, пересылаемые в между- народных почтовых отправлениях и др.)
Физическое лицо вправе по своему желанию осуществить таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию (в частности, для целей учета стоимостных, весовых и (или) количественных норм, в пределах которых товары для личного пользования вво- зятся на таможенную территорию Союза без уплаты таможен- ных пошлин, налогов).
4. Декларация на транспортное средство — используется при таможенном декларировании транспортных средств между- народной перевозки (а в некоторых случаях и при таможенном декларировании припасов) при ввозе на таможенную территорию временно ввозимых транспортных средств международной пере- возки и обратном вывозе таких транспортных средств, а также при временном вывозе с таможенной территории транспортных средств международной перевозки и обратном ввозе таких транс- портных средств.
В качестве декларации на транспортное средство могут ис- пользоваться стандартные документы перевозчика, предусмот- ренные международными договорами государств-членов с треть- ей стороной в области транспорта.


28
Если в представленных стандартных документах не содер- жатся сведения, подлежащие указанию в декларации на транс- портное средство, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путём пред- ставления декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы пере- возчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство.
Таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством госу- дарств-членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации. Согласно ст. 205 ФЗ «О таможенном регулировании» это может быть любой уполномоченный орган.
При этом ФТС может создавать специализированные таможен- ные органы для совершения таможенных операций в отноше- нии определенных категорий товаров
1) исходя из необходимости наличия у должностных лиц та- моженных органов специальных познаний о таких товарах,
(культурные ценности, изделия из драгоценных металлов и дра- гоценных камней, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы и др.);
2) необходимости создания условий для ускоренного выпус- ка товаров (экспресс-грузы, выставочные образцы, товары, вво- зимые в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны и др.).
Дата и время подачи декларации фиксируются таможенным органом. Подача декларации на бумажном носителе сопровождает- ся представлением таможенному органу ее электронного вида, ес- ли иное не установлено ТК ЕАЭС, ЕЭК или национальным законо- дательством (например, не требуется электронная копия транзит- ной декларации, если в качестве неё были поданы коммерческие, транспортные, иные документы, а также таможенным органам бы- ла предоставлена предварительная информация о товарах).
Таможенная декларация в отношении ввозимых товаров по- дается до истечения срока временного хранения товаров либо в иной срок, установленный ТК ЕАЭС. Таможенная декларация в отношении вывозимых товаров подается до их убытия с тамо- женной территории Союза, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

29
При декларировании товаров в электронной форме фиксиро- вание даты и времени подачи декларации на товары и направле- ние декларанту электронного сообщения, содержащего сведения об указанных дате и времени, осуществляются автоматически.
По требованию декларанта или таможенного представителя та- моженный орган обязан выдать подтверждение в письменной форме о дате и времени подачи декларации на товары (за исклю- чением случаев её подачи в электронном виде).
После подачи декларации таможенный орган проводит её проверку для решения вопроса о её регистрации либо отказе
в регистрации. По общему правилу указанное решение принима- ется таможенным органом не позднее 1 рабочего часа с момента подачи декларации. Таможенный орган отказывает в регистрации декларации по перечню оснований, перечисленных в п. 5 ст. 111
ТК ЕАЭС (в частности, таможенная декларация подана таможен- ному органу, неправомочному её регистрировать; таможенная декларация подана неуполномоченным лицом и (или) не подпи- сана либо не удостоверена надлежащим образом; не соблюдена форма таможенного декларирования; в таможенной декларации не указаны необходимые сведения и (или) таможенная деклара- ция заполнена не в соответствии с установленным порядком её заполнения; таможенная декларация на бумажном носителе со- ставлена не по установленной форме и (или) структура и формат электронной таможенной декларации или электронного вида та- моженной декларации на бумажном носителе не соответствуют установленным структурам и форматам таких документов).
При оформлении отказа в регистрации таможенной деклара- ции таможенный орган указывает все причины, послужившие ос- нованием для отказа, а также, если это предусмотрено законода- тельством государств-членов о таможенном регулировании, — рекомендации по их устранению.
Выпуск товаров и таможенные операции, связанные
с выпуском товаров.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС выпуск товаров
— это действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответ- ствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных ка-


30 тегорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС по- мещению под таможенные процедуры.
По общему правилу выпуск товаров оформляется с использо- ванием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумаж- ном носителе.
Выпуск товаров производится при соблюдении следующих
условий в совокупности.
1. Лицом соблюдены условия помещения товаров под заявлен- ную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры (исключение составляет условный выпуск, т. е. случаи, когда соблюдение запретов и ограничений может быть подтверждено после выпуска товаров).
2. Лицом уплачены таможенные сборы за совершение тамо- женными органами действий, связанных с выпуском товаров, ес- ли такие сборы установлены в соответствии с национальным за- конодательством и срок их уплаты установлен до выпуска това- ров, в том числе до регистрации таможенной декларации.
По общему правилу выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации декларации, а если декларация зарегистрирована в течение вто- рой половины рабочего дня — в течение первых 4 часов работы таможенного органа в следующий рабочий день.
Выпуск должен быть завершён в течение 1 рабочего дня, следующего за днём регистрации декларации, в случаях, указан- ных в п. 3 ст. 119 ТК ЕАЭС (в частности, если таможенным орга- ном запрошены дополнительные документы или принято реше- ние о проведении дополнительных мероприятий таможенного контроля, уточнения декларантом сведений, заявленных в декла- рации и т. п.). В этих случаях выпуск может быть продлён на бо- лее длительный срок, например необходимый для завершения начатого таможенного контроля (предельный срок в данном слу- чае составляет 10 рабочих дней и 5 рабочих дней при помещении товаров под процедуру транзита).
Закрытый перечень оснований для отказа в выпуске товара содержится в п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС. Как правило, они связаны

31 с нарушениями условий выпуска товаров. Таможенный орган также может приостановить выпуск товаров в том случае, ес- ли таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, срок выпуска таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней (ст. 124 ТК ЕАЭС).
Вопросы для обсуждения
1. Таможенное оформление: проблемы определения понятия.
2. Таможенное декларирование в системе таможенного оформления.
3. Товары для личного пользования: проблемы правопри- менения.
4. Проблемы классификации таможенных процедур.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Тема 3. Таможенный контроль.
Общая характеристика
Согласно подп. 41 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенный кон-
троль — это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблю- дения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможен- ном регулировании.
Следует обратить внимание, что данное определение являет- ся достаточно широким, включающим в себя практически всю деятельность таможенных органов как особой разновидности правоохранительных органов.
ТК ЕАЭС выделил два вида действий, совершаемых тамо-
женными органами в сфере таможенного контроля, однако
не дал их определения.
Формы таможенного контроля — это отдельные разновид- ности проверочных мероприятий. Закрытый перечень форм тамо- женного контроля зафиксирован в ст. 322 ТК ЕАЭС (в том числе получение объяснений, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный осмотр, таможенный досмотр).
Меры, обеспечивающие проведение таможенного кон-
троля, — применяются, как правило, для наиболее эффективной

32 реализации избранной формы (или форм) таможенного контроля, хотя могут применятся и самостоятельно. Перечень мер, обеспе- чивающих производство таможенного контроля, зафиксирован в ст. 338 ТК ЕАЭС и является открытым (в том числе проведение таможенной экспертизы, привлечение специалиста, использова- ние технических средств таможенного контроля, требование со- вершения грузовых и иных операций в отношении товаров, та- моженное наблюдение и т. п.).
Общие положения о таможенном контроле
1. Объектами таможенного контроля являются:
1) товары;
2) таможенные и иные документы;
3) деятельность лиц, в том числе уполномоченных экономиче- ских операторов, связанная с перемещением товаров через тамо- женную границу Союза, оказанием услуг в сфере таможенного дела либо осуществляемая в рамках отдельных таможенных процедур;
4) сооружения, помещения (части помещений) и (или) откры- тые площадки (части открытых площадок), на которых соверша- ются таможенные операции.
2. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного кон-
троля, а также форм таможенного контроля и мер, обеспечива-
ющих проведение таможенного контроля (принцип экономии).
При реализации принципа выборочности используется си-
стема управления рисками.
Согласно ст. 376 ТК ЕАЭС управление рисками — система- тизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регули- рования и законодательства государств-членов о таможенном ре- гулировании, и возможного ущерба от их наступления.
Основными целями использования таможенными органами системы управления рисками являются:
1) обеспечение эффективности таможенного контроля;
2) сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов;


33 3) создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выяв- лена необходимость применения мер по минимизации рисков.
3. По общему правилу таможенный контроль проводится
в период нахождения товаров под таможенным контролем. Од- нако в ряде случаев возможно проведение проверочных меропри- ятий и в течение 3- и 5-летнего срока после совершения тамо- женных операций. Так, согласно ч. 3 ст. 166 ФЗ «О таможенном регулировании» документы, необходимые для проведения тамо- женного контроля, должны храниться декларантами и иными за- интересованными лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Уполномоченные экономические операторы и некоторые субъекты, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить указанные докумен- ты в течение пяти календарных лет.
4. В целях повышения эффективности таможенного кон-
троля таможенные органы взаимодействуют с другими кон-
тролирующими государственными органами, а также с декла-
рантами, перевозчиками и иными лицами (в частности, с уполно- моченными экономическими операторами, субъектами, осу- ществляющими деятельность в сфере таможенного дела, их про- фессиональными объединениями, ассоциациями).
5. Таможенный контроль проводится в зонах таможенного
контроля и иных местах, в которых могут находиться товары,
документы и (или) информационные системы, содержащие све-
дения о таких товарах.
Зоны таможенного контроля создаются вдоль государствен- ной границы РФ (до 30 км вглубь территории РФ), в пунктах пропуска через государственную границу, в местах осуществле- ния таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (пе- ревалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного до- смотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары. Они могут быть постоянными или временными.
Перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы

34 зон таможенного контроля и в их пределах по общему правилу до- пускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.
6. Таможенные органы в пределах своей компетенции осу-
ществляют и иные виды контроля, в частности: валютный, транспортный, санитарно-карантинный, карантинно-фитосани- тарный, ветеринарный.
7. При проведении таможенного контроля таможенным ор-
ганам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо
постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение.
Вопросы для обсуждения
1. Спорные вопросы определения таможенного контроля.
2. Выборочность в таможенном контроле: за и против.
3. Соотношение форм таможенного контроля и мер, обеспе- чивающих проведение таможенного контроля.
Тема 4. Правовые основы
таможенно-тарифного регулирования
К таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе то- варов на таможенную территорию Союза;
4) акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза;
5) таможенные сборы.
Таможенные пошлины
Согласно подп. 33 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенная пошлина
— это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза.
Общая характеристика таможенных пошлин:
1. Это единый для всех публично-правовой платёж, что ис- ключает возможность договориться о его размере.
2. Уплата пошлины является по общему правилу неотъемле- мым условием выпуска товара.