Файл: Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано учебнометодическим советом ЮжноУральского государственного университета для бакалавров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17 товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, в соответствии с ТК ЕАЭС.
6. Владелец магазина беспошлинной торговли (ст. 425–429
ТК ЕАЭС, ст. 81–84 ФЗ «О таможенном регулировании») — осуществляет хранение и реализацию в магазине беспошлинной торговли товаров, помещенных под таможенную процедуру бес- пошлинной торговли, лицам, указанным в п. 2 ст. 243 ТК ЕАЭС
(как правило, это физические лица, убывающие с территории
Союза).
В качестве особой разновидности декларанта, занимающегося внешнеэкономической деятельностью, ТК ЕАЭС выделяет упол-
номоченного экономического оператора (ст. 430–443 ТК ЕАЭС, ст. 85–96 ФЗ «О таможенном регулировании»). В зависимости от льгот и упрощений, которыми может пользоваться оператор, выделяются 3 типа уполномоченных экономических операторов.
Например, оператор первого типа может пользоваться такими упрощениями, как совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, убытием товаров, таможенным декларированием и выпуском товаров в пер- воочередном порядке; выпуск товаров до подачи декларации на то- вары в соответствии с ТК ЕАЭС, проведение таможенного кон- троля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке и др.
Вопросы для обсуждения
1. Соотношение понятий «таможенное дело» и «таможенное регулирование».
2. Таможенное регулирование в системе обеспечения без- опасности РФ.
3. Проблемы создания единого экономического пространства.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Тема 2. Правовое регулирование
перемещения товаров через таможенную границу
Перемещение товаров через таможенную границу представ- ляет собой совокупность таможенных операций. Под таможен-
ными операциями согласно подп. 37 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС пони- маются действия, совершаемые лицами и таможенными органами
18 в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством госу- дарств-членов о таможенном регулировании. Цель указанных действий со стороны декларанта или иных заинтересованных лиц
— получить право на пользование и распоряжение товарами в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с особенностями порядка и условий переме- щения товаров через таможенную границу. Цель указанных дей- ствий со стороны таможенных органов — обеспечить соблюде- ние мер таможенного регулирования.
Порядок и технологии совершения таможенных операций определяются в зависимости от категорий товаров, перемещае- мых через таможенную границу Союза, вида транспорта, кото- рым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза, осо- бенностей таможенного декларирования и выпуска товаров, а также таможенных процедур, под которые помещаются товары.
При этом таможенные операции совершаются одинаково, незави- симо от происхождения товаров, страны отправления и страны назначения товаров.
Таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномо- чиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами.
Отдельные таможенные операции могут совершаться таможен- ными органами посредством информационной системы таможен- ных органов без участия должностных лиц таможенных органов
(т. е. автоматизированные операции, в которых человек вообще не участвует).
ТК ЕАЭС выделяет следующие крупные блоки таможенных операций:
1. Прибытие товаров на таможенную территорию Союза и таможенные операции, с ним связанные.
2. Убытие товаров с таможенной территории Союза и тамо- женные операции, с ним связанные.
3. Временное хранение товаров и таможенные операции, свя- занные с помещением товаров на временное хранение.
4. Таможенное декларирование и таможенные операции, свя- занные с подачей, регистрацией и отзывом таможенной деклара-
19 ции, изменением (дополнением) сведений, заявленных в тамо- женной декларации.
5. Выпуск товаров и таможенные операции, связанные с вы- пуском товаров.
Рассмотрим каждый из них по порядку.
Прибытие товаров на таможенную территорию Союза
и таможенные операции, с ним связанные
Первым юридическим фактом, который «запускает» меха- низм таможенных операций при ввозе товаров, является пересе- чение товаром таможенной границы.
Следует отличать пересечение товарами таможенной гра-
ницы и перемещение товаров через таможенную границу.
Действующее законодательство не даёт определения пересе- чения товарами таможенной границы, однако посредством тол- кования можно определить его как пересечение пределов тамо- женной территории. Ст. 1 закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I
«О государственной границе» определяет государственную гра-
ницу как линию и проходящую по этой линии вертикальную по- верхность, определяющую пределы государственной территории
(суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Феде- рации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Аналогично можно опреде- лить и таможенную границу как линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы та- моженной территории.
Пересечение товаром таможенной границы (т. е. условной вертикальной поверхности, обозначающей пределы таможенной территории) является юридическим фактом, влекущим целый ряд правовых последствий:
1. Товары должны быть доставлены перевозчиком или лицом,
перемещающим товары для личного пользования, в место при-
бытия или иные места, определённые национальным законода-
тельством. При этом согласно п. 2 ст. 10 ТК ЕАЭС местами при- бытия являются пункты пропуска через государственные грани- цы государств-членов либо иные места, определенные в соответ- ствии с законодательством государств-членов. Согласно ч. 3 ст. 9 закона РФ «О государственной границе» под пунктом пропуска
20
через государственную границу понимается территория (аква- тория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэро- дрома, открытых для международных сообщений (международ- ных полетов), а также иной специально выделенный в непосред- ственной близости от государственной границы участок местно- сти, где в соответствии с законодательством Российской Федера- ции осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
При этом не допускаются нарушение упаковки товаров, измене- ние, удаление, уничтожение, повреждение или замена наложен- ных пломб, печатей и иных средств идентификации.
2. С момента пересечения таможенной границы товары при-
обретают статус находящихся под таможенным контролем.
Это означает, что товарами нельзя свободно пользоваться и рас- поряжаться (только с разрешения таможенных органов), кроме того, в отношении указанных товаров могут быть применены формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.
3. У перевозчика возникает обязанность по уплате тамо-
женных пошлин, налогов в отношении перевозимого товара. Од- нако исполнению эта обязанность подлежит только в случае не- доставки товаров в место прибытия.
Под ввозом товаров согласно подп. 3 п. 1 ст. 2 ТК понима- ется совершение действий, которые связаны с пересечением та- моженной границы Союза и в результате которых товары прибы- ли на таможенную территорию Союза (любым способом, вклю- чая пересылку в международных почтовых отправлениях (далее
— МПО), использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными орга- нами). Аналогичное определение содержится и в п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ
«О таможенном регулировании». Соответственно, о ввозе това- ров допустимо говорить только при исполнении перевозчиком своей обязанности доставить товар в место прибытия.
Доставка товара в место прибытия, в свою очередь, является юридическим фактом, влекущим такие последствия:
21
1. Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о при-
бытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления уведомления в виде документа, содержащего све- дения о номере регистрации предварительной информации (уста- новлено обязательное предварительное информирование для то- варов, перемещаемых автомобильным, железнодорожным и воз- душным транспортом), либо путём представления документов и сведений, предусмотренных ст. 89 ТК ЕАЭС. Уведомление представляет собой пакет документов и сведений, установленных в зависимости от вида транспорта (автомобильный, водный, воз- душный, железнодорожный). В составе уведомления обязательно должны быть также документы и сведения, подтверждающие со- блюдение установленных запретов и ограничений.
Сроки уведомления устанавливаются в зависимости от транспорта, которым товар доставлен на таможенную терри- торию. При этом для товаров, перевозимых автотранспортом, срок составляет 1 час после прибытия товаров либо 1 час с мо- мента начала работы таможенного органа (если товары прибыли не во время его работы). Для товаров, перевозимых водным, воз-
душным или железнодорожным транспортом, — в течение вре- мени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции либо иного сро- ка, установленного национальным законодательством.
2. Перевозчик в месте прибытия обязан предъявить товары
таможенному органу (п. 2 ч. 1 ст. 194 ФЗ «О таможенном регу- лировании»).
В месте прибытия возможна также разгрузка, перегрузка (пе- ревалка) товаров и иные грузовые операции с товарами, замена транспортных средств международной перевозки. Эти операции могут быть осуществлены только после уведомления таможенно- го органа в письменной или электронной форме (в противном случае лицо может быть привлечено к административной ответ- ственности по ст. 16.13 КоАП РФ).
В течение трёх рабочих часов с момента подачи уведомления перевозчик (иное заинтересованное лицо) обязан совершить одну
из таможенных операций, связанных:
1) с помещением товаров на временное хранение;
22 2) перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения в порядке, устанавливаемом наци- ональным законодательством;
3) таможенным декларированием товаров;
4) помещением товаров под таможенную процедуру свобод- ной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логисти- ческой СЭЗ;
5) вывозом товаров с таможенной территории Союза.
Убытие товаров с таможенной территории Союза и та-
моженные операции, с ним связанные.
Для убытия товаров с таможенной территории Союза пере-
возчик обязан представить таможенному органу документы
и сведения, предусмотренные ст. 89 ТК ЕАЭС (включая документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в отношении товара), а также таможенную декларацию либо иной
документ, подтверждающий прав на вывоз товара.
Убытие товаров с таможенной территории Союза допускает- ся с разрешения таможенного органа, которое оформляется с ис- пользованием информационной системы таможенного органа и (или) путём проставления соответствующих отметок на тамо- женной декларации либо ином документе, допускающем вывоз товаров, а также на транспортных (перевозочных) документах.
По общему правилу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента выдачи таможенным ор- ганом разрешения на убытие товаров с таможенной территории
Союза и прекращается с момента фактического пересечения таможенной границы.
С момента подачи документов и до фактического пересече- ния товаром таможенной границы он считается находящимся под таможенным контролем.
Временное хранение товаров и таможенные операции,
связанные с помещением товаров на временное хранение.
Согласно п. 1 ст. 98 ТК ЕАЭС под временным хранением то-
варов понимается хранение иностранных товаров в местах вре- менного хранения по общему правилу до их выпуска таможенным органом (исключение составляют случаи получения разрешения таможенного органа на убытие иностранных товаров с таможенной
23 территории Союза, если они хранятся в местах перемещения через таможенную границу, а также изъятия или ареста товаров).
Местами временного хранения по общему правилу являются
СВХ. В то же время согласно п. 2 ст. 99 ТК ЕАЭС временное хранение может осуществляться на территории свободного скла- да, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых пло- щадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных ТК ЕАЭС или национальным законода- тельством. В РФ указанные места определены ч. 1 ст. 198 ФЗ
«О таможенном регулировании» (в частности, это отдельные по- мещения в местах международного почтового обмена, место хра- нения неполученного или невостребованного багажа, перемеща- емого в рамках договора авиационной или железнодорожной пе- ревозки пассажира, железнодорожные пути и контейнерные пло- щадки, расположенные в согласованных с таможенными органа- ми местах в пределах железнодорожных станций и предназна- ченные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств).
Для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное заинтересованное лицо представляет таможенному ор- гану транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) тамо- женные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначе- ния, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электрон- ного документа. Таможенный орган регистрирует указанные до- кументы в срок не позднее 1 часа с момента подачи и выдает ли- цу подтверждение о регистрации документов. Подача документов таможенному органу может быть осуществлена в электронном виде. Товары приобретают статус находящихся на временном хранении после регистрации документов.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, находящихся на временном хранении, не вправе пользоваться та- кими товарами, в том числе вывозить с территории места вре- менного хранения, до момента их выпуска. Однако допускается изменять место временного хранения товаров (в случаях, уста- навливаемых национальным законодательством). Перевозка
(транспортировка) иностранных товаров из одного места времен-
24 ного хранения в другое место по общему правилу осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, находящихся на временном хранении, вправе совершать с такими товарами операции, необходимые для обеспечения их сохранно- сти в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения.
Иные операции, в том числе отбор проб и (или) образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки для определения количества и (или) характеристик товаров, а также операции, необходимые для подготовки товаров к после- дующей перевозке (транспортировке), совершаются с разрешения таможенного органа.
По общему правилу срок временного хранения товаров ис- числяется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца. Исключение со- ставляют МПО, хранящихся в местах международного почтового обмена, а также не полученный или не востребованный пассажи- ром багаж, перемещаемый через таможенную границу воздуш- ным транспортом; срок временного хранения этих товаров со- ставляет 6 месяцев.
Завершается временное хранение товаров по общему правилу выпуском товаров в соответствии с определённой таможенной процедурой. В случае если сроки хранения товара истекли, а де- кларант не совершил операций по декларированию, эти товары задерживаются в порядке, определённом главой 51 ТК ЕАЭС.
Таможенное декларирование и таможенные операции,
связанные с подачей, регистрацией и отзывом таможенной
декларации, изменением (дополнением) сведений, заявлен-
ных в таможенной декларации.
В данном пособии мы рассмотрим только операции, связан- ные с подачей и регистрацией таможенной декларации. Осталь- ные операции студенты могут изучить самостоятельно.
В соответствии с подп. 35 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенное де-
кларирование — это заявление таможенному органу с использо- ванием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной
25 таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. При этом согласно подп. 32 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС
таможенная декларация — документ, содержащий сведения о то- варах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Не всякие товары подлежат таможенному декларированию.
Так, не подлежат декларированию товары при помещении их та- моженную процедуру свободной таможенной зоны (в случае их ввоза на территорию портовой или логистической СЭЗ), аэро- граммы, письма, почтовые карточки и отправления для слепых
(достаточно разрешения таможенного органа), некоторые товары в МПО, порожняя почтовая тара.
По общему правилу таможенное декларирование осуществ- ляется в электронной форме. В то же время возможно деклариро- вание в письменной форме в случаях, определённых п. 1 ст. 104
ТК ЕАЭС и национальным законодательством (в частности, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенно- го транзита, в отношении товаров для личного пользования, в от- ношении товаров, пересылаемых в международных почтовых от- правлениях, в отношении транспортных средств международной перевозки). Постановлением правительства РФ от 13.12.2013
№ 1154 определены случаи, когда таможенная декларация пода-
ётся в письменной форме.
Таможенное декларирование в письменной форме может быть осуществлено, если у таможенного органа отсутствует воз- можность обеспечить декларирование в электронной форме в связи с неисправностью информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи, и в иных подобных случаях.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной де- кларации, ограничивается только сведениями, необходимыми для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной стати- стики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интел- лектуальной собственности, для контроля соблюдения междуна- родных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.