Файл: Учебное пособие для бакалавров Рекомендовано учебнометодическим советом ЮжноУральского государственного университета для бакалавров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7 б) таможенные процедуры (всего 17 процедур); в) таможенный контроль; г) информирование и консультирование; д) внутренние организационные отношения и служба в тамо- женных органах.
2. Фискально-статистический блок: а) таможенные платежи; б) таможенная статистика и применение Товарной номенкла- туры внешнеэкономической деятельности.
3. Охранительный блок: а) защита таможенными органами в рамках своей компетен- ции прав граждан (в том числе права интеллектуальной соб- ственности); б) порядок обжалования решений, действий, бездействия та- моженных органов и их должностных лиц; в) преступления в сфере таможенного дела и ответственность за них (например, ст. 194, 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ); г) административные правонарушения в сфере таможенного де- ла и ответственность за них (глава 16 КоАП РФ (всего 24 статьи)).
По мнению многих исследователей, таможенное право явля- ется неоднородной, комплексной отраслью права (Б. Н. Габри- чидзе, В. Г. Драганов, А. Ф. Ноздрачёв и др.). Некоторые иссле- дователи считают таможенное право подотраслью (Л. Н. Марков,
К. К. Сандровский) и даже институтом административного права
(Д. Н. Бахрах). Отдельные учёные ограничиваются констатацией существования отдельной отрасли таможенного законодательства
(А. Н. Козырин). Нам этот спор не кажется принципиальным, хо- тя наличие формирующейся самостоятельной комплексной от- расли таможенного права вполне может быть признано.
Если исходить из классификации отраслей права, предло- женной С. С. Алексеевым, то таможенное право можно признать комплексной отраслью права наравне с предпринимательским, природоохранным и др. Очевидно, что это не профилирующая и не специальная отрасль.
Основная группа таможенных отношений регулируется нор- мами таможенного права. Другая часть таможенных отношений регулируется нормами:
8
• международного права (регулирование таможенных отно- шений в рамках Евразийского экономического союза);
• государственного права (отнесение таможенного регулиро- вания к исключительному ведению Российской Федерации);
• уголовного права (санкции за совершение преступлений в сфере таможенного дела);
• уголовно-процессуального права (расследование таких пре- ступлений);
• финансового права (в части взимания таможенных платежей);
• гражданского права (оказание услуг субъектами, осуществ- ляющими деятельность в сфере таможенного дела);
• служебного права (в части регулирования службы в сфере таможенного дела);
• трудового права (в части регулирования труда гражданско- го персонала в системе таможенных органов) и др.
Метод таможенного права
Существует два подхода к методу отрасли.
Согласно первому подходу у отрасли прав может быть либо императивный метод, либо диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Таможенное право относится к отрасли права с императивным методом. Однако и в таможенном праве встречаются элементы диспозитивности (например, на началах дис- позитивности строятся отношения между декларантом и субъек- тами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела).
Согласно второму подходу у каждой отрасли права есть специфичный метод, который определяется по таким параметрам, как правовое положение сторон, основание возникновения прав и обязанностей и характер защиты нарушенных прав.
Метод таможенного права характеризуется следующим:
1) правовым положением сторон, для которого характерны: а) императивность, определённость их прав и обязанностей; б) преобладание обязывающих и запрещающих норм; в) отношения власти-подчинения, преобладающее суборди- национное начало. Широко распространены и отношения реор- динации (жёсткой связанности правом поведения обеих сторон); г) одной из сторон, как правило, выступает государство в ли- це государственных органов (публичность);
9
2) основаниями возникновения правоотношений и специфи-
кой установления прав и обязанностей:
а) таможенные отношения возникают, как правило, по ини- циативе одной из сторон; б) права и обязанности сторон определяются преимуще- ственно в международно-договорном и законодательном поряд- ках. При этом служащим таможенных органов разрешено только то, что прямо предусмотрено законом или международным ак- том, а иным лицам — то, что не запрещено законом; в) основными юридическими фактами являются юридиче- ские акты;
3) характером защиты нарушенных прав. Помимо универ- сальной судебной защиты важное значение имеет обжалование решений, действий, бездействия таможенных органов и их долж- ностных лиц в вышестоящий орган или вышестоящему долж- ностному лицу. Также ст. 49 ФЗ «О таможенном регулировании» предусматривает возможность обжалования решений, действий, бездействия должностного лица таможни или таможенного поста в связи с ввозом в и (или) вывозом из РФ товаров, стоимость ко- торых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транс- портного средства (состава транспортных средств). В этом случае заинтересованное лицо может устно обратиться к вышестоящему должностному лицу, которое должно незамедлительно рассмот- реть жалобу и в течение 3 часов принять по ней решение. По тре- бованию заинтересованного лица в письменной форме составля- ется акт о рассмотрении жалобы в упрощённом порядке.
Таким образом, мы убедились, что неоднородность предмета правового регулирования определяет и неоднородность метода.
Можно выделить 4 группы таможенных отношений:
1) между таможенными органами и иными лицами;
2) отношения, связанные со службой в таможенных органах;
3) организационные отношения между таможенными органами;
4) отношения между лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и субъектами, осуществляющими деятель- ность в сфере таможенного дела.
Столь разнородные группы общественных отношений объ- единяет то, что они возникают в связи и по поводу перемещения товаров через таможенную границу.
10
В связи с этим необходимо разобрать понятия таможенной границы и таможенной территории. В действующем законода- тельстве имеется по два определения указанных категорий.
Согласно п. 1 ст. 5 ТК ЕАЭС таможенную территорию Со-
юза составляют территории государств-членов, а также находя- щиеся за пределами территорий государств-членов искусствен- ные острова, сооружения, установки и иные объекты, в отноше- нии которых государства-члены обладают исключительной юрисдикцией.
Несколько иное понятие содержится в п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ
«О таможенном регулировании», из содержания которого выте- кает, что таможенная территория Российской Федерации — это территория РФ и (или) территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрис- дикцию в соответствии со своим законодательством и нормами международного права.
Согласно п. 2 ст. 5 ТК ЕАЭС таможенной границей Союза
являются пределы таможенной территории Союза, а также в со- ответствии с международными договорами в рамках Союза — пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов.
Аналогично под таможенной границей РФ можно понимать пределы таможенной территории РФ, а также пределы отдельных территорий в границах РФ.
Упомянутые пределы отдельных территорий представляют собой границы свободных (специальных, особых) экономических зон. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Соглашения по вопросам свобод- ных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры сво- бодной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге
18.06.2010) свободная (специальная, особая) экономическая
зона (далее — СЭЗ) — часть территории государства — члена таможенного союза в пределах, установленных законодатель- ством государства — члена таможенного союза, на которой дей- ствует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может при- меняться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Указанные зоны создаются в целях содействия социально-эко-
11 номическому развитию государств — членов ЕАЭС, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на но- вых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, ту- ризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях.
В России общим вопросам функционирования СЭЗ посвящён
ФЗ от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Существует целый ряд СЭЗ, в частно- сти созданные на основе ФЗ от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Феде- рации», ФЗ от 31.05.1999 № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», ФЗ от 13.07.2015 № 212-ФЗ
«О свободном порте Владивосток», ФЗ от 29.11.2014 № 377-ФЗ
«О развитии Республики Крым и города федерального значения
Севастополя и свободной экономической зоне на территориях
Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
2. Источники таможенного права
Источники таможенного права представляют собой центра- лизованную иерархическую систему, построенную на принципах конституционности и законности. Создание Таможенного союза и впоследствии на его базе ЕАЭС повлекло существенную пере- стройку системы источников таможенного права. А именно, воз- ник значительный блок международных источников, регулиру- ющих таможенные отношения в рамках ЕАЭС.
Все источники подразделяются на внутренние и внешние
(международные).
Международные источники
1. Таможенное законодательство ЕАЭС. В соответствии с п. 2 ст. 1 ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осу- ществляется в соответствии с международными договорами
(включая ТК ЕАЭС) и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Союзе.
1.1. Международные договоры, действующие в рамках
ЕАЭС. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ междуна- родные договоры имеют большую юридическую силу, чем отече-
12 ственные нормативные акты. Сегодня действует более ста меж- дународных договоров.
1.2. Акты, составляющие право Союза. А ним относятся акты международных органов ЕАЭС (в частности, акты Высшего
Евразийского экономического совета, акты Евразийского меж- правительственного совета, акты ЕЭК, акты Суда Евразийского экономического союза).
1.3. Договор о Евразийском экономическом союзе представ- ляет собой основополагающий учредительный акт Союза, в кото- ром определяются основные принципы его функционирования, цели, компетенции и право Союза, органы Союза, ряд других фундаментальных вопросов.
2. Международные акты Всемирной торговой организации.
2.1. Марракешское соглашение об утверждении ВТО 1994 г. и его приложения (Генеральное соглашение по тарифам и тор- говле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами
(ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуаль- ной собственности (ТРИПС)).
2.2. Соглашения специального характера, регулирующие от- дельные аспекты международной торговли (Соглашение по сель- скому хозяйству, Соглашение по применению санитарных и фи- тосанитарных мер, Соглашение по техническим барьерам в тор- говле и т. п.).
2.3. Двух- и многосторонние соглашения членов ВТО.
2.4. Решения органов ВТО (например, суда ВТО).
3.Иные международные источники.
3.1. Международные договоры, заключённые под эгидой дру- гих международных организаций или в двухстороннем порядке.
• Международные таможенные конвенции, участником кото- рых является РФ (например, Конвенция об упрощении и гармо- низации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г.,
Конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961 г., Конвен- ция о контейнерах 1972 г. и др.).
• Конвенции, содержащие нормы международного таможен- ного права (например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).
• Двусторонние международные договоры.
13 3.2. Международные правовые обычаи (например, публикуе- мые в сборниках «Обычаи портов»).
3.3. Обязательные решения специализированных междуна- родных организаций (например, решения ООН).
Внутренние источники
В связи с созданием таможенного союза и расширением сфе- ры действия актов ЕАЭС роль внутренних актов существенно снизилась. Они применяются в части, не урегулированной меж- дународными актами, а также в случаях, когда международные акты прямо отсылают к национальному законодательству.
1. Законодательные акты:
1.1. Конституция РФ 1993 г.
1.2. ФЗ «О таможенном регулировании» и иные акты специ- ального таможенного законодательства (например, Закон РФ от 21.05.1993
№ 5003-1
«О таможенном тарифе»,
ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Рос- сийской Федерации»).
1.3. Законодательство о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (например, ФЗ от 08.12.2003
№ 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешне- торговой деятельности», ФЗ от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специ- альных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»).
1.4. Иные законодательные акты, содержащие нормы тамо- женного права (например, ФЗ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об ору- жии», ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулиро- вании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления
(распития) алкогольной продукции», ФЗ 08.01.1998 № 3-ФЗ
«О наркотических средствах и психотропных веществах»).
1.5. Комплексный характер таможенного права предполагает использование норм других отраслей права: гражданского, уго- ловного, налогового, валютного, административного и др.
2. Подзаконные акты:
2.1. Указы президента РФ (например, указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных
14 экономических мер в целях обеспечения безопасности Россий- ской Федерации»).
2.2. Постановления Правительства РФ.
2.3. Нормативные акты Федеральной таможенной службы.
В соответствии с постановлением
Правительства
РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» может издавать нормативные акты только по вопросам и в случаях, установленных действующим законодательством, актами прези- дента, правительства, международными договорами, актами, со- ставляющими право Евразийского экономического союза.
2.4. Подзаконные акты, принимаемые иными федеральными органами исполнительной власти. Это чаще всего Банк России,
Министерство Финансов, Министерство экономического разви- тия и др.
3. Локальное нормотворчество может осуществляться на уров- не отдельных таможенных органов (например, приказ начальника таможенного органа, определяющий режим его работы и др.).
Определённое значение имеет текущая практика, а также
судебная практика и опыт административной юстиции.
3. Субъекты таможенного права, таможенные органы
Общее руководство таможенным делом осуществляет прави- тельство РФ.
Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела в соответствии со ст. 3 ФЗ «О таможенном регулировании» обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, упол- номоченный в области таможенного дела. В настоящее время это
ФТС РФ.
Одним из субъектов таможенных отношений, как правило, являются таможенные органы, которые составляют единую фе- деральную централизованную иерархичную систему (глава 2 ФЗ
«О таможенном регулировании»):
1. ФТС РФ, правовой основой деятельности которой является постановление правительства от 16.09.2013 № 809 «О Федераль- ной таможенной службе». Она осуществляет непосредственное руководство таможенным делом.
2. Региональные таможенные управления (РТУ). Правовой основой их деятельности является общее положение о РТУ
15
(утверждено приказом ФТС России от 04.09.2014 № 1700). Выде- ляются общие и специализированные РТУ. Общих РТУ 8, по числу федеральных округов, они осуществляют контроль и руководство деятельностью таможенных органов на террито- рии соответствующего федерального округа. Специализирован- ных РТУ 4 (Региональное оперативно-поисковое управление, Ре- гиональное таможенное управление радиоэлектронной безопас- ности объектов таможенной инфраструктуры, Центральное ин- формационно-техническое таможенное управление, Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление), они ку- рируют отдельные аспекты деятельности таможенных органов.
3. Таможни. Правовой основой их деятельности является общее положение о таможне (утверждено приказом ФТС России от 04.09.2014 № 1700). Общее число таможен составляет около
85. Существуют внешние и внутренние таможни; таможни об- щие, специальные и специализированные, а также таможни, под- чиняющиеся РТУ, и таможни непосредственного подчинения, подотчётные ФТС. Ярославская таможня является внутренней общей таможней, подчинённой Центральному РТУ. В регион де- ятельности Ярославской таможни входят Ярославская и Ко- стромская области.
4. Таможенные посты. Правовой основой их деятельности яв- ляется общее положение о таможенном посте (утверждено прика- зом ФТС России от 04.09.2014 № 1701). Таможенные посты осу- ществляют таможенные операции и некоторые виды таможенного контроля. На настоящий момент таможенных постов около 550.
Существуют внешние и внутренние таможенные посты; посты об- щие, специальные и специализированные, а также посты, подчи- няющиеся таможне или РТУ. Ярославской таможне подчиняются
6 таможенных постов. Из них 4 (Ярославский таможенный пост,
Ярославский таможенный пост (Центр электронного декларирова- ния), Ново-Ярославский таможенный пост, Рыбинский таможен- ный пост) находятся в Ярославской области, а 2 (Костромской та- моженный пост, Шарьинский таможенный пост) — в Костромской области. Все они являются общими внутренними постами, за ис- ключением центра электронного декларирования, который являет- ся специализированным таможенным органом.
16
Все указанные органы являются военизированными право- охранительными органами. В структуру ФТС также входят учеб- ные заведения (Российская таможенная академия и её филиалы), медицинские и оздоровительные учреждения, представительства таможенной службы за рубежом и ФГУП «РОСТЭК».
Другой стороной таможенных отношений является декла-
рант, лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров,
иное заинтересованное лицо.
Также таможенные операции могут совершать лица, осу-
ществляющие деятельность в сфере таможенного дела, и упол-
номоченные экономические операторы.
Действующее законодательство предъявляет к таким лицам ряд требований. ФТС РФ ведёт реестры лиц, которым предостав- лено право на осуществление соответствующей деятельности.
К числу указанных лиц относятся:
1. Таможенный представитель (ст. 401–405 ТК ЕАЭС, ст. 60–65 ФЗ «О таможенном регулировании») — совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересован- ных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
2. Таможенный перевозчик (ст. 406-409 ТК ЕАЭС, ст. 66–68
ФЗ «О таможенном регулировании») — осуществляет перевозку
(транспортировку) по таможенной территории Союза товаров, находящихся под таможенным контролем.
3. Владелец склада временного хранения (ст. 410–414 ТК
ЕАЭС, ст. 69–74 ФЗ «О таможенном регулировании») — осу- ществляет хранение на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на услови- ях, которые установлены ТК ЕАЭС.
4. Владелец таможенного склада (ст. 415–419 ТК ЕАЭС, ст. 75–80 ФЗ «О таможенном регулировании») — осуществляет хранение на таможенном складе товаров, помещенных под тамо- женную процедуру таможенного склада, либо иных товаров в случаях и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС.
5. Владелец свободного склада (ст. 420–424 ТК ЕАЭС) — осуществляет размещение и использование на свободном складе