Файл: Курсовая работа по дисциплине Общесихологический практикум.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
I Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций молодёжи
1.1 Ценности и ценностные ориентации личности: анализ понятий
1.2 Ценностные ориентации: структура, типология, факторы влияния
1.3 Исследования ценностных ориентаций в зарубежной и отечественной социологии
II Социологическое исследование ценностных ориентаций студенческой молодёжи (на примере СИБУП)
2.1 Методические основы изучения ценностных ориентаций молодёжи
2.2 Анализ ценностных ориентаций студенческой молодёжи
2.3 Пути совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций молодёжи
стремятся максимизировать результаты команды, даже если это означает пожертвовать некоторыми личными выгодами.
Коллективисты: люди, стремящиеся к равенству, мотивированы справедливостью. Они любят делить ресурсы поровну, чтобы гарантировать, что все участники получат точно такое же.
Индивидуалистический тип: Люди с индивидуалистическими SVO озабочены максимизацией своих личных выгод. Как правило, они ставят во главу угла свои собственные интересы и стремятся удовлетворить их, прежде чем рассматривать результаты других людей.
Конкурентный тип: конкурентоспособные люди мотивированы целью «победить». Им нравится работать лучше, чем другим, и, как правило, они делятся ресурсами таким образом, чтобы увеличить разницу между ними и другими людьми.
Различные варианты ответов в дилемме десерта четко соответствуют различным типам SVO и, следовательно, могут указывать на ваши личные предпочтения, когда дело доходит до совместного использования ресурсов.
Концепция SVO обеспечивает важную основу для объяснения того, почему люди делают разные решения при совместном использовании денег или других ресурсов. Исследования показали, что большинство людей в основном ориентированы на сотрудничество, при этом конкурентные и альтруистические тенденции встречаются сравнительно редко. Тем не менее, эти менее частые SVO могут быть особенно эффективны в прогнозировании поведения людей. Например, исследования показывают, что люди с альтруистическими оценками SVO особенно склонны делать благотворительные пожертвования.
Ситуационные факторы могут быть мощными в выявлении определенных настроений. Таким образом, сознательная или стратегическая формулировка задачи открывает захватывающие возможности для личностных изменений. Например, решая дилеммы с ресурсами, такие как совместное использование общей кухонной зоны, в качестве командной работы, а не индивидуальной задачи, мы можем добиться более высокого уровня сотрудничества, и это может привести к лучшему обслуживанию общего пространства [11].
Таким образом, ценности являются правилами и факторами формирования представлений о «хорошем» и «плохом» в обществе и для общества. Ценности закладывают основу ценностных ориентаций –
своеобразного набора ценностей, которые люди распределяют в соответствии своими возможностями, целями и устремлениями, а также социальной ситуацией. Ценности являются частью ценностных ориентаций и закладывают, таким образом, ценностные устремления каждой личности и общества в целом.
Ценности отдельного человека, так же, как и ценности группы, зависят как по положению индивидов в социальной системе, так и по уровню их развития. Ценности формируются в результате осознания социальными субъектами своих потребностей в их взаимоотношениях с объектами окружающего мира или в результате отношения, которое реализуется в процессе оценки. Система ценностей социального субъекта может состоять из существенно–жизненных представлений о добре, зле, счастье, цели и сущности жизни и универсальных [12]:
– жизненно важные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, закон и порядок);
– социальные (социальный статус, трудоспособность и т. д.);
– межличностные (доброжелательность, честность, альтруизм);
– демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет);
– особенности (принадлежность к малой родине, семье);
– трансцендентальные ценности (вера в Бога, стремление к абсолюту).
Основные ценности, такие как – стремление к истине, творчеству, красоте, ориентация на добро, содействие, честь и достоинство – конкретизируются и служат основой для выбора целей и условий универсально значимой деятельности. Они составляют основу общечеловеческих ценностей. Существует определенная иерархия ценностей. Дело не только в том, что некоторые ценности («низшие») иногда приносятся в жертву ради других («высших»), но и в том, что разные ценности имеют разную степень публичности, и одна ценность является спецификацией другой. «Высшие» ценности способствуют построению общества, в котором первостепенной значимостью обладают созидательные действия, а «низшими» - деструктивные (потребление, терроризм, антигуманизм и др.). Таким образом, ценность труда объясняется тем, что он является одним из сферы, в которых реализуются высшие ценности, ценность самореализации и личностного развития также рассматриваются более фундаментально.
Ценностные ориентации занимают самое высокое положение в иерархической системе ценностей. Ценностная ориентация – это ориентация индивидов на усвоение определенных ценностей для удовлетворения своих потребностей. В ценностных ориентациях ценность играет роль своеобразного ориентира и соответствующего регулятора поведения и деятельности человека в предметной и социальной реальности. И люди руководствуются теми ценностями, которые наиболее необходимы сейчас и которые соответствуют их интересам и целям в будущем.
В. А. Ядов указал, что включение ценностных ориентаций в структуру личности позволяет увидеть наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, источник которых необходимо искать в социально–экономической природе общества, его морали, культуре, в особенностях социально–группового осознания среды, в которой сформировалась социальная индивидуальность и где проходит повседневная жизнь людей [7].
Таким образом, ценностные ориентации, выступая в качестве одного из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение людей к социальной реальности, и в этом аспекте, определяют широкую мотивацию их поведения и оказывают существенное влияние на все аспекты их деятельности.
Следовательно, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием ориентации личности. М. Рокич выдвинул теорию и инструмент, отражающий ее (исследование ценностей Рокича), которое широко использовалось и оказалось полезным во многих различных типах исследований [9]. М. Рокич делит ценности и ценностные ориентации личности на две основные группы с точки зрения представления о целях и задачах, которым служит конкретная ценность. Это психологический подход к классификации ценностей. Первая группа состоит из «целевых значений» (терминальных значений), вторая – «средние значения» (инструментальные значения). Конечные ценности являются основными целями человека, поскольку они отражают долгосрочную жизненную перспективу. Терминальные ценности помогают определить смысл человеческой жизни, указывают на то, что особенно важно, значимо, ценно для человека.
Хофстеде исследовал ценности в более чем 100 различных странах и придумал пять основных ценностных измерений: дистанция власти, избегание неопределенности, индивидуализм, мужественность/женственность и Краткосрочные отношения [14].
Его работа также вызвала множество дальнейших исследований и является наиболее изученной теорией ценностей, используемой в настоящее время. Еще одной влиятельной теорией ценностей была теория Шварца. На основе исследований ценностей, проведенных в более чем 50 странах, он предлагает 10, которые универсально проявляются в людях (достижения, доброжелательность, конформизм, гедонизм, власть, безопасность, самостоятельность, стимуляция, традиция, универсализм) и семь, которые проявляются в разных культурах (эмоциональная автономия, консерватизм, эгалитарная приверженность, гармония, иерархия, интеллектуальная автономия и мастерство).
Ценностные ориентации личности также имеют сложную иерархическую структуру. Так, например, авторы известной диспозиционной концепции регуляции социального поведения – В. Ядов, Д. Узнадзе – выделили следующие уровни диспозиции [4]:
– элементарные фиксированные инструкции (возникают на основе жизненных потребностей);
– на уровне (формируются исходя из потребностей общения, которое осуществляется в небольшой группе);
– социально направленный интерес личности, в соответствии с конкретной сферой деятельности;
– ценностные ориентации, влияющие на поведение индивида.
Российский психолог С. С. Бубнова выделяет три иерархических уровня в системе ценностных ориентаций личности. К первому уровню она относит абстрактные, наиболее обобщенные духовные, социальные и материальные ценности [6].
Духовные делятся на познавательные, эстетические, гуманистические и т. д. Социальные ценности подразделяются на ценности социальной чести, социальных достижений, социальной активности и т. д. С точки зрения автора, второй уровень состоит из ценностей, которые закрепляются в жизнеобеспечивающей деятельности и проявляются как черты личности; третий уровень представлен специфическими способами поведения личности как средствами реализации и фиксации ценностей–особенностей.
Современный украинский психолог И. Д. Бех использует понятие «личностные ценности» для психологии описания личности, оно отражает тот факт, что субъект вовлечен в социальные контакты и отношения, он интерпретирует человека как социокультурную реальность. Более точное понятие «личностные ценности» связано со способностью определенных индивидов принимать социальные ценности, следовательно, становясь значимыми, когда определенные объекты, события, явления и т. д. приобретают особый смысл для человека. Кроме того, автор подчеркивает, что ценности работают как нормализованные образования, такие как приказы или запреты, которые указывают на необходимое, необходимое или желательное поведение как идеал или образец для подражания. В соответствии с целями педагогической психологии И. Д. Бех предлагает под личностными ценностями человека понимать сознательные, смыслоносные образования личности и объясняет сущность личностного смысла [18].
По мнению Ф. Ю. Васильюка, ценность не является ни предметом желания или потребности человека
Коллективисты: люди, стремящиеся к равенству, мотивированы справедливостью. Они любят делить ресурсы поровну, чтобы гарантировать, что все участники получат точно такое же.
Индивидуалистический тип: Люди с индивидуалистическими SVO озабочены максимизацией своих личных выгод. Как правило, они ставят во главу угла свои собственные интересы и стремятся удовлетворить их, прежде чем рассматривать результаты других людей.
Конкурентный тип: конкурентоспособные люди мотивированы целью «победить». Им нравится работать лучше, чем другим, и, как правило, они делятся ресурсами таким образом, чтобы увеличить разницу между ними и другими людьми.
Различные варианты ответов в дилемме десерта четко соответствуют различным типам SVO и, следовательно, могут указывать на ваши личные предпочтения, когда дело доходит до совместного использования ресурсов.
Концепция SVO обеспечивает важную основу для объяснения того, почему люди делают разные решения при совместном использовании денег или других ресурсов. Исследования показали, что большинство людей в основном ориентированы на сотрудничество, при этом конкурентные и альтруистические тенденции встречаются сравнительно редко. Тем не менее, эти менее частые SVO могут быть особенно эффективны в прогнозировании поведения людей. Например, исследования показывают, что люди с альтруистическими оценками SVO особенно склонны делать благотворительные пожертвования.
Ситуационные факторы могут быть мощными в выявлении определенных настроений. Таким образом, сознательная или стратегическая формулировка задачи открывает захватывающие возможности для личностных изменений. Например, решая дилеммы с ресурсами, такие как совместное использование общей кухонной зоны, в качестве командной работы, а не индивидуальной задачи, мы можем добиться более высокого уровня сотрудничества, и это может привести к лучшему обслуживанию общего пространства [11].
Таким образом, ценности являются правилами и факторами формирования представлений о «хорошем» и «плохом» в обществе и для общества. Ценности закладывают основу ценностных ориентаций –
своеобразного набора ценностей, которые люди распределяют в соответствии своими возможностями, целями и устремлениями, а также социальной ситуацией. Ценности являются частью ценностных ориентаций и закладывают, таким образом, ценностные устремления каждой личности и общества в целом.
1.2 Ценностные ориентации: структура, типология, факторы влияния
Ценности отдельного человека, так же, как и ценности группы, зависят как по положению индивидов в социальной системе, так и по уровню их развития. Ценности формируются в результате осознания социальными субъектами своих потребностей в их взаимоотношениях с объектами окружающего мира или в результате отношения, которое реализуется в процессе оценки. Система ценностей социального субъекта может состоять из существенно–жизненных представлений о добре, зле, счастье, цели и сущности жизни и универсальных [12]:
– жизненно важные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, закон и порядок);
– социальные (социальный статус, трудоспособность и т. д.);
– межличностные (доброжелательность, честность, альтруизм);
– демократические (свобода слова, совести, национальный суверенитет);
– особенности (принадлежность к малой родине, семье);
– трансцендентальные ценности (вера в Бога, стремление к абсолюту).
Основные ценности, такие как – стремление к истине, творчеству, красоте, ориентация на добро, содействие, честь и достоинство – конкретизируются и служат основой для выбора целей и условий универсально значимой деятельности. Они составляют основу общечеловеческих ценностей. Существует определенная иерархия ценностей. Дело не только в том, что некоторые ценности («низшие») иногда приносятся в жертву ради других («высших»), но и в том, что разные ценности имеют разную степень публичности, и одна ценность является спецификацией другой. «Высшие» ценности способствуют построению общества, в котором первостепенной значимостью обладают созидательные действия, а «низшими» - деструктивные (потребление, терроризм, антигуманизм и др.). Таким образом, ценность труда объясняется тем, что он является одним из сферы, в которых реализуются высшие ценности, ценность самореализации и личностного развития также рассматриваются более фундаментально.
Ценностные ориентации занимают самое высокое положение в иерархической системе ценностей. Ценностная ориентация – это ориентация индивидов на усвоение определенных ценностей для удовлетворения своих потребностей. В ценностных ориентациях ценность играет роль своеобразного ориентира и соответствующего регулятора поведения и деятельности человека в предметной и социальной реальности. И люди руководствуются теми ценностями, которые наиболее необходимы сейчас и которые соответствуют их интересам и целям в будущем.
В. А. Ядов указал, что включение ценностных ориентаций в структуру личности позволяет увидеть наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, источник которых необходимо искать в социально–экономической природе общества, его морали, культуре, в особенностях социально–группового осознания среды, в которой сформировалась социальная индивидуальность и где проходит повседневная жизнь людей [7].
Таким образом, ценностные ориентации, выступая в качестве одного из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение людей к социальной реальности, и в этом аспекте, определяют широкую мотивацию их поведения и оказывают существенное влияние на все аспекты их деятельности.
Следовательно, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием ориентации личности. М. Рокич выдвинул теорию и инструмент, отражающий ее (исследование ценностей Рокича), которое широко использовалось и оказалось полезным во многих различных типах исследований [9]. М. Рокич делит ценности и ценностные ориентации личности на две основные группы с точки зрения представления о целях и задачах, которым служит конкретная ценность. Это психологический подход к классификации ценностей. Первая группа состоит из «целевых значений» (терминальных значений), вторая – «средние значения» (инструментальные значения). Конечные ценности являются основными целями человека, поскольку они отражают долгосрочную жизненную перспективу. Терминальные ценности помогают определить смысл человеческой жизни, указывают на то, что особенно важно, значимо, ценно для человека.
Хофстеде исследовал ценности в более чем 100 различных странах и придумал пять основных ценностных измерений: дистанция власти, избегание неопределенности, индивидуализм, мужественность/женственность и Краткосрочные отношения [14].
Его работа также вызвала множество дальнейших исследований и является наиболее изученной теорией ценностей, используемой в настоящее время. Еще одной влиятельной теорией ценностей была теория Шварца. На основе исследований ценностей, проведенных в более чем 50 странах, он предлагает 10, которые универсально проявляются в людях (достижения, доброжелательность, конформизм, гедонизм, власть, безопасность, самостоятельность, стимуляция, традиция, универсализм) и семь, которые проявляются в разных культурах (эмоциональная автономия, консерватизм, эгалитарная приверженность, гармония, иерархия, интеллектуальная автономия и мастерство).
Ценностные ориентации личности также имеют сложную иерархическую структуру. Так, например, авторы известной диспозиционной концепции регуляции социального поведения – В. Ядов, Д. Узнадзе – выделили следующие уровни диспозиции [4]:
– элементарные фиксированные инструкции (возникают на основе жизненных потребностей);
– на уровне (формируются исходя из потребностей общения, которое осуществляется в небольшой группе);
– социально направленный интерес личности, в соответствии с конкретной сферой деятельности;
– ценностные ориентации, влияющие на поведение индивида.
Российский психолог С. С. Бубнова выделяет три иерархических уровня в системе ценностных ориентаций личности. К первому уровню она относит абстрактные, наиболее обобщенные духовные, социальные и материальные ценности [6].
Духовные делятся на познавательные, эстетические, гуманистические и т. д. Социальные ценности подразделяются на ценности социальной чести, социальных достижений, социальной активности и т. д. С точки зрения автора, второй уровень состоит из ценностей, которые закрепляются в жизнеобеспечивающей деятельности и проявляются как черты личности; третий уровень представлен специфическими способами поведения личности как средствами реализации и фиксации ценностей–особенностей.
Современный украинский психолог И. Д. Бех использует понятие «личностные ценности» для психологии описания личности, оно отражает тот факт, что субъект вовлечен в социальные контакты и отношения, он интерпретирует человека как социокультурную реальность. Более точное понятие «личностные ценности» связано со способностью определенных индивидов принимать социальные ценности, следовательно, становясь значимыми, когда определенные объекты, события, явления и т. д. приобретают особый смысл для человека. Кроме того, автор подчеркивает, что ценности работают как нормализованные образования, такие как приказы или запреты, которые указывают на необходимое, необходимое или желательное поведение как идеал или образец для подражания. В соответствии с целями педагогической психологии И. Д. Бех предлагает под личностными ценностями человека понимать сознательные, смыслоносные образования личности и объясняет сущность личностного смысла [18].
По мнению Ф. Ю. Васильюка, ценность не является ни предметом желания или потребности человека