Файл: Курсовая работа по дисциплине Общесихологический практикум.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
I Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций молодёжи
1.1 Ценности и ценностные ориентации личности: анализ понятий
1.2 Ценностные ориентации: структура, типология, факторы влияния
1.3 Исследования ценностных ориентаций в зарубежной и отечественной социологии
II Социологическое исследование ценностных ориентаций студенческой молодёжи (на примере СИБУП)
2.1 Методические основы изучения ценностных ориентаций молодёжи
2.2 Анализ ценностных ориентаций студенческой молодёжи
2.3 Пути совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций молодёжи
II Социологическое исследование ценностных ориентаций студенческой молодёжи (на примере СИБУП)
2.1 Методические основы изучения ценностных ориентаций молодёжи
С целью анализа динамики ценностных ориентаций студентов во время учебы в высшем учебном заведении было проведено кросс–секционное экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие студенты 1–4 курсов Сибирского института бизнеса, управления и психологии (СИБУП) (2020-2021). Всего в исследовании приняли участие 150 человек.
Основными целями исследования были следующие:
– провести информативный анализ ценностных ориентаций;
– выявить наиболее актуальные проблемы современных студентов;
– составить социальный портрет студента.
В работе использованы результаты социологического исследования, проведенного в Сибирском институте бизнеса, управления и психологии в 2022-2023 гг.
Объектом исследования являются ценности.
Предмет исследования – молодёжные ценности современного мира.
Цель исследования – изучить ценности современной молодёжи и их динамику.
Задачи:
- определить ценности современной молодёжи;
- сравнить ответы респондентов 2022-2023 гг.;
- сделать выводы на основе полученных данных.
В анкетировании приняли участие студенты дневной формы обучения 1–4 курсов. За основу был взят опросник Рокича для исследования ценностей. Исследование проводилось в отношении следующих ценностей:
Терминальные ценности:
1) активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2) жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3) здоровье (физическое и психическое);
4) интересная работа;
5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8) наличие хороших и верных друзей;
9) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11) продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12) развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13) развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14) свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
15) счастливая семейная жизнь;
16) счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17) творчество (возможность творческой деятельности);
18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Инструментальные ценности
1) аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2) воспитанность (хорошие манеры);
3) высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4) жизнерадостность (чувство юмора);
5) исполнительность (дисциплинированность);
6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7) непримиримость к недостаткам в себе и других;
8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);
10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов;
13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14) терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16) честность (правдивость, искренность);
17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18) чуткость (заботливость).
Инструкция:
Вам будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Стоит отметить, что существовал ряд факторов, которые могли повлиять на результаты этого исследования. Например, вышеупомянутые фразы, которые ставились перед респондентами, вызывали разные ассоциации. Для каждого человека по-своему ассоциировалась интересная работа или определённая сумма, поэтому в ходе проведения исследования приходилось отвечать на дополнительные вопросы для уточнения.
Кроме того, в жизни каждого респондента за год могли произойти изменения, которые повлияли на его мировоззрение, ведь речь идёт о молодых людях, а они отличаются от взрослых тем, что имеют неустойчивую, либо не до конца сформированную позицию, а также систему ценностей. Различные жизненные ситуации могли на них повлиять, будь то изменение места жительства, семейные изменения, либо прочтение судьбоносной книги.
Вполне вероятно, что на мнение респондентов могли оказывать другие люди, вроде родителей, родственников, близких друзей, проще говоря – референтная группа.
Отдельные респонденты могли отнестись к исследованию либо несерьёзно, высказывая формальную позицию, либо не имели представления о поставленных проблемах, либо в разной степени проинформированы и в разной степени осознают важность поставленных вопросов. Стоит отметить здесь также о наличии жизненного опыта, который у каждого человека максимально субъективизирован.
2.2 Анализ ценностных ориентаций студенческой молодёжи
В современных социально–экономических условиях многие внутренние и внешние (социальные) факторы оказывают формирующее влияние на личность. С одной стороны, система ценностей является основой для дальнейшего личностного и социального развития индивида; с другой стороны, это показатель уровня и качества его развития, характеризующий личное мировоззрение, индивидуальную систему представлений о себе и обществе, о желаемом. Безусловно, эти качественные различия будут проявляться во всех сферах жизнедеятельности, особенно когда человеку необходимо сделать выбор (партнера, круга общения, профессии, учебного заведения, места работы, месту жительства и т. д.). Внешние объективные и субъективные факторы, безусловно, может иметь определенное влияние на принятие решений, но, на наш взгляд, личное отношение к ним определяется качественное своеобразие нравственной системы ценностей играют решающую роль в этом процессе. Личностные ценности во многом определяют мировоззрение человека в жизнедеятельности.
Ценности формируют идеалы и мотивируют человека. Они являются центром, определяющим поведение людей. Изучение ценностных ориентаций, формирующих духовную жизнь студентов, и выявление предпочтений в период обучения в образовательном учреждении является одной из наиболее актуальных проблем современной социологии. Известно, что социальные ценностные ориентации характеризуются субъективное преломление ценностей социальной жизни в индивидуальном сознании людей в этом обществе. Действительно, принимая во внимание разнообразие интересов и потребностей, знание духовной культуры, целей, ценностей и программ действий являются важными предпосылками для определения ценностных ориентаций личности [13].
Другими словами, социальные ценностные ориентации представляют собой объективное и специфическое выражение социальных настроений. Социальное настроение субъекта меняется вместе с социальными ценностями, которые важны для он/она. Ценности резко меняются, когда человек начинает понимать сущность материальных и духовных форм богатства.
Социальные ценностные ориентации, формируемые рынком потребления, повышают социальный статус человека, но не всегда улучшают его социальное настроение.
Но если моральные ценности общества не обеспечивают необходимого материального достатка, то настроение людей характеризуется различными видами внутриличностного дискомфорта. Например, между обществом и потребностями человека. Таким образом, ценности и социальное настроение человека взаимосвязаны и влияют друг на друга.
В современном обществе, где материальное богатство стало причиной существования человека, соответственно формируются жизненные потребности подрастающего поколения, а затем и ценностные ориентации подрастающего поколения в целом и студентов в частности [14]. Студенты–самая образованная, интеллектуальная часть молодежи. Они уверены в себе, целеустремленны, легко общительны, у них есть чувство новизны. С другой стороны, «студенты–это та часть общества, которая бурно реагирует на негативные последствия и изменения в нашем обществе». Таким образом, по мнению О. И. Карпухина, студенты являются той частью общества, которая наиболее чувствительна к различным изменениям в этом обществе. В. Т. Лисовский указывает основные особенности студентов [13]:
- общий вид познавательной деятельности: учебная деятельность, которая в сочетании с исследовательской деятельностью формирует определенный социальный фон для жизнедеятельности данной социальной группы;
- студенты особенно вовлечены в общественно–политическую деятельность;
- студенты имеют свои собственные специфическая субкультура. Студентов объединяют общие интересы и высокий интеллектуальный потенциал. Высшее образование играет важную роль – оно должно формировать такие качества, как умение критически относиться к себе, в первую очередь, и быть готовым к сотрудничеству, диалогу. Студент должен быть более стрессоустойчивым к факторам, усложняющим процесс социализации в обществе. Эти факторы остаются следующими: неопределенность занятости в области обучения, финансовые трудности, социальное расслоение «по доходам» в студенческой среде.