Файл: Курсовая работа по дисциплине Общесихологический практикум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заключение



Понятие «ценностные ориентации» тесно связано с понятием «ценность». Категории «ценности» и «ценностные ориентации» являются общими для философии, социологии, психологии и других гуманитарных, а также социальных наук. Естественно, единого определения нет и быть не может, потому что каждая наука исследует свой аспект ценностей и ценностных ориентаций.

Существует пять основных типов интерпретации понятия ценностных ориентаций: как ориентация личности; как потребность; как индивидуальный опыт социальной жизни; как внутриличностное образование; как источник сознательной деятельности и поведения.

Индивидуальная система ценностей имеет иерархическую структуру. Наряду с другими факторами ценности предопределяют формирование диспозиционной системы личности.

Выражая определенные качества личности, ценностная ориентация в то же время является и средством реализации определенных социальных целей. Нормативно–ценностный подход к изучению социального и политического менталитета общества исходит от Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера, А. Маршалла, В. Парето. Для много лет этой проблемой занимались американские ученые У. Томас, Ф. Знаецки, Дж.Мид. Они основаны на представлении о том, что определяющей силой развития и трансформации общества является расхождение целей и интересов людей или определенных соответствующих групп. Ослабление общих убеждений и чувств грозит распадом общества, его крахом. Следовательно, ценностные ориентации представляют собой широкую систему личностных ценностей.

Ценностные установки, следовательно, это проявляется как избирательное–лучшее отношение не к отдельным предметам и явлениям, но в своей совокупности, то есть выражать общую ориентацию индивида на определенные типы социальных ценностей.

Ценностные ориентации развиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах. Кроме того, это формирование идеологического и целевого плана, а также общей линии человеческой жизни. Это находит свое проявление в вербализованных программах и реальном поведении людей.

Подводя итог, мы считаем, что система ценностных ориентаций личности–это компонент внешнего мира в структуре личности, составляющая непрерывности личности; показатель того, чего можно ожидать от личности. О социально–политическом положении и духовном мире человека можно судить по тому, каких целей он собирается достичь.


Таким образом, ценностные ориентации–это психологическое образование; главная максима в структуре личности, индивидуально интегрированная часть духовно-универсальных принципов.

Изучение роли ценностных ориентаций в условиях трансформации украинского общества станет нашим дальнейшим научным исследованием.

Таким образом, в результате проведенного исследования мы составили социальный портрет представителя современной студенческой молодежи.

Религия важна для современного студента; молодой человек–это прежде всего верующий, который утверждает, что является членом определенной конфессии. Семья, семейные отношения, образование и приобретение профессии являются ценными для современных студентов. В то же время они склонны выбирать интересную профессию, которая позволит им развиваться. Кроме того, немаловажное значение имеет финансовый аспект профессиональной деятельности – современные студенты практикуют в выбор своего будущего; ориентация на финансовый аспект профессии более характерна для молодых мужчин, чем для молодых женщин. Современные студенты видят свое будущее в России. Финансовые и личные проблемы являются наиболее актуальными для современных студентов. Здоровье и здоровый образ жизни составляют важную сферу жизни современного студента, и это проявляется в негативном отношении к различного рода зависимостям, вредным привычкам, которые считаются не только сугубо личным делом, а также в особом уходе за здоровьем – более тщательном, прилежном и деликатном. В проблемной ситуации современные студенты реже рассчитывают на поддержку родственников и друзей, но, в то же время, они не склонны решать свои проблемы самостоятельно, и это свидетельствует о несколько инфантильном отношении современных студентов.

Список использованных источников





  1. Арясова, А. Ю. Ценностные ориентации молодежи в содержании государственной молодежной информационной политики [Текст] / Анна Юрьевна Арясова. – Астрахань: Изд. Сорокин Роман Васильевич, 2010. – 95 с.

  2. Ахметова, К. С. Формирование ценностных ориентаций молодежи как условие приобщения к социокультурным ценностям / К. С. Ахметова // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века = Scientific schools. Youth in science and culture of the XXIst century: материалы Международного научно–творческого форума (научной конференции), 7–8 ноября 2019 г. / Челябинский государственный институт культуры; составители: С. Б. Синецкий (отв. сост.), Ю. В. Гушул (науч. ред.). – Челябинск: ЧГИК, 2019. – С. 257–261 с.

  3. Брик, Л. В. Средства массовой информации в формировании ценностных ориентаций молодежи [Текст] / Л. В. Брик; Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Мурманский гос. технический ун–т". – Мурманск: Изд–во МГТУ, 2011. – 135 с.

  4. Волкова, Н. Н. Ценностные ориентации молодежи в полиэтнической среде [Текст]: [монография] / Н. Н. Волкова; Российский гос. социальный ун–т, Фил. в г. Люберцы. – Москва: Восход–А, 2011. – 150 с.

  5. Герцен, С. М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющейся России: межпоколенный подход: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Герцен Светлана Михайловна; [Место защиты: Тюмен. гос. ун–т]. – Тюмень, 2012. – 213 с.

  6. Герцен, С. М. Sociology of youth: value orientations = Социология молодежи: ценностные ориентации: textbook / Svetlana Gertsen; Ministry of science and higher education of the Russian Federation, University of Tyumen, Institute of mathematics and computer science. – Tyumen: Univ. of Tyumen publ. house, 2018. – 202 с.

  7. Гневашева, В. А. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи [Текст] = Social and cultural value orientations of Russian youth: the theoretical and empirical researches: монография / В. А. Гневашева; Московский гуманитарный ун–т, Ин–т фундаментальных и прикладных исслед., Центр социологии молодежи. – Москва: Изд–во Московского гуманитарного ун–та, 2010. – 303 с.

  8. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 040201 Социология и 040102 Социальная антропология / И. Ф. Девятко. – 6–е изд. – Москва: КДУ, 2010. – 293 с.

  9. Институциализация и ценностные ориентации молодежи в обществе риска [Текст]: монография / В. Б. Устьянцев [и др.]; под ред. М. О. Орлова; Саратовский гос. ун–т им. Н. Г. Чернышевского. – Саратов: Изд–во Саратовского ун–та, 2010. – 108 с.

  10. Колбунов, Ф. А. Ценностные ориентации молодежи российского мегаполиса: диссертация... кандидата культурологии: 24.00.01 / Колбунов Федор Андреевич; [Место защиты: С.–Петерб. гос. ун–т культуры и искусств]. – Санкт–Петербург, 2011. – 178 с.

  11. Коморникова, О. М. Особенности ценностных ориентаций молодежи на толерантное взаимодействие с иноэтничными мигрантами: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Коморникова Ольга Михайловна; [Место защиты: Ур. федер. ун–т имени первого Президента России Б.Н. Ельцина]. – Екатеринбург, 2013. – 165 с.

  12. Корнева, В. В. Ценностные ориентации студенческой молодежи в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы: монография / В. В. Корнева, О. Ю. Тарасов; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тихоокеанский государственный университет". – Хабаровск: Изд–во ТОГУ, 2019. – 99 с.

  13. Лукашёва, С. С. Музыка как средство формирования ценностных ориентаций молодежи / С. С. Лукашёва // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире: материалы VI Международной научно–практической конференции, 26–27 апреля 2018 года: [в 2 ч.]. Ч. 2. – Самара: Самарский гос. ин–т культуры, 2018. – С. 246–248 c.

  14. Машнова, В. В. Ценностные ориентации студенческой молодежи. Характеристика социального портрета современного студента / В. В. Машнова, Ю. А. Гребенникова // Литературно–педагогические Лихановские чтения, 3–4 декабря 2013 года. – Белгород: Константа, 2014. – С. 141–147.

  15. Мерзлякова, С. В. Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи [Текст]: монография / С. В. Мерзлякова; М–во образования и науки Российской Федерации, Астраханский гос. ун–т. – Астрахань: Астраханский ун–т, 2011. – 115 с.

  16. Монсонова, А. Р. Этноконфессиональная принадлежность как фактор формирования системы ценностных ориентаций молодежи [Текст]: (Байкальский регион) / А. Р. Монсонова; М–во образования и науки Российской Федерации, Бурятский гос. ун–т. – Улан–Удэ: Изд–во Бурятского госуниверситета, 2010. – 126 с.

  17. Нагоева, Л. Х. Тенденции ценностных ориентаций молодежи в современном обществе: на материалах Республики Адыгея: диссертация... кандидата социологических наук: 22.00.06 / Нагоева Лариса Хасамбиевна; [Место защиты: Адыг. гос. ун–т]. – Майкоп, 2011. – 153 с.

  18. Пыжикова, Ж. В. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи / Ж. В. Пыжикова // Динамика культуры в обществе социальных инноваций: материалы всероссийской научной конференции, 23–24 мая 2011 г.: к 40–летию СГАКИ. – Самара: СГАКИ, 2011. – С. 62–65.

  19. Рахманова, Ю. В. Методы социологического исследования: учебное пособие / Ю. В. Рахманова; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. – Санкт–Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. – 122 с.

  20. Рыщанова, У. М. Социокультурная деятельность музея как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи: (на примере Костанайского областного мемориального музея Ибрая Алтынсарина) / У. М. Рыщанова // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. – Барнаул: Изд–во Алтайской гос. акад. культуры и искусств, 2015. – С. 89–93.

  21. Тавакалова, М. К. Образование как социокультурный фактор формирования ценностных ориентаций молодежи: социально–философский анализ: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.11 / Тавакалова Мунира Курбоназаровна; [Место защиты: Ин–т филологии, политологии и права им. А. Баховаддинова Акад. наук Респ. Таджикистан]. – Душанбе, 2016. – 141 с.

  22. Ушамирский, А. Э. Современная российская студенческая молодежь: конфликт ценностей [Текст]: [монография] / Ушамирский А. Э.; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Белгородский национальный исследовательский университет. - Волгоград: Изд-во Волгоградского ин-та управления - фил. РАНХиГС, 2018. - 141 с.

  23. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе взаимодействия социально–культурных институтов общества [Текст]: сборник материалов Всероссийской научно–практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей, 12–14 февраля 2013 г. / М–во культуры Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Орловский гос. ин–т искусств и культуры"; [науч. ред. Н. А. Паршиков]. – Орел: Горизонт, 2013. – 252 с.

  24. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования [Текст]: монография / [О. Л. Бегичева, С. А. Гришаева, М. Б. Поляков и др.]; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет управления". – Москва: ФГБОУ ВО "Государственный университет управления", 2017. – 131 с.

  25. Ценностные ориентации, социализация молодежи и профилактика экстремизма в молодежной среде [Текст]: сборник научных статей / Упр. Алтайского края по образованию и делам молодежи, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Российская акад. нар. хоз–ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации", Алтайский фил.; [гл. науч. ред.: Е. В. Романова]. – Барнаул: Пять плюс, 2011. – 122 с.

  26. Ценностные ориентации молодежи [Текст]: итоги социологического исследования / [под ред. Е. П. Савруцкой]. – Москва: Директ–Медиа, 2014. – 306 c.

  27. Ягудина, А. Р. Особенности формирования ценностных ориентаций молодежи под влиянием социокультурных факторов [Текст]: монография / А. Р. Ягудина, Г. Р. Габидуллина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Стерлитамакский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Башкирский государственный университет". – Стерлитамак: Стерлитамакский фил. БашГУ, 2015. – 84 с.

  28. Ярошенко, Н. Н. Воспитательный потенциал социально–культурной деятельности в формировании ценностных ориентаций молодежи / Н. Н. Ярошенко // Ценностно–смысловое содержание социально–культурной деятельности в современной России: монография. – Москва: МГУКИ, 2018. – С. 108–121 с.