Файл: Курсовая работа по дисциплине Общесихологический практикум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В другой работе Лисовский В. Т. дает следующее определение молодежи [8]:

- поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные,

- культурные и другие социальные функции.

На самом деле студенты–это социально–демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных особенностей и особенностей социальных условий.

Социально зрелая личность студента характеризуется не только глубиной профессиональных знаний, но и широтой гуманитарной подготовки, культурным кругозором, богатством чувств и уровнем нравственного культурного развития. Согласно с Тощенко Ж. Т., на сознание молодежи влияют различные факторы: экономические, социальные, политические факторы, поскольку для студентов характерна нестабильность социальных ориентации и жизненные позиции. Индивидуализм–типичная черта студента. Личность важна настолько, насколько он/она сумел реализовать свой собственный потенциал в рамках индивидуальной системы ценностей. Еще одной характерной чертой современных студентов является слабый интерес к политике, апатия и отсутствие веры в эффективность политических реформ. Студенты не верят в социально–экономические преобразования страны, и это проявляется в нестабильности жизни, неспособности молодежи предопределять ход будущих событий. Меняется система ценностей, интересы сосредоточены на бытовой сфере, преобладают прагматические установки.

Вызывает беспокойство тот факт, что каждый пятый учитель уверен, что он/она должен найти самореализацию, используя другие возможности, открыв бизнес, и тем самым он/она добьется большего успеха в жизни. Поэтому возрастает роль преподавателя высшего образования. Следует отметить, что общество не рассматривает образование как воздействие на человека с целью формирования качеств, необходимых педагогу, высшему учебному заведению и обществу. Считается, что образование следует рассматривать как процесс создания необходимых условий для самореализации личности при обучении в высшем учебном заведении. Главная задача высшей школы–разработать и воспроизвести специальную культурный социальный класс, интеллектуальная элита.




2.3 Пути совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций молодёжи



Формирование ценностных ориентаций российской молодежи имеет первостепенное значение в жизни не только подрастающего поколения, но и всего общества в целом. В последние 2–3 десятилетия в российском обществе произошли кардинальные изменения в социально–экономической и социокультурной сферах общественного устройства, которые, в свою очередь, влияют на установки, ценностные ориентации и мировоззрение граждан общества, особенно молодежи. Изменение в официальном государственная идеология, определявшая качественные характеристики всех сфер общественной жизни на протяжении более семидесяти лет, была одним из условий формирования свободной среды, благоприятной для любых инноваций, творчества, способствующей расцвету духовно–нравственной ориентации в формировании личности. В то же время стали проявляться негативные тенденции, которые, на наш взгляд, неизбежны при переходе общества от одной социальной структуры к другой. Таким образом, результаты многочисленных исследований в области социологии, культурология, этика, педагогика и психология показывают изменения в общественных установках, в системе ценностей и моральных ориентирах. В определенной части исследований выявляются тенденции дезорганизации: в результате изменения социальной структуры общество в первую очередь утратило свои идеологические и моральные основы, обеспечивающие стабильность и создающие условия для дальнейшего развития [12]. Хаос в политической и общественной жизни, индивидуализм, культ материального, обесценивание «вечных» ценностей – таково современное российское общество.

Но, с другой стороны, исследователи также выявили позитивные изменения в установках и ценностных ориентациях. Эти изменения вызваны тем, что на первый план по своей значимости выходят качества, которые ранее не были должным образом развиты: инициатива, находчивость, способность нестандартно мыслить, проявлять креативность, стремление реализовать свой творческий потенциал.

Изменения ценностных ориентаций, сопровождающие любые более или менее значимые социальные изменения, характеризуются, с одной стороны, качественно новым содержанием. В то же время эти инновации не означают полного отказа от традиционных ценностных ориентаций и связанных с ними такие качества, как трудолюбие, покладистость, способность управлять и подчиняться, ограничивать собственные импульсы, противоречащие общественным интересам, и т. д.


Студенты являются наиболее динамичной социальной группой с точки зрения ценностных ориентаций. Во–первых, студенты–это специфическая мобильная социальная группа, специфическое сообщество людей, которые объединены одной организацией – высшим учебным заведением. Общность студентов как социальной группы определяется ценностными ориентациями, которые связаны как с процессом обучения в высшем учебном заведении, так и с получением профессионального образования.

Во–вторых, студенты охватывают довольно широкий возрастной период от 17 до 25 лет, и в настоящее время возрастной порог студентов увеличивается в связи с получением второго высшего образования, переподготовкой и т. д. Таким образом, студенты представляют группу, возрастная цель которой состоит в том, чтобы активно развивайте мировоззрение, ценности и ценностные ориентации.

Студенты как группа характеризуются своей подверженностью любым социальным изменениям, так как молодые люди ориентированы на новое, они отвергают старые традиции и формы жизнедеятельности. Студенты всегда были самой политически активной частью населения, ядром бунтарского духа, инноваций, перемен. В современном обществе механизм формирования ценностных ориентаций студентов постоянно претерпевает изменения, так как меняются старые правила поведения, все еще формируются новые ценностные ориентации и, таким образом, происходит столкновение старых и новых изменений [14].

Студенты всегда были самой образованной, умной и динамичной частью молодежи. Они всегда обладали такими качествами, как уверенность в себе, целеустремленность и чувство новизны.

Эти положительные качества молодежи вступают в противоречие с неблагоприятной социально–экономической обстановкой, которая сложилась в России в последние годы. Поэтому на данном этапе это важно выявить и понять ценности, регулирующие жизнь молодежи, их собственные ценностные ориентации. Студенты – самая уязвимая часть общества.

Отсутствие жизненного опыта делает их легкой добычей криминальных структур, становится причиной неадекватной реакции на испытываемые трудности. В этих условиях возрастает роль высших учебных заведений, выполняющих социально–экономические и нравственные функции. Роль организации досуга студентов, направленной на развитие и самосовершенствования человека, способствующего созданию социокультурных ценностей, становится больше. Обретению духовных ценностей присуща реализация преемственности различных культур, реализация нравственно–эстетических
культурных норм в различных видах деятельности, формах общения и поведения.